Управление качеством медицинской помощи и система стандартизации
Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности (1994 г., Международный стандарт ISO 8402) Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. (Закон 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан») Качество медицинской помощи • соответствие современному уровню развития науки, (профессиональных знаний); • оптимальное (эффективное) использование ресурсов; • соответствие достигнутого результата желаемому (ожидаемому); • удовлетворение потребностей пациентов; • соответствие установленным требованиям, стандартам.
Качественной должна считаться медицинская помощь, соответствующая стандартам медицинских технологий, при отсутствии осложнений, возникших в результате лечения, и достижении удовлетворенности пациента (Европейское региональное бюро ВОЗ, 1992)
Компоненты КМП 1. Структурное качество – компонент КМП, описывающий условия ее оказания. Включает в себя: • Возможности ЛПУ – наличие и состояние оборудования, рациональность использования ресурсов, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение, наличие и пополнение расходных материалов и т.д. • Профессиональные качества медработника – сумма умений, знаний, навыков выполнения лечебно-диагностических манипуляций 2. Качество технологии – компонент качества медицинской помощи, описывающий, насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному, был оптимален 3. Качество результата – компонент качества медицинской помощи, описывающий отношение фактически достигнутых результатов с реально достижимыми (планируемыми). Под планируемыми результатами принято понимать: • Динамику состояния здоровья конкретного пациента • Результаты лечения всех больных в ЛПУ за отчетный период • Состояние здоровья населения территории
Управление КМП – организация и контроль деятельности системы здравоохранения для обеспечения потребности населения в медицинской помощи и удовлетворение потребителей Концепция «трилогии качества» (Э.Деминг, Джурен) 1. Планирование качества – процесс подготовки к достижению целей качества. Включает в себя создание процесса, который будет отвечать поставленным целям при условии управления ими. Конечный результат – процесс, способный достичь целей качества в условиях производства Концепция «трилогии качества» (Э.Деминг, Джурен) 2. Контроль за качеством – процесс достижения целей качества во время производства Включает следующие элементы: ü оценка состояния и использования кадровых и материальнотехнических ресурсов ЛПУ; ü расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи; ü экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам; ü изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения; ü выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказывающих негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи Конечный результат – ведение производственных операций в соответствии с планом качества Концепция «трилогии качества» (Э.Деминг, Джурен) 3. Улучшение качества – процесс прорыва к беспрецедентным условиям исполнения Включает следующие элементы: ü выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведения оперативных корректирующих воздействий; ü подготовка рекомендаций, направленных на предупреждение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи; ü контроль за выполнением и оценка эффективности управленческих решений; Конечный результат – ведение операций на уровне качества несравнимо выше планируемого исполнения Субъекты управления КМП • Комитет качества ЛПУ • Комитет качества органа управления здравоохранением • Межведомственный комитет качества и внештатный эксперт Минздрава
Стандартизация в здравоохранении Стандартизация - основа повышения качества медицинской помощи Стандартизация, по определению Международной организации по стандартизации, есть деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сфере науки, техники, экономики и др. Объекты стандартизации:
• организационные технологии; • медицинские услуги; •технологии выполнения медицинских услуг; • качество медицинских услуг; • системы жизнеобеспечения в экстремальных ситуациях.
Стандартизация необходима: · для реализации преемственности результатов диагностических и лечебных акций, которые выполнены в различных ЛПУ при оказании поэтапной медицинской помощи; · для сравнения результатов аналогичных акций, выполненных в других аналогичных ЛПУ других категорий и в других территориях; · для адекватности статистики, как инструмента регулирования стандартов по результатам его применения и т.д. · Целью стандартизации в здравоохранении является повышение качества профилактических и лечебно-профилактических мероприятий, решение задач сохранения и улучшения здоровья населения. Основными задачами в области стандартизации в здравоохранении являются: - нормативное обеспечение реализации законов в области охраны здоровья граждан и Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации; - создание единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг, установление научно обоснованных требований к их номенклатуре, объему и качеству, обеспечение взаимодействия между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи; - установление требований к условиям оказания медицинской помощи, эффективности, безопасности, совместимости и взаимозаменяемости процессов, оборудования, инструментов, материалов, медикаментов и других компонентов, применяемых в здравоохранении; - нормативное обеспечение метрологического контроля; - установление единых требований к лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, подготовке, аттестации и сертификации специалистов; - нормативное обеспечение сертификации и оценки качества медицинских услуг; - создание и обеспечение функционирования систем классификации, кодирования и каталогизации в здравоохранении; - нормативное обеспечение в установленном порядке надзора и контроля за соблюдением требований нормативных документов; - содействие обеспечению национальной безопасности страны
Закон РФ от 10.06.93 г. (редакция от 10.01.2003) "О стандартизации товаров, работ, услуг” установил правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей. В настоящее время основным нормативным документом РФ в области стандартизации является Федеральный закон от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».
Показатели или индикаторы качества помощи Достоверные Измеряемые Характеризующие определенную составляющую качества медицинской помощи.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |