Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие гигиены в России.



2019-08-13 760 Обсуждений (0)
Развитие гигиены в России. 0.00 из 5.00 0 оценок




ОБЩАЯ ГИГИЕНА

1. Медицина и гигиена. Атрибутивные признаки медицины и гигиены, общность и различия

 

Медицина (от лат. medicus - врачебный, лечебный) - область науки и практической деятельности, имеющая целью сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Из данного определения совершенно очевидно просматриваются два направления медицины: лечебное и профилактическое. Дихотомия цели медицины предполагает для ее достижения использовать два метода: первый - лечение заболевших людей и второй -предупреждение болезней и преждевременного изнашивания организма, то есть профилактику.

Родоначальницей лечебного направления является терапия, профилактического - гигиена. Находясь в органическом единстве и дополняя друг друга, лечебное и профилактическое направления в то же время являются самостоятельными. При этом важно отметить, что самостоятельной может считаться лишь та наука, которая имеет свои атрибуты: объект изучения, цель, предмет и метод исследования.

Из таблицы, что обе науки в полной мере отвечают требованиям самостоятельности. Кроме того, их обязательные атрибуты предполагают оценивать здоровье, лечить болезни с учетом влияния конкретной окружающей среды, в пределах которой осуществляется деятельность человека, коллектива, популяции.

При значительной схожести медицины и гигиены они имеют определенные различия. Специфическим объектом лечебной медицины является прежде всего больной человек. Мировоззренческой категорией, отражающей состояние больного человека, является болезнь. При этом под болезнью понимают нарушения нормальной жизнедеятельности организма, обусловленные функциональными или(и) морфологическими изменениями. Возникновение болезни связывают с воздействием на организм вредных факторов окружающей среды (физических, химических, социальных), генетическими дефектами и т.д. В соответствии с вышеизложенным специалист, который работает с больным человеком и лечит его болезнь, называется врачом-лечебником (клиницистом).

Гигиена как родоначальница профилактической медицины является коллективной дисциплиной. Она, как и лечебная медицина, имеет свой специфический объект изучения - практически здорового человека (индивидуальное здоровье), коллективы практически здоровых людей, популяции, все население страны (общественное здоровье). При этом под практически здоровым следует понимать такого человека, который способен полностью выполнять свои биологические и социальные функции.

Мировоззренческой категорией, выражающей состояние здорового человека, является здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), под здоровьем понимают состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

2. Современная дифференциация гигиены, её связь с другими науками.

 

Целью медицины является лечение больных, сохранение, укрепление и приумножение здоровья людей. Для этого она использует два стратегических метода: лечение и профилактику (предупреждение) болезней.

Соответственно этому в медицине сформировалось два направления: лечебное и профилактическое. В ходе исторического развития в обоих направлениях наметилась тенденция к их широкой дифференциации. При этом родоначальницы и того и другого направления (терапия и гигиена) дали «путевку в жизнь» многим самостоятельным научным дисциплинам и областям практической деятельности.

Дифференциация обоих направлений шла на основании различных признаков: факторного, системного, органного, контингентного и т.д. Профилактическое направление включает сегодня очень много соответствующих дисциплин. Отличительными признаками этих профилактических научных дисциплин и областей практической деятельности врачей являются цель и метод ее достижения.

В процессе достижения своей цели гигиена взаимодействует практически со всеми медицинскими дисциплинами, участвующими в формировании профилактического мышления и действий будущего врача. Естественно, в первую очередь такое взаимодействие происходит между научными дисциплинами внутри профилактического блока. Но при этом не остаются в стороне фундаментальные науки (биология, биохимия, биофизика, генетика, физиология и др.), клинические дисциплины. С одной стороны, такое взаимодействие позволяет врачу-профилактику более глубоко, с использованием новейших достижений указанных наук осуществлять гигиеническую диагностику состояния здоровья людей и окружающей (внешней) среды с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. С другой стороны, полученная в ходе гигиенической диагностики информация позволяет врачу-клиницисту осуществлять более обоснованную диагностику заболеваний, их лечение и профилактику (вторичную, третичную).

 

В качестве примера можно привести то, что гигиена особенно тесно должна взаимодействовать с такой клинической отраслью, как инфектология. И это взаимодействие, в общем-то, существует в плане изучения, диагностики, профилактики и лечения как давно известных («старых»), так и вновь «появляющихся», а также «возвращающихся» инфекций. Но очень многие специалисты в области клинической и профилактической медицины с озабоченностью отмечают недооценку значимости такой группы болезней, как паразитарные.

По данным ВОЗ, паразитарными болезнями в мире поражено более половины всего населения Земли. Что касается России, то, по официальным данным, у нас ежегодно регистрируется около 1 млн таких больных.

Почему к этой группе заболеваний следует относиться с особой тщательностью? В силу биологических особенностей как самих паразитов, так и их взаимоотношений с организмом хозяина паразитарные болезни всегда сопровождаются аллергизацией и подавлением иммунной защиты. Вследствие этого возрастает чувствительность зараженного организма к инфицированию другими возбудителями на фоне снижения резистентности к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Вот почему в очередной раз приходится говорить о необходимости самого тесного взаимодействия гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов, паразитологов и инфекционистов.

 

3. Краткий очерк истории развития гигиены. Гигиена и санитария. Санитарно-эпидемиологическая служба России.

 

Гигиена как одна из древнейших наук с точки зрения истории заслуживает, безусловно, подробного анализа этапов ее развития.

Вначале следовал эмпирический этапгигиенических знаний, норм и правил. Имена подвижников того времени большей частью неизвестны, однако их знания, опыт и навыки стали в последующем достоянием таких выдающихся деятелей и врачевателей древности, как Гиппократ, Авиценна и другие, которые сумели донести до современников весь предшествующий опыт в виде научных трудов, манускриптов, правил (канонов), трактатов и т.д.

В истории развития профилактической науки считается, что следующий ее период связан с промышленной революцией 18 в. и совершенными в это время принципиально важными естественно-научными открытиями, а также появлением нового социальноэкономического строя - капиталистического. Благодаря самоотверженным усилиям таких ученых и подвижников, как Д. Фракасторо, Б. Рамаццини, Д. Самойлович, И. Франк, С. Зыбелин, М. Мудров и многих других развитие как медицины в целом, так и гигиены перешло на новый этап - научно-экспериментальный.

Среди выдающихся деятелей гигиенической науки и практики 19 в. следует назвать Д. Саймона, У. Фарра, М. Леви, Р. Эстерлена и многих других. Уже упоминавшийся И. Франк, а также М. Петтенкофер по праву считаются основоположниками экспериментального направления в гигиене.

Их эстафету в России успешно подхватили два выдающихся отечественных гигиениста - основоположники петербургской и московской школ гигиенистов А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман. Именно с этими именами связано появление в России «доказательной медицины» в лице гигиены. Их выводы из результатов изучаемых явлений носили строго доказательный характер, причем делались они не только на основе наблюдений, но и широкого экспериментирования в лабораториях, первыми создателями которых в России эти ученые были.

После революции 1917 г. в России наступил новый этап развития отечественной гигиены. Этому были объективные предпосылки. Революция, война и разруха обострили санитарно-эпидемиологическую обстановку. В это время в стране насчитывалось около 28 тыс. врачей, среди которых санитарных врачей было крайне мало.

Вот почему большевики на своем 8 съезде, принимая программу действий, объявили предупреждение болезней, т.е. профилактику, главным направлением развития здравоохранения в стране.

При этом основными задачами значились:

1) оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды и воздуха);

2) организация общественного питания на научно-гигиенических началах;

3) осуществление мероприятий, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней;

4) создание санитарного законодательства.

Поистине судьбоносным для становления и развития санитарноэпидемиологической службы страны стал

декрет Совета народных комиссаров «О санитарных органах республики». С этого момента берет свое начало история санитарной службы страны. Причем значительное число авторитетных ученых, историков медицины считают этот момент началом современного этапаразвития гигиены. При этом логично выделить в нем два периода: до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и послевоенный, продолжающийся и в настоящее время.

Принятое позже Постановление утвердило «Положение о санитарных органах республики». С этого момента началось бурное развитие сети санитарно-эпидемиологических станций (СЭС. Эти учреждения реализовывали практические задачи по санитарно-экологической охране населенных мест, воздуха, почвы, жилищ, мест общего пользования, продуктов питания, организации борьбы с заразными болезнями, охране здоровья детей и подростков, санитарной охране труда, развитию физической культуры и др.

 

Важной вехой развития санэпидслужбы следует считать принятие 29 сентября 1963 г. постановления Совета министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР». В нем были определены структура, функции государственной санитарно-эпидемиологической службы, создана основа ее развития на будущее.

Исторической вехой в становлении службы в так называемое перестроечное время стал принятый в апреле 1991 г. закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Этим актом впервые закреплено государственное регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В результате преобразований вместо системы государственной санитарно-эпидемиологической службы образована единая федеральная централизованная система государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В настоящее время она называется Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Сегодня основные усилия службы концентрируются вокруг проблемы государственного регулирования деятельности, направленной на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, совершенствование законотворческой деятельности и т.д. В процессе любого труда, профессиональной деятельности человек расходует свою рабочую силу. Задача современной гигиены - чтобы эти ресурсы растрачивались не зря и как можно медленнее.

Заключая исторический очерк о развитии гигиены, подчеркнем, что как наука, она формировалась вместе с Медициной, прошла все тернии становления, сумела на определенном этапе обрести вполне очерченную самостоятельность. Сегодня это последовательная наука, давшая жизнь целому ряду других профилактических наук, которые вместе сформировали отдельное направление в медицине профилактическое.

Развитие гигиены в России.

Гигиена как одна из древнейших наук с точки зрения истории заслуживает, безусловно, подробного анализа этапов ее развития.

Вначале следовал эмпирический этапгигиенических знаний, норм и правил. Имена подвижников того времени большей частью неизвестны, однако их знания, опыт и навыки стали в последующем достоянием таких выдающихся деятелей и врачевателей древности, как Гиппократ, Авиценна и другие, которые сумели донести до современников весь предшествующий опыт в виде научных трудов, манускриптов, правил (канонов), трактатов и т.д.

В истории развития профилактической науки считается, что следующий ее период связан с промышленной революцией 18 в. и совершенными в это время принципиально важными естественно-научными открытиями, а также появлением нового социальноэкономического строя - капиталистического. Благодаря самоотверженным усилиям таких ученых и подвижников, как Д. Фракасторо, Б. Рамаццини, Д. Самойлович, И. Франк, С. Зыбелин, М. Мудров и многих других развитие как медицины в целом, так и гигиены перешло на новый этап - научно-экспериментальный.

Среди выдающихся деятелей гигиенической науки и практики 19 в. следует назвать Д. Саймона, У. Фарра, М. Леви, Р. Эстерлена и многих других. Уже упоминавшийся И. Франк, а также М. Петтенкофер по праву считаются основоположниками экспериментального направления в гигиене.

Их эстафету в России успешно подхватили два выдающихся отечественных гигиениста - основоположники петербургской и московской школ гигиенистов А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман. Именно с этими именами связано появление в России «доказательной медицины» в лице гигиены. Их выводы из результатов изучаемых явлений носили строго доказательный характер, причем делались они не только на основе наблюдений, но и широкого экспериментирования в лабораториях, первыми создателями которых в России эти ученые были.

После революции 1917 г. в России наступил новый этап развития отечественной гигиены. Этому были объективные предпосылки. Революция, война и разруха обострили санитарно-эпидемиологическую обстановку. В это время в стране насчитывалось около 28 тыс. врачей, среди которых санитарных врачей было крайне мало.

Вот почему большевики на своем 8 съезде, принимая программу действий, объявили предупреждение болезней, т.е. профилактику, главным направлением развития здравоохранения в стране.

При этом основными задачами значились:

1) оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды и воздуха);

2) организация общественного питания на научно-гигиенических началах;

3) осуществление мероприятий, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней;

4) создание санитарного законодательства.

Поистине судьбоносным для становления и развития санитарноэпидемиологической службы страны стал

декрет Совета народных комиссаров «О санитарных органах республики». С этого момента берет свое начало история санитарной службы страны. Причем значительное число авторитетных ученых, историков медицины считают этот момент началом современного этапаразвития гигиены. При этом логично выделить в нем два периода: до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и послевоенный, продолжающийся и в настоящее время.

Принятое позже Постановление утвердило «Положение о санитарных органах республики». С этого момента началось бурное развитие сети санитарно-эпидемиологических станций (СЭС. Эти учреждения реализовывали практические задачи по санитарно-экологической охране населенных мест, воздуха, почвы, жилищ, мест общего пользования, продуктов питания, организации борьбы с заразными болезнями, охране здоровья детей и подростков, санитарной охране труда, развитию физической культуры и др.

 

Важной вехой развития санэпидслужбы следует считать принятие 29 сентября 1963 г. постановления Совета министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР». В нем были определены структура, функции государственной санитарно-эпидемиологической службы, создана основа ее развития на будущее.

Исторической вехой в становлении службы в так называемое перестроечное время стал принятый в апреле 1991 г. закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Этим актом впервые закреплено государственное регулирование общественных отношений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В результате преобразований вместо системы государственной санитарно-эпидемиологической службы образована единая федеральная централизованная система государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В настоящее время она называется Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Сегодня основные усилия службы концентрируются вокруг проблемы государственного регулирования деятельности, направленной на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки в стране, совершенствование законотворческой деятельности и т.д. В процессе любого труда, профессиональной деятельности человек расходует свою рабочую силу. Задача современной гигиены - чтобы эти ресурсы растрачивались не зря и как можно медленнее.

Заключая исторический очерк о развитии гигиены, подчеркнем, что как наука, она формировалась вместе с Медициной, прошла все тернии становления, сумела на определенном этапе обрести вполне очерченную самостоятельность. Сегодня это последовательная наука, давшая жизнь целому ряду других профилактических наук, которые вместе сформировали отдельное направление в медицине профилактическое.

5. Деонтологические особенности деятельности врача-профилактика и клинициста. Первичная, вторичная и третичная профилактика. Понятие о факторе риска.

 

Деонтология (от греч. deon - должное) - раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Термин введен Бенталом для обозначения теории нравственности в целом. Применительно к медицине - это учение о профессиональных, юридических и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника, главным образом - по отношению к больному.

Так уж сложилось в медицине что деонтологические проблемы почти никогда не затрагивались при рассмотрении вопросов профилактики. Подавляющее большинство научных и методических трудов, посвященных рассматриваемой проблеме, относятся к клиническим аспектам. Между тем деятельность врача-профилактика изобилует не меньшим количеством разного рода ситуаций в процессе выполнения своего профессионального долга, при которых знание деонтологических принципов поведения и следование им имеют не меньшее значение, чем для клинициста.

И все же следует считаться с тем обстоятельством, что профессиональная деятельность врача-профилактика все же имеет свои деонтологические особенности. Это обусловлено прежде всего объектом профессиональных интересов. Для клинициста это - больной человек со всем его окружением: семья, родственники, коллеги и т.д. У врача-профилактика дело обстоит намного сложнее. При разработке, реализации и контроле исполнения профилактических мероприятий врачи-гигиенисты и эпидемиологи взаимодействуют с большим кругом должностных лиц: руководителями предприятий, учреждений и заведений различного ранга и предназначения, ЛПУ, чиновниками, властными структурами и их персоналом, предпринимателями, населением. Контакт с ними происходит чаще всего по желанию врачей-профилактиков.

В этом случае врачам-лечебникам значительно проще, так как у них контакт с больным чаще всего происходит по инициативе последнего либо из-за нарушений здоровья, либо проявления болезни или подозрения на ее развитие.

