Совокупный спрос и факторы его определяющие
Содержание
Введение 1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие 2. Теория эффективного совокупного спроса 3. Динамика совокупного спроса в условиях современного финансового кризиса в РФ и РТ Заключение Список использованной литературы Введение
Известно, что любой экономической системе хозяйственный механизм представляет собой совокупность элементов в их взаимосвязи, совокупность экономических законов, определяющих динамику движения элементов хозяйственных механизмов, а также организационную структуру экономической системы. Рыночный механизм – это система основных взаимосвязанных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка. Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д. На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления – спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период, но выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства. Достижение макроэкономического равновесия как одновременного равновесия на всех рынках, т.е. как равновесия экономической системы в целом – практически трудно реализуемая задача. Ее решение особенно осложнено в условиях преимущественно интенсивного типа экономического роста, для которого характерны существенные количественные и качественные изменения во всех социально-экономических взаимосвязях. Вместе с тем достижение макроэкономического равновесия настолько важно для эффективного развития социально-экономической системы, что эта проблема не может оставаться вне внимания экономической теории и практики. Ведь достижение макроэкономического равновесия означало бы пропорциональность в производстве и потреблении, предложении и спросе, производственных затратах и результатах, материально-вещественных и денежных потоков. Это означало бы в конечном счете реализацию экономических интересов каждого из хозяйствующих в макросистеме субъектов при их взаимной согласованности. Иначе говоря, макроэкономическое равновесие – это оптимальное соотношение во всей системе социально-экономических количественных и качественных взаимосвязей в национальной экономике. Этот оптимум служит обобщающим показателем экономически и социально эффективного функционирования системы на уровне страны. Однако попытки достижения оптимума – это стремление к достижению идеального состояния в социально-экономическом развитии системы, которое практически неосуществимо. Одной из составляющих элементов в равновесии является совокупный спрос. Цель нашей работы – анализ совокупного спроса, его структуры и динамики. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы; рассмотреть неценовые факторы, влияющие на величину спроса; рассмотреть теорию эффективного спроса, предложенную Дж.Кейнсом; выявить структуру совокупного спроса в РФ и РТ и проанализировать их динамику. Совокупный спрос и факторы его определяющие
Совокупный спрос, агрегированный спрос – это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях цен [12, c.252]. В соответствии с данным определением кривую совокупного спроса можно представить так как на рисунке 1. Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.
Рис.1 Кривая совокупного спроса
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена она в иной системе координат. На оси абсцисс указываются значения реального объема национального производства, обозначаемого (Q). На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен, а уровень цен (Р). В экономической теории под совокупным спросом также понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике [21, 412]. В составе совокупного спроса, исходя из структуры расходов, принято выделять: потребительские расходы населения (С); инвестиционные расходы частного сектора (I); государственные закупки (G); чистый экспорт (NX). Совокупный спрос может быть представлен как сумма указанных элементов:
Yd= C + I + G + NX (1) Значительную часть спроса составляют потребительские расходы населения на товары и услуг, т.е. компонент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этих расходов в национальном доходе страны достигает в России 50%, а в США – 67%. Еще более высока доля элемента С в общем объеме расходов населения на рынке благ. Под инвестиционными расходами (инвестициями)понимается спрос фирмы домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Домашние хозяйства покупают новые дома и квартиры, что тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15-20% ВНП страны. В макроэкономике под инвестициями подразумевается только покупка нового реального капитала. Общие инвестиционные расходы частного сектора экономики (валовые частные инвестиции) включают [21, c.413]: реновационные инвестиции, замещающие действующий капитал по мере его выбытия; чистые частные инвестиции, предназначенные для увеличения реального запаса капитала в национальной экономике (основных производственных фондов и товарно-материальных запасов предприятий, а также жилого фонда, находящегося в собственности домохозяйств). Эти виды инвестиций имеют не только различное целевое назначение, но и разные источники финансирования. Источником реновационных инвестиций являются амортизационные отчисления фирм, которые характеризуют объем капитала, потребленного в процессе производства в данном году. Основным источником финансирования чистых инвестиций в условиях рыночной экономики являются сбережения домохозяйств, а дополнительным – сбережения фирм (нераспределенная прибыль корпораций). Если в некотором периоде общий объем инвестиций превышает амортизационные отчисления, то чистые инвестиции оказываются положительной величиной. В этом случае производственные мощности страны растут и экономика находится на подъеме. Третий элемент совокупного спроса – государственные закупки товаров и услуг. Это расходы государственных органов власти всех уровней на приобретение товаров и услуг труда занятых в государственном секторе. В его состав не включаются государственные трансфертные платежи населению, а также субсидии и субвенции фирмам. Такого рода расходы не являются затратами на приобретение конечных товаров и услуг, а лишь отражают процесс перераспределения части доходов государства домохозяйствам или фирмам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета [8, c.368]. В России ее величина составляет около 30% национального дохода страны. Чистый экспорт (NX)представляет собой разницу между экспортом и импортом. Структуру спроса по расходам за 2006 г. представлена в таблице 1. В экономической теории теоретическе обоснованно наличие убывающей зависимости величины запланированного спроса от уровня цен. Это обоснование базируется на характеристике трех эффектов в экономике,вызываемых изменением общего уровня цен: эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок.
