Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальные особенности мышления



2019-08-13 258 Обсуждений (0)
Индивидуальные особенности мышления 0.00 из 5.00 0 оценок




Они определяют стилевые признаки интеллектуальной деятельности.

Особенности мышления Содержание
Скорость Способность принимать решения в сжатые сроки. Пример: успешность выполнения тестов интеллекта.
Глубина Способность к анализу, сравнению, нахождению существенных связей. Пример.
Широта Способность использовать при решении задачи информацию из различных областей знаний. Пример.
Гибкость и самостоятельность Способность к преодолению интеллектуальных стереотипов; оригинальность, не стандартность идей и подходов, используемых для решения задачи. Противоположностью гибкости является ригидность (инертность) мышления.
Критичность Способность находить и ставить интеллектуальные проблемы. Пример.
Логичность Способность точно и последовательно решать задачи. Пример.
Рефлективность Склонность к неспешным, хорошо продуманным решениям. Противоположностью рефлективности является импульсивность мышления.

Мышление и интеллект.

Уровень развития познавательных процессов проявляется в интеллекте (общая способность, которая определяет успешность любой деятельности и лежит в основе остальных способностей). Интеллект обеспечивает: а) адаптацию человека к окружающей среде; б) ее преобразование; в) поиск новой среды, которая более пригодна для жизнедеятельности. Он позволяет успешно решать новые жизненные задачи. В зависимости от материала, который составляет их содержание (образы, символы, знаки языка и т.п.), выделяются следующие виды интеллекта:

Вид интеллекта Смысловой материал заданий
Вербальный Словесный (слова, словесно оформленные мысли)
Математический (формальный) Математический (цифры, формулы, символы)
Пространственный Пространственные обиды, схемы, модели реальности
Социальный Понимание других людей и самого себя

Если интеллект – это совокупность познавательных способностей, то мышление – процесс их реализации при решении различных умственных задач.

Тема Речь

Речь - это система звуковых сигналов, письменных знаков и символов, которые используются человеком для представления, переработки, хранения и передачи информации. Речь является основным средством человеческого общения. Язык - един для представителей определенного народа или народов и выражает их общие психологические особенности. Язык существенно влияет на ментальность, т.е. общие свойства ума, миропонимания, поведения представителей определенной культуры, общества, группы (социальной, этнической, религиозной и т.п.). Пример. В английском языке местоимение «I» (ай) - всегда большая буква. Это можно трактовать как знак уважение к человеческой личности.

В отличие от языка в речи выражены психологические особенности отдельных людей. В языке слово имеет четкое, принятое всеми его носителями и закрепленное в толковых словарях значение. В речи слова могут иметь смысл(содержание), определяемый личностными факторами: мыслями, чувствами, образами, ассоциациями, которые они вызывает у конкретных людей. Смысл окрашен индивидуальным жизненным опытом, потребностями, эмоциями, отношением личности к объекту, который называет слово и т.п. Поэтому для разных людей смыслы одних и тех же слов могут быть разными, и не совпадать с соответствующими словарными значениями. Пример: для одних слово «демократия» означает народовластие, для других – отсутствие власти, ведущее к беспорядку и хаосу.

Значения слов связаны с соответствующими логическими понятиями. Слова-понятия обобщают имеющуюся информацию о предметах и явлениях, фиксируют их наиболее существенные черты, пренебрегая несущественными. Пример. В слове «стол» (предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски (столешницы) на высоких опорах), содержится информация обо всех возможных столах, их наиболее существенных признаках (столешница, опора). В данном случае форма, размеры, цвет и т.п. относятся к несущественным признакам предмета.

Функции речи

Функция Содержание
Коммуникативная Обмен информацией. Пример.
Функция влияния Побуждение к действию. Пример.
Сигнификативная Обозначение объекта, указания на него, вызывание его образа. Пример.
Экспрессивная Выражение своего отношения к объекту, ситуации. Пример.

Виды речи

Вид Содержание
Внутренняя Неосознаваемая, беззвучная речь. Обслуживает мышление, является формой существования внутренних (умственных) действий. Её беспрепятственное протекание необходимо для реализации ряда психологических функций. Пример: успешность решения арифметических задач, эффективность восприятия словесных текстов резко уменьшаются при отсутствии или задержке внутренней речи.
Внешняя Разговор вслух. Делится на устную речь – общение с помощью устной речи и письменную речь – общение с помощью письменных текстов. Примеры.
Эгоцентрическая Речь, направленная на себя и не предусматривающая обратную связь. Пример: используется детьми дошкольного возраста в процессе игры или рисования.
Монологическая Логическое, развернутое изложение мыслей одним человеком. Пример.
Диалогическая Разговор между двумя лицами (диалог) или несколькими лицами (полилог). Пример.
Активная Человек разговаривает или пишет. Пример.
Пассивная Человек только слушает. Пример.
Жестовая Осуществляется с помощью жестов, свойственна людям, которые лишены слуха. Пример.

Речь тесно связана с мышлением. Речевой аппарат принимает непосредственное участие в решение умственных задач на словесно-логическое, дискурсивное мышление. В наиболее сложные и напряженные моменты решения задачи наблюдается повышенная активность голосовых связок. Это вызвано «безмолвным» произнесением слов, а также общим повышением речедвигательной активности. Однако, не все виды мышления связаны с речью. Пример: наглядно-действенное у человека и практическое у животных.

2.По возрастной психологии сделать конспект- вопросы

35.Характеристика периода взрослости

36.Характеристика периода старости

 

Материалы для подготовки к экзамену

 



2019-08-13 258 Обсуждений (0)
Индивидуальные особенности мышления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивидуальные особенности мышления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)