Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика научно-психологического знания.



2019-08-13 192 Обсуждений (0)
Специфика научно-психологического знания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вундт строит психологию как науку естественную, выделяет элементы сознания, намечает связи между ними. Он сталкивается с тем, что психология гуманитарная наука, т.к. наука о человеке. В естественных науках можно изучать то, у чего нет души. У Вундта было две психологии:

- объяснительная, там можно высказывать гипотезы, проверять их экспериментально.

- описательная – то, что нельзя проверить, поставить эксперимент, то можно описать.

Правило: в психологии человек – это и познающий субъект, и познаваемый объект, обладающий внутренней активностью. В естественных науках человек – познающий субъект. У правила есть следствия:

- психологический факт зависит от его интерпретации исследователем (оно характеризует любую науку). Орган чувств не только приемник воздействия, но и активный исследователь реальности. Пример: исследование познавательной активности у младенца, без матери низкая активность, с матерью – высокая.

- психологический факт может зависеть от его понимания испытуемым (характеризует только психологию). Пример: Вольф Мессинг по движениям руки угадывал желание человека и выполнял его. Научное объяснение: идиомоторика – движение, вызванное мыслью. Мессинг обладал высокой чувствительностью к идиомоторике. Второе объяснение: Алексей Николаевич Леонтьев встречался с Мессингом, он подмечал, что Мессинг знал о своей особенности, но он не верил в научное объяснение, он считал, что он инопланетянин, послан, чтобы спасти Землю. Если Мессинга переубедить, что он не инопланетянин, то все его способности тут же исчезнут. Научное и житейское знание равноправны.

 

 

Вопрос 2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии Парадигма - признанные всеми науч. достиж-я, кот. в теч-е опред. времени дают модель постановки проблем и их реш-й науч. сооб-ву. В науке вообще и в психологии в частности существуют две основные парадигмы: Естественнонаучная парадигма в психологии ориентирована на выявление общих законов, познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость. Предмет: различные формы проявления душевной жизни: поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности. Главными методами являются наблюдение и эксперимент. Основным способом построения знаний является гипотеза с ее последующей проверкой в эксперименте. Критерием истинности служит проверяемость и воспроизводимость результатов исследования. При этом позиция ученого — активная, беспристрастная, позиция человека-объекта — пассивная. Основные принципы: а) принцип детерминизма — причинная обусловленность психических явлений объективным миром; б) принцип единства сознания и деятельности; в) принцип развития — рассмотрение психических явлений в контексте их развития. Естественно-научная парадигма в психологии нашла отражение в номотетическом (объективном) подходе, который отличают следующие черты: 1) понимание личности как набора свойств; 2) выявление и измерение общих для всех людей свойств личности; 3) применение стандартизированных методов измерения, требующих сопоставления с нормой. Гуманитарная парадигма в П представляет собой познание природы, общества, человека с антропологической, человеческой позиции, понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности. Предмет: душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений. Гуманитарное познание не может быть окончательным и единственно верным. Содержание гуманистического познания зафиксировано в культуре, поэтому не содержит новизны в естественнонаучном смысле. Методы: субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др. Основным способом познания является понимание, которое предполагает