Прибыль: понятие и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли предприятия.
Прибыль — это важнейший качественный показатель эффективности деятельности организации, характеризующий рациональность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Различие между бухгалтерским и экономическим подходом к издержкамобуславливает и различные концепции прибыли. Таблица 3.2. Виды форм прибыли организации (предприятия) по основным классификационным признакам
Балансовая прибыль (убыток) - конечный финансовый результат, выявленный в отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса. Валовая (банковская) прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов). Чистая экономическая прибыль - это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации. Маржинальная прибыль — это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль. Номинальная прибыль - это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли. Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен. Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли. Капитализированная прибыль - это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства. Нормальная прибыль - это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке. Прибыль как экономическая категория и показатель деятельности организации имеет характерные особенности. Во-первых, она характеризует экономическую эффективность, конечный финансовый результат деятельности организации. На величину прибыли и се динамику воздействуют зависящие и не зависящие от организации факторы. К факторам, зависящим от организации, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Практически вне сферы воздействия организации находятся конъюнктура рынка, финансовая политика государства, уровень цен на потребляемые материально-сырь- евые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Прибыль организации после уплаты налогов и других обязательных платежей должна быть достаточной для выплаты дивидендов, расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников. В-третьих, прибыль — один из источников формирования бюджетов разных уровней. Налог на прибыль наряду с другими доходными поступлениями в бюджет используется для финансирования выполнения государством своих функций, реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Распределение и использование прибыли предприятия. Распределение и использование прибыли является важнейшим хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства. Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: § прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом; § прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно; § величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; § прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление. На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Наряду с финансирование производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия, уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям, производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачиваются расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам. Прибыль используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль. Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов. Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, культурно-массовых мероприятий и т.п. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития. Формирование и использование прибыли. Экономический анализ – важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию ресурсов предприятия, эффективного их использования. Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов: § анализируется прибыль по составу в динамике; § проводится факторный анализ прибыли от реализации; § анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы, внереализационные доходы и расходы; § анализируется формирование чистой прибыли на накопление и потребление; § дается оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление; § анализируется использование прибыли на накопление и потребление; § разрабатываются предложения к составлению финансового плана. Анализ состава прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие. Основными источниками информации при анализе финансовых результатов, прибыли служат данные финансовой отчетности ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках». Предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дельнейшее развитие деятельности предприятия. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства. Вопрос 33 Содержание аналитической деятельности на предприятии. Содержанием аналитической деятельности является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого хозяйствующего субъекта в целях принятия оптимальных управленческих решений. По содержанию выполняемых расчетов различают: - комплексный экономический анализ - технико-экономический анализ - социально-экономический анализ - экономико-правовой анализ - экономико-экологический анализ - аудиторский анализ. По роли в управлении выделяют: - управленческий (внутренний) анализ (анализ деятельности предприятия с экономической, финансовой и технической стороны по данным внутреннего учета) - финансовый (внешний) анализ (анализ деятельности предприятия с финансовой стороны по данным бухгалтерской отчетности). Методы экономического анализа классифицируются на формализованные и неформализованные. В основе формализованных методов лежат следующие методы: - горизонтальный (анализ динамики путем сравнения значений показателей со значением предыдущего периода); - вертикальный (определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом); - трендовый анализ (сравнение значения показателя с рядом предшествующих периодов и определение основной тенденции динамики показателей); - сравнительный (анализ показателей по отдельным подразделениям фирмы, а также анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, среднеотраслевыми значениями); - факторный (анализ влияния отдельных факторов на показатели с помощью детерминированных и стохастических приемов исследований). Неформализованные методы: - метод экспертных оценок - метод сценариев - психологические методы. Важной частью экономического анализа является оценка финансового состояния предприятия. Аналитическая деятельность на предприятии осуществляется заместителем директора предприятия по экономике, который готовит приказ по предприятию за подписью директора о создании группы, состоящей из представителей тех подразделений, информация о работе которых необходима для проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и определения экономического состояния предприятия. Источниками информации анализа использования материалов являются: - баланс предприятия (ф. № 1) - план материально-технического обеспечения - заявки - договоры на поставку сырья и материалов - формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов - плановые и отчетные калькуляции себестоимости выпускаемых изделия. Показатели эффективности ОС: коэф.экстенсив.использ.обрудов. = факт.кол-во часов работы оборудов/кол-во часов работы по норме коэф.загрузки обрудов = коэф.сменности работы/плановая сменность коэф.интенсив.использ=фактич.производит/норматив.производит коэф.интегральн.использ.оборуд=Кэкст*Кинтен; ФО=Выручка/среднегод.ст-ть ОС ФЕ=1/ФО ФВ=ст-ть ОС/Числен Рентаб.ОС=Прибыль/ст-ть ОС Проивод.труда=ФО*ФВ МО=выручка/матер.затраты МЕ=матер.затраты/выручка Оборачиваемость=Выручка/среднегод.ст-ть ОборСр-в
Вопрос 34 Содержание и назначение балансового отчета Балансовый отчет (или, в русскоязычной интерпретации, бухгалтерский баланс) является важнейшей составляющей финансовой отчетности, подлежащей глубокому анализу и оценке в период, предшествующий принятию инвестиционных решений, связанных с вложением средств в акции или облигации. Содержание балансового отчета Бухгалтерский баланс предоставляет информацию о финансовом положении компании (МСФО 1). В нем отражаются три элемента основного финансового уравнения: активы, обязательства и капитал. В соответствии с МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» баланс как минимум должен включать линейные статьи, которые представляют:
- Основные средства; - Нематериальные активы; - Финансовые активы, кроме инвестиций, учтенных по методу участия; торговых и других дебиторских задолженностей; денежных средств и их эквивалентов; - Инвестиции, учтенные по методу участия; - Запасы; - Торговые и другие дебиторские задолженности; - Денежные средства и их эквиваленты; - Задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность; - Налоговые обязательства и требования согласно МСФО 12 «Налоги на прибыль»; - Резервы; Долгосрочные обязательства включающие выплату процентов; - Доля меньшинства; - Выпущенный капитал и резервы.
Кроме того, в бухгалтерском балансе или в примечаниях представляется следующая информация: 1. Дальнейшая соответствующая подклассификация статей; 2. Суммы дебиторской и кредиторской задолженности: материнской компании; дочерних предприятий той же материнской компании; ассоциированных компаний; связанных сторон; 3. Для каждого класса акционерного капитала: количество акций, разрешенных к выпуску; количество акций, выпущенных и полностью оплаченных; количество акций, выпущенных и оплаченных не полностью; номинальная стоимость акции или указание на отсутствие такой стоимости; сверка количества акций на начало и конец года; права, привилегии и ограничения, связанные с соответствующим классом акций; акции, принадлежащие самой компании, ее дочерним или ассоциированным компаниям; акции, зарезервированные для эмиссии, по договорам опциона или продажи; 4. Характер и назначение каждого резерва; 5. Сумма дивидендов, предложенных, но официально не утвержденных к выплате; 6. Сумма непризнанных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям.
Назначение балансового отчета заключается в иллюстрации динамики изменения структуры имущества проекта (активов) и источников его финансирования (пассивов). При этом появляется возможность расчета общепринятых показателей, характеризующих такие стороны финансового состояния проекта, как оценка общей и мгновенной ликвидности, коэффициентов оборачиваемости, маневренности, общей платежеспособности и других. 35 35. Ключевые финансово-экономические индикаторы, характеризующие положение предприятия: показатели рентабельности. Рентабельность — относительный показатель отражающий уровень доходности использования материальных, трудовых денежных и других ресурсов. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или использованным ресурсам. Выражается в процентах или в прибыли на единицу вложенных средств. В качестве прибыли могут быть использованы: сумма чистой прибыли, балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции, прибыли от разных видов деятельности предприятия. В качестве затрат могут быть использованы: выручка от реализации, себестоимость продукции, стоимость основных и оборотных фондов, сумма собственного и заемного капитала и др. Термин «рентабельный» часто используют как синоним слова доходный, приносящий прибыль. Порог рентабельности (точка безубыточности) — такой объем продаж, при котором предприятие покрывает все свои расходы, не получая прибыли. Для оценки доходности различных направлений деятельности предприятия и привлеченных ресурсов используются различные показатели рентабельности. В зависимости от конкретных задач могут быть вычислены показатели общей рентабельности, рентабельности собственного капитала, рентабельности инвестиций и др. Основные показатели рентабельности: Общая рентабельность — показывает какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств * 100%. Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала. Рентабельность продаж — прибыли от продаж к выручке. ROS = Прибыль от продаж/Выручка *100 % Рентабельность оборота — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период. Рентабельность оборота является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность оборота может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли. Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости. ROM = ЧП/Себестоимость *100 % В общем данный показатель исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции снятии с производства неэффективных изделий. Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Рентабельность собственного капитала (ROE) - отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала. ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал*100 % Рента́бельность со́бственного капита́ла — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли. Рентабельность активов — отношение чистой прибыли, полученной за период к средней величине активов предприятия за период. Показывает способность активов компании порождать прибыль, индикатор доходности деятельности компании, свободный от влияния объема заемных средств. Используется при расчете одного из важнейших финансовых показателей — финансового рычага.
Рентабельность оборотных активов Определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства Рентабельность конкретного изделия — отношение прибыли от реализации изделия к полной себестоимости изделия. Этот показатель очень важен для принятия решений по управлению производством. Он показывает степень рентабельности производимого изделия. Учитывая, что цель предпринимательской деятельности — получение максимальной прибыли, предприятие после анализа рентабельности изделия должно принять решение — избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и увеличить выпуск высокорентабельных видов продукции. Рентабельность оборота — отношение прибыль к валовой выручке. Рентабельность финансовых вложений. Определяется как отношение величины доходов от финансовых вложений к величине финансовых вложений.
36. Ключевые финансово-экономические индикаторы, характеризующие положение предприятия: показатели доходности. ПОКАЗАТЕЛЬ ДОХОДНОСТИ - относительный показатель, определяемый в виде отношения величины всей полученной компанией за последний период (обычно за год) прибыли в расчете на 100 акций к текущей цене этих акций. Система показателей доходности состоит прежде всего из абсолютных показателей финансовых результатов, к которым относятся: доход от реализации продукции (работ, услуг); валовой доход; доход от основной деятельности; доход от неосновной деятельности; доход от обычной деятельности до налогообложения; доход от обычной деятельности после налогообложения, доход от чрезвычайных ситуаций; чистый доход, являющийся конечным финансовым результатом деятельности предприятия.
Доход в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществленного труда. Его одни экономисты относят к показателям экономического эффекта, другие - эффективности работы предприятия. На наш взгляд, правы первые, так как абсолютная сумма дохода не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Роль дохода в условиях рынка существенно возросла. Как известно, при планово-директивной экономике его роль была принижена. Получение дохода (прибыли) как целевая функция любого предприятия принижалась. С переходом на рыночную экономику доход (прибыль) стал ее двигательной силой. Именно он определяет решение трех коренных взаимосвязанных проблем, что производить, как производить и для кого производить. Получение дохода стало целью функционирования любого предприятия, поскольку он в условиях рыночной экономики является основным источником его производственного и социального развития. Рост дохода создает финансовую базу для самофинансирования, являющегося обязательным условием успешной хозяйственной деятельности предприятия. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукций и расширению производственно-технической базы предприятия. Он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться краткосрочными ссудами байка и коммерческими кредитами, если речь идет о текущих затратах, а также долгосрочными банковскими кредитами, используемыми на капитальные вложения. За счет дохода выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, доход становится важнейшим показателем для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Он характеризует степень его деловой активности и финансового благополучия. По доходу определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. Роль дохода в условиях рыночной экономики определяется функциями, которые он выполняет, В специальной литературе стран СНГ нет единого мнения по вопросу о функции дохода. Ему их приписывают от двух до шести. По нашему мнению, он выполняет лишь две функции: 1) источника доходов госбюджета, 2) источника производственного и социального развития предприятий и объединений. Единство функций в их взаимообусловленности делает доход тем элементом хозяйствования, в котором увязываются экономические интересы общества, коллектива предприятия и каждого работника. Отсюда ясна важность проблемы образования и распределения дохода, практическое решение которой обеспечивает необходимую зависимость эффективности деятельности хозяйствующего субъекта от величины полученного и оставляемого в его распоряжении дохода.
Для того, чтобы доход мог эффективно выполнять свои функции, необходимы следующие основные условия: Цены на продукцию должны с определенной степенью приближения выражать общественно необходимые затраты труда и при этом учитывать не прерывное повышение производительности труда и снижение себестоимости. Система калькулирования изделий и определения себестоимости продукции должна быть научно обоснованной. Механизм распределения дохода должен играть активную роль к служить стимулирующим фактором развития производства и повышения его эффективности. Эффективное использование дохода возможно лишь в системе всех остальных финансовых рычагов (амортизационные отчисления, финансовые санкции, налогообложение, акцизы, арендная плата, дивиденды, процентные ставки, фонды специального назначения, вклады, паевые взносы, инвестиции, формы расчетов, виды кредитов, курсы валют и ценных бумаг и др.). Следует отметить, что абсолютная величина дохода относится к показателям экономического эффекта, а не к эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Доход в 500 тыс. может быть доходом разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому для более реальной оценки получаемого дохода используются относительные показатели доходности, к которым относятся различные показатели рентабельности, выражающие уровень доходности и характеризующие эффективность деятельности предприятия. В росте показателей доходности предприятия заинтересованы как сам хозяйствующий субъект, так и государство. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ абсолютных и относительных показателей доходности. В задачи анализа показателей доходности входят:
- оценка выполнения плана абсолютных показателей доходности; - изучение составных элементов образования чистого дохода; - выявление и количественное измерение влияния факторов, воздействующих на доход; - изучение направлений, пропорций и тенденций распределения дохода, выявление резервов роста дохода; - разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию дохода с учетом перспектив развития предприятия; - исследование различных коэффициентов доходности (рентабельности) и факторов, влияющих на их уровень. Вопрос 37
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (668)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |