Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дефлексия (отклонение)



2019-08-13 192 Обсуждений (0)
Дефлексия (отклонение) 0.00 из 5.00 0 оценок




Отклонение – неосознаваемый механизм ухода, направленный на прекращение контакта и усиление изоляции человека, как от других, так и от его собственного опыта. Человек абстрагируется от ситуации, отпускает реплики не по существу.

Этот механизм часто возникает в результате недоверия, страха, угрозы безопасности, случившиеся в прошлом, и оберегает человека от эмоциональных срывов. Внешне дефлексия может проявляться в избегании зрительного контакта с собеседником, постоянных движениях, топтании на месте и прочее.

 

Вопрос 19. Технология ассоциативного эксперимента

Ассоциативный эксперимент тесно связан с развитием такого направления в психологии, как ассоцианизм. Ассоцианизм, или ассоциативная психология, – это общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики.

Процедура проведения ассоциативного эксперимента такова: испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется дать первые пришедшие в голову ассоциации. Фиксируется ответ и, в первоначальном варианте, время реакции. Отмечено, что ответ на аффективно окрашенные слова - стимулы вызывает большую задержку по времени, чем ответ на нейтральные. Обычно каждому испытуе­мому даётся 100 слов и 7‒10 минутнаответы1. Большинство реак­ций, приводимых в ассоциативных словарях, получено у студентов университетов и колледжей в возрасте 17‒25 лет (приэтом слова‒стимулы давались на родном для испытуемых языке).

По способу проведения ассоциативный эксперимент может быть прямым (свободным), направленным и цепным. При прямом ассоциативном эксперименте реакции ограничены только количественно (испытуемого просят назвать 1–3 реакции на каждое предъявляемое слово-стимул), при направленном – качественно (реакция должна относиться к определенной лексической или тематической группе, части речи и т. п.). Цепной эксперимент предполагает, что последовательно следующие друг за другом реакции ограничены только временем их порождения.
Разновидностью ассоциативного эксперимента являются также методика незаконченных предложений, парный ассоциативный тест, вычисление коэффициента сплоченности группы и под.

Методика оценки данных ассоциативного эксперимента. Существует несколько вариантов возможной интерпретации результатов ассоциативного экспе­римента. Приведем некоторые из них.При анализе словесных реакций испытуемых выделяют, преж­де всего, так называемые синтагматические (небо ‒ голубое, дерево – растет,машина ‒ едет, курить ‒ вредно) и парадигматические (стол ‒ стул, мать ‒ отец) ассоциации.Синтагматическими называются ассоциации, грам­матический класс которых отличен от грамматического класса слова‒стимула и которые всегда выражают предикативные отношения. Парадигматические ассоциации представляют собой слова‒реакциитогожеграмматическогокласса, чтоислова‒стимулы. Ониподчиняютсясемантическому принципу «минимального контраста», согласно которому чем меньше отличаются слова‒стимулыотслов‒реакцийпосоставусе­мантических компонентов, тем более высока вероятность актуализации слова‒реакциивассоциативномпроцессе. Этотпринципобъясняет, по­чемупохарактеруассоциацийможновосстановитьсемантическийсо­ставслова‒стимула: целыйрядассоциаций, возникшихуиспытуемогона данное слово, содер­жит ряд признаков, аналогичных тем, которые содержатся в слове‒стимуле (например: летние, лето, начались, отдых, скоро, ура, безделье, школа, лагерь отдыха). По этим словесным реакциям можно достаточно легко восстанав­ливать слово‒стимул (в данном случае ‒слово каникулы).Некоторые исследователи полагают, что парадигматические ассоциации отражают языковые отношения (в частности, отношения слов‒лексемврамкахлексическихиграмматическихпарадигм), асинтагматические–отображаемыев речи предметные отношения (21, 155, 251 и др.)Среди словесных реакций в психолингвистике выделяют также реакции, отображающие родо‒видовыеотношения (кошка – домашнее животное, стол ‒ мебель), «звуковые» ассоциации, имеющие фонетическое сходство со стимулом (кошка – крошка, дом ‒ том), реакции, отображающие ситуационные связи обозначаемых предметов (кошка – молоко, мышка), «клишированные», восстанавливающие «речевые клише» (мастер ‒золотые руки, гость – каменный), «социально‒детерминированные» (женщина – мать, хозяйка) и др.

Одной из главных отличительных особенностей ассоциативного эксперимента является его простота и доступность приме­нения, поскольку он может проводиться и индивидуально, и одновременно с большой группой испытуемых. Испытуемые оперируют значением слова в контексте ситуации речевого общения, что позволяет выявлять в ходе эксперимента и некоторые неосознаваемые компоненты значения.

Особое значение ассоциативный эксперимент имеет для практической психологии; не случайно он является одним из старейших методов экспериментальной психологии. К числу первых вариантов ассоциативного эксперимента относится методика «свободных ассоциаций» Х.Г. Кента – А.Дж. Розанова (313). В ней в качестве стимулов‒раздражителейиспользуетсянабориз 100 слов. Речевыереакциинаэтисловастандартизированынаматериалебольшогочислаисследований (психическиздоровыхлюдей, восновном‒взрослых), наосновечего определён удельный вес нестандартных речевых реакций (их соотношение со стандартными). Эти данные позволяют определить степень неординарности и «эксцентричности» мышления испытуемых.

Впервые ассоциативный эксперимент был предложен К. Г. Юнгом для выявления скрытых бессознательных комплексов. Ассоциативный тест базируется на гипотезе о том, что человек в любой момент способен на ассоциации, его представления взаимосвязаны друг с другом, то есть любое представление вызывает в памяти другое представление. Большое значение имеют те стимулы, на которые человек не может реагировать, на которые испытуемому ничего не приходит в голову или он дает ассоциации, только спустя длительный промежуток времени. К.Г. Юнг обнаружил, что «артефакты», которые всегда были обусловлены сильно проявляющимися аффектами. Такими артефактами являются: увеличенное время реакции, непонимание, повторение слов-стимулов, отсутствие реакции, ослышка, заикание и т. д. Исходя из этого, К. Г. Юнг делает вывод о том, что внимание человека нарушено внутренними факторами. Внимание привлекается существующими в них эмоциональными комплексами, независимо от их эмоциональной окраски (положительной или негативной). Учитывая тот факт, что эмоции оказывают регулирующее влияние на все психические процессы, то разрабатываемая методика обладает широкими функциональными возможностями.

Вопрос 35. Ассоциативный метод и его разновидности

Метод ассоциативный(метод ассоциаций свободных)— терапевтический прием фрейдовского психоанализа: в ходе терапевтического сеанса клиентуПредлагается свободно высказывать все, что приходит в голову. Предполагается, что клиент, сам того не осознавая, может «проговориться» - спонтанно произнести слова, что укажут на невольно возникающие у него мысли; анализже этих мыслей и ассоциаций укажет причину и источник его заболевания или тревоги.

Это психоаналитическая процедура изучения бессознательного, в процессе которого индивидуум свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то, насколько абсурдным или непристойным это может показаться. Один из первых проективных методов. Метод активно используетсяв психоанализе, психологии, социологии, психиатрии, социальной работе, психолингвистике.

З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто не осознаваемого, содержания сознания. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов. В контексте такого понимания ассоциаций все проективные методики могут быть классифицированы как разновидность метода свободных ассоциаций.

 

Вудворт приводит четыре основных типа применяемых ассоциатив­ных методов:

Свободная ассоциация в сопоставлении с управляемой и дискретная в сопоставлении с континуальной.

1. Дискретная свободная ассоциация: исследуемый отвечает первым словом, которое придет ему в голову после слова-раздражителя, произ­несенного экспериментатором. При этом хронометром измеряется вре­мя реакции.

2. Дискретная управляемая ассоциация: исследуемый отвечает по данной инструкции (например, должен ответить словом, имеющим про­тивоположное значение слову-раздражителю, или назвать окраску пред­мета, которое было словом-раздражителем или же назвать его состав­ные части и т. п.).

3. Континуальная свободная ассоциация: экспериментатор произно­сит слово-раздражитель и исследуемый отвечает серией самостояетельных слов так быстро, как только может (как правило, это делается с условием, чтобы он не называл предметы, находящиеся в комнате, где производится эксперимент).

4. Континуальная управляемая ассоциация: в отличие от свободной континуальной ассоциации исследуемый получает инструкцию каким- либо способом ограничить ассоциации (например, он должен называть слова, связанные со словом «футбол»). Одновременно с произнесением слова-раздражителя пускается секундомер (с последним слогом).

 



2019-08-13 192 Обсуждений (0)
Дефлексия (отклонение) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дефлексия (отклонение)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)