Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Выполните задания к тексту.



2019-08-13 491 Обсуждений (0)
I. Выполните задания к тексту. 0.00 из 5.00 0 оценок




  Историческое время между царствованиями Петра Великого и Екатерины II, также названной Великой, как бы проваливается в сознании людей, поверхностно знакомых с российской историей XVIII века. Да это и понятно: время Петра I напоминает ослепительную вспышку, после которой трудно рассмотреть что-либо другое. Грандиозные повсеместные реформы, охватившие абсолютно все сферы русской действительности, иная философия жизни и вообще все новое, непривычное - от огромного военно-морского флота и города на берегах Невы до алфавита и башмаков – эти и тысячи других явлений, черт и черточек уже современникам говорили о необычайности времени, в которое они жили. Особую остроту этим впечатлениям придавали методы, которыми внедрялось, точнее, навязывалось Петром новое. В одном из слов знаменитой пушкинской фразы: «Россию поднял на дыбы» – можно поставить два разных ударения, и оба варианта дают два выразительных образа для обозначения происшедшего со страной при Петре Великом.

     После яркой реформаторской вспышки короткие послепетровские царствования, калейдоскопическая быстрота смены самодержцев и фаворитов оставляют впечатление убожества, ничтожности, бессмысленности. Почти четыре послепетровских десятилетия – от Петра I до Екатерины II – в сознании потомков как бы сжимаются до нескольких лет, и кажется, что длившееся бесконечно долго тридцатипятилетнее царствование царя-исполина (1689–1725) почти сразу же сменяется таким же ярким, плодотворным, одним словом, «славным» царствованием Екатерины Великой (1762–1796). После некоторого времени застоя снова произошли разительные перемены: победно засверкало грозное русское оружие и пределы империи опять стали расширяться, заблистал русский гений, вновь пришли великолепные достижения и победы в различных сферах человеческой деятельности – идет ли речь о фельдмаршале Румянцеве или механике Кулибине, поэте Державине, адмирале Ушакове, драматурге Фонвизине или генералиссимусе Суворове.

    Послепетровское время называют «эпохой дворцовых переворотов». Это пусть и не совсем точное определение прижилось в литературе, искусстве, оно было усвоено общественным сознанием, и заменить его маловыразительным и в принципе неточным хронологическим определением «вторая четверть XVIII века» не удалось. Широкому кругу любителей русской истории время трех первых послепетровских царствований - Екатерины I (1725–1727), Петра II (1727–1730) и Анны Иоанновны (1730–1740) - не особенно известно: маленькой горкой книжек и брошюр по сравнению с Монбланом литературы о Петре Великом выглядит все, что было написано за два с половиной столетия о времени Екатерины I, Петра II и Анны.

1. Петр I реформировал алфавит, убрав некоторые буквы. Определите, какие звуки русского языка обозначали выделенные буквы, которые употреблялись в допетровской азбуке.

1.Алеѯандр 2.Ѯения 3.Ѱаломъ, 4.сѫбота, 5.пѧть, 6.рѫка, 7.Ѳекла 8.Ѳеодора

 

2. Объясните, почему звуковая оболочка церковнославянского имени Иоанн трансформировалась в русском языке в Иван.

 

3. Определите, как меняется смысл и структура выражения «Россию поднял на дыбы» при перемещении ударения в одном из слов, входящих в цитату. Почему автор утверждает, что при этом создаются два выразительных образа эпохи Петра?

 

4. Проведите этимологический анализ следующих слов и установите, являются ли они исторически однокоренными. Решите эту задачу как фонетическую и лексическую. Объясните свою точку зрения.

Вспышка, пышный, пухнуть

 

5. Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих форм слов. Определите, что объединяет эти слова с позиции их образования. Дайте полную морфологическую характеристику начальных форм корней этих лексических единиц.

 

Повсеместные, ничтожности, усвоено, что-либо, самодержцев

 

6. Определите, как связаны следующие формы глаголов на уровне лексики, проведите их полный морфологический анализ. Восстановите неопределенную форму и укажите особенности образования приведенных форм.

 

…вновь пришли великолепные достижения….;
пришли мне, пожалуйста, вопросы к экзамену

 

7. Выделите имена числительные, сгруппируйте их в соответствии с разрядами.  

 

тысячи других явлений; два разных ударения; оба варианта;
тридцатипятилетнее царствование; время трех первых послепетровских царствований; вторая четверть XVIII века; четыре послепетровских десятилетия

8. Определите, какие средства лексического и морфемного уровня использует автор для сравнения в предложении «маленькой горкой книжек и брошюр по сравнению с Монбланом литературы о Петре Великом выглядит все, что было написано за два с половиной столетия о времени Екатерины I, Петра II и Анны».

 

9. Проведите полный синтаксический разбор выделенного в тексте предложения (1.охарактеризовать предложение в целом; 2. определить части речи и члены каждого простого предложения; 3. охарактеризовать каждое простое предложение; 4. привести схему всего предложения).

 

10. Определите стиль и тип речи текста.

 

II . Дайте развернутый ответ на вопрос: «Петр I – великий реформатор России или ее разрушитель?» (объем не менее страницы).


Ответы на задания

Классы

1. 1.2. [ кс ] 3. [ пс ] 4.6. [ у ] 5. [ а ] 6.7. [ ф ]

 

2. Для русского языка не характерно сочетание нескольких гласных. Поэтому срединный гласный в сочетании звуков [иоа] в целях благопроизносимости и благозвучия был заменен согласным звуком

[ в ].

 

3. «Россию поднял на дыбы́». Петр I провел кардинальные реформы во всех сферах жизни, решительно сломав старый уклад.

 «поднять на дыбы́» - это фразеологизм со значением «привести в вертикальное положение». Модель: «гл+наречие» (поднять как?).

«Россию поднял на ды́бы». Реформы Петр I проводил жестокими методами, они сопровождались казнями, пытками.

«поднять на ды́бы» - свободное словосочетание. Модель: «гл. + предлог + сущ» (поднять на что?)

 

Таким образом, эти выражения ярко характеризуют эпоху Петра: это время грандиозных преобразований, которые осуществлялись крайне жестокими методами.

 

4. вспышка - вс- приставка, -пыш - корень, -к- - суффикс, -а- окончание

пышный - пыш- корень, -н- суффикс, -ый- окончание

пухнуть - -пух- корень, -ну- суффикс, -ть- - суффикс

Эти слова имеют этимологически родственный корень пых-/пух («дуновение»). Отсюда

пышный – надутый; пухнуть – надуваться; вспышка – надутое.

В корне происходит чередование звуков ы/у, которое наблюдается и в

других словах (дышать/ дух; сухой/ высыхать).

 

5. Повсеместные - -по- - приставка, -вс-, -мест- – корни, , -н- - суффикс, -ые- – окончание, -е- соединительный элемент; ничтожности - -ни- приставка, -что- корень, - жн-, -ост- суффиксы (допускается –ж- интерфикс, -н- суффикс), -и- окончание; усвоено –у- приставка, -свой- корень, -ен- суффикс, -о- - окончание; что-либо - -чт- корень, -о- окончание, -либо- постфикс; самодержцев - -сам-, -держ- корень, -ц- суффикс, -ев- окончание, , -о- соединительный элемент

Повсеместные – сложно- приставочно- суффиксальный способ образования;

-вс-, -мест- производящие основы, -по-, -н- словообразовательные форманты; ничтожности - суффиксальный способ образования; -ничтожн- производящая основа, -ость- словообразовательный формант; усвоено - приставочный способ образования; свой - производящая основа, -у- словообразовательный формант; что-либо – постфиксальный способ образования; что – производящая основа, -либо- словообразовательный формант; ; самодержцев – сложно-суффиксальный способ образования; -

сам-, -держ- производящие основы, -ц- словообразовательный формант.

Во все анализируемые слова в качестве производящих основ входят местоимения.

весь – определительное местоимение, им. п. м.р. ед. ч.

ничто - отрицательное местоимение, им. п.

свой – притяжательное местоимение, им. п. м.р. ед. ч.

что – вопросительное (относительное местоимение), им.п.

сам – определительное местоимение, им. п. м.р. ед. ч.

 

6. Омоформы (допускается омонимы)

 пришли (достижения) – глагол, сов. вид, непереходный, изъявительное наклонение, прошедшее время, множ. число,.

 пришли (вопросы) – глагол, сов. вид, переходный, повелительное наклонение, второе лицо, ед. число

 прийти - пришли - неопределенная форма глагола и форма прошедшего времени образованы от разных основ

прислать пришли – при образовании формы повелительного наклонения в корне происходит чередование звуков с/ш.

 

7. количественные числительные: тысячи, два, трех, четыре

порядковые числительные: первых, вторая, восемнадцатого

собирательное числительное: оба

 

8. Слова как единицы лексического уровня:

маленький - небольшой по размерам, по количеству.

брошюра - небольшая (до 50 страниц) книжка.

горка - сужающаяся кверху кучка, кипка чего-нибудь

Речевые (контекстуальные) антонимы

Горка – Монблан

Морфемный уровень:



2019-08-13 491 Обсуждений (0)
I. Выполните задания к тексту. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Выполните задания к тексту.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (491)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)