Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Ценностная палитра и повестка дня журнала «Работница»: от культа личности – до «оттепели»



2019-08-13 317 Обсуждений (0)
Глава 1. Ценностная палитра и повестка дня журнала «Работница»: от культа личности – до «оттепели» 0.00 из 5.00 0 оценок




Первая  глава данной работы посвящена изучению особенностей формирования ценностной направленности и повестки дня в журнале «Работница» в разные периоды существования журнала. Речь идет о достаточном большом отрезке истории – 60 лет c 1920 по 1980е года. За это время произошла смена правителей (И.Сталин- Н.Хрущев- Л.Брежнев), менялись периоды истории от «репрессий», «оттепели» до времени «застоя». Мы изучаем журнал в ходе его исторического развития, так как рассматриваем его как часть истории страны. Акцент сделан на времени «Оттепели» в связи с тем, что…

1) В первом параграфе мы изучаем традиции журнала «Работница» с начала его появления до середины пятидесятых годов. Мы объединяем  30 лет в один параграф, так как три десятилетия имеют общие черты: культ личности Сталина, тотальный контроль со стороны государства, идеологизированность СМИ.

 2) Во втором параграфе мы подробно изучаем журнал «Работница» периода «оттепели»: ценностную палитру и повестку дня.

3) В третьем параграфе представлено дальнейшая трансформация  журнала «Работница» в период, следующий за «Оттепелью» до его перехода в электронную версию в начале 2000-х годов.

 

1.1. «Работница» в период тотальной идеологии культа личности

В первом параграфе мы обращаемся к истории журнала с момента его появления и до 1955-х годов, в этот период основным фактором, влияющим на журналистику был культ личности Сталина. Знание об историческом развитии «Работницы» необходимо нам для выявления  традиции журнала, которые формировались на протяжении этого периода, ведь на традиции влияли идеология СССР, партийные постановления, экономическая и политическая ситуация в стране, настроения в обществе.

Под традицией понимается анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил, которой руководствуется обширная и устойчивая группа людей. Традиция охватывает общество в определенный период времени, не имеет четкого начала и конца. Традиции накапливают предшествующий опыт и предопределяют будущее развитие журнала «Работница». Например, в традиции представлять женщину как передовую труженицу в 1920-е годы, наслаиваются реалии нового времени, и к 1950-м года, традиция расширяется до женщины-матери, труженицы, общественницы и т.д. То есть традиции не исчезают бесследно, устоявшиеся нормы и правила «обновляются» с учетом прошлых лет, то есть плавно и закономерно.  Когда мы говорим, что в 1930-е годы традицией в журнале было писать о семейной жизни во взаимосвязи с профессиональной деятельностью, мы имеем в виду, что до тридцатых годов, о личной жизни женщины практически не писали, так как основным занятием женщины был труд и работа, и появившаяся тема брака опираясь на прошлое, создает норму: хорошая жена- это общественница, на первом месте даже у домохозяйки должны быть страна, потом забота о муже.  Эта тема стала развиваться по своим правилам: что хорошо-плохо, как надо- не надо поступать, какой женщина быть должна. Явно прослеживается связь между традициями и ценностями: традиции совмещают в себе описание и оценку (норму) поведения и действий женщин[1]. За традицией каждого периода скрываются ценности, например,  традиций тесной связи с политикой государства, говорит нам о развитии таких ценностей в журнале, как патриотизм и преданность своей стране. Отсюда значимость изучения традиций журнала до «Оттепели»: надо понимать, как журнал формировал свою ценностную палитру, и как он будет развиваться в будущем, с учетом его исторического опыта.

 

Журнал «Работница» был создан по инициативе В.И.Ленина 8-ого марта 1914 года и изначально позиционировался как общественно-политический журнал для женщин. На рынке прессы в 1910-1920х годах было много изданий, посвященных «женщине и тому, что ее интересует» («Дамский мир», «Журнал для хозяек»)илишь три серьезных политических журнала: «Женский вестник» (1904-1917), «Союз женщин» (1907-1909), «Работница» (с 1914 г.). Для нас важно, что «Работница», в отличие от других, был первым массовым большевистским легальным журналом, целью которого была защита интересов женского рабочего движения. То есть, ежемесячный журнал создавался как проводник между большевиками и простыми женщинами-работницами, вовлекая их в политическую жизнь общества. Например, известные работы В.И.Ленина«Есть ли путь к справедливому миру?» и «Три кризиса» были опубликованы именно здесь. Это одна из ключевых традиций «Работницы»- тесная связь с политикой государства, отсюда выбор тем и новостей для освещения,- в последующем, в каждом номере печатались постановления ЦК КПСС и речи первых лиц СССР. И как основной ценностью для журнала всегда будет оставаться патриотизм, вера в коммунизм, труд на благо страны и построение светлого будущего для нового поколения. Вторая традиция, заложенная в самом начале существования журнала- это освещение женского социалистического движения, и как ценность здесь является сама женщина, общественно-полезный труд, ее личный вклад в развитие коммунизма, сила женских объединений.

После окончания гражданской войны, в 1920-е годы, начинается работа с женской частью Советского союза под лозунгом: «Если освобождение женщины невозможно без коммунизма, то и коммунизм невозможен без свободной женщины»[2]. На XII съезде принимается резолюция, согласно которой работа среди женщин превращается в одну из очередных задач партии. В женщине видели большую потенциальную силу: она могла работать наравне с мужчинами, укреплять и развивать советскую власть, родить здоровое поколение и воспитать его. «Вот почему дело политического просвещения работниц и крестьянок является теперь, когда рабочие и крестьяне взялись за строительство новой жизни, — первостепенным делом, важнейшим делом действительной победы над буржуазией» (Сталин И. К 5-й годовщине Первого Съезда работниц и крестьянок. Коммунистка. 1923. №5)[3].Третья традиция журнала тесно связана с равноправием полов, с «феминизмом», как бы мы сказали сейчас. В журнале «Работница» нет сравнения, противопоставления или соревнования женщин с мужчинами на основе гендерных признаков. Женщина, как ценность, - это  самостоятельная единица общества, независящая ни от кого, и гордящаяся этим.
В 1923 году журнал «Работница» возобновляется, и с первых страниц читательницу призывают задуматься и осознать свою важную роль в жизни партии. В первом номере 1923 года, редакция перечисляет цели и задачи журнала: освещение всех политических вопросов, указания по организации яслей, разъяснение причин, почему необходимо участвовать в кооперации, быть членов профсоюза и получать квалификацию. В «Работнице», начинает формироваться образ женщины-гражданки. Такая женщина активно проявляет себя в общественной жизни, борется с безграмотностью, организовывает женотделы, детдома, культмассовую работу.

Становится популярной должность делегатки (выборный или назначенный представитель, уполномоченный какой-нибудь организацией (Толковый словарь Ожегова)). В редакцию «Работницы» приходит множество писем о том, как трудно и грустно было женщине раньше (при Российской Империи) и как сейчас она рада, что получила равноправие и может работать на благо страны. «Сейчас я чувствую себя счастливой. Это счастье я получила только потому, что три года назад была избрана делегаткой, и мое делегатство вывело меня на дорогу самостоятельности, дорогу глубокой общественной работы» («Работница». 1924. №13-14).Это четвертая традиция журнала- заниматься агитационно-просветительской работой среди женщин, призывая к делу как подтверждению своей преданности большевикам. Содержание журнала объяснялось политической линией партии, а главными ценностями было политическое воспитание женщины и свободный труд для национального благосостояния. Смеюха В.В., автор множества работ о массовой женской прессе, пишет: «Вклад женской прессы в изменение образа жизни советской женщины был очевиден: женщины были приобщены к участию в производственной и политической сферах социума. Количество женских профессиональных кадров увеличивалось. Женщины стали выступать в роли активных политических деятелей».

