Типы темперамента, их характеристика.
· Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» — холериком. · Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком. · Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником. · Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым — меланхоликом. · Сангвинистический темперамент. Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения. · Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив.В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно. · В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. · Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности : он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе. · Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются.Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо. 22. Психологические свойства, характеризующие типы темперамента, их влияние на учебную (профессиональную) деятельность. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности ("воины"). Сангвиники - для организаторской деятельности ("политики"). Меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве ("мыслители"). Флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности ("созидатели"). 23. Характер: понятие, природные и социальные предпосылки характера. Характер (перевод - чеканка, слепок, отпечаток) - описывается чертами. Характер - определенное сочетание черт, которые обуславливают процессы общения и выполнения различных видов деятельности, стиль деятельности. Предпосылки формирования характера: ·Природная - тип высшей нервной деятельности и тип темперамента, пол, телосложение (конституция). ·Социальная - методы воспитания родителей (который не всегда могут быть педагогоческими), стиль общения с ребенком (авторитарный, демократический, либерально-попустительский) в семье. Выполняемые социальные роли детей в семье: «кумир», «золушка», «болезненный ребенок», «козел отпущения»…... Влияние оказывают социальные факторы: СМИ, национально-культурный аспект, социально-экономические условия семьи, педагоги с педагогическими методами воспитания. Д/с, школах, кружках, секциях (с педагогич. методами и формами воспитания). 24. Свойства характера, их характеристика. Пути формирования характера. - в отличии от Т.: Темперамент - что задано природой, характер - что делаем мы. - Если темперамент это скорость, темп, то характер это больше конкретное содержание. Активный-это темп, а целеустремленый это характер. Характер связан с содержанием ситуации. - Темперамент врожден , а характер приобретен - характеристики характера: полнота – разнообразие черт, свойств цельность - характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств уравновешенность выраженность – может доходить до акцентуации оригинальность, самобытность интегративность – характер это всегда структура социальность – характер всегда проявляется в поведении автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго мотивационный компонент - характер это всегда отношение волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента - Отдельные свойства хар-ра связаны друг с другом, зависят друг от друга, образуют целостную организацию, структуру. Системы взаимосвязанных свойств называются симптомокомплексами. - В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера: · отношение к людям · отношение к труду (добросовестность, лень, смелость, нерешительность) · отношение к вещам (принципиальность) · отношение к себе Формирование характера: основную роль в формировании характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. В возрасте от 2 до 9 лет – дети особенно открыты для для воздействия со стороны. Весьма важны для становления ХАР ребенка стиль общения взрослых между собой и с ребенком. Раньше других в хар-ре закладываются: доброта, общительность, отзывчивость, а так же противоположные им – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Свойства хар-ра, которые наиболее проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, ответственность, настойчивость. Они формируются в дошкольном детстве, закрепляются в играх детей. В начальных классах школы оформляются черты хар-ра, прояляющиеся в отношениях с людьми. В подростковом возрасте развиваются и закрепляются волевые черты хар-ра, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы Л. Наиболее эффективным средством формирования хар-ра является труд.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |