Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие 10



2019-08-13 204 Обсуждений (0)
Семинарское занятие 10 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Предмет и задачи феноменологии. Роль феноменологии как методологии в научном познании.

2.Содержание феноменологии: основные трактовки и основные положения.

3.Понятие «жизненный мир» и наука как социальный феномен.

4.Проблема понимания в феноменологии.

5.Феноменологическая редукция.

Тема: «Позитивистская методология научного познания»

Семинарское занятие 11

1. Классический позитивизм: О. Конт о стадиях развития человеческого мышления и месте философии в системе наук.

2. Социология как самостоятельная наука. Кризис позитивизма в конце ХIХ века.

3. Особенности философии эмпириокритицизма:

а) Философия Дж. Беркли как идейная предпосылка эмпириокритицизма

б) Философские идеи Э. Маха и Р. Авенариуса.

 

Семинарское занятие 12

1. Неопозитивизм:

а) Проблема языка науки в трудах Л. Витгенштейна;

б) Принцип верификации.

2. Постпозитивизм:

а) Эволюционная теория К. Поппера. Принцип фальсификации

б) Теория научных революций Т. Куна: основные понятия и положения.

в) Механизм развития науки в учении Т. Куна.

г) Достоинства и недостатки учения Т. Куна.

д) Учение И. Лакатоса о развитии науки.

 

Тема: «Диалектико-материалистическая методология научного познания»

Семинарское занятие 13

1.Трактовка взаимосвязи философии и науки в диалектическом материализме.

2.Теория отражения: познание как процесс отражения действительности в сознании человека.

3.Диалектический характер процесса познания.

4.Единство диалектики, логики и теории познания.

5.Понятие и проблема истины в диалектико-материалистической методологи. Учение о практике.

 

Литература:

1. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы./ В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2007.–384 с.

2. Кохановский, В.П. Основы философии науки./ В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 608 с.

3. Лешкевич, Т.Г. Философия науки./ Т.Г. Лешкевич. – М.: Инфра-М, 2008. – 432 с.

4. Яновская, С.А. Методологические проблемы науки./С.А. Яновская. – М.: Либроком, 2009.– 288 с.

5. Новиков, А.М. Методология./ А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Синтег, 2007. – 668 с.

6. Кун, Т. Структура научных революций./ Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975. – 288 с.

7. История и философиянауки ( Философия науки ) : [учебное пособие   по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов естественно-научных 6.и технических специальностей] / Е.Ю. Бельская [и др.] ; под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной.- 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011.- 416с.

8. Матяш Т.М., Положенкова Е.Ю., Воденко К.В., Могилевская Г.И. История и философия науки (для аспирантов) [Электронный ресурс]. – Москва : КноРус, 2016.-272.- ISBN 978-5-406-04133-8-URL:htpp://www.book.ru/918542.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение методологии? Каково соотношение логики и методологии?

2. Какое место занимает понятие «методология» среди близких ему по смыслу: «идеал», «норма», «парадигма», «программа», «установка», «основание» научного исследования?

3. Каковы идейные источники феноменологии?

4. Какой вклад в развитие феноменологии внёс Э. Гуссерль?

5. Что понимал под подлинной наукой Э. Гуссерль?

6. Сравните две разновидности априоризма: кантовский и гессерлевский?

7. В чём проявилось феноменологическое обоснование математики?

8. Какие возможности для анализа сознания и объяснения происхождения фундаментальных установок науки открывает феноменологическая редукция?

9. Почему позитивизм с самого начала отвергал классическую философию в качестве эффективного средства обоснования науки?

10. Какую роль и какое место отводилось философии полезной с точки зрения позитивистов для научного развития?

11. Почему взгляды Г. Спенсера и Д. Милля относят к позитивистским?

12. Покажите связь между философией Э. Маха и философскими воззрениями Дж. Беркли?

13. Следует ли считать наивным убеждение Э. Маха в ложности атомистического учения?

14. Какие позитивные моменты проявились при последовательном проведении Э. Махом своего эмпиризма в отношении научных теорий?

15. Какое влияние оказали на понимание роли языка науки исследования Л. Витгенштейна?

16. Почему Л. Витгенштейн резко поменял свое мнение на сущность языка после написания «Логико-философского трактата» в более поздних «Философских исследованиях»?

17. Какую роль играет принцип верификации в концептуальных положениях представителей логического позитивизма?

18. Почему поспозитивистсккая философия науки расширила поле философской проблематики для понимания научного развития?

19. В чём смысл принципа фальсификации предложенного К. Поппером, учитывая его не утвердительную, а критическую направленность?

20. Раскройте структуру научной парадигмы в понимании Т. Куна? 

Рекомендуемые темы рефератов:

1. Роль феноменологии для развития искусства и науки.

2. Э. Мах как философ и физик.

3. «Критический рационализм» К. Поппера.

4. Проблема языка в философии Л. Витгенштейна.

5. Судьба позитивисткой программы логического обоснования науки.

6. Методология исследовательских программ И. Лакатоса.

7. Реализм как онтологическая основа математики. Радикальный реализм К. Гёделя.

8. Философские взгляды Б. Рассела.

9. Гносеологический анархизм в воззрениях П. Фейерабенда.

10. Концепция личностного знания М. Полани.

11. Причина научных революций в концепции Т. Куна.

 


Основы научного познания»

Тема: «Основные компоненты научного познания»



2019-08-13 204 Обсуждений (0)
Семинарское занятие 10 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие 10

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)