пристрастное отношение субъекта познания. Критерий истинности: опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов. Позиции человека-объекта и ученого — активные, эмоциональные, эмпатия. Основные принципы: а) дихотомия естественных наук и наук о духе; б) диалоговый характер исследования; в) учет бессознательного. Гуманитарная парадигма в П нашла отражение в идеографическом (герменевтическом, описательном) подходе, для которого характерны: 1) понимание личности как целостной системы; 2) выявление индивидуальных особенностей личности; 3) применение проективных методик и идеографических техник. В данном случае речь идет о том, на какие науки должна ориентироваться как на образец психология. Есть 2 разные точки зрения, они исторически сложились и до сих пор существуют. Гуманитарная парадигма предполагает, что П определяется как гуманистическая или социальная наука. Утверждается, что в своих исследованиях, методах исследования, проблематике, она д. ориентироваться на др. социальн. гуманистич. гуманитарн. науки, в частности на философию. Др. т.з. подтверждает, что поскольку психологич. яв-ния мы обнаруживаем у чел-ка, а чел-к яв-ся частью естествен. природы, и эти психолог. яв-ния зависят от того как устроен и работает организм чел-ка, в частности человеч. мозг, то психологияП м. так же ориентироваться на естествен. науки, напр-р, на медицину, на физиологию, на биологию. Парадигма означает общие принципы и общие идеи на базе кот-х строится наука. Гуманитарн. парадигма в П возникла первой. В древности П зародилась как часть философии и очень долгое время существовала как наука о душе. Выделяться она стала из философии еще в 18 веке, получив современ. название П, но окончательно пр-сс разделения П и философии произошел в 19 веке. Именно в это время возникла, закрепилась и получила признание естественнонаучн. парадигма. В 18 веке физиологи показали, что можно физиологич. методами изучать психич. яв-ния. И возник вопрос кому и как дальше разрабатывать П. Философы, кот-е до того времени занимались разраб-кой проблематики души высказывались за то, чтобы П оставалась частью философии и относилась к гуманитар. наукам. Физиологи наоборот настаивали на том, что исследованием психич. яв-ния м. заниматься с использ-нием физиологич. или естественно-научных методов. И поэтому хотели, чтобы П строилась по образу и подобию естественных наук. Эта дискуссия продолжалась как мин. столетие и в конеч. счете закончилась она тем, что б. признана не только гуманистическая (она не утратила свои права), но и естественно-научная парадигма психологии. На рубеже 19 и 20 веков П уже сущест-ла в 2-х ипостасях: как наука о душе, ориентирующаяся на др. гуманитар. науки, в частности философию, и как естественно-научная область знаний, ориентирующаяся на научн. эксперимент и на естествен. науки. И до сих пор эти 2 разные парадигмы или 2 разных подхода к изучению психич. яв-ний сущ-ют, но раздел-тся в современ. П следующ. образом: те яв-ния, кот-е н. изучать естественно-научным экспериментальным путем изучаются в рамках естественно-научной парадигмы исслед-ния, ориентир-х на точн. науки, среди кот-х не только физиология, но также др. биологич. науки – физика, мат-ка, и иные науки о природе. Но в рамках этой парадигмы изучаются в основном простейшие психич. яв-ния, такие как ощущение, восприятие, частично внимание и память. Распространить естественно-научный подход на более слож. психич. яв-ния пока не удается, в связи с невозможностью научным путем пока что изучать сознание чел-ка, человеч. мораль, человеч. лич-сть, человеч. отн-ния и др. проб-мы. Поскольку эти проб-мы н. исслед-ть, а естественно-научным путем к их изучению подойти невозможно, то психологи предпочитают обращаться к гуманитарным наукам, в частности к философии. Итог: обе парадигмы для П необ-мы и взаимно друг друга дополняют.
Вопрос 3. Психические явления и их свойства ПЯ– яв-ния внутр. мира чел-ка через его внутр. переживания. ПЯ выступают в рамках: -Психофизического отношения – образы действит-сти. Это отношение ПЯ к действительности. Действительность – это мир или среда. Мир – это социальная среда, система социальных связей и взаимоотношений. Действительность – источник психических явлений. ПЯ яв-ся образами действительности. Важное свойство: образ – это отражение одной реальности в другой. Действительность несет важный материал для отражения. -Аксиологического отношения – переживания субъекта. Отношение ПЯ к самому человеку. Особенность ПЯ: они не имеют самостоятельного статуса, они всегда чьи-то, кому-то принадлежат – субъекту, т.е. человеку. Св-ва субъекта: - инициативен, несет в себе источник активности, - играет роль своеобразного стержня психических явлений, он их связывает в единое целое, не позволяя рассыпаться. В П сущ-ет неск-ко понятий, очень похожих на понятие субъект: - индивид – понятие биологическое, котор. хар-ет отнесенность жив. существа к опред. биолог. виду. Биолог. вид чел-ка Homo Sapiens. - личность – индивид, включенный в систему социальных отношений. Индивид, кот. вырос вне общества личностью не становится. - индивидуальность – понятие психолог-кое, хар-ет уникал-сть и неповтор-сть отдельн. чел-ка. При этом имеют в виду своеобразное сочетание как индивид. св-ств, так и социальных или личностных. В П принята формулировка, котор. связ-ет все три понятия: индивидом рождаются (биологич. организм), личностью становятся (в процессе социализации чел-к усваивает принятые в данном об-ве нормы, сп-бы поведения, деят-сти и общения). Одновременно с пр-сом социализации идет пр-с индивидуализации, т.е. выражения самого себя, как уникальной лич-сти. Индивид-сть отстаивают. Важное свойство: ПЯ выступают как переживание субъекта. Переживание – это всегда отн-ние чел-ка к действит-сти. Переживания имеют форму эмоций и чувств. Они тесно связаны с потреб-тями чел-ка, мотивами его деят-сти, целями и цен-тями. Цен-сти – это то, что чел-к считает важным или значимым для себя, на что он ориентируется в своей жизни и опирается в своей деят-сти. Благодаря переживаниям образы действит-сти носят субъектив. хар-р, принадлежащий конкретному чел-ку. -Праксиологического отношения – регуляторы активности. Отношение ПЯ к активности чел-ка. Активность в П – это направленное взаимодействие живого сущ-ва с окруж. действит-тью. Формы актив-сти: - Поведение. Широк. знач-е – это пр-с приспособ-я жив. сущ-ва к окруж. среде (чел-к, животное). Это бихевиоризм. Узкое значение – связывают только с чел-ком, это отношение чел-ка к др. людям и социальн. нормам, кот. приняты в дан. об-ве. - Деятельность. Это преобразование действительности согласно мотивам и целям чел-ка. Формула деятельности: S О      Субъект – Объективное взаимодействие. S – субъект (человек), наделенный определенным мотивом. О – объект характеризует фрагмент действительности, который подлежит преобразованию + еще компонент SS – средства и способы выполнения деятельности. Это инструменты деятельности и конкретные операции, позволяющие использовать инструменты. В процессе выполнения деятельности преобразуется как объект, так и субъект деятельности. В деятельности человек раскрывает свои возможности, знания, умения, т.п. - Общение. Это процесс взаимодействия людей, в ходе которого совершается обмен знаниями, состояниями и действиями. Общение имеет 3 стороны: - коммуникативная (обмен знаниями, информацией), - когнитивная (связана с понимаем и восприятием партнера по общению), - интерактивная (интеракция – это обмен действиями). Формула общения: S S Субъект – Субъективное взаимодействие. Если в процессе деятельности меняется окружающая человека действительность, то в процессе общения меняются и формируются заново отношения между людьми. Это отн-ние и становится осн. рез-том общения. -Игра. -Учение. -Созерцание. Важное свойство: ПЯ – регулятор активности. Это значит, что ПЯ побуждают, направляют, контролируют и корректируют многообразные формы активности. Часто психические явления рассматриваются как внутренние формы активности (внутренняя активность): - интеллектуальная деятельность, - перцептивная деятельность (восприятие), - мнемическая деятельность (деятельность, связанная с запоминанием и воспроизведением материала). -Психофизиологического отношения – функции телесной организации. Отношение ПЯ к мозгу, более широко к ЦНС, еще более широко – к телесной организации человека. Декарт: психофизиологическая проблема – как соотнести психические явления с телесными процессами. Способы решения психофизиологической проблемы: I способ: параллелизм – психические и телесные процессы протекают синхронно и независимо друг от друга. Они параллельны друг другу. Невозможно влияние психического на телесное или наоборот, т.