Структура психологической науки ,ее связь с другими науками
Становление психологии как науки, ее предмет. ·с 3-й век до н.э. – до 12-15 век н.э. Психология - наука о душе. Философы трактовали душу как «сверхъестественное» и с ее помощью пытались трактовать все непонятное человеку (Сократ, Платон) ·С 15-18 века – до 19 века. Наука о сознании. Во втором этапе единственный метод познания человека называлсяинтроспекцией (самонаблюдение).На стыке второго и третьего этапа (т.е. с половины 19 в.) наука становится самостоятельной, так как в Лейпциге в 1879 Вильгельм Вундт провел первые эксперименты с человеком. · Начиная с 19 века меняется предмет, и наука становится наукой о поведении. Первый об этом заговорил Джон Уотсон. Он представитель бихевиоризма (поведения), который говорил о том, что надо изучать то, что можно увидеть – поступок, реакцию, поведение. ·20-й век – по настоящее время. Появляются отрасли психологии ориентированные на практику, психологические службы, чтобы в максимально в короткие сроки помочь людям адаптироваться к резко меняющимся условиям. Предмет психологии - конкретные факты, закономерности, механизмы психики. На каждом этапе развития психологии представление о предмете научного знания трансформировав.объясняющая поведение человека. Психические явления, которые изучает наука, являются основным предметом изучения науки, но не единственным. К «психическим явлениям» относятся: психические процессы, психич. свойства и психич. состояния.? К психическим процессам относятся - Я решил, Я вспомнил, Я сказал… К психическим состояниям – Я растерян, Я возбужден, …К психическим свойствам – темперамент, характер, способности, направленность Этапы развития психологии, их характеристика. ·с 3-й век до н.э. – до 12-15 век н.э. Психология - наука о душе. Философы трактовали душу как «сверхъестественное» и с ее помощью пытались трактовать все непонятное человеку (Сократ, Платон...). Гиппократ в этот период осуществил первую попытку объяснить темперамент человека. Он говорил, что сангвис - кровь, сангвиник. Мелано-холе - черная желчь, меланхолик. Холе - обычная желчь, холерик. Флегма - слизь, флегматик. ·С 15-18 века – до 19 века. Наука о сознании. Во втором этапе единственный метод познания человека называлсяинтроспекцией (самонаблюдение). На стыке второго и третьего этапа (т.е. с половины 19 в.) наука становится самостоятельной, так как в Лейпциге в 1879 Вильгельм Вундт провел первые эксперименты с человеком. И с этого момента у науки есть методы познания человека · Начиная с 19 века меняется предмет, и наука становится наукой о поведении. Первый об этом заговорил Джон Уотсон. Он представитель бихевиоризма (поведения), который говорил о том, что надо изучать то, что можно увидеть – поступок, реакцию, поведение коллективное бессознательное. Независимо от эпох, национальности, мест, ·20-й век – по настоящее время. Появляются отрасли психологии ориентированные на практику, психологические службы, чтобы в максимально в короткие сроки помочь людям адаптироваться к резко меняющимся условиям. Наука сосредотачивается в научно-исследовательских лабораториях. Обязательной становиться психологическая подготовка людей разных специальностей. Структура психологической науки ,ее связь с другими науками структуру науки: ·Существует базовая или общая психология, цель которой выработать теоретические знания. В ней два блока: психология личности (характер, темперамент, способности, эмоции, воля и направленность личности), психология познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, внимание, воображение, речь, память). ·Существует прикладная психология, цель которой внедрить теоретические знания в практику. ·Специальные отрасли (медицинская, педагогическая, возрастная, спорта, рекламы, труда, патопсихология...) Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук пособствуют их взаимному развитию и применению на практике. 1. Философией, 2. Биологией, 3. Медициной,
Психология и философия. Философию и психологию объединяют исторически корни и современные проблемы Психология и биология. Биология предоставляет знания для изучения физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики. 4. Методы научно-психологических исследований, их классификация и характеристика. Классификация методов. Есть методы строгоформализованные и малоформализованные. К строго формализованным относят: эксперимент, тесты, опросники, К малоформализованным: беседа, интервью, наблюдение, биографический метод, близнецовый метод, архивный метод, метод социометрии, метод моделирования. Эксперимент - искусственное создание ситуации для изучения какого-либо явления. Бывает: лабораторный и естественный Тест слово перев. с англиск. как проба, испытание.. Тесты по форме проведения тесты бывают индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные. По содержанию тесты: тесты личности, достижений, интеллекта, способностей. В тесте всегда есть правильный и неправильный вариант, а в опросниках нет. В опросниках есть вопросы открытого и закрытого характера. По содержанию опросники бывают: личностные опросники и опросники-анкеты. Проективные методики. Методики проективной техники. В основе лежит механизм бессознательного проецирования (невольного приписывания) собственных качеств, особенностей, недостатков, мыслей другим людям. Пример: тест Люшера, Рисуночные – Несуществующее животное, Дом, дерево, человек, Кактус... Психофизиологические методики позволяют выявить индивидуальные особенности человека, которые обусловлены свойствами нервной системы. Пример: Теппинг-тест, Проба Лачинса... Анализ результатов деятельности - анализу подвергаются рисунки, сочинения, техническое творчество. Наблюдение может быть внутреннее и внешнее. Самонаблюдение (внутреннее) может проводится через ведение дневников, автобиографий, автопортретов. Наблюдение может быть свободное и стандартизированное, включенное и стороннее, скрытое. Социометрия – позволяет изучить взаимотношения в коллективе, положение человека в группе.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (720)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |