Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура психологической науки ,ее связь с другими науками



2019-08-13 720 Обсуждений (0)
Структура психологической науки ,ее связь с другими науками 0.00 из 5.00 0 оценок




Становление психологии как науки, ее предмет.

·с 3-й век до н.э. – до 12-15 век н.э. Психология - наука о душе. Философы трактовали душу как «сверхъестественное» и с ее помощью пытались трактовать все непонятное человеку (Сократ, Платон)

·С 15-18 века – до 19 века. Наука о сознании. Во втором этапе единственный метод познания человека называлсяинтроспекцией (самонаблюдение).На стыке второго и третьего этапа (т.е. с половины 19 в.) наука становится самостоятельной, так как в Лейпциге в 1879 Вильгельм Вундт провел первые эксперименты с человеком.

· Начиная с 19 века меняется предмет, и наука становится наукой о поведении. Первый об этом заговорил Джон Уотсон. Он представитель бихевиоризма (поведения), который говорил о том, что надо изучать то, что можно увидеть – поступок, реакцию, поведение.

·20-й век – по настоящее время. Появляются отрасли психологии ориентированные на практику, психологические службы, чтобы в максимально в короткие сроки помочь людям адаптироваться к резко меняющимся условиям.

Предмет психологии - конкретные факты, закономерности, механизмы психики. На каждом этапе развития психологии представление о предмете научного знания трансформировав.объясняющая поведение человека. Психические явления, которые изучает наука, являются основным предметом изучения науки, но не единственным. К «психическим явлениям» относятся: психические процессы, психич. свойства и психич. состояния.? К психическим процессам относятся - Я решил, Я вспомнил, Я сказал… К психическим состояниям – Я растерян, Я возбужден, …К психическим свойствам – темперамент, характер, способности, направленность

Этапы развития психологии, их характеристика.

·с 3-й век до н.э. – до 12-15 век н.э. Психология - наука о душе. Философы трактовали душу как «сверхъестественное» и с ее помощью пытались трактовать все непонятное человеку (Сократ, Платон...). Гиппократ в этот период осуществил первую попытку объяснить темперамент человека. Он говорил, что сангвис - кровь, сангвиник. Мелано-холе - черная желчь, меланхолик. Холе - обычная желчь, холерик. Флегма - слизь, флегматик.

·С 15-18 века – до 19 века. Наука о сознании. Во втором этапе единственный метод познания человека называлсяинтроспекцией (самонаблюдение).

На стыке второго и третьего этапа (т.е. с половины 19 в.) наука становится самостоятельной, так как в Лейпциге в 1879 Вильгельм Вундт провел первые эксперименты с человеком. И с этого момента у науки есть методы познания человека

· Начиная с 19 века меняется предмет, и наука становится наукой о поведении. Первый об этом заговорил Джон Уотсон. Он представитель бихевиоризма (поведения), который говорил о том, что надо изучать то, что можно увидеть – поступок, реакцию, поведение коллективное бессознательное. Независимо от эпох, национальности, мест,

·20-й век – по настоящее время. Появляются отрасли психологии ориентированные на практику, психологические службы, чтобы в максимально в короткие сроки помочь людям адаптироваться к резко меняющимся условиям. Наука сосредотачивается в научно-исследовательских лабораториях. Обязательной становиться психологическая подготовка людей разных специальностей.

Структура психологической науки ,ее связь с другими науками

структуру науки:

·Существует базовая или общая психология, цель которой выработать теоретические знания. В ней два блока: психология личности (характер, темперамент, способности, эмоции, воля и направленность личности), психология познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, внимание, воображение, речь, память).

·Существует прикладная психология, цель которой внедрить теоретические знания в практику.

·Специальные отрасли (медицинская, педагогическая, возрастная, спорта, рекламы, труда, патопсихология...)

Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук

пособствуют их взаимному развитию и применению на практике.

1. Философией,

2. Биологией,

3. Медициной,

 

Психология и философия. Философию и психологию объединяют исторически корни и современные проблемы

Психология и биология. Биология предоставляет знания для изучения физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики.

4. Методы научно-психологических исследований, их классификация и характеристика.

Классификация методов.

Есть методы строгоформализованные и малоформализованные.

К строго формализованным относят: эксперимент, тесты, опросники,

К малоформализованным: беседа, интервью, наблюдение,

биографический метод, близнецовый метод, архивный метод, метод социометрии, метод моделирования.

Эксперимент - искусственное создание ситуации для изучения какого-либо явления. Бывает: лабораторный и естественный

Тест слово перев. с англиск. как проба, испытание.. Тесты по форме проведения тесты бывают индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные.

По содержанию тесты: тесты личности, достижений, интеллекта, способностей.

В тесте всегда есть правильный и неправильный вариант, а в опросниках нет. В опросниках есть вопросы открытого и закрытого характера.

По содержанию опросники бывают: личностные опросники и опросники-анкеты.

Проективные методики.

Методики проективной техники. В основе лежит механизм бессознательного проецирования (невольного приписывания) собственных качеств, особенностей, недостатков, мыслей другим людям. Пример: тест Люшера,

Рисуночные – Несуществующее животное, Дом, дерево, человек, Кактус...

Психофизиологические методики позволяют выявить индивидуальные особенности человека, которые обусловлены свойствами нервной системы. Пример: Теппинг-тест, Проба Лачинса...

Анализ результатов деятельности - анализу подвергаются рисунки, сочинения, техническое творчество.

Наблюдение может быть внутреннее и внешнее. Самонаблюдение (внутреннее) может проводится через ведение дневников, автобиографий, автопортретов. Наблюдение может быть свободное и стандартизированное, включенное и стороннее, скрытое.

Социометрия – позволяет изучить взаимотношения в коллективе, положение человека в группе.



2019-08-13 720 Обсуждений (0)
Структура психологической науки ,ее связь с другими науками 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура психологической науки ,ее связь с другими науками

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (720)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)