к. это разные стороны одного и того же. II способ: теория взаимодействия – допускает наличие двух независимых субстанций – телесной и духовной. Эти субстанции оказывают друг на друга влияние, но при этом радикально не меняются. III способ: теория психофизиологического тождества – утверждается, что существует не 2 субстанции, телесная и психическая, а только одна любая из них. Варианты: - существует только телесная субстанция, телесные проявления можно объективно замерить и оценить. Психика явления представляет аккомпанемент телесных процессов, причем которым можно пренебречь (позиция радикального бихевиоризма). - существует только духовная субстанция, любая телесная организация носит случайный характер и не влияет на развитие психических явлений. Эти представления в клериканских теориях. Предельным случаем является идея инкарнации. IV способ: концепция психофизиологического единства – утверждается различие и вместе с тем взаимосвязь телесных и психических явлений. В это взаимодействии изменяются обе составляющие. Мозг или ЦНС рассматривается как орган психических явлений. При этом сами психические явления выступают как функции мозга или ЦНС.    Вопрос 4. Классификация психических явлений. Четыре группы психических явлений: 1. Психические процессы – психические процессы рассматриваются с точки зрения их динамики, т.е. изменения во времени. Это: * Познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление; * Эмоциональные процессы, в которых переживаются различные отношения человека к действительности; * Волевые процессы, которые обеспечивают выполнение деятельности вопреки мешающим обстоятельствам. 2.Психические образования – психические явления рассматриваются с точки зрения результата или продукта. Группы образований - результат протекания психических процессов (ЗУН): * знания – результат познавательных процессов. * умения – возможность выполнения деятельности на высоком уровне. * навыки – это автоматизированные действия, они не осознаются. *привычки – не осознаются человеком, но в отличие от навыков не влияют непосредственно на результат выполняемой деятельности. 3.Психические состояния – это форма бытия человека, особая форма его существования. Особенность: психические состояния непосредственно зависят от конкретной ситуации, они возникают в конкретной ситуации и с завершением этой ситуации снимаются. Группы психических состояний: * Установки – это состояние готовности человека воспринимать, мыслить и действовать определенным образом, направленность, которая не осознается человеком. * Внимание – является характеристикой сознания, его направленности, концентрированности на предмете или деятельности. * Эмоции – это отношение человека к действительности, его переживания в данный момент времени. * Чувства – называют социальными эмоциями, они есть только у человека. * Воля – позволяет человеку принимать решения и преодолевать препятствия, мешающие выполнению деятельности. 4.Психические свойства – это тоже определенная форма существования человека, но в отличие от состояний свойства личности (психические свойства) не зависят от ситуации, они как бы надситуативны или проявляются в любых ситуациях. Психические свойства включают в себя: * Направленность личности, которая обусловлена основной потребностью или основным мотивом. Как правило, направленность определяется хобби человека. * Темперамент – это формально-динамические особенности личности, которые даются человеку от рождения: громкость речи, быстрота движение и т.п. * Характер – в отличие от темперамента характер складывается в процессе жизни и изменяется несколько раз. За характером обычно складываются содержательные особенности личности. * Способности – характеризуют потенциал или возможности личности, которые раскрываются в процессе деятельности. Никаких жестких границ между выделенными классами нет! Нет жестких границ между психическими явлениями, эти границы условны и носят дидактический характер. Например, есть эмоциональность как черта характера или эмоциональность как проявление темперамента. В психологии действует принцип: все заключено во всем. Обратная сторона этого принципа – все связано со всем. Психика одна, но это всегда единство различного.   Вопрос 6. Принцип системности в психологии. Один из методологических принципов на основе которых организуются и проводятся исследования. В научный оборот этот термин был введен рос. псих-гом Борисом Фёдоровичем Ломовым и характеризуется след. моментами: 1. Всякое психич. яв-ние представляет собой сложно устроенную систему и к его изучению требуется системный подход, кот. заключ-тся в выяснении внутр. струк-ры дан. яв-ния, элементов или частей из кот-х оно состоит и связей м/у ними. 2. Любая система - это динамичная развивающаяся система, следовательно, системный подход требует изучения соответ-щего психич. яв-ния, как некоторую сложно устроенную систему и выяснение того, как эта система меняется со временем. 3. Всякое психич. яв-ние в свою очередь выступает как элемент другой более сложной устроенной системы. Т.е. внутри себя яв-ся системой и одновременно выступает как элемент др. более слож. системы. В пр-се его изучения важно выяснить системн. связи, сущ-щие м/у дан. яв-нием и др. яв-ниями более сложной устроенной системы.  Это три основных положения, в которых реализуется принцип системности в психологии. Напр-р, если мы исследуем образ восприятия, то должны исследовать его внутреннее строение, элементы из кот-х он состоит и вместе с тем рассмотреть восприятие как один из познавательных процессов.              Методологич. подход к анализу психич. яв-ний, когда соответствующее яв-ние рассматр-тся как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а св-ва элемента опред-тся его местом в струк-ре. Принцип развития – психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т. е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Принцип системности описывает и объясняет осн. виды связи м/у разн. сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психич. яв-ния внутренне связаны м/у собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свой-ва. Единым генетическим основанием, из кот-го развертываются психологич. системы, яв-ся совместная (социальная) предметная человеч. деят-сть, включающ. пр-сы общения. Стратегич. ориентиры развития системного подхода в П на сегодняшний день: *построение на основе принципа системности предмета психологич. науки, *·разработка системного метода познания психич. яв-ний, или «овеществление» подхода в методе системной детерминации психич. яв-ний и поведения.  
Вопрос 5. Психология как наука о поведении. Основной критик П сознания американец Джон Уотсон отказывает в объективности метода интроспекции и говорит о требованиях к изучаемому явлению: * изучаемое явление должно быть наблюдаемым извне, *оно должно быть повторяемым, воспроизводимым в одних и тех же условиях, *желательно фиксировать явление с помощью прибора. Основатель предмета поведения Уотсон сказал: сознания нет, его нельзя изучать. Есть второй предмет психологии – поведение. Метод - исследование внешне наблюдаемой активности. Предмет и задачи психологии поведения. П поведения Уотсона стала называться бихевиоризм. Поведение – это совокупность элементарных двигательных реакций, каждая из которых возникает в ответ на воздействие определенного стимула. S стимул стрелка непосредственно прямо к R реакция. Эта формула единицы анализа поведения. Стимул – определенное физическое воздействие (горячее) приводит к отдергиванию руки – реакция. Стимул может быть сложным, совокупность стимулов, тогда ответ на него – определенный способ поведения, который приводит к успешному результату, или неуспешному, тогда это ошибочной способ поведения. Уотсон говорил: его предметом изучения является все поведение человека от рождения до смерти. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр. Задачи классического бихевиоризма: *Изучение поведения – установление уже сложившихся закономерных связей между внешним воздействием и поведенческим ответом. *Управление поведением – установление таких внешних воздействий или условий, которые бы приводили к желаемым реакциям. В этой схеме нет внутренней активности субъекта. Уотсон строит новые реакции, таким фундаментом являются врожденные безусловные реакции – рефлексы. Он использует терминологию Павловской школы - безусловная реакция возникает в ответ на безусловный стимул. Новые реакции – условные реакции. Механизм – обусловливание или научение. Научение или обсуловливание есть сочетание чего-то с чем-то. Классическое научение - это сочетание двух стимулов, один из которых является безусловным (это подкрепление), а другой стимул сначала является нейтральным, а затем становится условным. Павлов считает, что это и есть пример классического бихевиоризма. Закономерности классического обусловливания: *Прочность условной реакции зависит от интенсивности подкрепления и числа сочетаний между условным и безусловным стимулом. *При образовании условной реакции сначала имеет место обобщение (генерализация), а затем наступает различение (дифференциация). *При отсутствии подкрепления условная реакция сначала угасает, а затем возможно ее спонтанное восстановление (это означает, что подкрепление не даем – колокольчик звонит, а пищи нет). Закономерности классического обусловливания: 1 стадия сочетаем условный стимул и безусловный стимул и с каждым сочетанием происходит выработка условной реакции. 2 стадия убираем подкрепление, даем условный стимул, с каждым предъявлением условного стимула, реакция постепенно угасает. 3 стадия период отдыха, ничего не предъявляем, спонтанное восстановление условной реакции. 4 стадия предъявляем условный стимул без подкрепления, замечаем, что условный стимул вызвал реакцию вновь, повторное угасание при предъявлении условного стимула без подкрепления. Уотсон: опыт с маленьким Альбертом (11 мес.). Научение - это постепенный процесс, адаптация. Сейчас нет классического бихевиоризма, он остался в истории. Правила поведенческой терапии (бихевиоральной): симптом это только симптом, тревога, вызванная чем-то это симптом, бихевиорист не задумывается о причинах симптома, прием постепенной приближающейся опасности, НЛПИ: пациент сидит, его просят представить, что перед ним большой экран и представьте, что на экране то, что вас тревожит. В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скинкер формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера. Безусловно рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом, некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.   Вопрос 7. Категория деятельности в психологии. Д м. опред-лить как специфич. вид актив-сти чел-ка, направлен. на познание и творч. преобраз-ние окружающ. мира, включая самого себя и условия своего сущест-ния. Д–целеустремлен. актив-сть, реализующая потреб-сти суб-та. Психологич. изучение Д в кач-ве особого предмета было начато Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течении многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьевым и его последователями. Есть деятельность в широком смысле слова, есть в узком. Деятельность – активность субъекта, направленная на изменения. В то время, когда жил Леонтьев существовала проблема, связанная с предметом П – сначала предметом было сознание (нечто внутреннее), потом поведение (внешнее проявление сознания), а потом был вопрос - как объединить внутреннее и внешнее в чел-ке. И Леонтьев через понятие Д попытался объединить внутреннее и внешнее. Жизнь человека начинается с потребности, т.е. с сознания (потребность она внутри, значит она часть сознания), потребности соответствует ненаправленная активность на уровне поведения (поисковая активность в разн. стороны направленная). Задача этой активности опредметить потребность. Как только появляется определенный вектор (как человек может удовлетворить свою потребность), то появляется мотив. Мотив – это опредмеченная потребность. Как только появляется мотив – деятельность приобретает направление. И это становится направленная активность. Эту направленную активность Леонтьев назвал деятельностью в узком смысле слова. Когда у человека появляется вектор, в котором он может двигаться, и этот вектор ему приятен, тогда на уровне сознания появляется четкий, ясный, конкретный, структурированный образ конечного желаемого результата. Это называется цель. И тогда на уровне поведения появляются четкие конкретные действия, которые чел-ку помогают эту цель реализовать. В узком смысле слова Д-это направленная активность, кот. соответствует мотиву, а в широком смысле слова Д-это вся эта цепочка от потребности к реализации цели, кот. объединяет сознание и поведение, которая помогает чел-ку что-то хотеть, а потом это желание реализовывать. Он рассматривал предметную Д как пр-с, внутри кот. в кач-ве необходимого его момента возникает психическое «вообще». Д–это фундаментал. сп-б бытия чел-ка в мире, состоящ. в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире. А. Н. Леонтьев: осн. хар-кой Д яв-ся её предмет-сть. Д–категория общественно-историческая. Д, в т.ч. и индивидуальная, яв-ся одной из осн. форм реализации обществен. отн-й. Виды Д, сущ-щие в дан. об-ве, опред-ются уровнем разв-я его производительных сил и системой сложившихся обществен. отн-ний. Выполняя ту или иную Д, чел-к д. воспринимать, запоминать, думать, быть внимательным; в ее пр-се у него возникают различ. эмоции, прояв-ся волевые кач-ва; формируются отн-ния и т.д. Виды деятельности. Всё многообразие человеч. Д м.б. сведено к трём основным видам: общение, игра, учение, труд. Среди компонентов Д выделяют: *мотивы, побуждающие субъект к деятельности; *цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий; *действия - процесс в/действия с к.–л. предметом, кот. хар-ется тем, что в нем достигается заранее определен. цель; *операции, с помощью кот. Д реализ-ется в завис-сти от усл-вий этой реализации. Действие – (осн. ед-ца анализа Д)–это пр-с, подчинен. представлению о рез-те, кот. д.б. достигнут. Составные части действия: принятие решения; реализация; контроль и коррекция. Цель – сознательный образ желаемого результата. Задача – цель, достигаемая в опред. усл-ях. Операция – сп-б достиж-я целей, зависящий от усл-й. Категория Д яв-ся важнейш. категорией, кот. хар-ет бытие чел-ка. Чел-к сущ-ет лишь в пр-се Д. Без этой категории анализ человеч. бытия невозможен. Форма проявления активности. Д отн-тся к специфич. форме активности (свойственной человеку и обществу), преобразующей действительность. Категория Д яв-ся базов. категорией П наряду с такими категориями, как психологич. отражение, сознание, личность и общение. Категория Д тесно в/связана и в/действует с ними: *с категорией общения – общение составляет переходную форму Д из коллективной в индивидуальную, включено в коллективную Д, яв-ся важнейш. видом человеч. Д. *категория психич. отражения – психич. отражение рождается в пр-се чувственно-практической Д. *категория личности – психич. яв-ния формируются, развиваются и проявляются в пр-сах Д и общения, но сами по себе они никакими психич. кач-вами не обладают, обладает личность - проблема Д и проблема общения замыкаются на проблеме личности.  
Вопрос 8. Проблема сознания в психологии. Сознание–высш. уровень психич. отражения и саморегуляции; обычно считается присущим только чел-ку как общественно-историческому сущ-ву. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокуп-ть чувствен. и умствен. образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте». Сознанием наз-ся особое состояние, кот. обнаруживается только у чел-ка и это психич. состояние хар-ется следующ. признаками: 1. находясь в состоянии сознания чел-к одновременно обладает разумом и волей (м. принимать разумн. реш-я и волевыми усилиями их реализовывать). 2. В состоянии сознания чел-к имеет объективн. знания о себе и о мире, и м. представить эти знания в к.-л. форме, напр-р, в форме речевых, устных или письмен. высказываниях или в форме к.-л. образов–рисунков, знаков, изображений. 3.Сознание, как всякое состояние м. меняться (чел-к м. находиться в сознании, утрачивать сознание и м. сочетать разн. уровни сознания – полусознание, обычное повседневное состояние сознания и высшие состояния сознания). Сознание изуч-ся рядом наук: философия – вопрос об отн-нии сознания к бытию и логике; лингвистика, нейрофизиология, социология, антропология. Сознание давно интересует псих-гов. Сущ-ние сознания еще было признано древними, когда они определяли отличие чел-ка от живот-х и наделяли его такими атрибутами, как разум, сознание и воля. Но до сих пор еще серьезн. прорыва в психологич. понимании сознания не произошло, поэтому на протяжении длит. истории П немало ученых занимались проблем-кой сознания. Глав. труд-сти связанные с изучением сознания заключ-ся в след. моментах: совершенно не известны анатомо-физиологич. основы сознания. Понятно, что сознание связано с работой мозга, но никто не м. определенно сказать какие струк-ры мозга или какие пр-сы, происходящ. в нем, отвеч-т за сознание. Не известно, что происходит в физиологич. пр-сах организма во время изменения сознания. Сознание- это особый вид психич. энергии, но физикам такой вид энергии до сих пор не известен, какова природа этой энергии, которую мы называем сознание тоже не ясно. Оч. много вопросов, связ-х с сознанием, с его происхожд-ем, с его природой, с его анатомо-физиологической основой. П же изучает происхождение, струк-ру и функц-ние сознания ин-да. Хар-ки сознания: 1. актив-сть; 2.интенциональность – направ-сть на предмет; 3.способ-ть к рефлексии, самонаблюдению; 4.мотивационно-ценностный хар-р сознания; 5.различ. степень ясности. Сознание люб. ин-да уникально, но непроизвольно – оно обусловлено внешними по отношению к сознанию фак-рами, напр-р, струк-рами социальн. системы, где сущ-ет индивид. Сознание всегда носит общественно-исторический хар-р. Индивидуальное сознание, кот. интересует психологию, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным. Определение сознания сталкивается с большим кол-вом труд-тей, связанных с очень разн. подходами к этой проблеме. Вундт "Сознание заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психич. состояния". Начал Вундт с исследования св-ств сознания, потом Кёллер, кот. с Вундтом не соглашался. Вундт пытался разделить сознание на простые составляющие, а Кёллер исследовал его целостно. По мнению Джеймса, сознание - хозяин психических функций", т.е. фактически сознание отождествляется с субъектом. Сознание- это особое психич. пространство, "сцена" (К. Ясперс). Общая черта всех вышеприведен. взглядов - это акцент на психологической бескачественности сознания. Дальше появился Фрейд, Адлер, Юнг и сказал, что у чел-ка есть нечто внутри, кот. он не помнит и чел-к говорит, что этого у него нет. Но несмотря на это, это нечто на чел-ка сильно действует. Фрейд сказал, что на этом сознание не заканчивается, есть нечто, что сознание окружает, о чем мы не помним, но при этом оно в сознании присутствует. И назвал эту часть эмоциональным бессознательным. Граница сознания наглухо закрыта, потому что чел-к вытесняет то, что ему неприятно. Со стороны сознания граница открыта, а со стороны бессознательного закрыта, инф-ция обратно в сознание не поступает. Лурия сказал, что есть еще некотор. вещи, связанные с интеллектуал. деят-тью, кот. тоже присутствуют в сознании и о кот. мы не помним. Мы автомат-ки что-то делаем и когда мы это делаем наше сознание освобожд-тся д/какой-то нов. деят-сти. Есть навыки, установки. И эта часть бессознательного б. названа интеллектуальным бессознательным. А потом был Джеймс, кот. сказал, что еще сущ-ют надсознательные пр-сы. Это такое эмоционально-интеллектуальн. бессознательное. Когда инф-ция из сознания (во сне), поступает в бессознательное, перемешивается, затем поступает в надсознательные вещи (эмоционально-интеллектуальное бессознательное) и затем поступает обратно в сознание. Система взглядов Л.С. Выготского на сознание: Сознание - это рефлексия субъектом действит-сти, своей деят-сти, самого себя. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается об-вом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие П, а ее проблема - предмет конкретно-научного психологич. исследования. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, яв-ся словесные значения. Взгляды на проблему сознания А.Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в кот. включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание сущ-ет лишь в форме психич. образа, открывающ. субъекту окруж. его мир; на более поздн. этапе пред-там сознания становится также и деят-сть, осознаются действия др. людей, а ч/з них и собст. дейст-я субъекта. По Ананьеву, сознание выступает как составн. часть эф-та дейст-я. Первоначальн. факты сознания - это восприятие и переживание реб-ком рез-тов своего собствен. действия. Постепенно начинают осозн

2019-08-13 192 Обсуждений (0)
Специфика научно-психологического знания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика научно-психологического знания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)