Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный строй Веймарской республики в Германии. Конституция Германской империи (Веймарская конституция) 1919г.



2019-08-13 695 Обсуждений (0)
Государственный строй Веймарской республики в Германии. Конституция Германской империи (Веймарская конституция) 1919г. 0.00 из 5.00 0 оценок




Крах кайзеровской империи и возникновение Веймарской республики в Германии были связаны с ситуацией, которая сложилась в конце Первой мировой войны.

Осенью 1918г. в условиях надвигающегося военного и политического поражения Германии обострились внутренние социальные противоречия в кайзеровской империи: бурное развитие капитализма сочеталось с полуфеодальным землевладением в деревне, полуабсолютистский режим - с буржуазным парламентаризмом, федерализм – с доминированием реакционной Пруссии, плюс противоречия народных масс с милитаристскими правящими кругами.

Доминирующими требованиями и лозунгами Ноябрьской революции в Германии стали прекращение войны, уничтожение монархии, создание демократической парламентской республики, ликвидация полуфеодального землевладения, закрепление социальных прав трудящихся. Но все эти призывы не выходили за буржуазно-демократические рамки.

Главными завоеваниями НР были выход Германии из войны, установление демократической формы правления, парламентской Веймарской республики, закрепление широкого перечня политических и социальных прав и свобод германского народа: всеобщего избирательного права, свободы слова, собраний и союзов, 8-часового рабочего дня, ликвидация крупного феодального землевладения.

· Установление Веймарской республики

В Германии в ходе НР под влиянием ОР в России возникли рабочие и солдатские Советы. Лидирующие позиции заняли Советы Большого Берлина и избранный ими Центральный Комитет, по инициативе которого был создан Совет народных уполномоченных. Его возглавили социал-демократы Эберт и Гаазе. В декабре 1918 г. состоялся Всегерманский съезд представителей рабочих и солдатских Советов, на котором была принята резолюция о созыве Учредительного Национального собрания. Выборы в УЧ были проведены 19 января 1919г.

В феврале 1919г. Национальное собрание начало свою работу в качестве высшего легитимного представительного органа государственной власти. Одним из первых его актов стал Закон о временной имперской власти от 10 февраля 1919г., закрепивший право и обязанность Национального собрания создать новую германскую конституцию.

11 февраля НС избрало Эберта президентом Республики, а уже 13 февраля Шейдеман сформировал конституционное правительство, в которое наряду с социал-демократами вошли представители Немецкой демократической партии и Христианско-демократической партии. Началась работа по подготовке конституции, которая должна была закрепить завоевания революции и укрепить стабильность.

Конституция Германской империи 1919г. иногда называется Веймарской Конституцией (по месту принятия).

Содержание К.1919 было обусловлено не только столкновениями интересов и соглашениями различных социально-политических сил в Национальном собрании, но и социально-политическими изменениями, которые произошли в Германии с ноября 1918г. по июнь 1919г.

15 декабря 1918г. Прейс, видный деятель Национально-либеральной партии, получил назначение на пост государственного секретаря Министерства внутренних дел. Ему предложили составить проект новой К. Проект К. был составлен в течение нескольких дней на основе разработанного им ранее по собственной инициативе проекта. Ему помогал представитель правительства М.Вебер. Проект был направлен в СНУ. Он состоял из 68 статей и содержал три раздела: «Империя и свободные германские государства», «Рейхстаг», «Имперский президент и имперское правительство». Основные права и свободы не были подробно прописаны. В январе 1919г. проект К. был направлен в СНУ, члены которого потребовали большего включения прав и свобод.

Результатом последующей полугодовой работы стал новый проект, составленный из двух частей: «Устройство и задачи империи» и «Основные права и обязанности немцев». Он был принят НС в июле 1919г. и вступил в силу 11 авг. Ее новые идеологические основы нашли отражение в Преамбуле: «народное единство», «народный суверенитет», «свобода», «социальная справедливость».

Веймарская К. 1919 состояла из двух частей, каждая из которых подразделялась на отделы.

 

 

· Часть первая «Устройство и задачи империи»

ГИ провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства. К. обнаружила явную склонность к унитаризму. Бывшие «союзные государства» получили название земель, а для их представительства в законодательстве и управлении империи был образован Рейхсрат в качестве имперского органа.

Земли имели свои законодательные органы – ландтаги и свои конституции. В сфере законодательства и финансов права земель были значительно ограничены. Имперское право имело преимущество над правом земель.

· Исключительно законодательство империи:

Внешние отношения, гражданство, таможенное ,почтовое и телеграфное дело, устройство обороны, гражданское и уголовное право, судопроизводство, печать, союзы, собрания, торговля, промышленность, горное дело.

Земли сохраняли законодательную власть до тех пор и в той мере, в какой империя не пользовалась своими законодательными правами.

Империя также могла издавать законы «по необходимости», например в сфере охраны общественного порядка и безопасности.

Территориальные изменения или создание новых земель могли быть осуществлены путем принятия «имперского закона».

Земли могли законодательствовать по малозначительному кругу местных вопросов (о местных налогах, санитарной службе, дорогах и проч.)

Империя могла вмешиваться в вопросы налогообложения отдельных земель. Она могла относить к своему ведению некоторые налоги и прочие доходы, которыми раньше распоряжалась область».

Больший объем полномочий сохранялся у земель в административной сфере. Областные власти имели право исполнять имперские законы, «поскольку в этих законах не постановлено иначе». Но при этом за империей сохранялось право административного надзора за органами земель.

· Рейхстаг

Орган народного представительства

Депутаты избирались «всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах пропорционального представительства мужчинами и женщинами, достигшими 20-летнего возраста».

- высшая законодательная власть (в т.ч. право изменять Конституцию)

- право вотировать бюджет

· Рейхсрат

Формировался из представителей правительств отдельных земель. Каждая земля должна была иметь по крайней мере один голос. Более крупные области получили по одному голосу на каждые 700 тыс. избирателей.

- Формально не обладал законодательными полномочиями, но без его согласия при вотировании бюджета Рейхстаг не мог повышать расходную часть или включать новые статьи расходов.

- право отлагательного вето в отношении законов, принятых в Рейхстаге

- правительственный законопроект нуждался в одобрении Рейсрата

· Президент Республики

- всенародное избрание на 7 лет

- право переизбрания на новый срок

-верховное командование, представляет империю в международных делах, право заключать союзы и иные договоры с иностранными государствами

- назначает и увольняет имперских чиновников и офицеров

-назначает и увольняет рейхсканцлера

- чрезвычайные полномочия – «статья о президентской диктатуре» - президент имел право с помощью вооруженной силы принудить любую землю «выполнить обязанности», возложенные на нее Конституцией или имперским законом»

· По Конституции президент и Рейхстаг формально обладали равнозначными рычагами воздействия друг на друга:

Правительство во главе с рейхсканцлером назначались президентом. Рейхсканцлер, председательствующий в правительстве, отправлял свою должность «по наказу, принятому правительством и одобренному президентом». Он был ответствен перед Рейхстагом и должен был подать в отставку, если палата отказывала ему в доверии. Президент по предложению Рейхстага мог быть смещен со своего поста народным голосованием. У президента также было эффективное средство воздействия на Рейхстаг: самостоятельное право его роспуска, но не более одного раза по конкретному поводу.

В К. предусматривалось некое подобие импичмента, требующей предъявления обвинения президенту, рейхсканцлеру или министру в «преступном нарушении Конституции или имперского закона» не менее чем 100 членами Рейхстага. При поддержке этого решения членами Рейхстага большинством в две трети голосов обвинение должно было рассматриваться Верховным государственным судом ГИ.

· Часть вторая «Основные права и обязанности немцев»

Раздел 1 «Отдельная личность»

-провозглашение равенства всех перед законом

-свобода выбора профессии, свобода передвижения, право эмигрировать за границу

-неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода слова

-правовые гарантии этих прав: предоставление возможности немедленного опротестования ареста, запрещение цензуры и др.

Раздел 2 «Общественная жизнь»

- свобода собраний, свобода образования союзов и обществ с предоставлением им правоспособности, т.е. прав юридического лица

-право на особое профессиональное представительство получили государственные служащие

Раздел 3 «Религия и религиозные общества»

- свобода совести

- запрет государственной церкви, государственной поддержки церкви (в то же время за церковью сохранялся статус публично-правовой корпорации, что давало ей право на денежные поступления)

Раздел 4 «Просвещение и школа»

- обязательность всеобщего школьного обучения, по общему правилу, в «народной школе»

- руководящим началом для приема ребенка в определенную школу должно было служить его призвание, дарование и склонность, а не имущественное и общественное положение его родителей

-для обучения детей малообеспеченных семей в средних и высших школах предусматривалось выделение специальных общественных пособий

Раздел 5 «Хозяйственная жизнь»

-на государство возлагается обязанность всемерно поддерживать развитие предпринимательства, всемерно содействуя среднему классу, способствовать включению в «общее хозяйственное дело» промысловых и кооперативных товариществ

-хозяйственная свобода личности

-свобода договоров в хозяйственном обороте

- «Собственность обязывает. Владение ею должно быть в то же время служением общему благу». Собственность обеспечивалась конституцией, ее принудительное отчуждение могло быть только для общего блага и на законном основании

- «обработка и пользование почвой землевладельца» закреплялись в К. в качестве его обязанности по отношению к обществу. Идеи взаимной социальной зависимости и социальной ответственности лежали в основе и других положений. Например, применение умственных и физических сил на благо общества относится к нравственной обязанности каждого немца.

· Права для рабочих

- право на свободное объединение в союзы в целях сохранения и улучшения условий труда без всяких ограничений

-право на коллективный договор

-социальное страхование «для сохранения здоровья, работоспособности, охраны материнства» или в случае «старости, недугов и различных жизненных случайностей»

-право добывать себе содержание трудом

Многие положения раздела 5 остались лишь декларациями, поскольку для проведения их в жизнь требовалась разработка конкретных социальных программ и текущего законодательства. Для их осуществления в послевоенной Германии не было условий: необходимой экономической базы, идеологических предпосылок, политической стабильности.

· Политический режим Веймарской республики

По Версальскому мирному договору 1919 на Германию были возложены огромные репарации. В 1928г. грянул мировой экономический кризис, который привел к новому падению производства и массовому обнищанию.

Страну сотрясали стачки, беспорядки, путчи и террористические акты. Присутствовала резкая поляризация общественно-политических сил: от крайне правых (националистические организации и Национал-социалистическая рабочая партия Германии) до крайне левых в лице леворадикальных рабочих организаций и КП Германии.

Нестабильность ВР была связана также с глубоким ее неприятием со стороны большинства немцев, считавших ее порождением «позорного Версальского мирного договора». Чувство национального унижения стало благодатной почвой для распространения мифа о «ноябрьских предателях», заключивших Версальский договор.

Основной массе населения, его консервативному массовому сознанию, было трудно смириться с тем, что Веймарская республика разрушила старый порядок кайзеровской империи, казавшийся прочным и надежным.

Ослабляло ВР и отсутствие профессиональных защитников ее устоев в кругах правящего бюргерства и интеллигенции. Отрицательно к республике относилась подавляющая часть профессуры, ученых, правоведов, историков и др.

Демократический фасад ВР не опирался на прочный фундамент либерально-демократических традиций. Бесцензурная свобода печати повлекла за собой беспрецедентный рост шовинистической и милитаристской пропаганды и литературы. Отсутствие конституционного запрета на деятельность партий, сеющих рознь среди немецкого народа, разжигающих национальную вражду и антисемитизм, создавало условия для роста нацистских организаций.

Также ошибкой было то, что ВР не реорганизовала бюрократический аппарат и не лишила власти реакционную военщину. Армия, подчиняющаяся по К. только рейхсканцлеру, оказалась фактически бесконтрольной. Она превратилась в самостоятельную активную политическую силу.

Плохими защитниками демократических порядков были старые судейские кадры с их традиционным пониманием права, оправдывающего методы воздействия путем насилия во имя национальных интересов.

Слабость ВГ была связана также с отсутствием единства действий высших органов власти. В Рейхстаге в силу острого политического противоборства сложилась ситуация полной невозможности образования позитивного большинства.

Со слабостью правительства было связано и бессилие республиканского правительства. Президент часто назначал «президентские кабинеты» по собственному усмотрению. В обстановке перманентно вводимого им чрезвычайного положения страна управлялась не с помощью законов, а чрезвычайных указов.


 

52. Сущность фашизма. Гитлеровский генеральный план “Ост”. Принципы организации власти в фашистском государстве.

Сущность фашизма.

Фашизм (итал. fascismo от fascio «союз, пучок, связка, объединение») — обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых являются культ личности, милитаризм, тоталитаризм.

Следует отметить, что фашизм возник в Италии в 1919г. после Первой Мировой войны из глубокого разочарования ее результатами, собственно, в 1922г. к власти пришёл главный идеолог фашизма – Бенито Муссолини. Важен тот момент, что в перво­начальном фашизме не было расизма, который был в гитлеровском режиме. Итальянцы не считали свой народ лучше других и высшей нацией, которой должен при­надлежать мир, который нужно покорять.

Подтверждение тому из "Доктрины фашизма" Муссолини:

“Фашизм – это духовная позиция, возникшая из общего движения нашего столетия против обессилевшего материалистического позитивизма XIX столетия. Это религиозное воззрение, рассматривающее человека в его внутренней связи с высшим законом, объективным ду­хом, который превосходит отдельный индивидуум и делает его сознательным членом духовного сообщества. Народ - не раса или географическая область, а не­прерывно сохраняющаяся в историческом развитии общ­ность, личность, духовное явление.”

Требования фашизма к человеку: “Чело­век фашизма подавляет в себе инстинкт эгоистичного желания, чтобы вместо этого в чувстве долга укоренить высшую жизнь нации, не ограниченную рамками про­странства и времени: жизнь, в которой индивидуум пу­тем самоотречения и пожертвования личных интересов, даже через смерть - осуществляет предельно духовное бытие, на котором основывается его человеческое досто­инство... Ни одно действие не ускользает от моральной оценки. Поэтому жизнь в понятии фашиста - серьезна, строга, религиозна. Он создает из самого себя инстру­мент построения достойной жизни.”

Поэтому фашизм получил такую широкую поддержку в Европе, ведь это дисциплинирующее, собира­ющее, орденское начало в фашизме на фоне хаоса, безработицы – оно то и привлекло очень многих людей. Католическая Цер­ковь очень горячо поддерживала фашистские реформы и само движение фашизма, потому, что оно соответст­вовало социальному католическому учению. Позже, с приходом Гитлера к власти в Германии, он использовал первоначальные идеи фашизма как основу и произвел некое видоизменение с основной целью – произвести очищение расы от “неарийцев”.

1. Фашизм как таковой следует отличать от тоталитаризма в чистом виде, так как фашизму свойственен скорее индивидуализм, персонализм, а не диктатура бюрократических институтов, подчиняющих себе волю конкретной личности. В отличие от классического тоталитаризма фашизм персоналистичен.

2. Фашизм не тождественен национал-социализму как идеологии, а не только как немецкой политической реальности 1933-1945 года. Здесь основное различие состоит в том, что национал-социализм всегда делает основной акцент на нации, народе, расе или обществе, то есть на коллективном субъекте, (что может приводить к тоталитаризму, а может и не приводить). Национал-социализм предполагает интенсивное и планомерное национальное строительство, осуществляемое в рамках строгой коллективной дисциплины. Фашизм, напротив, тяготеет к авангардным и стремительным решениям, к индивидуальному героизму и ничем не ограниченному поиску. В эстетике национал-социализм тяготеет к сочетанию романтизма и классицизма, тогда как фашизм неразрывно связан с авангардом и модернизмом.

3. Фашизм предельно далек от классического консерватизма, так как фашистский пафос состоит, прежде всего, в революционном ниспровержении привычных норм. Сами фашисты всегда рассматривали свое движение как параллельное коммунизму, т.е. как революционное, обновляющее, преобразующее действие, направленное против старых общественно-политических и социальных форм, против “реакции”.

4. Реальность фашизма не имеет ничего общего с социализмом, построенным в СССР, так как для него не характерны ни индустрия массового подавления, ни перемещение народов, ни героика “строек века”, ни национализация средств производства. В отличие от “сталинской модели” фашизм всегда сохраняет корпоративный, синдикалистский характер, и обобществление всегда ограничено в нем пределами конкретной и обозримой профессиональной общности — артели, предприятия, отрасли и т.д.

5. В сфере этнической политики для фашизма совершенно не характерен расизм в любых его формах. Среди интегрирующих народ факторов фашизм всегда выделяет государство, профсоюз, артель, военное подразделение и т.д., а этническому или расовому фактору отводится либо сугубо второстепенная, либо вообще не отводится никакой роли.

6. Фашизм не только не является буржуазным явлением, но, напротив, воплощает в себе политико-идеологический полюс, прямо противоположный “буржуазной идеологии”. Нет ничего более отвратительного для фашиста, чем “дух капитализма”, чем “протестантская этика”, из которой этот дух проистекает, как блистательно показал Макс Вебер. Фашистская идея может иметь пролетарский или аристократический полюса, но и тот и другой обязательно противостоят “капитализму”.

2. Генеральный план Ост.

Из директивы А. Гитлера А. Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост» (23 июля 1942 г.):

«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста… Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырёх миллионов русских в год».

На Нюрнбергском процессе было установлено, что эти «замечания и предложения» были составлены 27 апреля 1942 года сотрудником министерства восточных территорий Э. Ветцелем после ознакомления с проектом плана, подготовленным РСХА. Некоторые ревизионисты утверждали, что данный документ – всего лишь проект, который не имел никакого отношения к реальной политике. Однако в конце 80-х годов в федеральном архиве ФРГ был найден окончательный и утверждённый Гитлером текст плана «Ост», что означает, что этот план реально существовал, а не был пустым мифом или домыслом современников. Информация о плане “Ост” до сих пор противоречива ввиду того, что доступ к ней получен сравнительно недавно из-за длительного повышенного статуса секретности плана и секретов его хранения (долгое время текст считался утерянным).

В годы прихода к власти Гитлера немецкие учёные стали утверждать, что «внешний вид, духовно-психологические и культурные ценности «позволяют сделать вывод о превосходстве нордической расы. Поэтому надо положить конец смешению рас, чтобы воспрепятствовать вырождению». Так что Гитлеру оставалось только собрать эти «научные ингредиенты», синтезировать и «расовую теорию», и идею о новом «жизненном пространстве». Что он в основном и сделал в своей книге «Майн Кампф» в 1925 году. Но это была лишь публицистическая брошюра. Реальные же военные захваты огромных территорий, населённые десятками миллионов людей, побудили нацистское руководство подойти к вопросу с истинно немецкой методичностью. Так и был создан «Генеральный план “Ост”».

Группа немецких исследователей сообщает, что «в июне 1942 года учёный-агроном Конрад Майер передал рейхсфюреру СС Г. Гиммлеру докладную записку. Этот документ стал известен под названием «Генеральный план “Ост”». Он олицетворял собой преступный характер национал-социалистской политики и беспринципность участвовавших в ней экспертов.

Генеральный план “Ост” предусматривал поселить 5 млн. немцев в аннексированной Польше и на захваченных западных землях Советского Союза, а именно на территории Петербурга, Крыма, частей Белоруссии. Миллионы славянских и еврейских жителей должны были быть порабощены, изгнаны или уничтожены. Остальные должны быть депортированы в сельскохозяйственные районы и по своей сути стать рабами. Для полнейшего ослабления СССР следовало разделить его на небольшие по размеру отдельные районы. В частности, в плане был посвящен отдельный раздел финансированию и обзору расходов освоения присоединяемых восточных областей и их структура. Ветцель останавливается на будущей судьбе украинцев и белорусов. Он отмечает, что в соответствии с планом около 65% украинцев будут переселены в Сибирь. То же самое планируется сделать и с белорусами, но переселены будут 75%, а 25% «подлежат онемечиванию». Что касается чехов, то 50% подлежит выселению, а 50% онемечиванию.

Последний раздел посвящен “русскому вопросу”. Автор заметок придает ему важное значение в контексте “всей восточной проблемы”. Он приводит точку зрения доктора антропологических наук Вольфганга Абеля, предлагавшего или полностью уничтожить русских, или онемечить определенную их часть, имеющую “явные нордические признаки”. По этому поводу Ветцель пишет: “Предложенный Абелем путь ликвидации русских как народа, не говоря уже о том, что его осуществление едва ли было бы возможно, не подходит для нас также по политическим и экономическим соображениям”, что является подтверждением того, что в случае победы Германии в войне ей бы потребовалась рабочая сила.



2019-08-13 695 Обсуждений (0)
Государственный строй Веймарской республики в Германии. Конституция Германской империи (Веймарская конституция) 1919г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный строй Веймарской республики в Германии. Конституция Германской империи (Веймарская конституция) 1919г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)