По сообщению в журнале «Работница» к 1930-ому году, в промышленном производстве было задействовано 29% женщин, 43,6% женщин до сих пор оставались безработными. В связи с тем, что уменьшение доли домохозяек шло медленными темпами, в стране организуется движение жен-общественниц (чаще всего, речь идет о женах руководящих работников). Женская пресса активно освещала развитие движения общественниц и давала вектор направления в выборе общественных работ. Хотя и был создан журнал «Общественница» (1936-1941), первым образ женщины-общественницы создавался на страницах «Работницы». Все начиналось с речей и материалов заведующей женсектором ЦК ВКП(б) М.А. Шабуровой«Широко привлечь домохозяек на отчетные собрания по предприятиям», «Советы и организация женских трудящихся масс», еще в 1934 году здесь публикуется отчет о «Совещании жен командиров и начальствующего состава рабоче-крестьянской Красной армии», публиковались письма общественниц, например, «Дела уличных комитетов», «Жены рабочих в борьбе за культурную жизнь». Образ женщины-общественницы заключается в том, что она не работает на фабрике или заводе, однако отвечает за культуру на производстве и в быту, и помогает другим трудящимся женщинам. И вместе с темой работы жены-общественницы, в журнале появляется и тема семейной жизни, это пятая  традиция – писать о семейной жизни, в контексте профессиональной деятельности, как о взаимосвязанных элементах. Быть хорошей женой для мужа, занимающего важную должность, значит, помогать ему и его достижениям для страны. Тема женственности и личных отношений пока оставалась табуированной. Появляются материалы о материнстве, но женщина в первую очередь оставалась труженицей, а для детей должна была создать комфортные условия: ясли, детсады, школы. Сильный образ женщины-матери формируется в 40-50-е годы.

В годы Великой Отечественной войны, как подчеркивают исследователи, женщина имела три образа: матери сына-солдата, преданной и верной жены, дочери-защитницы Родины. С образом матери у людей ассоциировалась сама Родина, требующая заботы и защиты, и желающая защитить своих детей от фашистов[4]. Но материнство и труд не исключали друг друга, поэтому женщины продолжали не уступать мужчинам в работе, были способны заменить их в тылу и отправиться на фронт. Мы не будем глубоко изучать журнал в годы войны, так как для всей периодики были характерны черты: пафос патриотизма, тема фронта и военно-оперативных сводок, ненависть к фашистам, рассказы о героях войны, призывы воевать за «Родину-мать» и оставаться "На страже Родины".  Это тоже является своеобразной шестая  традицией журнала: включенность в общие журналистские процессы, следование одним, как мы говорим сегодня, трендам. 

В первое послевоенное десятилетие,  на  страницах журнала «Работница» появляется образ женщины-матери, при этом, материнство ставится на первое место при перечислении заслуг женщины. Например,  в первомайской передовице 1946 года речь сначала идет об «огромной заботе государства о женщине-матери и детях» и лишь потом – о том, как «значительна и ответственна роль советских женщин в осуществлении задач новой пятилетки»[5]. Это связано с госзаказом: демография страны после войны с фашистской Германией очень пострадала (по последней советской официальной оценке, приведенной М. Горбачевым в мае 1990 года, война унеслапочти 27 миллионов жизней советских людей (это 14% предвоенного населения))[6]. В стране нужно было повысить рождаемость, И.В.Сталин принимает меры для усиления охраны материнства: повышается статус зарегистрированного брака, усложняется его расторжение, повышается престиж материнства, вводятся правительственные награды многодетным мамам и мамам-одиночкам, предоставляются льготы, присваивается почетное звание «Мать-героини»[7]. В связи с этим в женской прессе воспевается образ женщины-матери. Становится неважно, в браке она родила или нет (а в 1930-е годы незаконнорожденный ребенок был позором для семьи и осуждался обществом), рады и готовы помочь любой матери и ее ребенку. Этой теме посвящается большое число статей и рассказов, иллюстраций, рубрик, притом материнство освещается чаще всего с положительной стороны (например, рассказывается о материальных вознаграждениях от государства для многодетных матерей, а не о трудностях, с которыми сталкивается женщина). В тоже время, советская мама это не только «проверять уроки детей и следить за их воспитанием», но и «беседовать о работе, приучать их к труду». В семье,  как ячейке обществе, у матери была центральная роль в идеологическом просвещении детей на личном примере. В женщине, как и прежде,  высоко ценились профессиональные качества, помогающее ей на работе.«Работница» сообщала о росте женских производственных кадров: в 1950 г. в стране насчитывалось 300 тыс. женщин — инженеров, техников и мастеров, свыше 100 тыс. трактористов, комбайнеров и механизаторов, более миллиона медицинских работников и 900 тыс. педагогов[8]. Поэтому авторитет матери, в первую очередь, строится на ее гражданственности, поведении на работе, в повседневной жизни, и ребенок никак не должен мешать профессиональной карьере мамы. В журнале можно встретить рассказы о труженицах с таким описанием: «научная деятельность не мешает ей воспитывать дочь», или «сложная работа бригадира не мешает Антонине Андреевне быть хорошей матерью»[9]. Несмотря на то, что появляется ценность материнства, воспитания детей, связи поколений, материнский образ выстраивается вокруг общественных ролей женщины, а не подается через сферу частной жизни; материнство как долг перед Отечеством, равнозначный остальным- это седьмая традиция журнала. Из этого можем  вывести восьмую традицию- стержнем любого образа женщины в советском журнале «Работница» остается труженица, общественница и патриотка, поступки которой оправданы через служением своей стране.

Жизнь послевоенного времени нуждалась в теплом доме, в заботе женских рук, мускульный образ женщины был не актуален и  в «Работнице» начинают публиковаться модные выкройки (иногда даже вечерние платья и шляпки), советы по ведению хозяйства.Например, на обложке 1946-ого года впервые появляется тема домохозяйства: фотография девочки с утюгом; это чуть ли не первый случай со времен лозунгов 30-х годов «Кастрюля – враг партийной ячейки» и «Долой горшки и сковородки». В журнале «Работница» наблюдается появление новых ценностей: семья, уют и быт, женственность. И к 1950-м годам, идеальная советская женщина- это женщина-трансформер[10], меняющая свои роли в зависимости от требований к ней, по словам исследователя Кирьяновой. Образ женщины на страницах журнала подавался так: «Елена Сергеевна надевает рабочий халат, косынку. Теперь уже не узнать в этой женщине ту, что вязала кружева на диване». То есть женщина одновременно и передовая работница, и общественница, многодетная мать, примерная жена и хозяйка.

В 1953 г. завершает период правления И.В. Сталин и начинается новая эпоха в развитии советского общества, а вместе с ним и советской прессы, под неофициальным названием «оттепель».Рассмотрением журнала периода «оттепели» мы займемся во втором параграфе.
 

Выводы по первому параграфу первой главы.

Журнал «Работница» был создан как печатный орган для привлечения женщин в партию и пропаганды советской идеологии. Содержание журнала объяснялось политической линией партии, а главными ценностями было политическое воспитание женщины и свободный труд для национального благосостояния. Поэтому Ключевой традицией журнала является тесная связь с политикой государства, а ценностью- патриотизм.

Всего выделено восемь традиций:  

1) Связь с политикой и идеологией СССР. Ценность- патриотизм, строение коммунизма

2) Освещение женского социалистического движения, и как ценность здесь является общественно-полезный труд.

3) Третья традиция журнала тесно связана с равноправием полов, отсутствуют сравнения, противопоставления или соревнования женщин с мужчинами на основе гендерных признаков. Свободный труд женщины и равные возможности у всех как ценность.

4) Агитационно-просветительской работа журнала среди женщин, призыв к делу как подтверждению своей преданности большевикам.

5) Писать о семейной жизни, в контексте профессиональной деятельности, как о взаимосвязанных элементах.

6) Материнство и воспитание детей как долг перед Отечеством. Появляется ценность материнства, семьи, идеологического воспитания детей.

7) Стержнем любого образа женщины в советском журнале «Работница» остается труженица, общественница и патриотка, поступки которой оправданы служением своей стране.

8) Как традицию мы выделяем и то, что журнал всегда был в созвучии с общими процессами в стране и советской прессой.

Основной целью журнала, заложенной в самом начале, было и остается освещение социалистического движения женщин и привлечение к нему внимания. Важно и то, что советские женщины получили равные права с мужчинами, и о женщине писали не с позиции ее гендерных характеристик, а писали о профессиональных качествах как личности. Стоит отметить, что в издании «Работница» изначально не было характерных признаков «женской прессы» (одежда, личные отношения и т.д.), такие рубрики появляются лишь к середине 50-х годов, но только потому, что это интересовало современную женщину и было частью ее индивидуальности, самовыражения.

Как отдельную традицию выделяем и, меняющееся под влиянием настроений в обществе, представление о женщине. От образа женщины-гражданки в 20-х годах, женщины- общественницы в тридцатых, женщины-защитницы родины в военное время, журнал приходит к образу женщины-матери в середине 1950-х годов. Особенность традиции заключается в том, что все образы накладываются друг на друга, то есть к началу оттепели, мы видим женщину -труженицу, общественницу и мать –воспитательницу будущего поколения. Третья, основная традиция в журнале, заключается в том, что стержнем любого образа женщины в советском журнале «Работница» остается труженица, общественница и патриотка, поступки которой оправданы через служением своей стране. Даже семейная жизнь рассматривается через призму профессиональной жизни, и не ставится на первое место среди приоритетов женщины. Эта традиция в журнале «Работница»  прослеживается на протяжении всего времени существования журнала в Советской России. 

Таким образом, к концу рассматриваемого периода, основными ценностями, заложенными в историческом развитии журнала, являются общественно-полезный труд, патриотизм, профессиональные качества личности, гражданственность, семья и идеологическое воспитание детей. Повестка дня в журнале «Работница» соответствовала требованиям партии, журнал был рупором пропаганды среди женского населения страны и распространял советскую идеологию. Основными событиями, освещаемыми в журнале, были достижения советского союза, новые постановления и назначения во власти, официальные мероприятия и съезды членов КПСС. Остальные материалы были посвящены женскому труду, присутствовал жанр «портрета» и «интервью» с гражданками и комсомолками.

Изучив историю журнала и рассмотрев процесс формирования в нем традиций, мы можем составить портрет журнала, который в 1960-х годах претерпит некоторые изменения. Журнал «Работница» перед периодом «Оттепели»- самый растиражированных и популярный женский журнал, рассказывающий женщинам о подвигах и достижениях своей страны, и в частности ее героев. Для журнала «Работница» героинями их материалов становились не просто женщины с узким кругом интересов, как например, в современной версии журнала «Работница», а гражданственные и трудящиеся личности. Все эти традиции, ценности и повестки сохраняются в двух последующих исторических периодах, но на них накладываются новые черты времени.

И на примере традиций можем проследить, как журнал «Работница» становился «человечнее», то есть ближе к своему читателю: появляются темы семьи, уюта, воспитания. Даже если они все равно тесно взаимосвязаны с политической линией партии, к началу 1960-х годов журнал был уже готов принять на себя основную характеристику «Оттепели»- гуманизм.

Мы считаем традиции журнала «Работница» достоинствами и отличительными особенности издания, которые необходимо было сохранить до нашего времени или они должны быть восстановлены в современной журналистике.

 



2019-08-13 317 Обсуждений (0)
Глава 1. Ценностная палитра и повестка дня журнала «Работница»: от культа личности – до «оттепели» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Ценностная палитра и повестка дня журнала «Работница»: от культа личности – до «оттепели»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)