Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Матрицы и определители



2019-08-13 195 Обсуждений (0)
Матрицы и определители 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По выполнению домашних контрольных работ по дисциплине

 «ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА»

 

Направления подготовки

13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»

Направленность (профиль)

«Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике»    

 

 

Для заочной формы обучения

 

 

 

 

 

Челябинск, 2018

«Высшая математика» : Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы / Коробейникова И.Ю. – Челябинск: ОУ ВО Южно-Уральский институт управления и экономики, 2018. – 13 с.

 

 

«Высшая математика» : Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы: Предназначены для 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника». Является единой для всех форм обучения.

 

 

 

Автор: к.п.н., И.Ю. Коробейникова

 

Рецензенты:

 

© Издательство ОУ ВО «Южно-Уральский

институт управления и экономики», 2018


ВВедение

Курс дисциплины «Высшая математика» является фундаментом дальнейшего образования инженера, имеющим важное значение не только для изучения общетехнических дисциплин, но и для специальных дисциплин в особенности.

 

Изучив дисциплину «Высшая математика» студент должен:

 

- Ознакомиться с основами линейной алгебры, высшей алгебры, векторной алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии, кривых и поверхностей, элементами топологии.

 

- Изучить основы математического анализа, дифференциальное исчисление функций одного и нескольких переменных, изучить неопределенные и определенные интегралы, кратные интегралы, ознакомиться с элементами дискретного анализа.

 

- Знать основные типы дифференциальных и разностных уравнений и методы их решения.

 

- Знать и уметь использовать на практике признаки сходимости числовых и функциональных рядов.

 

- Иметь представление о функциях комплексного переменного и элементах теории поля.

 

- Ознакомиться с основами вариационного исчисления и оптимального управления.

 

- Знать важнейшие понятия теории вероятностей и математической статистики.

 

- Иметь представление о моделях случайных процессов и элементах теории массового обслуживания.

 

- Иметь представление о временных рядах, математическом моделировании.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, представленных в таблице.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Высшая математика», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Таблица 1− Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Код компетенции Наименование компетенции Вид деятельности и проф. задачи[1] Планируемые результаты Уровень освоения компетенции[2] ·

ОПК-2

способностью применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач

 

знать:

- роль и место информации в развитии современного информационного общества;

- основные положения изучаемого курса.

уметь:

- выделять наиболее существенные факты в профессиональной деятельности;

- адекватно оценивать итоги своих образовательных и научных результатов.

владеть:

- способностью выстраивать перспективные стратегии личностного и профессионального развития.

Пороговый    
Базовый    
Продвинутый  

ПК-1

способностью участвовать в планировании, подготовке и выполнении типовых экспериментальных исследований по заданной методике

 

 

знать:

- элементы топологии и дискретной математики;

- модели решения функциональных и вычислительных задач.

уметь:

- использовать математические методы и модели в технических приложениях.

владеть:

- основными понятиями и методами математики в решении научных и инженерно-практических задач;

- методами вероятностного моделирования конкретных процессов для анализа и прогнозирования этих процессов.

пороговый
базовый
продвинутый

ПК-2

способностью обрабатывать результаты эксперимента

научно-исследова-тельская деятельность:

проведение экспериментов по заданной методике, составление описания проводимых исследований и анализ результатов

знать:

- основные понятия аналитической геометрии, дифференциальной геометрии, уравнения прямых, кривых и поверхностей;

- элементы топологии и дискретной математики;

- основные понятия и методы математического анализа;

- модели решения функциональных и вычислительных задач.

уметь:

- проводить исследования геометрических объектов методами векторной и аналитической геометрии;

- использовать математические методы и модели в технических приложениях.

владеть:

- методами дифференциального исчисления для решения прикладных задач;

- основными понятиями и методами математики в решении научных и инженерно-практических задач;

- методами вероятностного моделирования конкретных процессов для анализа и прогнозирования этих процессов.

Пороговый    
Базовый    
Продвинутый  

 


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №1

 

Раздел 1 Линейная и векторная алгебра. Аналитическая геометрия

Матрицы и определители

 

Определение матрицы. Виды матриц. Транспонирование матриц. Алгебраические операции над матрицами. Определители второго, третьего порядков и матрицы n -го порядка. Теорема Лапласа. Присоединенная и обратная матрицы. Алгоритм вычисления обратной матрицы. Ранг матрицы как наивысший порядок ее миноров, отличных от нуля. Вычисление ранга матрицы с помощью элементарных преобразований. Линейная комбинация, линейная зависимость и независимость строк (столбцов) матрицы. Теорема о ранге матрицы — максимальном числе ее линейно независимых строк (столбцов). (1, гл.1, § 1.1-1.6; с.9-35); (2, гл.1).

Надо хорошо уяснить, что матрица — это прямоугольная таблица,составленная из mn чисел, расположенных в m строках и n столбцах. Необходимо знать, как устанавливаются размеры матрицы и ее порядок, уметь выполнять транспонирование матриц, алгебраические операции над ними (умножение матрицы на число, сложение, вычитание, умножение матриц).

Необходимо усвоить следующее: строки обозначаются индексом ”i”, столбцы индексом ”j”. Поэтому любой элемент матрицы можно обозначить aij. Это означает, что элемент aij находится в i-ой строке и в j-ом столбце. Например, a11 – элемент первой строки и первого столбца; a23–элемент второй строки и третьего столбца. Индекс с «i» растет всегда «вниз», а индекс «j» – растет вправо.

Размер матрицы m х n означает, что конечные величины i и j равны соответственно m и n, т.е. iкон=m, jкон=n.

При вычислении определителей необходимо отметить, что определитель есть число и вычисляется по определенным правилам. Необходимо рассмотреть правило вычисления определителей второго порядка и правило треугольника или правило Сарруса для вычисления определителей третьего порядка.

В качестве универсального метода вычисления определителей необходимо рекомендовать вычисление на основе теоремы Лапласа.

Для этого нужно знать определение минора (вычисление), определение алгебраического дополнения Aij=(-1)i+jMij и саму теорему Лапласа. (1, пример 9, с. 25, с. 26).

Мало того, нужно обратить внимание и на то, что определители порядка больше трех вычисляются с помощью теоремы Лапласа.

   Относительные трудности возникают при усвоении операции умножения матриц. Необходимо твердо усвоить формальное правило умножения ( 1, с. 12 – 13) и связанное с ним условие существования произведения АВ матриц А и В:число столбцов матрицы А должно быть равно числу строк матрицы В. Одна из особенностей операции умножения состоит в том, что произведение матриц в общем случае не коммутативно, т.е. АВ ¹ ВА. Даже если А и В –  квадратные матрицы, в общем случае АВ ¹ ВА, в чем нетрудно убедиться на любом частном примере. Другая особенность произведения матриц состоит в том, что произведение двух ненулевых матриц может оказаться нулевой матрицей.

    Например, можно легко показать, что произведение матриц есть нулевая матрица (сравните: во множестве действительных чисел произведение равно нулю тогда, когда хотя бы один из сомножителей равен нулю).

=

Нужно знать определение присоединенной и обратной матриц, уметь их вычислять, знать, что для существования матрицы А-1 , обратной матрице А, необходимо и достаточно, чтобы матрица А была невырожденной (неособенной). Проверить правильность вычисления обратной матрицы можно, составив произведение АА-1 или А-1 А. Если оно является единичной матрицей Е, то, в соответствии с определением, матрица А -1 вычислена правильно.

      Нужно уметь вычислять определители второго и третьего порядков (метод треугольника) и более высших порядков (1, пример 1.9, c.25, 26). При вычислении определителей нужно активно использовать свойства определителей 2,4,5,6,8. Теорему Лапласа нужно знать твердо и уметь ее использовать для практики.

      Разобрать для усвоения материала по вычислению определителей задачи 1.19-1.21.

      Вычисление обратной матрицы осуществлять по алгоритму, изложенному в (1). Нужно четко усвоить в алгоритме, что обратная к исходной матрице существует. После этого определяется транспонированная к исходной матрица. Именно для транспонированной матрицы А¢ ищутся алгебраические дополнения Aij.

     Из алгебраических дополнений к транспонированной матрице составляется присоединенная (союзная) матрица.

     Если известна союзная матрица  и определитель  исходной матрицы, то вычисляется обратная матрица

A-1= / .

     Обратная матрица будет использоваться для решения систем линейных уравнений.

     Для усвоения материала необходимо разобрать задачи (1, 1.15— 1.18, 1.22—1.29).

Пример: Найти матрицу С=В¢×А¢×А×В, если А=  , В= .

Решение:

Алгоритм решения:

1. Находим матрицы В¢, А¢, транспонированные к матрицам А и В.

А¢= , В¢= .

2. Находим произведение матриц:

В¢×А¢= × = .

Это возможно ибо число столбцов матрицы В¢ равно числу строк матрицы А¢.

3. Находим произведение матриц:

А×В= = .

4. Находим произведение

С=В¢×А¢×А×В= = (10)

Ответ: C = (10)



2019-08-13 195 Обсуждений (0)
Матрицы и определители 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Матрицы и определители

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)