Основные количественные характеристики
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Н.А. Невинская, Л.П. Кожевина, Л.С. Ляпина ПОСОБИЕ ПО ХИМИИ
ЧАСТЬ 1. Состав, свойства И превращения неорганических веществ
Б А Р Н А У Л, 2002
УДК: 546
Невинская Н.А., Кожевина Л.П., Ляпина Л.С. Пособие по химии. Часть 1. Состав, свойства и превращения неорганических веществ. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2002. - 82 с.
Научный редактор Невинская Н.А., канд. хим. наук, доцент.
Ответственный исполнитель Кожевина Л.П., канд. хим. наук, доцент.
Рекомендовано к изданию методической комиссией агрономического факультета Алтайского государственного аграрного университета.
Рецензент Сеселкин И.В., канд. техн. наук, доцент Алтайского государственного технического университета.
ã Алтайский государственный аграрный университет, 2002 ã Н.А. Невинская, Л.П. Кожевина, Л.П. Ляпина
ВВЕДЕНИЕ
Вся окружающая нас действительность, бесконечное множество существующих в мире объектов и систем объединяется одним понятием – материя. Материя несотворима и неуничтожима. Её неотъемлемым атрибутом является движение. Формы движения материи бывают различные (механическая, физическая, биологическая и т. д.). Химическая форма движения обусловлена взаимными превращениями веществ. Химия – наука о веществах и их превращениях. Важнейшие задачи химической науки были сформулированы одним из её основоположников М.В. Ломоносовым: «Химическая наука рассматривает свойства и изменения тел ... состав тел ... объясняет причину того, что с веществами при химических превращениях происходит». Нет ни одной отрасли народного хозяйства, в которой бы не применялись химические продукты. Исключительно велико значение химии также в научном понимании естественной картины мира, в правильной трактовке общих законов развития природы, общества и познания. Поэтому химия наряду с физикой и математикой является основой профессиональной подготовки специалистов высокой квалификации. Данное пособие предназначено для самостоятельной работы при изучении химии студентами, обучающимися в аграрном вузе. Оно составлено с учетом программы высшей школы и требований, предъявляемых к знаниям студентов. Учитывая недостаточный уровень подготовки по химии в сельской школе и отсутствие вступительных экзаменов по данной дисциплине, в учебном пособии уделено значительное внимание основополагающим вопросам химии – атомно-молекулярному учению и основным классам неорганических соединений. Для закрепления теоретического материала приведены примеры решения задач, а также задания для индивидуальной работы на практических занятиях. В приложении даны периодическая система химических элементов, номенклатура кислот и солей.
АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ
Согласно атомно-молекулярному учению все вещества состоят из отдельных частиц – атомов и молекул. Химический элемент является составной частью простого и сложного вещества. Химический элемент – вид атомов, обладающий определенным зарядом ядра. АТОМ – мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его химические свойства (Н – один атом водорода, 5О – пять атомов кислорода, 3Na – три атома натрия). МОЛЕКУЛА – наименьшая частица данного простого или сложного вещества, обладающая его химическими свойствами. Молекула состоит из атомов (F2 – одна молекула фтора, 2NH3 – две молекулы аммиака). ПРОСТОЕ ВЕЩЕСТВО – вещество, состоящее из атомов одного химического элемента (5О2 – пять молекул кислорода, N2 – одна молекула азота). CЛОЖНОЕ ВЕЩЕСТВО – вещество, молекула которого состоит из атомов различных элементов. Н2О – одна молекула воды. Сложное вещество, состоящее из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Na2О – одна молекула оксида натрия. Сложное вещество, состоящее из двух атомов натрия и одного атома кислорода. Таким образом, химические элементы (водород, кислород, натрий и др.) образуют простые и сложные вещества. Основные количественные характеристики
Основными количественными характеристиками вещества являются: количество вещества (число молей), его масса и объём. Массы атомов и молекул можно выражать в граммах, килограммах и других единицах массы. Но величины этих масс очень малы, поэтому применяют не абсолютные значения масс, а относительные. За единицу относительных атомных и молекулярных масс принята АТОМНАЯ ЕДИНИЦА МАССЫ (а.е.м.), представляющая собой 1/12 часть массы атома изотопа углерода 126С. 1 а.е.м. рассчитывается следующим образом: m(C), кг 2,0 . 10-26 1 а.е.м = ___________ = _____________ = 1,66 . 10-27 кг. 12 12 ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АТОМНАЯ МАССА (Аr) показывает, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома изотопа углерода 126С. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ МОЛЕКУЛЯРНАЯ МАССА (Мr) вещества показывает, во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома изотопа углерода 126С. Обозначение r показывает, что данная величина относительная (в переводе с латинского relativ - относительный). Относительные атомная и молекулярная массы - безразмерные величины. Их значения рассчитываются как частное от деления абсолютных масс атомов и молекул к 1 а.е.м.
Пример. Масса атома водорода равна 1,66 . 10-27 кг. 1 а.е.м. = 1,66 . 10-27 кг. 1,66 . 10-27кг Аr (Н) = ________________ = 1,00. 1,66 . 10-27кг
Аr приводится в периодической системе элементов Д.И. Менделеева. В химических расчетах обычно пользуются округленными значениями Аr. Принято добавлять единицу к Аr, если десятые доли имеют значения 0,5 и более, и отбрасывать десятые доли, если они имеют значения меньше 0,5.
Примеры. Аr в таблице Аr, взятые для расчета Н 1,0079 1 О 15,9994 16 Mg 24,305 24 Исключение: Cl 35,453 35,5, т.к. в смеси хлора изотопов 3517Cl – 75%, а изотопов 3717Cl – 25%.
Относительная молекулярная масса равна сумме относительных атомных масс с учетом числа атомов.
Пример . Мr (H2SO4) = 2Аr (Н) + Аr (S) + 4Ar (O); Mr (H2SO4) = 2 . 1 + 32 + 4 . 16 = 98.
МОЛЬ (u) – количество вещества, содержащее 6,02 . 1023 структурных единиц (атомов, молекул, ионов и др.). 6,02 . 1023 – число Авогадро.
Пример. 1 моль атомарного водорода, 1 моль атомарного кислорода, 1 моль молекулярного кислорода (О2), 1 моль воды (Н2О) содержат одинаковое число частиц - число Авогадро (6,02 . 1023). МОЛЯРНАЯ МАССА (М) – масса вещества количеством 1 моль. m М = _____, u m – масса вещества, г, кг и т.д.; u – количество вещества, моль. Молярная масса выражается в г/моль, кг/моль, т/моль и т.д. Численно молярная масса М равна относительной молекулярной массе Мr, поэтому молярную массу можно определить по значению относительных молекулярных масс.
Пример. Зная молекулярные массы веществ (О2, Н2SO4), определяем их молярные массы. Мr (O2) = 32; М (О2) = 32 г/моль. Мr (H2SO4) = 98; М (Н2SO4) = 98 г/моль.
Понятие количества вещества (число молей) относится как к простым, так и к сложным веществам. Поэтому для веществ, состоящих из атомов (например, простое вещество натрий или атомарный кислород), также вводится понятие молярная масса. Молярная масса натрия равна 23 г/моль, молярная масса атомарного кислорода равна 16 г/моль. Эти значения численно равны их атомным массам, соответственно 23 и 16. Как уже было сказано выше, при расчетах можно пользоваться значениями кг/моль, т/моль в зависимости от условий задач. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ ГАЗОВ (D) показывает, во сколько раз молярная масса одного газа тяжелее молярной массы другого. D – безразмерная величина.
Пример. Относительная плотность азота по водороду равна: M (N2) 28 DH = _________ = ______ = 14. M (H2) 2
МОЛЯРНЫЙ ОБЪЁМ (Vm). Один моль любого газа занимает объём 22,4 л при нормальных условиях (н.у.). Н.У.: Т = 273 К, Р = 101,3 кПа. Молярный объём обозначается Vм и измеряется в л/моль. Vм = 22,4 л/моль. Примеры. 1 моль СО2 при н.у. с молярной массой М = 44 г/моль занимает объём 22,4 л; 1 моль О2 при н.у. с М = 32 г/моль тоже занимает 22,4 л. Vм (CO2) = 22,4 л/моль; Vм (O2) = 22,4 л/моль.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (660)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |