Система законодательства о государственном управлении и местном самоуправлении
Система законодательства – это совокупность законов и иных нормативных актов федерального, регионального и местного уровней. Эти законы и нормативные акты связанны между собой определенной соподчиненностью и регулируют соответствующую группу общественных отношений. Государственное и муниципальное управление осуществляется в определенной юридической форме, закрепленной нормативными актами, составляющими правовую основу государственного и муниципального управления. В Российской Федерации такую основу составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указаны и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты. Конституция Российской Федерации является актом непосредственного действия и высшей юридической силы. Она определяет характер правового регулирования отношений во всех значимых сферах жизни общества и государства и соответственно управления, осуществляемого в этих сферах. Федеральные конституционные законы и федеральные законы составляют наиболее значимую с точки зрения объема часть в системе нормативных источников государственного и муниципального управления. В числе законов, непосредственно регулирующих вопросы организации и осуществления управления, среди прочих можно привести Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации». Указы Президента и Постановления Правительства Российской Федерации, носящие нормативный характер, также рассматриваются в качестве источников регулирования в сфере государственного и муниципального управления. Так, Президент Российской Федерации своими указами утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, учреждает министерства и другие федеральные органы исполнительной власти (службы, агентства), устанавливает, если это не относится к ведению Правительства российской Федерации, их компетенцию. Кроме того, он создает администрацию президента, определяет ее структуру. Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных службах и федеральных агентствах. Система государственного управления в субъектах Российской Федерации должна соответствовать базовым требованиям, установленным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Конституционные принципы государственного и муниципального управления в определенной степени совпадают с положениями, составляющими основы конституционного строя, в силу чего присущи всей правовой системе. Основополагающим для всей правовой системе Российской Федерации является принцип приоритета личности, ее прав и свобод. Принцип законности вытекает из положений статьи 15 Конституции российской Федерации, где она провозглашается как правовой акт высшей юридической силы. Принцип федерализма пронизывает все конституционные нормы и всю систему законодательства, в силу чего естественным образом выступает в качестве принципа государственного управления. Принцип разделения властей определяет содержательную характеристику государственного управления, поскольку компетенция субъектов управления должна устанавливаться в соответствии с данным принципом. Положения статьи 12 конституции, согласно которой в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, по своему смыслу выражают соответствующий конституционный принцип. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, при этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Организационные принципы государственного и муниципального управления, как следует из самого их названия, определяют организационные аспекты управленческой деятельности, структуру органов управления, их функции методы их осуществления, порядок взаимодействия субъектов в рамках системы управления. Из конституционного принципа федерализма и положений о распределении предметов ведения и полномочий вытекает принцип территориального управления. Его действие проявляется в таком функционировании системы органов управления, когда реализация их функций на территории субъектов Российской Федерации обеспечивается в деятельности территориальных подразделений (органов). Принцип межотраслевого управления отражает специфику внутрисистемных связей при осуществлении государственного и муниципального управления, обусловленных наличием во многих отраслях управления вопросов, совпадающих с элементами предметной сферы других отраслей, в связи с чем решение их требует согласованных действий со стороны субъектов, наделенных компетенцией в каждой из отраслей.
В систему правовых актов о ГС входят:
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |