Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Меркантилистская школа



2019-08-13 156 Обсуждений (0)
Меркантилистская школа 0.00 из 5.00 0 оценок




 Первой теоретической экономической школой был меркантилизм (от итал. – мерканте – торговать, торговец, купец). Меркантилисты считали, что источником общественного богатства является торговля. Богатсво для них – натуральные полноценные деньги (золото и серебро). Представители: А. Монкретьен (Франция), У. Стаффорд, Т. Ман (Англия), И. Посошков, А. Л. Ордин-Нащокин, В. Татищев, М. В. Ломоносов.

4. Физиократическая школа.

Термин «физиократизм» (власть природы) был введем в оборот Адамом Смитом. Сами французские физиократы называли себя экономистами. Теория физиократизма развивалась в Германии, Польше, Швеции и других странах, но только во Франции эта система воззрений приобрела наиболее развитую форму и существовала в виде теоретической школы. Основателем физиократического учения был Франсуа Кенэ (1694-1774), наиболее крупными представителями Виктор де Мирабо (1715-1789), Дюпон де Неймур (1739-1817) и Жак Тюрго (1727-1781).

 

Физиократизм был естественной реакцией французских интеллигентов на недостатки меркантилистской политики кольбертизма, о которых было сказано в предыдущем разделе. Физиократы считали богатством не деньги, а «произведения земли». Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, с их точки зрения, является источником богатства общества, что и определяется «естественным» законом, установленным самим Богом.

Для физиократов богатство нации прирастает в том случае, если существует и постоянно воспроизводится разница между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве, и продукцией, которая была использована для производства этой продукции в течение года, т.е. так называемая земельная рента в натуральной форме. Кенэ называл эту разницу «чистым продуктом» и считал единственным «производительным классом» в обществе класс землевладельцев. Кенэ утверждал, что «среди всех средств для приобретения имущества нет ни одного, которое было бы для человека лучше, выгоднее, приятнее и приличнее, даже достойнее для свободного человека, чем земледелие».

5. Классическая школа.

А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл "невидимой рукой". А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Рикардо продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809-1817). Он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов, а прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратнопропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью и указал на тенденцию к понижению нормы прибыли; раскрыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в основу теории английского утопического социализма.

6. Марксистская школа.

Марксистская политэкономия возникла в 40-х годах XIX века. Карл Маркс и Фридрих Энгельс разрешили обострение социальных и экономических противоречий капитализма путем передачи рабочему классу революционной научной теорией. Возникновение марксизма было подготовлено предшествующим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.

Важным этапом развития капиталистической экономики был промышленный переворот, наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века.

Промышленный переворот, осуществившийся вначале в Англии, а затем и в других странах Западной Европы, создал качественно новую основу для развития производственных сил и, следовательно, реальную перспективу резкого увеличения после социальной революции производства материальных благ для трудящихся, и увеличение свободного времени – основы всестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известное проявление активной революционной роли рабочего класса были в 1831-1834 годах, а также чартистское движение 30-40-х годов в Англии.

Карл Маркс и Фридрихом Энгельсом, представляло собой целостное мировоззрение, стройную систему философских взглядов. Экономическое учение занимает первостепенное место во всей системе марксистского мировоззрения. И, вполне, закономерным является то обстоятельство, что основной свой научный труд «Капитал» Маркс посвятил политико-экономическому исследованию капиталистического общества. В его работах дано всестороннее научное обоснование исторической роли пролетариата.

Рукопись «Теории прибавочной стоимости» была написана в 1861-1863 годах. В «Теориях прибавочной стоимости» Марк дает развернутый анализ классической буржуазной политэкономии.

Если говорить о II томе «Капитала», то здесь Маркс дает развернутую критику теорий основного и оборотного капитала у физиократов, А. Смита и Риккардо. Во втором томе Маркс впервые выяснил влияние оборота капитала на годовую норму прибавочной стоимости. Благодаря различию в скорости оборота переменного капитала одинаковые по величине капиталы приносят в год различную прибавочную стоимость. На поверхности явлений этот факт противоречит закону стоимости.

В этом же томе Маркс развивает свое учение о капитале. «Капитал как самовозрастающая стоимость, охватывает не только классовые решения, не только определенный характер общества, покоящийся на том, что труд существует как наемный труд. Капитал есть движение, процесс кругооборота, проходящий различные стадии и сам, в свою очередь, заключающий в себе три различные формы процесса кругооборота. Поэтому капитал можно понять лишь как движение, а не как вещь, пребывающую в покое».

7. Институционализм

кономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Учение возникло в XIX в., его основателями считаются Ф.Симиан и Л. Брокар. Метод институционализма основывается на изучении конкретных данных, а субъектом исследований является "человек экономический".

8. Кейнсианство.

Кейнсианство не является единым направлением. В нём различают правое, левое, либеральное течения. Большое распространение кейнсианство получило в Германии, Франции, Америке.

В Германии теория Кейнса использовалась для обоснования национал-социалистской экономики.

Во Франции некоторые экономисты (Г. Ардан,

П. Мендес-Франс) восприняли теорию Кейнса без поправок. Другие (Ф. Перру) выступили против регулирования ссудного процента, считая этот метод неэффективным. В целях достижения согласованных действий и обеспечения гармоничного роста Перру выдвинул теорию "доминирующих единиц", к которым отнёс мощные промышленные корпорации, а главной доминирующей единицей считал государство.

Наиболее развёрнутое изложение американского варианта кейнсианства содержится в работах профессоров Гарвардского университета Элвина Хансена (1887-1975) и Стэнли Харриса (1897-1974).

Хансен дополнил объяснения Кейнсом причин кризисов теорией стагнации, распространившейся в США в конце 30-х годов и в годы второй мировой войны.

Согласно этой теории к началу второй мировой войны прекратилось бурное развитие капитализма в силу следующих факторов: замедление темпов прироста населения, отсутствие свободных земель, замедление технического прогресса.

Одни кейнсианцы предлагали делать огромные государственные заказы и закупки, другие — увеличивать налоги (до 60% заработной платы), государственные займы, третьи — использовать дополнительный выпуск бумажных денег в обращение для покрытия государственных расходов.

9. Монетаризм.

Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

Американский ученый-экономист Милтон Фридмен (род. в 1912) - один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава "новой монетаристской школы", лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические советы использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р. Рейгана в США. На обложке книги М. Фридмена "Свобода выбора" Рейган написал: "Ее нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Америки". По мнению М. Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

10. Потребности. Виды потребностей.

Потребности общества, и прежде всего экономические потребности как основа всего общественного производства, объективны. Осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами потребности выступают в качестве их интересов.

В зависимости от исследовательских задач применяются различные основания для деления потребностей на группы:

Основная проблема – все классификации рассматривают определенные стороны потребностей и нет полной классификации. Её пытался построить Бестужев-Лада, но…

Качественное и количественное разнообразие потребностей породило множество классификаций потребностей. Их можно классифицировать по разным признакам.

Но для начала определимся с тем, что мы понимаем под понятием «классификация». Классификация - от лат. classis разряд + facere делать:

1) система соподчинённых понятий какой-либо области знаний, используемая как средство установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектах;

2) упорядоченная совокупность понятий, распределённых по классам на основании их отношений, структура классификации обычно представляется в виде таблиц или схем;

3) процесс упорядочения или распределения понятий по классам с целью отражения отношений между ними и составления классификационной схемы.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия.

Чаще всего сейчас встречаются следующие классификации:

1. По сферам деятельности:

потребности труда

познания

общения

отдыха

2. По субъекту потребностей:

индивидуальные

коллективные

общественные

3. По объекту потребностей

материальные

духовные

4. По функциональной роли:

доминирующие/второстепенные

центральные/периферические

устойчивые/ситуативные

 

5. По уровню удовлетворения

потребности минимального уровня

потребности базового уровня

потребности уровня роскоши

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

11. Производство и его факторы.

Производство-процесс создания материальных благ и услуг с целью удовлетворения потребностей общества. Производство-потребление человеком вещества и силы природы.

Любое производство невозможно без ресурсов(факторы производства),которые имеют своего собственника,стремящегося получить вознаграждение от использования ресурса в процессе производства.

Факторы производства:

Труд-физическая и умственная способность человека,его проффесиональные навыки,уровень квалификации.плата-з/п(может быть реальной или номинальной)

Земля-природные ресурсы.плата-рента

Капитал-те средства,которые прошли обработку человеческим трудом и используются в дальнейшем в производстве.различают основной(машины,здания) и оборотный(семена,корма) капитал.основной

капитал-те ресурсы,которые используются в нескольких производственных циклах и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям в виде амортизации.в процессе использования основной капитал изнашивается.

физический износ-утрата физических свойств и и ценности основных фондов в результате использования.

моральный износ-потеря ценности основного капитала в результате нтр и появление более дешевых аналогов(износ 1ого рода) или появление болеепроизводительного оборудования(износ 2ого рода). Капитал ассоциируется со способностью приносить доход.плата-проценты дивиденда

Предпринимательская способность-организаторские способности и управленческий талант в результате которого появляется новое благо или новое качество старого блага,новые технологии.отличительная черта предпринимательства-риск.основная функция-достижение равновесия на товарных рынках.плата-прибыль.

Свойства факторов производства:

Взаимозаменяемость-способность 1ого ресурса заменить другой в процессе производства,при этом действует правило:с ростом цены 1ого увеличивается использование другого.

Взаимодополняемость-использование 1ого фактора производства невозможно без другого.при этом действует правило:с ростом цены одного сокращается использование обоих.

12. Производственные возможности. Кривая производственных возможностей.

Для иллюстрации проблемы выбора и ограниченности мы воспользуемся кривой производственных возможностей.

Предположим, что в некоторой экономической системе:

выпускается всего две группы товаров (зерно и ракеты);

количество всех ресурсов ограничено некоторым строго определенным объемом и является величиной постоянной;

уровень технологии задан и не меняется;

экономика является закрытой, т.е. отсутствуют внешнеэкономические связи;

Нарисуем оси координат и будем откладывать по вертикали количество зерна, а по горизонтали количество ракет.

Если общество все ресурсы использует только для производства зерна, то экономика находится в точке А, т.е. максимально возможный объем производства зерна равен отрезку ОА, а максимально возможный объем производства ракет равен нулю. Соответствующим образом, если общество использует все ресурсы только для производства ракет, то экономика находится в точке Д (это означает максимально возможное производство ракет в объеме ОД и зерна в нулевом объеме).

Полученная кривая АБВГД определяет границу производственных возможностей общества имеет вид как на рисунке:

 

Каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства обоих товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Во всех промежуточных точках (Б, В, Г) общество производит оба товара, но при этом общество вынуждено делать выбор какой из товаров производить в большей степени, потому что дополнительное производство одного из товаров возможно только за счет сокращения производства другого товара.

В силу ограниченности ресурсов выпуск продукции в точке Ж (т.е. вне области производственных возможностей) невозможен. А выпуск в точке Е характеризует недоиспользования имеющихся ресурсов или низкую эффективностью их использования.

13. Признаки и типы экономической системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Критерии выделения экономических систем: форма собственности на средства производства (средства и предметы труда); способ координации и управления экономической деятельностью – рыночный, плановый.

1. Традиционная экономическая система развивается как результат становления товарных отношений. Условиями его существования являются: устойчивое общественное разделение труда и экономическая обособленность.

Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс – землю.

 

Характерные черты экономик традиционного типа: слабое развитие техники и технологий производства; большая доля ручного труда во всех отраслях экономики; незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений; преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

2. Командная (командно‑административная, централизованная) экономическая система была создана путем экспроприации частной собственности на землю, национализации в той или иной форме всех промышленных, торговых и других видов предприятий. Для нее характерны государственная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического (директивного) планирования. При этом большая часть земли и капитала принадлежит государству, экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, в поведении экономических субъектов общий интерес доминирует над личным, цены на большинство товаров устанавливает правительство.

3. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX – первых десятилетиях XX в. (в разных странах по‑разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему (современный капитализм). Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста‑предпринимателя, но и наемного работника. Характеризуется: частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею; неравенством в распределении богатства; децентрализацией экономической власти; функцию регулятора экономики выполняет система рынков, в поведении экономических субъектов личный интерес доминирует над общим; частной собственностью; свободой предпринимательского выбора; конкуренцией; ограниченной ролью государства и других.

14. Экономическое содержание собственности.

Собственность как экономическая категория п.с. совокупность хозяйственных отношений между людьми в процессе общественного производства. Как и всякая экономическая категория собственность обладает материально-вещественным составом и социально-экономической формой. Материально - вещественный состав показывает, что является объектом собственности.

Объект собственности – это пассивная сторона отношений собственности. Предметы природы, вещества, энергия, имущество, интеллект, деньги, ЦБ.

Субъект собственности – это активная сторона отношений собственности. Сюда относятся: человек, семья, производственный коллектив, социальная группа, государство.

Социально-экономическая сторона собственности охватывает следующие отношения:

1) присвоения (отчуждения);

2) хозяйственного использования имущества;

3) экономической реализации собственности.

15. Собственность как юридическая категория.

Собственность как юридическая категория – есть имущественные отношения. Она реализуется через систему правовых норм (право владения, право пользования, право распоряжения).

Владение – это начальная или первичная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию собственности. Владение п.с. фактическое обладание вещью. Субъект становится действительным собственником при вступлении во владение, что оформляется юридическим актом. Полным собственником владелец становится тогда, когда он обладает потребительной стоимостью и ценностью вещи.

Пользование – это получение какого – либо эффекта из объекта собственности., т.е. применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя. Собственность как владение и пользование может концентрироваться в руках одного субъекта или быть разделенной между различными субъектами. Последнее означает, что пользоваться вещью можно и не будучи владельцем. И наоборот, можно быть собственником и не пользоваться объектом. Таким образом, право пользования означает, что пользователь получил от владельца или самого собственника право на пользование объекта собственности в течение определенного периода на определенных условиях.

Распоряжение – это право совершать любые юридические действия в отношении объекта собственности (продажа, дарение, обмен, передача по наследству, сдача в аренду, залог).Распоряжение означает сосредоточение прав владения и пользования в руках субъекта. При этом субъект имеет возможность реализовать все основные права собственника. Истинным собственником владелец становится в случае, если он владеет и распоряжается объектом собственности.

Собственность как экономическая категория п.с. совокупность хозяйственных отношений между людьми в процессе общественного производства. Как и всякая экономическая категория собственность обладает материально-вещественным составом и социально-экономической формой. Материально - вещественный состав показывает, что является объектом собственности.

16. Формы собственности.

 

 



2019-08-13 156 Обсуждений (0)
Меркантилистская школа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Меркантилистская школа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)