Создание ГГУ.
Идеи о необходимости создания ГК в Германии возникали еще в начале XIX века. Но Конституция Северо-Германского Союза (1867) и Конституция Германской Империи (1871) ограничивали право законодательства Союза или Империи отдельными областями права (обязательственное, торговое и вексельное право, общие положения о банковском деле, изобретательское и патентное право, защита от плагиата). В 1873 году большинством Рейхстага и Бундесрата был принят закон, изменяющий Конституцию Германской Империи. Этот закон получил название закон Миквеля-Ласкера, он передал Империи право законодательствовать в области ГП, УП и судейского процесса.
ГП до ГГУ:
1) До принятия ГГУ в стране насчитывалось свыше 30 действующих партикулярных правовых систем. Кроме того, в отдельных областях действовало «общее право», в состав которого входили имперские законы и пандектное римское право. «Общее право» являлось действующим для 17 млн человек.
2) В других территориях господствовало систематизированное местное право. Наиболее известные своды: Прусское земское уложение 1794 (под его влиянием 21 млн человек) и Саксонский ГК 1863 (3,5 млн человек).
3) В некоторых областях действовал Кодекс Наполеона 1804 (8,6 млн человек).
Очевидна разобщенность норм ГП в Германии. Новым капиталистически отношениям не соответствовали как нормы пандектного (римского), так и нормы партикулярного (германского) законодательства.
С начала XIX века прогрессивные юристы и часть буржуазии выступали за кодификацию ГП в Германии. Но юнкерство (крупные дворяне) всячески этому противились, опасаясь утери своих привилегий.
Благоприятным условием для начала кодификационных работ стало политическое объединение германских государств и создание в 1871 году Германской Империи.
28 февраля 1874 – Бундесрат назначает Предварительную комиссию с целю выработки предложений по планированию и методике разработки проекта ГК.
Предварительная комиссия состояла всего из 5 человек: президенты высших судов Германии, а также берлинский профессор торгового права Гольдшмит.
Цель комиссии: установить общий план реформы по унификации ГП Германии.
2 июля 1874 – Бундесрат назначил первую официальную комиссию по выработке ГГУ. Она состояла из 11 членов: 6 судей, 3 министерских чиновника, 2 профессора пандектного права. Председатель комиссии – президент Имперского Высшего торгового суда Генрих Эдуард Паппе.
Комиссией было принято решение избрать систему из 5 книг по образцу саксонского ГК. Редактором каждого тома назначался один из членов комиссии. Отдельная работа велась до 1881. В 1881-1887 происходила работа по объединению отдельных книг. Вся работа велась секретно.
1887 – комиссия представила канцлеру Империи общий проект. В 1888 он был опубликован в качестве проекта с «Мотивами» (комментариями) в 5 томах к отдельным книгам.
Этот проект много критиковали:
-слишком много римского права;
-не отражает современных реалий германского общества и экономики;
-слишком много определений;
-напоминает больше учебник пандектного права, чем кодекс;
-слишком большие и неограниченные возможности частного собственника;
-мало традиций германского семейного права.
Рейхканцлер О. Бисмарк назвал его «ящиком Пандоры».
Профессор ГПП Антон Менгер: «ужаснейший по форме, полностью безыдейный по содержанию, поделенный на параграфы краткий курс пандектики».
4 декабря 1890 – Бундесрат поручил новой комиссии переработать проект. Туда вошли 10 постоянных (потом 11) и 12 непостоянных (потом 13) членов, среди них представители экономической сферы (землевладельцы, директор банка) и неюридических профессий (национальный эконом, советник по горному делу, главный лесничий). Генеральный секретарь комиссии – Готлиб Планк. Промежуточные результаты работы публиковались в «Вестнике империи» (то есть уже не тайно).
Были ликвидированы недостатки первого проекта:
-убрали большое количество определений;
-уменьшили количество отсылочных статей;
-расширили разделы, имеющие социально-экономическое значение;
-упрощенный язык: сокращена римская терминология.
Комиссия предлагала добавить 6 том, посвященный международному частному праву. Но решили данные нормы включить в Вводный закон к ГК.
17 января 1896 - проект был передан в Рейхстаг. Полгода велось его обсуждение. Для работы над проектом была создана комиссия из 21 члена Рейхстага. Проект прошел 53 чтения. Серьезные изменения были внесены в брачно-семейное право, статус ЮЛ, отношения наемных работников и хозяев.
Принятие кодекса:
на заседаниях Рейхстага 30 июня и 1 июля 1896 проект был принят 222 голосами против 48 при 18 воздержавшихся (из 393 членов Рейхстага присутствовало 288).
14 июля 1896 – Бундесрат одобрил проект без изменений.
18 августа 1896 – император Вильгельм II подписал закон,
24 августа он был опубликован в Вестнике законов.
1 января 1900 – ГГУ вступило в силу. (Вступление в силу было отложено для приведения законодательства отдельных германских союзных государств в соответствие с ГГУ).
Cистема кодекса:
· Вводный закон
содержит коллизионные нормы, МЧП, отношение ГГУ имперским законам, связь со старым законодательством.
Текст ГГУ без вводного закона содержит 2385 §.
· 1 книга «Общая часть»
включает в себя статус ФЛ и ЮЛ, правоспособность, дееспособность, виды вещей, давность осуществления прав.
· 2 книга “Обязательственное право”:
обязательства из договоров, из недозволенных действий, из неосновательного обогащения.
· 3 книга “Вещное право”:
владение, право собственности, служебности (сервитуты), залог, право преимущественной купли, вотчинные повинности.
· 4 книга «Семейное право»:
заключение и расторжение брака, отношения супругов, отношения родителей и детей, родительская власть, статус детей, опека и попечительство.
· 5 книга “Наследственное право”:
наследование по закону и по завещанию, статус наследников, обязательная доля.
ГГУ характеризуется сложным языком: считается, что ГГУ доступно для понимания только юристам; римская терминология заменяется немецкой; много отсылочных статей; отказ от использования определений.
Важна социально-этическая направленность ГГУ. Речь идет о так называемых «каучуковых нормах». Введение в кодекс неюридических понятий, таких как «добрые нравы», «добрая совесть».
Классификация ЮЛ.
Выделяются 2 вида ЮЛ: союзы(=общества; Vereine) и учреждения (Stittungen).
1) Союзы:
-могли быть как некоммерческими (политические союзы; некоторые союзы предпринимателей), так и коммерческими. Некоммерческие обретали правоспособность после регистрации в реестре обществ, который ведется в соответствующем участковом суде (явочный порядок создания). Коммерческие союзы обретали правоспособность на основании государственной лицензии, которую выдается землей, на территории которой союз имеет местонахождение (разрешительный или «концессионный» порядок создания);
-имели свой устав и свое правление, которое избирается на общем собрании членов союза;
-имели свое имущество, а если союз был объявлен несостоятельным, то оно утрачивало правоспособность;
-отдельно выделялись неправоспособные общества, то есть объединения, не отвечающие юридическим требованиям (эта норма применялась к рабочим союзам).
2) Учреждения:
-создавались актом учредителя и по разрешению властями той германской земли, где это учреждение создается (уведомительный порядок создания);
-если невозможно осуществить цель учреждения или оно угрожает общественным интересам, то органы власти могут его закрыть или дать ему другое назначение.
В отличие от французского права, ЮЛ в Германии не могли подвергаться уголовной ответственности.
Следует помнить, что отдельные виды ЮЛ (например, торговые товарищества и акционерные общества) регулировались Торговым кодексом и специальными имперскими законами.