Лекция тема Ощущение и восприятие
Вопросы для подготовки к экзамену 1.Методы психологического исследования 2.Психика,структура психики, функции, сознание, бессознательное 3.Ощущение и восприятие 4.Внимание 5.Память 6.Мышление 7.Речь 8.Воображение 9.Личность и её психологическая структура 10.Потребности человека 11.Мотивация 12.Самосознание,уровень притязаний, локус контроля 13.Деятельность и её психологическая структура 14.Воля 15.Способности 16.Темперамент 17.Характер,его структура 18.Эмоции,функции эмоций. виды и качества эмоций 19.Закономерности и факторы психического развития 20.Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина 21.Периодизация Ж.Пиаже 22.Периодизация Э.Эриксона 23.Периодизация А.Валлона 24.Периодизация Л.Колберга 25.Общая характеристика младенчества (включая новорожденность) 26.Характеристика раннего возраста 27.Характеристика дошкольного возраста 28.Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте 29.Кризис 7 лет. Психологическая готовность к обучению в школе 30.Характеристика младшего школьного возраста 31.Характеристика учебной деятельности, как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте 32.Характеристика подросткового возраста 33.Развтие личности в подростковом возрасте 34.Характеристика юношеского возраста 35.Характеристика периода взрослости 36.Характеристика периода старости Учебник под редакцией Сосновского Б.А. Психология 1.В виде конспектов подготовить материал: личность и её психологическая структура,темперамент,характер,его структура,эмоции,функции эмоций. виды и качества эмоций, воля (это общая психология) Для подготовке к экзамену высылаю материал по познавательным процессам (краткий конспект лекций) Лекция тема Ощущение и восприятие Ощущение- это отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. В ощущениях человеку открываются цвета и звуки, ароматы и вкус, вес, тепло или холод предметов, которые их окружают. Кроме того ощущения информируют об изменениях в собственном теле (его положении, движении всего тела и отдельных его частей), сигнализируют о нарушениях в деятельности внутренних органов и т.п. Классификация ощущений
Общие свойства ощущений
Совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, которые принимают участие в восприятии, переработке и реагировании на раздражители называется анализатором. Афферентные структурыпередают возбуждение от рецепторов (органических «датчиков», которые находятся на поверхности тела или внутри, воспринимают физические, химические, механические и другие раздражения и превращают их в нервные электрические импульсы) к ЦНС (мозгу). Эфферентные - передают сигналы от ЦНС к периферии тела. Для возникновения ощущения необходима определенная энергия раздражителя (стимула). Значение стимула, воздействующего на органы чувств, которое вызывает ощущение определенного качества (зрительное, слуховое, тактильное и т.п.),называется порогом ощущения. Минимальная сила раздражителя, вызывающая ощущение - это нижний абсолютный порог чувствительности соответствующего анализатора;максимальная сила раздражителя, при которой данное ощущение еще сохраняется – это верхний абсолютный порог. Примеры. Средние значения абсолютных порогов:
Изменение параметров уже имеющегося ощущения (относительный порог ощущения) - это величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение. По закону Вебера-Фехнера (основной психофизический закон), если сила раздражителя растет в геометрической прогрессии, то сила ощущения увеличивается в арифметической. Однако, по закону С.Стивенса , который уточнил данные своих предшественников, между раздражителем и ощущением чаще существует степенная связь. Для ощущений разного качества показатель степени изменяется. Пример. Для ощущения света он равняется 0,33; для электрического тока - 3,5. Удвоение яркости света изменяет его видимую яркость всего на 25%, а удвоение силы тока – усиливает ощущение от его удара в 10 раз. Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом. Значения всех выделенных порогов меняются в процессе адаптации. Они подвержены влиянию множества факторов, включая индивидуальные особенности функционального состояния человека. Сенсорная адаптация- приспособление уровня чувствительности к интенсивности раздражителя. Она может быть: а) негативной - полное или частичное исчезновение ощущений при длительном действии раздражителя. Пример: приспособление к прохладной морской воде; б) позитивной - возникновение ощущений при длительном действии раздражителя. Пример: человек видит предметы в темной комнате, приспособившись к темноте. С адаптацией связаны такие явления как синестезия и сенсибилизация. Синестезия - возникновение ощущений одного качества (модальности) под воздействием раздражителя специфического для другого. Примеры: звук наряду со слуховыми ощущениями вызывает и зрительные («цветовой слух»). Пример. У А.Скрябина звук вызывал переживание цвета, света, вкуса и даже прикосновения. Он отмечал цвета отдельных нот в партитурах. Н.Римский-Корсаков считал, что «ми-мажор» - синий, «ми-минор» - сиреневый, «фа-минор» - серовато-зеленый, «ля-мажор» - розовый и т.п. Цвет стен в комнате вызывает тактильные ощущения (тепла – желто-оранжевый или холода – голубой). Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в результате их взаимодействия (повышение остроты зрения под воздействием музыки) или их тренировки. Пример. Игра на скрипке нуждается в исключительно высоком развитии музыкального слуха исполнителя, потому в среднем у скрипачей он развит несколько лучше, чем у пианистов. К сенсибилизации также может приводить необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота). Пример. Повышенное развитие слуха у слабо видящих людей. Восприятие Восприятие - это психический процесс целостного отражения человеком предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, с учетом предыдущего опыта. Восприятие, основываясь на ощущениях, которые информируют только об отдельных характеристиках объектов (цвет, звучание, запах), не исчерпывается ими, а отражает предмет в целом. Но целое, при этом, не равняется сумме составляющих, а представляет собой качественно новое образование. Пример. Музыка не является простой суммой разных звуков и не присутствует в каждом из них. Благодаря своим свойствам, восприятие идентифицирует те или иные предметы, отделяет их от среды, раскрывает их значения и функции.
Закономерности восприятия Зависимость восприятия человека от жизненного опыта, особенностей личности, поставленной цели и установки называется апперцепцией. Это проявление субъективности образа. Пример. Профессиональное восприятие: тренер по боксу, может замечать у других людей, прежде всего присутствие либо отсутствие боксерских навыков. Большую роль в восприятии играют установки (готовность определенным образом воспринимать предмет или действовать по отношению к нему). Они складываются в процессе жизни человека и подсознательно влияют на восприятие и другие познавательные процессы. Пример. Человек, воспитанный на расистской пропаганде, может воспринимать представителей определенных рас как «недочеловеков». Зрительные иллюзии (искажение восприятия действительности): - иллюзия цвета - человек выглядит стройнее в одежде черного цвета и более полным - в светлой одежде; - иллюзия движения - во время поездки в автобусе, кажется, что все предметы движутся нам навстречу; - иллюзия кино - отдельные картинки (кадры) воспринимаются как единое целое благодаря явлению последействия в анализаторах (предыдущая информация оставляет след). Механизмы восприятия пространства, размера, направления, времени, движения 1. Восприятие пространства обеспечивается: а) наличием в мозге специальных клеток-детекторов, которые выделяют в поле зрения необходимые элементы (линии, углы, контрасты и тому подобное); б) законами (принципами) восприятия: - близость друг к другу элементов поля зрения: чем ближе эти элементы друг к другу, тем более вероятно, что при восприятии они составят единый образ - подобие элементов друг другу: подобные элементы имеют тенденцию к объединению - фактор «естественного продолжения»: элементы, которые являются частями знакомых нам фигур, при восприятии объединяются именно в эти фигуры, а не в другие - замкнутость: элементы поля зрения стремятся создать целостное, замкнутое изображение в) жизненный опыт от перемещения тела человека и отдельных его частей в пространстве. 2. Восприятие времени связано с : а) «биологическими часами»: ритмом работы сердца и особенностями обмена веществ в организме. Пример. Алкоголь тормозит, а кофеин ускоряет восприятие времени. б) темпераментом человека. Пример. Меланхолик субъективно воспринимает минуту как минуту, холерик как 0,7, сангвиник - 0,8, флегматик - 1,1 минуты. в) наполненностью времени определенной деятельностью. Пример. Когда человеку интересна определенная работа, время проходит быстрее и наоборот. г) настроением человека. Пример. Когда у человека хорошее настроение, время для него проходит быстрее. 3. Восприятие движения зависит от ряда факторов: а) с помощью специальных нейронов-детекторов устанавливается факт движения; б) его направление определяется в зависимости от того, как «двигается» изображение на сетчатке глаза; в) его скорость – в зависимости от скорости этого «движения». 4. Восприятие размера связано с законом константы. При небольших изменениях расстояния до предмета, его размеры изменяется мало, или не изменяется вообще. Тема внимание Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах. Внимание имеет селективный характер. На органы чувств человека постоянно влияет множество раздражителей. Внимание позволяет провести отбор наиболее важной информации, которая отвечает его потребностям и интересам; обеспечить осуществление необходимых программ жизнедеятельности, постоянный контроль над их протеканием. В отличие от других познавательных процессов внимание не имеет собственного предмета познания, но является необходимым условием успешности познавательной и любой другой деятельности. Виды внимания
Все виды внимания тесно связаны и взаимодействуют между собой. Примеры. Свойства внимания.
Внимание можно развивать. Пример. Развитие произвольного внимания дошкольника включает формирование трех основных умений: 1. Принятие постепенно усложняющихся инструкций (перевод приказа взрослого в самоприказ). 2. Удержание инструкций на протяжении игры или занятия (многократное проговаривание того, что нужно сделать). 3. Навыки самоконтроля (самостоятельное нахождение и исправление ошибок). Результатом развития внимания является внимательность, т.е. способность сохранять высокую сосредоточенность продолжительное время, умение работать не отвлекаясь, без ошибок выполнять сложные задания и т.п. Тема память Память - это процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком информации, составляющей его опыт. Данные процессы называются мнемическими (от греческ «мнемон». – помнящий) В древнегреческой мифологии Мнемозина - богиня памяти, родившая от Зевса муз-покровительниц истории, театра и пр.. Мозг человека может образовывать временные нервные связи, закреплять и возобновлять следы прошлых впечатлений. Память является отражением тех или иных предметов и явлений, когда они уже не оказывают непосредственного воздействия на органы чувств. От уровня развития памяти зависит успешность поведения и различных видов деятельности человека. Регулярное использование памяти способствует сохранению накопленного опыта, а неиспользование – его забыванию. Пример: если профессионал длительное время не активизирует профессиональную память, он теряет приобретенные умения и навыки. Причем, чем более высоким было профессиональное мастерство, тем ощутимее будет ощущаться его снижение. Виды памяти. Виды памяти, выделенные по разным основаниям:
Процессы памяти
Эффекты памяти Эффект края -начало и конец информации при ее последовательном восприятии запоминается лучше, чем середина. Пример: запоминание ряда цифр. Эффект направленности на себя - лучше запоминается информация, имеющая прямое отношение к тому, кто запоминает. Пример: знания по наиболее интересным для студента предметам легче запоминаются и лучше сохраняются в памяти. Типы памяти Тип памяти обеспечивает более успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации определенного содержания и зависит от особенностей соотношения 1-й и 2-й сигнальных систем, а также условий развития памяти в онтогенезе. Выделяют следующие типы памяти:
Мнемические свойства личности Данные свойства характеризуют индивидуальные особенности памяти. К ним, в первую очередь, относятся: уровень развития и продуктивность памяти (объем, скорость, точность и прочность запоминания, продолжительность сохранения, готовность к воспроизведению и т.п.). Факторы, влияющие на продуктивность памяти:
Понятие о воображении Воображение - психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем установления новых связей между известными образами и знаниями. Оно воссоздает образы, соответствующие описанию объекта, создает образы будущего результата деятельности, обеспечивает разработку ее стратегии в неопределенных проблемных[ ситуациях. Вместе с тем, воображение может создавать образы, которые заменяют деятельность, компенсируют ее. Воображение позволяет человеку смотреть на себя «глазами окружающих». Оно является основой творчества. Виды воображения Виды воображения, выделенные по разным основаниям:
Продуктом творческого воображения является принципиально новый образ. Он создается с помощью разных форм синтеза образов, которые называются приемами воображения. Это:
Тема мышление Мышление - это процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (758)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |