Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация психических явлений



2019-08-13 194 Обсуждений (0)
Классификация психических явлений 0.00 из 5.00 0 оценок




Существует 3 группы психических явлений:
1-Пих.процессы
2-Псих.состояния
3-Псих.свойства личности
Именно через эти группы проявляется психическая жизнь любого человека.
Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Это динамическое отражение действительности, т.е. любой психический процесс имеет точку начала процесса развития и точку окончания. Конец окончания психического процесса всегда является началом другого психического процесса и так непрерывно в состоянии бодрствования человека.
Все психические процессы делятся на виды:
1. Познавательные: специфические или собственно познавательными. Результатом собственно познавательных психических процесов является знание субъекта о мире полученных с помощью органов чувств или рационально (обдуманно). К собственно познавательным психическим процессам относятся ощущения, восприятия и мышления.
2. Сквозные познавательные психические процессы. Они проходят через любую деятельность, обеспечивают ее существование, являются условием для познания, но к процессу познания не сводятся. Благодаря этим процессам познающий имеет возможность сохранить единство своего "я" во времени. К сквозным познавательным психическим процессам относятся: память. Воображение внимание, представление.
3. Эмоциональные психические процессы - это активные и пассивные переживания человека (эмоциональные возбуждения, радость, негодование)
4. Волевые психические процессы - принятие решения, преодоление трудностей, волевое усилие, управление своим поведением.
Все психические процессы обеспечивают первичное формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качество функционирования психики, характерный для него в каждый данный момент времени.
Это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Виды:
1. Мотивационные психические состояния (желания, стремления, интересы, страсть).
2. Эмоциональные психические состояния (эмоциональный тон ощущения, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация - состояние когда человек идет к значимым для себя целям и на пути встает преграда). Конфликтными их называют потому (стресс, аффект и фрустрация) что они влияют на способность понимать свои действия и способность руководить своим поведением.
3. Волевые психические состояния (инициативность, целеустремленность, решимость, настойчивость).
4. Состояние различных уровней организованности сознания (внимательность и наблюдательность).
Психические свойства личности - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественый уровень поведения и деятельности типичный для данного человека.
Виды:
1. Направленность личности (психическое свойство в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности)
2. Темперамент (совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее поведения и деятельности)
3. Характер (индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах)
4. Способности (индивидуальны особенности личности, обеспечивающие успех деятельности и легкость овладения этой деятельностью)
Психические процессы, состояния и свойства в действительности выступают как единое целое и взаимнопереходят друг в друга, например аффект.

 

5. Этапы развития психологии

1-й этап. (психология как наука о душе). В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм». Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.) и идеалистическая Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Согласно Демокриту, душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. Душа, по его мнению, не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который определил память как самостоятельный психический процесс. Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.). Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю, – реализация биологического существования организма. Аристотель одним из первых на многие века определил содержательную сторону психологического знания: рациональное, чувственное, волевое. В эпоху Возрождения активно стали развиваться естественные, биологические и медицинские науки, возрождаться и преобразовываться различные виды искусств. Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Приоритетное значение в науке получило экспериментирование.
2-й этап. (психология как наука о сознании) В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Формируются принципы научного познания, которые переносятся и на изучение человека. Отныне природа рассматривается как грандиозный механизм, действующий по физическим законам, а человек – как особый механизм, в котором уже нет места для мистической души. Выдающийся мыслитель нового времени Френсис Бэкон (1561 – 1626) обосновал идею о решающей роли эксперимента в научном познании, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обобщения.
Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых. Выдающийся французский ученый, мате-матик, философ и физиолог Рене Декарт (1596 – 1650) заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Декарт ввел в науку и понятие сознания (как непосредственное знание души о себе), а также наметил путь познания сознания. Сознание есть то, по мнению ученого, как оно выступает в самонаблюдении.
Попытку преодолеть дуализм и механические представления Р. Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза. Он убедительно обосновал один из ведущих принципов научной психологии – принцип детерминизма.
Выдающийся немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) ввел понятие бессознательной психики, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий. В XVII – XIX вв. широкое распространение получила так называемая эмпирическая психология. Одним из родоначальников эмпиризма является английский философ Джон Локк (1632–1704), исповедовавший опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. Сознание, по Локку, – это восприятие человеком происходящего в его уме.
Теория эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882), появившаяся в середине XIX столетия, анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В своих трудах («Происхождение человека», 1870) Ч. Дарвин анализирует психику человека, сравнивает ее с психикой животных и приводит убедительные доводы к доказательству того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных.
Следует отметить, что все крупные достижения в развитии психологии были неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными сдвигами в мировоззрении, новым философским осмыслением бытия.
3-й этап. (психология как наука о поведении) Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.
В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.
4-й этап. (психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека.
Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

 



2019-08-13 194 Обсуждений (0)
Классификация психических явлений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация психических явлений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)