Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос: Сравнительно-исторический подход к изучению языка, литературы, фольклора и рождение «новой филологии»: германистики, славяноведения, востоковедения.



2019-08-13 1431 Обсуждений (0)
Вопрос: Сравнительно-исторический подход к изучению языка, литературы, фольклора и рождение «новой филологии»: германистики, славяноведения, востоковедения. 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале 19 века складываются предпосылки для возникновения сравнительно-исторического языкознания. Раск, Бопп, Гримм, Востоков внесли большой вклад в его развитие, восстановив картины исторического прошлого языков на основе выделения родственных языков, раскрытии закономерности их развития. Среди их заслуг - открытие регулярности языков, определение индоевропейской языковой семьи, создание сравнительной грамматики для вышеупомянутой группы, морфологическая структура санскрита(Бопп),

Итак, родство индоевропейских языков было доказано, а сравнительно-исторический метод стал одним из основных методов изучения языка.

Первым представителем сравнительно-исторического языкознания в России явился Александр Христофорович Востоков (1781--1864) (занимался только славянскими языками). Он известен как исследователь русских песен и пословиц, собиратель материала для славянского этимологического материала, автор двух грамматик русского языка, грамматики и словаря церковнославянского языка, издатель ряда древних памятников. В 1815 он обратился к занятиям языком памятников древнеславянской письменности. В 1820 им публикуется "Рассуждение о славянском языке", содержащее реконструкцию звуковых значений букв юс большой и юс малый и заложившее основы сравнительного славянского языкознания. В этом труде рассматриваются вопросы о периодизации истории славянских языков и их месте среди индоевропейских языков. А.Х. Востокову принадлежит подготовка теоретической и материальной базы для последующих исследований в области исторического словообразования, лексикологии, этимологии и даже морфонологии. Вклад А.Х. Востокова был сравнительным по методу и историческим по цели. Востоков является третьим основоположником сравнительного метода в языковедении. Востоков первый указал на необходимость сопоставления данных, заключающихся в памятниках мертвых языков, с фактами живых языков и диалектов, что позднее стало обязательным условием работы языковедов в сравнительно-историческом плане.

«Новая филология» обретает смысл своего существования: в центре филологии стоит проблема понимания; решению этой проблемы служат герменевтика, критика и др.. При этом сохраняется понимание филологии и как историко-филологического комплекса знаний о древних народах (классическая филология в одной из ее версий). В течение ХIХ в. произойдет размежевание филологии и истории. Так началось превращение филологии как комплексного знания в филологию как комплекс наук и научных дисциплин.

Братья Гримм - знаменитые немецкие ученые, основатели германской филологии. Также считаются отцами-основателями германистики, основателями мифологической школы в фольклористике и составителями первого этимологического словаря немецкого языка. Влияние «Детских и семейных сказок» братьев Гримм на развитие фольклористики огромно; можно сказать, что именно с этого сборника начинает свое существование наука о сказке, как особый отдел изучения устной словесности. В примечаниях к сказкам братья Гримм приводили многочисленные параллели из фольклора европейских народов.

Значение идей Л.В.Щербы, М.М. Бахтина, Г.О. Винокура и др. о развитии филологического «ядра» в филологических науках. В филологии первой половины ХХ в. высказываются идеи в пользу интеграции как основы исследования.

Так, Л.В. Щерба (1880—1944) видел задачу филологии вис- толковании смысла художественного текста с опорой на его и языковую, и художественную структуру (речь идет о художественном тексте. Этим способом истолкования филолог отличается от языковеда и литературоведа языковед изучает языковую структуру текста, а литературовед — художественную.

По М.М. Бахтину (1895—1975), фундаментальная основа филологии — идея диалогизма. Слово находится в отношениях диалога с другими словами. Это значит, что оно не только обращено к предмету, процессу и пр, который обозначает, но разговаривает, перекликается с другими словами данного и иных текстов. тоже относится к высказыванию и тексту. Жить — значит участвовать в диалоге, — писал ММ. Бахтин.

Так в филологических науках первой половины ХХ в развиваются идеи филологии прошлого, тем самым укрепляя междисциплинарное (= общефилологическое) ядро филологических наук. Филология может стать методом интегративного изучения языка, текста, наконец, человека как автора, читателя, персонажа и т.д. тем более что эта задача, поставленная в трудах великих филологов ХХ в, соответствует исследовательским традициям филологии.

Таким образом, закономерный процесс специализации научного знания приводит к тому, что филология как единая комплексная, практически ориентированная наука перестает существовать. на ее месте вырастает ряд науки научных дисциплин. Однако филология сохраняется как единая отрасль науки.

Заметным в этот период стало самопознание филологии. Дискутируется сам факт существования филологии как самостоятельной области знания. Отечественный литературовед В.Н. Перетц (1870—1935) видит границу между историей и филологией в следующем история есть проявление мысли в действовании во внешнем мире, а филология — это проявление человеческого творчества в слове как таковом. Австрийский лингвист Г. Шухардт (1842—1927) призывает отказаться даже от самого термина филология, смысл которого он признает неопределенным, неустойчивым.

По-разному формулируется ответ на главный вопрос филологии: что она изучает? В первой половине ХХ в. возникли две принципиально разные позиции. Автором одной из них является Ф.Ф. Зелинский (1859—1944), который признает существование единой историко-филологической науки это наука, имеющая своим содержанием изучение творений человеческого духа в их последовательности, те. в их развитии. Филология в составе этой науки обращена к изучению памятников письменности, история же — к изучению общих законов развития. Авторство другой позиции принадлежит Г.О. Винокуру (1896—1947): наука о литературе и лингвистика — это сестры, произведения одинаково ориентированного сознания, которое ставит себе задачей истолкование текста. Современная, или новейшая филология человек как центр филологии.

В середине ХХ в. в развитии науки произошли серьезные изменения. После Второй мировой войны (1939—1945) в мире растет понимание ценности человеческой жизни, возможности существования разных представлений и позиций. В гуманитарной науке эти новые тенденции выражаются в развитии подходов к изучению человека, основанных на принципе диалогизма.

Во второй половине XX в. в общественной мысли и культуре складывается новое течение — постмодернизм. Человек в постмодернистских творениях предстает как механико- органический монстр (И.П. Смирнов). Соответственно художественный текст (как и текст вообще) лишается цельности, а часто и связности, становится безбрежным — открытым для всевозможных истолкований.



2019-08-13 1431 Обсуждений (0)
Вопрос: Сравнительно-исторический подход к изучению языка, литературы, фольклора и рождение «новой филологии»: германистики, славяноведения, востоковедения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос: Сравнительно-исторический подход к изучению языка, литературы, фольклора и рождение «новой филологии»: германистики, славяноведения, востоковедения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1431)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)