Системный подход в воспитании.
Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Каждому историческому периоду в развитии науки и практики свойственны свои специфические идеалы научного познания, свои методологические и технологические подходы к осмыслению и освоению природной и социальной действительности. Первые высказывания о целесообразности использования системного подхода в воспитании были сделаны А.С. Макаренко: - "человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается» "...там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса" Основная заслуга в создании теории воспитательных систем принадлежит академику Л.И. Новиковой и ее коллегам В.А. Караковскому, Н.Л. Селивановой. Являясь несомненными лидерами системного движения в области воспитания, они не только сами продуктивно изучают сущность, структуру, функции, закономерности управления и развития воспитательной системы, но и смогли сплотить вокруг себя широкий круг научных и практических работников из различных регионов России и ближнего зарубежья. Целесообразность использования системного подхода в воспитательной практике объясняется следующими причинами: - во-первых, личность ребенка как целостная система должна развиваться в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты в максимальной степени взаимосвязаны; - во-вторых, при использовании системного подхода происходит объединение усилий субъектов воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического влияния на развитие учащихся; - в-третьих, созданная воспитательная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива образовательного учреждения, так как она всегда содержит традиционные формы и способы построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке; - в-четвертых, при построении воспитательной системы специально моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя; - в-пятых, в процессе построения воспитательной системы формируется неповторимый облик учебного заведения; - в-шестых, создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную коллективом образовательного учреждения социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон воспитательного воздействия на личность; - в-седьмых, системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов учебного заведения. Этапы развития воспитательной системы: 1) Становление воспитательной системы. Осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется структура воспитательной системы, устанавливаются связи между компонентами. Главная цель первого этапа – формирование коллектива единомышленников на основе нового педагогического мышления. 2) Отработка системы. Происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются избранные школой системообразующие виды деятельности, укрепляются традиции, отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитания, педагогические технологии. Главными методами развития воспитательной системы становятся методы организации разносторонней деятельности, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения. 3) Окончательное оформление системы. Усиливается внимание коллектива к каждой личности. Идет интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности. Внимание сосредотачивается на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, саморазвития, самооценки, происходит накопление традиций и передачи их от поколения к поколению. 4) Обновление, перестройка системы. Этот этап может быть связан с кризисным периодом в развитии системы (вызывается, например, усталостью в коллективе, остановкой в совершенствовании деятельности, дефицитом новизны, творчества и т.п.). Для сохранения системы необходимы: усложнение целей и задач, смена ведущей деятельности, ее содержания и методов с учетом социальной ситуации при сохранении теоретической концепции школы. Обновление воспитательной системы идет на основе инноваций, развития творчества, изменения организации управления в направлении развития демократизации и гуманизации. 28. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ Воспитание – это целенаправленное формирование и развитие личности. Воспитание – многократный процесс постоянного духовного обогащения и обновления тех, кто воспитывает и тех, кто воспитываются Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию руководства, так и собственную активность личности Методы воспитания – это способы воздействия на личность, коллектив в целях формирования сознания и соответствующего поведения –способы руководства развития личности –способы побуждения к самовоспитанию Методы воспитания – это онкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Прием – составная часть метода либо единичное действие Средства – совокупность приемов, жизненные приемы, используемые в целях воздействия Обусловленность выбора методов зависит –целей, задач школы –от уровня развития личности, коллектива –индивидуального и возрастного подхода методы воспитания 1. методы убеждения(словесные) - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе. Логическая структура 1. сообщение новых знаний 2. разъяснение, объяснение 3. обобщение 4. побуждение к действию Требования 1. информативность 2. опора на опыт воспитанников 3. избегать сухости и морализирования 4. уважать знания и незнания 5. уметь убеждать 6. не допускать деволевации (обесценивания) слова Назначение этой группы методов – формирование взглядов, убеждений; побуждение к правильному действию 2. методы упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения. –приучение – разъяснение, показ, упражнение –создание воспитывающих ситуаций –поручения значение: воспитание активности, щедрой отдачи обществу своего времени –требования – словесный метод (призыв к обязательному действию) прямые непосредственные опосредованные или косвенные –игра спортивные, ролевые, дидактические, подвижные, атракционы, на местности с элементами ориентирования –соревнование – дух состязательности, задора условие: должна быть ясна цель, содержание, критерии оценки, сравнимость результатов, гласность, справедливость назначение: нравственная гимнастика цель: формирование правильного поведения, привычек 3. методы стимулирования – стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. 1. поощрение – закрепляет положительный опыт воспитания уверенности в себе, самоуважения виды: –предоставление почетных прав –материальные (премии, подарки, денежные поощрения) требования: не скупиться на поощрения; не вырабатывать меркантилизма… 4. методы наказания призваны затормозить направильное поведение; разрешить конфликт между личностью и коллективом; вызвать переживание допущенной ошибки осн.цель – спаведливость виды: –осуждение (моральное) – выговор, замечание –ограничение требования: никогда не нраказывать по подозрению
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2025)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |