Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Речевой идеал современного журналиста и его модификации в разных условиях массовой коммуникации.



2019-08-13 296 Обсуждений (0)
Речевой идеал современного журналиста и его модификации в разных условиях массовой коммуникации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Речь журналиста - это отражение не только уровня его личной культуры, но и уровня культуры того издания, в котором публикуются его работы. В языке есть понятие нормы, то есть необходимого, само собой разумеющегося знания того, как нужно произносить или употреблять слова, как соединять их в словосочетания и предложения. Для журналиста владеть «нормальной» речью недостаточно: необходима речь искусная, мастерская, то есть иной уровень ее качественности.

 Основные качества речи, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность речи: коммуникативная природа речевого общения диктует первостепенность оценки текста с точки зрения коммуникативной ситуации, то есть оценку уместности / неуместности и доступности / недоступности речи.

Литературными способностями и речевой культурой журналиста определяется уровень его профессионализма, именно поэтому для него особую роль играет грамотность речи, уровень его речевой культуры, умелое владение языком. Отношение аудитории к тому или иному средству массовой информации, определяется умением работающих в нем журналистов выражать свои мысли с помощью речи и своего неповторимого стиля.

Тип речевой культуры - один из факторов, оказывающих влияние на реальное функционирование русского языка.

В своих сочинениях лингвист, доктор филологических наук Сиротинина О.Б. выделяет пять основных типов речевой культуры: полнофункциональный, неполнофункциональный, среднелитературный, литературно - жаргонизирующий, обиходный. Журналисты - носители среднелитературного типа речевой культуры способствуют распространению неправильного, подрывают авторитет СМИ, делают этот тип речевой культуры самовоспроизводящимся, и это очень опасно для культуры общества. Итак, профессия журналиста предъявляет особые требования к типу речевой культуры, поскольку в современном обществе большинство воспринимает речь СМИ в качестве эталона.

Текст журналиста должен привлекать внимание.

Язык периодической печати состоит из видимых слов, иллюстраций и элементов оформления издания; язык радио – из звучащих слов, шумовых эффектов, музыки; язык телевидения – из слышимых слов, видимых изображений, музыки, шумовых эффектов и ряда других элементов (ракурса, монтажа и т.д.).

Основное различие между языками видов СМИ (периодической печати, радиовещания, телевидения и документального кино) заключается в том, какими средствами выражается мысль (факты). Если вышеприведенную формулу речи (Р=М+Я) рассмотреть с этой точки зрения, то есть применительно к отдельным видам СМИ, то получим следующие «подформулы»:

1. ВР=М+ВЯ (ВР – визуальная речь; М – мысль, то есть факты, составляющие основу газетно-журнальных публикаций; ВЯ – визуальный язык);

2. АР=М+АЯ (АР – аудиоречь; М – мысль, то есть факты, составляющие основу радиопередач; АЯ – аудиоязык);

3. АВР=М+АВЯ (АВР – аудиовизуальная речь; М – мысль, то есть факты, содержащиеся в телепередачах и кинохронике; АВЯ – аудиовизуальный язык. Отметим, что этот термин впервые употреблен проф. Э.Г.Багировым [4, с. 34-38]).

Понятие «культура речи журналиста» следует рассматривать в трёх аспектах:

1. Культура визуальной речи (культура речи периодической печати);

2. Культура аудиоречи (культура речи радиовещания);

3. Культура аудиовизуальной речи (культура речи телевидения и документального кино).

В журналистике слово, хотя и основная, но не единственная языковая конструкция. Визуальный (газетно-журнальный) язык, как решающий компонент одноименной речи, есть контрапункт слов, иллюстраций (фотографий, рисунков, схем, иных изобразительных материалов) и элементов оформления периодики (на какой полосе дан материал, какими шрифтами он набран, с какими публикациями соседствует и т.д.). Аудиоязык – это синтез слов (включая диксию, интонацию, паузу и орфоэпические нормы), музыки (имеется в виду оформительская музыка, сопровождающая журналистские передачи) и шумовых эффектов. Аудиовизуальный язык состоит из сплава слов (включая оттенки аудиоязыка плюс жесты и мимика говорящих), изображения (с учетом плана, ракурса, монтажа и т.д.), музыки и шумовых эффектов. Изолированное изучение этих компонентов языка СМИ может привести и часто приводит к анормальным результатам. Это относится в первую очередь к телевизионным программам, где достижение коммуникатором контрапункта слова и изображения является обязательным условием успеха экранной коммуникации.

 

Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). «Различия между средствами массовой информации основаны прежде всего на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов.

В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки (фотографии, рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения, способ верстки и т. д.

Применительно к радио можно говорить о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка.

В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино) триада преобразуется в тетраду в результате появления такого важного для этих средств массовой информации способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Именно благодаря использованию слова в сочетании с изображением возрастает роль телевидения как средства массовой информации.

 

 



2019-08-13 296 Обсуждений (0)
Речевой идеал современного журналиста и его модификации в разных условиях массовой коммуникации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Речевой идеал современного журналиста и его модификации в разных условиях массовой коммуникации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)