От врача-профилактика требуется наличие, помимо профессиональных, еще многих других достоинств - как личности, так и специалиста, способного применять в своей деятельности знания и навыки смежных дисциплин.

Таким образом, современный врач-профилактик должен быть высококвалифицированным специалистом в своей отрасли и иметь хорошую общую медицинскую подготовку, широкое гигиеническое и социальное мировоззрение, что обеспечивается глубокими и всесторонними знаниями смежных дисциплин.

Несмотря на принадлежность медицинских специалистов к лечебному (клиническому) или профилактическому профилю, все они в той или иной мере обязаны заниматься профилактикой. Другое дело, что масштабы и характер их деятельности в этой области различаются. В настоящее время ВОЗ выделяет три вида профилактики: первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика имеет целью предупреждение возникновения и развития любого заболевания, травмы, отравления и других патологических состояний. Вторичная профилактика направлена на предупреждение осложнений возникшей у человека болезни, перехода ее в хроническую форму. Третичная профилактика имеет целью предупреждение инвалидности и смертности.

Нетрудно заметить, что цель первичной профилактики полностью совпадает с целью гигиены. Поэтому выполнение данной установки - задача преимущественно врачей-профилактиков или санитарных врачей.

Что касается вторичной и третичной профилактики, то они лежат в плоскости задач лечебного, а точнее - лечебно-профилактического направления медицины.

Фактор риска - это фактор любой природы (наследственный, экологический, производственный, фактор образа жизни и т.д.), который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений состояния здоровья.

6. Определение гигиены как науки. Основные методы гигиенических исследований.

 

Гигиена - наука изучающая здоровье, профилактику здоровья, правила сохранения здоровья и т.д. Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здо­ровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направле­ния:

1) Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и соци­альных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответст­вующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается не­посредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы.

 

Среди наиболее используемых в гигиене методов следующие:

1.Эпидемиологический.

2.Санитарное обследование.

3.Гигиенический эксперимент.

4.Санитарная экспертиза.

5.Гигиеническое обучение и воспитание.

6.Социологический, статистический и др.

 

Эпидемиологический метод

Для гигиены этот метод совершенно неотъемлем, поскольку она прежде всего наука общественная, то есть работает в интересах больших масс людей. И никакая другая наука, кроме эпидемиологии с ее методическим арсеналом, не позволяет не только разобраться в конкретной ситуации, но и оценить ее текущие и прогностические последствия для общества.

 

Метод санитарного обследования

Его следует рассматривать в качестве ведущего из числа оперативных методов гигиены. Сущность его состоит в том, что врач-гигиенист, используя приемы визуального наблюдения, опроса (населения, персонала предприятий, учреждений, школьников и учителей и т.д.) по установленной форме осуществляет санитарное описание обследуемого объекта. Затем он составляет акт санитарного обследования. В этом документе излагаются выявленные недостатки и нарушения, а также предложения по их устранению. По материалам санитарного обследования составляется санитарное предписание, которое направляется в адрес руководителя объекта. В нем излагаются мероприятия по охране здоровья и уменьшению неблагоприятного влияния выявленных факторов на здоровье населения или работающих.

 

 

Метод гигиенического эксперимента

Суть метода состоит в том, что врач-профилактикв реальных (натурных) условиях жизнедеятельности людей изучает влияющие на них факторы окружающей среды и дает им качественную характеристику, определяет их значимость для состояния здоровья исанитарно-бытовых условий жизни людей.

 

Метод санитарной экспертизы

Экспертиза как метод деятельности подразумевает определенный алгоритм действий эксперта, то есть специалиста, наделенного полномочиями ее проводить.

Одним из основных является закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В нем указано, что санитарной экспертизе подлежат питьевая вода, напитки, пищевые продукты, новые материалы и т.д. и т.п.



2019-08-13 760 Обсуждений (0)
Развитие гигиены в России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие гигиены в России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (760)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)