Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория эффективного совокупного спроса



2019-07-03 335 Обсуждений (0)
Теория эффективного совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эффективный спрос – понятие, имеющее в литературе разноречивые толкования. Наиболее распространены два [20, с.416]:

восходящее к А. Смиту представление об эффективном спросе на товар как о спросе, который «действительно» привлекает данный товар на рынок (исходя из принципа: спрос рождает предложение);

употребляемое Дж.Кейнсом и его последователями (у них эффективный спрос – тот совокупный (агрегатный) спрос, который поддержан средствами, позволяющими действительно купить соответствующее количество товаров).

Теория эффективного спроса, предложенная Кейнсом, – это направление экономической теории, основная идея которой: через стимулирование спроса воздействовать на производство и предложение товаров, сократить безработицу.

Кейнс был убежден, что производство национального продукта и уровень занятости определяются непосредственно факторами спроса, а не факторами.

Отметим основные положения кейнсианской теории, которые произвели переворот в экономической науке в середине 1930-х гг. и дали толчок развитию макроэкономики. Во-первых, Кейнс, в отличие от классиков, выдвинул положение о том, что не совокупное предложение определяет совокупный спрос, а, наоборот, совокупный спрос определяет уровень экономической активности, т. е. максимально возможный уровень выпуска продукции (совокупное предложение) и, соответственно, занятости. Во-вторых, Кейнс предполагал, что заработная плата и цены не обладают совершенной гибкостью. В-третьих, процентная ставка не уравнивает объемы инвестиций и сбережений, как это представляется в модели классиков. В-четвертых, полная занятость не достигается в экономике автоматически, и это дает основания для государственного вмешательства в экономические процессы.

В макроэкономических моделях под принципом эффективного спроса понимается положение, в соответствии с которым для достаточно коротких промежутков времени, на которых уровень производственных возможностей считается заданным, национальный доход (уровень выпуска) определяется факторами, лежащими на стороне спроса [20, с.417].

В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс обращает внимание на неэффективность потребительского спроса.

Если мы анализируем экономический рынок с позиций производителя, то тогда совокупный доход (издержки плюс прибыль), получаемый при существующем уровне занятости, Кейнс предлагает называть выручкой от этого уровня занятости.

Если посмотреть иначе, то цена совокупного предложения продукции при существующем уровне занятости – это выручка, которую планирует получить производитель, которая и заставляет его формировать свой собственный спрос на трудовые ресурсы, равный существующему объему занятости.

Отсюда следует, что при прочих равных условиях, к которым относятся состояние оборудования, техники, объем и качество потребляемых, величина средних издержек, уровень занятости, независимо от того, что мы рассматриваем: предприятие или отрасль, зависит от той величины выручки, которую планируют получить производители за свой продукт или услугу. Производители сделают все от них зависящее для доведения объема занятости до того уровня, при котором они надеются получить наибольшую прибыль.

Кейнс под функцией совокупного спроса понимал, зависимость выручки, получаемой предпринимателем, от уровня занятости. Если ожидаемая выручка больше, чем совокупная цена предложения, которая также определяется уровнем занятости, то предприниматель стремится увеличить занятость до такого уровня занятости, при котором бы совокупный спрос стал равен совокупному предложению.

Таким образом, уровень занятости определяется точкой пересечения функций совокупного спроса и совокупного предложения. Прибыль производителя, т.е. превышение дохода над его расходами, будет наибольшей в этой точке. Величина совокупного спроса в этой называется эффективным спросом.

Что же предпринять, чтобы поднять эффективность спроса?

Надо найти рычаги развития всего общественного (совокупного) спроса - спроса на потребительские товары и спроса на инвестиционные товары, ибо совокупный спрос – это сумма потребительских расходов и инвестиций [21, с.295].

Если совокупный спрос больше предложения, тогда «работают» стимулы роста производства. В этом случае совокупный спрос действительно эффективен, способствует обеспечению высокой занятости, более полному использованию производственных мощностей.

Основные компоненты совокупного спроса: потребление, инвестиции и государственные расходы.

Ключевым уравнением кейнсианской теории можно считать следующее равенство [3, с.154]:

 

GNP = C + I, (2)

 

где GNP – валовый национальный продукт,

С – потребительские расходы,

I – инвестиции.

Основные факторы, воздействующие на совокупный спрос: склонность к потреблению, ожидаемая прибыльность капиталовложений, предпочтение ликвидности.

Расходы на потребление определяются склонностью к потреблению. Здесь действует психологический закон, выражающий зависимость между потреблением и доходом. Кейнс выдвинул положение, которое принято называть основным психологическим законом:«Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход», т.е.с ростом дохода средняя склонность к потреблению падает под влиянием снижения предельной склонности к потреблению [7, с.155]. А если так, то часть созданной продукции не сможет быть реализована, предприниматели понесут убытки и будут сворачивать объем производства. Недостаточность склонности к потреблению может привести к хроническому отставанию совокупного спроса от уровня, обеспечивающего полную занятость.

Уровень инвестиционного спроса зависит от ожидаемой эффективности капитала и процентной ставки. Процентная ставка, или норма процента, это плата за расставание с ликвидностью. Предпочтение ликвидности – стремление владеть деньгами, сохранить сбережения в денежной форме [8, с.418]. Предприниматель продолжает процесс инвестирования, пока предельная эффективность капиталовложений остается выше нормы процента. Таким образом, существующая норма процента определяет нижний предел прибыльности будущих инвестиций. Чем она ниже, тем, при прочих равных условиях, оживленней инвестиционный процесс и наоборот.

Интересно отметить, что неоклассики считали, что норма процента определяется точкой пересечения кривых сбережений и инвестиций (именно из данного предположения ими выводилось постоянное автоматическое равенство сбережений и инвестиций). Кейнс же писал, что сам процент определяет конечную величину инвестиций, а не определяется ими. Процент в теории Кейнса, как и склонность к инвестированию, явления преимущественно психологического порядка. Ожидаемый доход от инвестиций весьма чувствителен к пессимистическим настроениям и последние, по мнению Кейнса, могут стать причиной глубоких экономических депрессий.

Кейнс подверг критике «закон рынков» Сэя, который разделялся и неоклассиками. Суть этого закона состоит в том, что предложение автоматически порождает соответствующий спрос. Так как целью производства, по предположению Сэя, является потребление (производитель продает свой товар, чтобы купить другой, то есть каждый продавец обязательно становится покупателем), то в этой ситуации общее перепроизводство товаров невозможно. Иными словами, любое увеличение продукции автоматически порождает эквивалентное увеличение расходов и доходов, причем в размерах, способных поддержать экономику в состоянии полной занятости [8, с.419]. Это убеждение господствовало на протяжении многих десятилетий. Но несостоятельность этого закона в годы «великой депрессии» стала очевидной.

Кейнс же считал, что именно недостаточность «эффективного спроса» является главной бедой в годы Великой депрессии, что определялось сокращением склонности к потреблению, снижением предельной эффективности капиталовложений и чрезмерной тягой к «ликвидности». И именно широкое участие государства в инвестировании, организация различного рода общественных работ (даже если они не очень рациональные с экономической точки зрения), осознанное влияние на покупательную способность малоимущих слоев населения (увеличение минимального прожиточного минимума, пенсий, пособий, стипендий, льготное налогообложение) – все это способствует росту «эффективного спроса» и через «эффект мультипликации» стимулирует рост национального дохода.

Кейнс развивал идею мультипликатора накопления. В его теории, мультипликатор накопления – коэффициент, показывающий, во сколько раз увеличится прирост национального дохода в результате первоначальных инвестиций [20, с.428]. Он определяется независимой переменной – предельной склонностью к потреблению, а прирост национального дохода определяется как произведение мультипликатора на прирост первоначальных инвестиций. Если предположить, что предельная склонность к потреблению = 0,8, то вновь произведенные инвестиции на сумму, допустим, 1000 денежных единиц вызовут увеличение национального дохода на 5000 денежных единиц.

Величина мультипликатора в условиях реальной экономики всегда больше единицы, поскольку прирост дополнительных инвестиций в какую-либо отрасль дает прирост не только в ней самой, но и связанных с нею отраслях. А создание дополнительных рабочих мест во всех этих отраслях скажется на повышении платежеспособного спроса рабочих, и соответственно, создаст стимулы для расширения производства продуктов питания и товаров народного потребления. Таким образом решаются две взаимосвязанные проблемы: обеспечение экономического роста и решение проблемы безработицы. Обеспечивать же первоначальные инвестиции в условиях недостаточного эффективного спроса со стороны потребителей и частного сектора экономики должно, по мнению Кейнса, государство, не пренебрегая при этом и косвенными методами стимулирования инвестиций.

Следовательно, при данной склонности к потреблению и данных размерах новых инвестиций будет существовать только один уровень занятости, совместимый с равновесием, поскольку всякий другой уровень приведет к несовпадению совокупной цены предложения и совокупной цены спроса [20, с.429]. Этот уровень не может быть большим, чем полная занятость, т.е. реальная заработная плата не может быть меньше, чем предельная тягость труда. Но, вообще говоря, нет основания ожидать, что он будет равен полной занятости. Эффективный спрос, сочетающийся с полной занятостью, - это специальный случай, реализующийся только при условии, если склонность к потреблению и стремление инвестировать находятся в определенном соотношении.




2019-07-03 335 Обсуждений (0)
Теория эффективного совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория эффективного совокупного спроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)