Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Память: виды, структура, закономерности



2019-08-13 591 Обсуждений (0)
Память: виды, структура, закономерности 0.00 из 5.00 0 оценок




Память — форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении знаний и навыков, делающая возможным их повторное использование в деятельности.
Процессы памяти:
1.Запоминание — процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.
2.Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения чела, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
3.Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти.
4.Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Виды памяти:
1. по сенсорной модальности — зрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), вкусовая, болевая;
2. по содержанию — образная, моторная, эмоциональная;
3. по организации запоминания — эпизодическая и семантическая, на их стыке автобиографическая, включает в себя черты обоих; процедурная;
4. по временным характеристикам — долговременная, кратковременная, ультракратковременная, оперативная (в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности), промежуточная (обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов);
5. по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
6. по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
7. по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
8. по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Свойства памяти:
1.Точность 2.Объём 3.Скорость процессов запоминания 4.Скорость процессов воспроизведения 5.Скорость процессов забывания

Закономерности памяти:
1) Закон интереса -интересное запоминается легче.
2) Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
3) Закон установки - если чел сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
4) Закон действия -информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
5) Закон контекста - при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
6) Закон торможения - при изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
7) Закон оптимальной длины ряда - длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
8) Закон края - лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
9) Закон повторения - лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
10) Закон незавершённости - лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

 

12. Мышление. Понятие и основные виды. Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение).

Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности.
В иды мышления:
Наглядно-действенное – здесь задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения – практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.
Наглядно-образное – ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.
Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) – мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.
♦ Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.
♦ Источником мыслительной деятельности является практика.
♦ Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.
♦ Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.



2019-08-13 591 Обсуждений (0)
Память: виды, структура, закономерности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Память: виды, структура, закономерности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)