Таблица 1 Структура совокупного спроса России на основе расходов за 2006 г. [8, c.369]
Суть эффекта процентной ставки заключается в том, что при повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки [17, c.268]. Рост процентной ставки, в свою очередь, снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках бизнесмены перестают рассматривать малодоходные инвестиционные проекты, а многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов. Эффект богатствасостоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход их владельцам (банковских вкладов и облигаций) [17, c.269]. Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках, стремясь восстановить прежний уровень богатства. Богатство людей в виде фиксированных доходов при инфляции уменьшается в обратно пропорциональном зависимости. Это срочные счета, облигации, заработная плата, рента, пенсии, пособия. Остаточная покупательная способность людей, физических и юридических лиц называется реальными кассовыми остатками. Урезая свои потребительские расходы таким образом, они напрямую влияют на совокупный спрос в сторону его понижения. В такой ситуации спрос на дорогостоящие товары, предметы роскоши со временем может понизиться, так как инфляция понижает реальную покупательскую способность финансовых активов. Суммарное воздействие эффекта может быть как положительным, так и отрицательным. Это во многом зависит от степени роста цен: незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы инфляции его сокращают. Таким образом, данный эффект осложняет известную закономерность, утверждающую, что с ростом цен снижается совокупный спрос. Эффект импортных закупокобусловлен влиянием изменения уровня цен в той или иной стране на соотношение внутренних и мировых цен и конкурентоспособность отечественных и иностранных товаров [17, c.271]. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, поскольку цены на иностранные товары станут для потребителей более привлекательными и их конкурентоспособность на мировом товарном рынке повысится. В то же время рост цен в какой-либо одной стране заставит иностранных потребителей воздерживаться от покупки товаров данной страны, которые стали менее конкурентоспособными. Кроме того, на уровень совокупного спроса оказывают влияние неценовые факторы, которые можно выделить в следующие группы, как показано в таблице 2.
Таблица 2 Неценовые факторы совокупного спроса [3, с.154]
При изменении неценовых факторов совокупного спроса кривая совокупного спроса может смещаться влево или вправо (см. рис.2).Правостороннее смещение отражает увеличение величины плановых расходов при каждом данном уровне цен, левостороннее – их уменьшение.
Рис.2 Неценовые факторы сдвига кривой AD
Из таблицы 2 следует, что потребительские расходы зависят в первую очередь от уровня доходов потребителей. Если доходы увеличиваются, то при неизменном уровне цен, расходы также начнут увеличиваться и кривая спроса смещается вправо. Но рост спроса растет медленнее, чем рост доходов. Это объясняется тем, что предельная склонность к потреблению начинает снижаться [12, c.214]. Характер изменения расходов зависят в свою очередь от их ожиданий на рынке и прогнозов. Эти ожидания касаются изменения дохода потребителя, а также наличия инфляция. Если прогнозируется рост реальных доходов, то расходы потребителя, а, следовательно, и его совокупный спрос тоже увеличатся. Аналогичным образом инфляционное ожидание также увеличивает или снижает уровень совокупного спроса. Задолженность потребителей по приобретенным товарам также может влиять в обратной зависимости: чем больше уровень задолженности, тем ниже расходы и спрос. Инвестиционные расходы прежде всего зависят от процентной ставки. Увеличение процентной ставки снижает инвестиционные расходы, которые в большей частью являются расходами на обновление средств производства. На величину инвестиционных расходов также могут влиять ожидания производителей, их прогнозы будущей эффективности, прибыльности. Вопросы поддержания и повышения конкурентоспособности предприятия являются своего рода стимулом для закупки и внедрения новых технологий, оборудования [17, c.275]. Уровень налогообложения также влияет на планируемые расходы предпринимателя: рост налогов ведет к сокращению планируемых затрат. Закупки бюджетными организациями формируют величину государственных расходов. Здесь наблюдается прямая зависимость: рост государственных расходов при прочих равных условиях способствует росту спроса. Увеличение государственных расходов может быть связано с реализацией различных государственных программ, носящие социально-экономический характер, развитием инфраструктуры. Факторы, влияющие на объем чистого экспорта, оказывают свое внимание при неизменном уровне цен. Уменьшение национального продукта зарубежного контрагента снижает его экспорт, что ведет к снижению величины нашего чистого экспорта, что в свою очередь снижает совокупный спрос. Рост курса национальной валюты заключается в обесценивании иностранной валюты. В таком случае, продукты товары станут дороже для импортеров, что приведет к обратному результату.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |