Логика процесса исследования. Этапы научного исследования, их задачи. Выбор темы исследования, обоснование её актуальности.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Этапы научного исследования.(и задачи) 1.Выбор темы исследования. -В соответствии с тем, что тему работы определяет предмет исследования, необходимо в первую очередь установить объект и предмет исследования. -Важнейшим критерием правильности выбора темы является ее актуальность. 2.Определение объекта и предмета исследования. -Объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования. 3.Определение цели и задач. -Выявление, уточнение, углубление, методологическое обоснование сущности, структуры изучаемого объекта. -анализ реального состояния предмета исследования. -преобразованиями предмета исследования, т. е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса. 4.Формулировка названия работы. -Название должно быть кратким, точным, соответствовать содержанию, отразить предмет исследования 5.Разработка гипотезы. -Отправная точка для исследований, которая подтверждается, либо нет. 6.Составление плана исследования. -сделать намеченную программу действий, которая включает все этапы работы. 7.Работа с литературой. -эффективная работа с литературными источниками. 8.Выбор методов исследования. -наблюдение и сбор фактов - эксперимент - моделирование -метод научных абстракций -анализ и синтез - системный подход. 9.Организация условий проведения исследования. -подготовка обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников и т.д. 10.Проведение исследования (сбор материала). -На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки, выдвинутой гипотезы. 11.Обработка результатов исследования. -количественные методы исследования -качественные 12.Формулирование выводов. -Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах. 13.Оформление работы. -представить результаты в общедоступной и понятной форме Выбор темы исследования. От удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом. Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Иначе говоря, в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать. Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Вопрос 21. Методы исследования в филологических науках общенаучные и частно - научные методы. Наблюдение, эксперимент, классификация, моделирование и их применение в филологических исследованиях. Общенаучные методы исследования различаются по их на правленности на решение эмпирических (др.-греч. опыт) или теоретических (др.-греч. наблюдение, исследование) задач. К первой группе относятся наблюдение и эксперимент; ко второй — классификация и моделирование. Далее представим общенаучные методы в их проекции на ф илологию. Наблюдение — это метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии познающим субъектом предметов и явлений. В филологии это, как правило нахождение в тексте интересующих исследователя явлений. Наблюдение позволяет найти фактический материал исследования. В этом его главная ценность как метода исследования. Процессе нахождения, или сбора, материала он фиксируется в специальных карточках, магнитных носителях, кинопленке, родится в память компьютера и др. При кажущейся простоте метода наблюдения его применение вызывает ряд трудностей. Сложным является вопрос об источниках материала. Главная проблема здесь - в отборе источников, в установлении степени их надежности. Так, при изучении художественного текста едва ли не первостепенное значение имеет выбор наиболее авторитетного источника. К ним относятся, например, академическое или полное собрания сочинений писателя. При отсутствии такого рода изданий используется издание избранных произ-ведений. Следует различать первое и последнее прижизненное издание произведения, его журнальный вариант. Дело в том, что тексты изданий могут не совпадать: при подготовке своего произведения к переизданию автор нередко вносит в него изменения; журнальный вариант, как правило, отличается некоторой краткостью.Найденный в ходе наблюдения материал далее изучается по средством других методов. Эксперимент ( лат. — проба, опыт) выражается в преднамеренном и целенаправленном воздействии познающего субъекта на предметы и явления. Классическим примером эксперимента является «школьное» задание заменить выделенное слово другим, близким по смыслу. Преднамеренность и целенаправленность воздействия исследователя-филолога на изучаемый объект проявляется в операциях либо реальных, либо мысленных. В первом случае появляется новая реальность: языковая, текстовая; художественная, политическая и др., во втором — видоизменяется лишь модель. Соответственно различаются эксперимент реальный и мысленный. Эксперимент имеет дело с фактами, найденными в ходе наблюдения, рассматривает изучаемый объект в динамике: при изменении самого объекта, его модели (наш второй пример) или условий его существования (первый пример). Исследователь получает знания о жизни объекта, в чем состоит познавательная ценность метода эксперимента в филологии. Иногда к эксперименту относят и анкетирование как способ получения информации от носителей языка, читателей, специалистов путем воздействия на них через вопросник анкеты. Анкетирование распространено, например, при изучении читательского спроса, уровня эстетического развития учащихся, в психолингвистике, социолингвистике, при установлении степени владения языком в условиях двух или многоязычия и др. К ан-кетированию часто прибегают составители рекламных текстов, чтобы понять, какой из текстов обладает большей степенью воздействия на потенциального потребителя услуг и товаров. Перейдем к рассмотрению методов теоретического исследования. К л а с с и ф и к а ц и я (лат. — р а з р я д и — д е л а т ь ) — метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном обобщении и систематизации изучаемых предметов и явлений на основе единого принципа (основания классификации) и путем установления связей между возникшими типами. Примеры классификаций: родо-видовая классификация произведений художественной литературы; классификация рече-вых жанров; деление звуков речи на гласные и согласные и др. В основе классификации лежит логическая операция деления множества на подмножества (классы). В филологических исследованиях важны два вида классификации: описательный, объяснительный. В филологии востребованы классификации обоих типов Одна из них позволяет доказать факт стабильности изучаемого объекта; вторая демонстрирует момент его динамики(развития функционирования). При применении метода классификации особо значим тот материал, который не подходит под уже выделенные классы. Моделирование ( л а т . — мера, о б р а з е ц ) — метод, в основе которого лежит исследование объектов познания по их аналогом. Эти аналоги, сходство которых с изучаемым объектом существенно, а различие — несущественно, и являются моделями. Моделирование позволяет изучить объект в динамике, в его развитии и функционировании; объектом моделирования нередко является коммуникативное, речевое, литературное поведение человека. В этом состоит значимость моделирования как метода исследования в филологии.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |