Темперамент. Физиологические основы темперамента.
Изучая условные рефлексы, И. П. Павлов установил, что нервная система животных и человека обладает тремя главными свойствами, или принципами деятельности. Первый принцип — сила нервной системы. Второй принцип есть принцип уравновешенности между раздражительным и тормозным процессами. Третий принцип — подвижность нервных процессов. На основе этих трех свойств высшей нервной деятельности (силы, уравновешенности и подвижности) И. П. Павлов установил четыре типа нервной системы. Прежде всего он различает сильные и слабый типы. Среди сильных могут быть неуравновешенные и уравновешенные. Последние делятся на подвижных и инертных. Получается три сильных типа, а к четвертому, типу ученый отнес всех слабых. Между свойствами высшей нервной деятельности, типами нервной системы и темпераментами можно установить определенное соотношение. Сильному неуравновешенному типу соответствует холерический темперамент, сильному уравновешенному подвижному — сангвинический, сильному уравновешенному инертному (малоподвижному) — темперамент флегматика и, наконец, слабому соответствует темперамент меланхолика. У слабого типа Павлов не учитывал уравновешенности и подвижности, так как эти свойства мало проявляются. Итак, четыре основных типа нервной системы соответствуют четырем типам темперамента. В процессе деятельности тип нервной системы не остается неизменным.
Понятие мотива. Соотношение потребностей и мотива. Иерархия мотивов. Функции и виды мотивов. Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Чем различаются понятия потребность и мотив? При анализе вопроса, почему индивидуум вообще приходит в состояние активности, рассматриваются проявления потребностей как источников активности. А если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то исследуются в первую очередь проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Потребность побуждает к активности, а мотив - к направленной деятельности. Таким образом, мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Мотив- определенная и опредмеченная потребность. Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих: 1. Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь. 2. Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом. 3. Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег. 4. Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу. 5. Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны. 6. Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны. Все эти виды мотивов выполняют три основных функции: • побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать; • направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет добиться цели и удовлетворить свою потребность; • контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения. Кстати, что касается деятельности, то и здесь существует свой набор мотивов. Он зависит не только от внутренних потребностей человека, но и от его взаимодействия с социальной средой Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу): - физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.); - потребность в безопасности (стабильность, порядок); - потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); - потребность в уважении (самоуважение, признание); - потребность в самоактуализации (развитие способностей).
Мозг и психика. Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |