Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рассмотрим контроль за использованием материалов в организации.



2019-07-03 204 Обсуждений (0)
Рассмотрим контроль за использованием материалов в организации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Для контроля за использованием сырья и материалов в производ­стве ООО «Конси» используют следующие три основных метода: документирование, методы партионного раскроя и инвентарный.

Метод документирования основан на документальном оформлении отдельными документами всех случаев отклонений расхода сырья и материалов от установленных норм, нормативов и условий (при отпу­ске сырья и материалов сверх лимита, при замене одних видов сырья и материалов другими и др.). Данный метод в той или иной мере исполь­зуется на всех промышленных предприятиях.

Сущность метода партионного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых на производство, выписы­вается раскройный лист, (учетная карта). В нем указывают количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок (деталей) и отходов, которое должно быть получено из материалов, и фак­тически полученные заготовки, и отходы.

Для выведения результатов раскроя фактически полученное количество заготовок сравнивают с нормативным. Экономию .или перерасход материалов определяют со­поставлением фактического количества израсходованного материала с расходом по норме. Такие же расчеты осуществляют и по отходам. В раскройном листе указывают также причины выявленных отклоне­ний и лиц, ответственных за раскрой материалов.

При инвентарном методе по истечении смены, суток, пятидневки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов на производство определяют прибавлением к остатку сырья и материалов на начало периода поступления сырья и материалов и вычитанием из полученной суммы остатка сырья и материалов на конец периода.

Нормативный расход сырья и материалов определяют умножением выработанной продукции на норму расхода сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов по каждой калькуляционной сравнивают с нормативным и устанавливают отклонения от норм, которые затем распределяются по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативным затратам.

По выявленным отклонениям определяют их причину и винов­ников (инициаторов). Для систематизации и анализа отклонений от нормы на предприятии ООО «Конси» разрабатывают номенклатуру причин и определяют возможных виновников.

По истечении 1 месяца цехи составляют отчеты о расходе сырья и материалов, где указывают нормативный и фактический расходы материалов на каждый вид продукции или на несколько видов продукциив целом. В отчетах дается объяснение причин перерасхода или экономии по материалам.

На оснований этих отчетов цехов бухгалте­рия составляет по каждому синтетическому счету в отдельности ведомости (машинограммы) распределения израсходованных сырья и материалов, где расход сырья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открываемым в развитие синтетических производственных счетов.

Во многих отраслях и производствах распределение сырья и материалов по видам продукции осуществляется прямым путем, так как в первичных документах по их расходованию указывается вид (код) изделия. Однако в ряде отраслей и производств сырье и материалы расходуются на группу изделий, и поэтому по видам продукции они распределяются косвенно-нормативным или коэффициентным способами.

При нормативном способе фактически израсходованные сырье и материалы распределяют по видам продукции пропорционально расходу их по норме.

Рассмотрим документальное оформление поступления и расходов материалов.

Первичные документы по поступлению и расходу производствен­ных запасов являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предвари­тельный, текущий и последующий контроль за движением, сохранно­стью и рациональным использованием материальных ресурсов.

Первичные документы по движению материалов должны тщатель­но оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов, учета. Контроль за со­блюдением правил оформления движения материальных ресурсов воз­ложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих под­разделений.

Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания при­шедших в негодность основных средств и малоценных и быстроизна­шивающихся предметов, собственного производства.

Для выполнения производственной программы предприятия ООО «Конси» оп­ределяет потребность в материальных ресурсах и приобретают их.

На поставку материалов предприятие ООО «Конси» заключает договора с поставщиками, которые определяют права, обязанности и от­ветственность сторон по поставкам продукции.

Контроль за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и опри­ходования материалов осуществляет отдел материально-технического снабжения ООО «Конси». С этой целью в отделе ведут ведомости (машинограм­мы) оперативного учета выполнения договоров поставки. В них отмечают выполнение условий договора о поставке по ассорти­менту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и др. Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета.

Поступающие на предприятие материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы — платежное требо­вание (в двух экземплярах: один непосредственно покупателю, дру­гой - через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к же­лезнодорожной накладной и др. Расчетные и другие документы, свя­занные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где про­веряется правильность их оформления, после чего их передают ответ­ственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения по поступающим документам проверяют со­ответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества ма­териалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или» частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабже­ния ООО «Конси» осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих груза, в котором указывают регистрационный номер, дату записи, наимено­вание поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза.

Проверенные платежные требования из отдела снабжения пере­дают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспе­дитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по ко­личеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают пере­чень материалов подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые, кла­довщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых). Если материа­лы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учиты­ваются одновременно в двух единицах измерения.

При отсутствии расхождений между данными, поставщика и фак­тическими данными разрешается осуществлять оприходование мате­риалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся ос­новные реквизиты приходного ордера. Количество первичных доку­ментов при этом сокращается.

В тех случаях, когда количество качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку ма­териалов производит комиссия и оформляет акта приемке материа­лов, который служит основанием для предъявления претензии постав­щику. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют так­же при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов в ООО «Конси» осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную на­кладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах:

- первый из них служит основанием для списания материалов у грузо­отправителя;

- второй - для оприходования материалов получателем;

- третий - для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей;

- (четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.

Товарно-транспортную накладную применяют в ка­честве приходного документа у покупателя в случае отсутствия рас­хождения количества поступивших грузов с данными накладной.

Материальные ценности отражают на синте­тических счетах по фактической себестоимости их приобретения (за­готовления) или учетным ценам.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат их приобретения, включая оплату процентов за при­обретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспорти­ровку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних орга­низаций.

Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и вре­мени. Именно поэтому фактическую себестоимость заготовления ис­числяет лишь небольшая часть предприятий по основным видам сырья или материалов. Большинство предприятий ведут текущий учет материальных ценностей по твердым учетным ценам - по сред­ним покупным ценам, плановой себестоимости и др. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены иди от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналити­ческих счетах по группам материалов. С появлением компьютерной и электронной маркировки создаются все. большие возможности ис­числения фактической себестоимости отдельных видов материаль­ных ресурсов.

Наряду с определением твердой учетной цены очень важно уста­новить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей в ООО «Конси» явля­ются каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т. е. каждый номен­клатурный номер.

 

 2.3. Анализ эффективности использования материалов в производстве

 

 Анализ структуры затрат по элементам.

Структура издержек производства анализируется в двух основных взаимодополняющих направлениях – по элементам затрат и по калькуляционным статьям.

При анализе сметы затрат на производство устанавливается пропорция, в которой суммарные затраты распределяются между предметами труда, средствами труда и затратами на оплату живого труда.

В результате дается оценка характера производства (материалоемкое, фондоемкое, трудоемкое) и отсюда определяются важнейшие направления поиска резервов снижения себестоимости продукции.

Для этого по данным отчета о затратах на производство ООО «Конси» составим табл. 9.


Таблица 9

Затраты, произведенные ООО «Конси» в период с 2003 по 2004 год

Элементы затрат

на производство

Сумма,

тыс. руб.

Удельный вес затрат, %

Отклоне-ние от 2003 года

по уд.

весу

2003 год 2004 год 2005 год 2003 год 2004 год 2005 год
1 2 3 4 5 6 7 8
Сырье и материалы 10762,3 13390,7 27330,4 24,7 31,1 40,8 +16,1
Работы и услуги производственного характера, выполнен-ные сторонними организациями 106 190 659 0,2 0,4 1,0 +0,8
Вспомогательные материалы 124,4 291,6 412,5 2,8 0,7 0,6 -2,2
Прочие материалы 567,1 431,5 631,5 1,3 1,0 0,9 -0,4
1 2 3 4 5 6 7 8
МБП 615,3 300,4 389,7 1,4 0,7 0,6 -0,8
Топливо 532,7 873,9 902,7 1,2 2,0 1,3 +0,1
Энергия 903,3 915,8 1105,4 2,1 2,1 1,6 -0,5
Итого материальных затрат 13611,1 16393,9 31431,2 31,2 38,1 46,9 +15,7
Полная себестоимость произведенной продукции 43625,3 43028,7 67012,3 100 100 100 -

 

Как видно из таблицы 9, производство продукции на предприятии является материалоемким: удельный вес материальных затрат за 2003 год составляет 24,7%, а в 2005 году уже 40,8%.

Произошло резкое увеличение затрат на сырье - на 16568,1 тыс. руб. или более чем в 2,5 раза, на энергию – на 202,1 тыс. руб., на топливо – на 370 тыс. руб. и др.

 Проведем анализ качественных показателей, т.е. показателей эффективности использования материальных ресурсов.

Эффективность использования материальных ресурсов в целом по предприятию определяют следующие показатели:

- материалоемкость товарной продукции, которая рассчитывается как отношение общей суммы материальных затрат к стоимости товарной продукции:

Ме = МЗ/ТП

По экономическому содержанию показатель материалоемкости отражает уровень потребности производства в материальных ресурсах.

- материалоотдача – это отношение общего объема товарной продукции к сумме материальных затрат:

Мо = ТП/МЗ

Этот показатель характеризует отдачу материалов, т.е. сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.

Проанализируем материалоотдачу по основным видам материалов.

 

Таблица 10

Анализ показателей материалоотдачи

Показатели

2003 год

2004 год

2005 год

Отклонение от 2003 года

по сумме %
Стоимость произведенной продукции, тыс. руб. 60661,0 57927,9 93701,3 +33040,3 154,5
Общая сумма материальных затрат, тыс. руб. 13611,1 16393,9 31431,2 +17820,1 230,9
Материалоотдача, руб./руб. 4,46 3,53 2,98 -1,48 66,8
Сумма сырьевых затрат, тыс. руб. 10762,3 13390,7 27330,4 +16568,1 253,9
Материалоотдача по сырью, руб./руб. 5,63 4,3 3,42 -2,21 60,7
Сумма энергоресурсов, тыс. руб. 903,3 915,8 1105,4 +202,1 122,4
Материалоотдача по энергоресурсам, руб./руб. 67,2 63,2 84,8 +17,6 126,2
Сумма затрат на топливо, тыс. руб. 532,7 873,9 902,7 +370,0 169,7
Материалоотдача по топливу, руб./руб. 113,9 66,3 103,8 -10,1 91,1
Сумма прочих материалов, тыс. руб. 1182,4 731,9 1021,2 -161,2 86,4
Материалоотдача по прочим материалам, руб./руб. 51,3 79,1 91,8 +40,5 178,9

 

Анализ показывает снижение материалоотдачи по общим материальным ресурсам, сырью и топливу. Данная тенденция объясняется увеличением удельного веса материальных затрат в себестоимости продукции, то есть если темп роста произведенной продукции за 2003-2005 гг. составил 54,5%, то материальные затраты возросли в 2,3 раза.

Таким образом, предприятию в первую очередь, необходимо снизить показатель удельного веса материальных затрат в себестоимости продукции за счет более экономного расходования данных видов материальных ресурсов и применения ресурсосберегающих технологий.

Материалоотдача, рассчитанная по энергоресурсом , прочим материалам и МБП на протяжении периода анализа увеличивается, что оценивается положительно в работе предприятия.

Полная материалоемкость рассчитывается как отношение годовой суммы амортизационных отчислений и стоимости текущих материальных затрат к полной себестоимости товарной продукции .

Анализ материалоемкости товарной продукции представлен в таблице 11.

 

Таблица 11

Анализ материалоемкости товарной продукции

Показатели

2003 год

2004 год

2005 год

Отклонение от 2003 года

по сумме %
Стоимость произведенной продукции, тыс. руб. 60661,0 57927,9 93701,3 +33040,3 154,5
Общая сумма материальных затрат, тыс. руб. 13611,1 16393,9 31431,2 +17820,1 230,9
Материалоемкость, руб./руб. 0,224 0,283 0,335 +0,111 149,6
Амортизация ОПФ, тыс. руб. 16,2 299,7 4053,1 +4036,9 в 250 раз
Себестоимость, тыс. руб. 43625,3 43028,7 67012,3 +23387,0 153,6
Полная материалоемкость, руб./руб. 0,312 0,388 0,529 +0,217 169,6

 

Данные таблицы свидетельствуют о росте показателя материалоемкости продукции в 2005 году по сравнению с 2003 годом в 1,5 раза, полной материалоемкости – на 70%.

Рассчитаем суммы относительной экономии (-Э) или перерасхода ( +Э) материальных ресурсов.

± Э = МЗ1 - МЗ0 * РП1 / РП0

± Э2003-2004 =16393,9 – 13611,1*(57927,9/60661,0)= +3395,15 тыс. руб.

± Э2004-2005 =31431,2 – 16393,9*(91701,3/57927,9)= +5479,3 тыс. руб.

 Таким образом, в 2004 году перерасход материальных ресурсов составил 3395,15 тыс. руб., а в 2005 году – 5479,3 тыс. руб.

Таким образом, ООО «Конси» необходимо использовать имеющие резервы для сокращения затрат на материальные ресурсы.

 



2019-07-03 204 Обсуждений (0)
Рассмотрим контроль за использованием материалов в организации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рассмотрим контроль за использованием материалов в организации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)