Внешнеэкономическая политика российского государства
Регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществляется в рамках государственной внешнеэкономической политики. Внешнеэкономическая политика — проводимая правительством страны государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов. Приоритетными направлениями внешнеэкономической политики России являются: — повышение конкурентоспособности экономики страны в целом и ее оптимальная интеграция в систему международных экономических отношений; — обеспечение равных условий доступа российских товаров на мировые рынки и устранение недобросовестной иностранной конкуренции; — наличие таможенно-тарифной политики для создания условий оптимального производства обрабатывающих производств национального хозяйства и повышения его конкурентоспособности; — прекращенияе утечки капитала через внешнюю торговлю; — развитие высокотехнологичных производств, видов деятельности и прежде всего промышленности; — сохранение и укрепление традиционных торгово-экономических связей России. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности — это система элементов, включающая в себя методы, формы и инструменты государственного воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с национальными интересами, целями, задачами. Все разнообразие используемых государством методов государственного регулирования внешнеэкономических отношений в зависимости от характера воздействия может быть сведено в основном к двум: административным и экономическим. В качестве административных используются меры прямого ограничения экспорта (импорта), например установление квот, лицензий, эмбарго и т.д. К экономическим относят меры воздействия на экономические интересы участников внешних экономических отношений, например политику таможенных пошлин, сборов, банковской процентной ставки, курса валют и т.д. Экономические методы по направленности действия в отношении национальной экономической политики могут иметь две противоположные тенденции: протекционизм и фритредерство (либерализацию). В зависимости от характера применяемых мер регулирования внешнеэкономической деятельности они делятся на таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота Вместе с тем таможенный тариф выполняет и другие функции. В частности, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет; улучшения условий доступа национальных товаров на иностранные рынки. Согласно наиболее распространенной классификации нетарифных мер, принятой ООН, они делятся на три категории. 1) внешнеторговые меры, применение которых направлено на прямое ограничение (количественное) импорта для защиты определенных отраслей национального производства (квотирование, лицензирование и контингентирование импорта); 2) косвенные (неколичественные) меры - (таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке, маркировке и розливу и т.п.) 3) меры, применение которых не направлено непосредственно на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых объективно ведет именно к этому результату. Главную роль в международной экономической деятельности страны играет Президент РФ, который в соответствии с законодательством наделен функциями: — осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой; — подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, а также участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне через соответствующие комитеты и комиссии. Правительство РФ выполняет следующие функции: — проводит в стране единую внешнеэкономическую политику; — осуществляет разработку международных программ; — участвует в организации и проведении международных переговоров; — участвует в формировании экспортного и импортного режимов; — регулирует величины ставок таможенного тарифа; — принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта. Определенные функции по регулированию ВЭД возложены на Министерство экономического развития, Министерство финансов, Министерство образования и науки, Федеральную таможенную службу, а также негосударственную структуру — Торгово-промышленную палату России Государственное воздействие на внешнеэкономическую деятельность в условиях рынка призвано в основном создать условия для эффективного функционирования экспортного сектора национального хозяйства на базе экономических методов. Правительство должно заботиться о повышении конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировом рынке. Важнейшим направлением государственного регулирования ВЭД выступает создание и использование механизмов интеграции России в мировое экономическое сообщество. К основным видам внешнеэкономической деятельности относятся: • внешняя торговля; • международное инвестиционное сотрудничество; • валютные и финансово-кредитные операции; • международное производственно-техническое сотрудничество; • международное научно-техническое сотрудничество; • военно-техническое сотрудничество; • особые (свободные) экономические зоны Внешнеэкономическая политика России имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить следующие: 1. Направленность на укрепление позиций отечественных производителей; 2. Использование мер по ограждению российской экономики от негативных явлений мирового хозяйства (глобальных мировых кризисов, циклических спадов, нестабильности и колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т. д.); 3. Разработка новых и совершенствование имеющихся инструментов оптимизации и адаптации России в международном разделении труда; 4. Построение внешнеэкономической деятельности на основе отсутствия монополии государства на внешнюю торговлю и её либерализации в соответствии с принципами и требованиями рыночной экономики; 5. Сырьевая специализации в сфере экспорта, которая позволяет одновременно говорить и о достаточно высокой степени открытости российской экономики для зарубежного потребителя, и о высокой степени зависимости экономики нашей страны от внешних рынков; 6. Преобладание фискальной функции государства во внешнеторговой политике по сравнению с регулирующей. Это подтверждается тем, что 40 % доходной части федерального бюджета формируется за счёт таможенных пошлин и сборов. В основном, потенциал нашей страны реализуется за счёт территориального преимущества и природных ресурсов, которые в нём заложены (нефть, газ, уголь и т. д.)
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |