Журналистика периода «Оттепели»
Во втором параграфе первой главы нашей ключевой целью является изучение ключевых характеристик журналистики периода «Оттепели», отразившихся в журнале «Работница». В параграфе мы даем характеристику исторического периода, известного как «Оттепель», далее на основе исследований, посвященных этому периоду, выделяем главные черты журналистики этого периода. И для того, чтобы приступить к изучению повестки дня и ценностной палитры журнала «Работница» 60-х годов во второй главе нашей работы, мы подробно рассмотрим, какие черты «оттепели» наиболее ярко проявились в журнале. Хрущевская «оттепель» - это неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина, продолжавшегося около десяти лет, характеризующееся смягчением политического режима[11]. Мы сразу оговариваем, что под «оттепелью» понимаем период с 1956-1968 года, хотя «признаки» оттепели появились еще в 1954 году. Проблема в том, что исследователями не признаны определенные рамки и чаще говорят «Оттепель с середины 50- по середину 60-х годов». Но так как мы работаем с выпусками конкретного издания, нам важно избирательно относится к тому, какие выпуски и каких годов мы будем изучать. «Хрущевская «Оттепель»[12]характеризовалась разоблачением культа личности Сталина, либерализацией политического режима, ликвидацией ГУЛАГа, отказом власти от применения насилия при решении внутренних споров, появлением некой свободы слова в прессе, относительной демократизацией общественной жизни, открытостью западному миру и большей свободой в творческой деятельности. Конечно, «Оттепель» в журналистике- широкая тема для изучения, которую можно раскрыть и через деревенскую тему, прорыв лагерной прозы, через тему экономического реформаторства в прессе и т.д. Но сразу отметим, что «Оттепель» в обществе и культуре не были всеобщими процессами, а являлись лишь временными трендами, которые подхватили далеко не все издания. То есть продолжали печататься просоветские издания, не менявшие своего содержания, и были издания, которые переняли лишь некоторые черты «оттепели». Журнал «Работница» относится к последним: в нем сохранились его традиции идеологизированного журнала, но появились и новые темы, новые персонажи, новый способ подачи материала, характерные для 60-х годов. Основной чертой оттепельной журналистики является гуманизм. Гуманизм – «человечность»- это система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека . В средствах массовой информации гуманизм проявлялся через транслирование ценности человека, индивидуальности, мыслей и чувств личности. В журнале «Работница» мы обнаруживаем большое количество материалов, посвященных одной женщине, ее истории, ее мыслям и поступкам, касающихся не только работы. Появляется жанр интервью, авторы передают слово своим героям, наблюдаем и разговорную речь, анекдоты. Меняется стиль авторов: свободный и живой, дискуссионный и проблемный, с ярко выраженным авторским «я». Помимо гуманизма, в журнале «Работница» проявляются и такие тренды «оттепели» как энтузиазм, вера в научные достижение, дискуссионность, тема космоса, связь с Западным миром и другие. На основе рубрик, материалов, иллюстраций в журнале мы выявляем такие ценности «оттепельной» журналистики как личность, мысли и чувства человека, обновления в стране, свобода творчества и свобода слова. На повестке дня – с 21-ого по 23 съезд ЦК КПСС, новости от женщин из Зарубежья, строительство городов, научные и спортивные достижения и другое. Более подробно мы рассмотрим их во второй главе. Обратимся к журналу «Работница» в период «Оттепели». Начало новой эпохи в политической и культурной истории Советского Союза под название «оттепель» началось практически сразу после смерти И.В.Сталина. Однако четких хронологических рамок начала и конца оттепели исследователями не принято. Мы в индивидуальном порядке ставим рамки с 1956 года, когда состоялся ХХ съезд КПСС, по 1968 год, когда были введены советские войска в Чехословакию. И даже эти даты не должны восприниматься железно, ведь , например, реабилитация заключенных началась еще в 1954 году, как и публикации ранее табуированных авторов, например дочери Корнея Чуковского, в том же году прекратились и массовые аресты. Мы ориентируемся на 1956 год, как год, когда в феврале Никита Хрущев произвел разоблачение культа личности Сталина. Доклад «О культе личности и его последствиях» стал важным общественным и политическим событием, имевшим множество позитивных моментов. Принимаются меры по преодолению культа Сталина, получают огласку факты нарушения прав человека, приводятся документы, доказывающие беззаконный репрессионный режим террора. В результате началось постепенное «оттаивание» от страха и несвободы, духовное пробуждение общества, особенно это проявилось в выборе новых тем и вопросов для открытого обсуждения. Термин «оттепель» появился почти одновременно с началом изменений, широко использовался современниками как метафора наступления весны после долгой политической зимы, и обещание скорого прихода жаркого лета, то есть свободы. В обществе, имевшем большой запрос на смену режима, быстро произошли изменения в настроениях: появляется энтузиазм и вера, что можно переделать все ошибки прошлого и изменить страну в лучшую сторону. Хрущевская оттепель характеризуется такими основными событиями в жизни страны как: покорение космоса Ю.Гагариным; прорывы в науке; публикация ранее запрещенных писателей и поэтов (например, у журнале «Новый мир»);ликвидация ГУЛАГа и амнистия заключеныx;выданы паспорта людям, проживающим в селе, колхозе; стремительное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства; активное строительство городов. ; улучшение уровня жизни населения; курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром- сближение с Западом, в культуре -джазовая музыка и стиляги; проведение Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Все эти ключевые события были в повестке дня журналистов и повлияли на политику изданий. Пресса, реагирующая на малейшие изменения[13] в обществе, помогла людям понять весь масштаб совершающихся перемен и создать настроение энтузиазма и причастности к великим изменениям. Изучением дискурса журналистики хрущевской «оттепели» занималось большое количество исследователей, например Перова Е.А[14], Даутова Р.В.[15], Буряк Е.М.,[16]Марущак А.В,[17] и многие другие. Обобщая их исследования, можно выделить черты, характерные для оттепельной журналистики: -гуманизм, обращение к личности героя и его истории Как подмечают исследователи, «оттепель» была одним из трендов в журналистике, то есть не тотальным явлением для всех средств массовой информации. В каких-то изданиях наиболее ярко проявлялись одни черты, в каких-то – другие. Журнал «Работница» оставаясь под идеологическим и цензурным контролем в течение десятилетий, не мог измениться за короткий период и стать полностью «оттепельным». В нем продолжали публиковаться материалы об общественницах, труженицах, профсоюзах, печатались постановления и лозунги, но журнал перенял самую главную, и на наш взгляд, лучшую тенденцию «оттепели»- гуманизм. Изучая журнал в сталинскую эпоху, легко можно было заметить, что простого человека с его житейскими проблемами на страницах не было. Были профессиональные группы («комбайнеры и комбайнерки»[18]), к которым обращались и которым давали слово, а теперь же личность выходит на передний план, и это проявляется во всесоюзном масштабе: новые принципы социализма( «Все для советского человека», «Быть ближе к человеку»[19] ) , в заголовках и материалах главных печатных органов СССР («Время такое… Человек на первом плане» газета Правда 1964 год, автор Кузменко С., «Человек – в центре внимания» , Сельская жизнь 1964 год). В Журнале «Работница» этот тренд гуманизма можно проследить, во-первых, на плакатах и фотографиях 50-60х годов, где фокус внимания именно на лице женщины или отдельной фигуры женщины[20]. Скажем, в 1930-е годы плакаты пестрили слиянием женщины и механизма (на фабрике например), или изображением большого коллектива, где невозможно вычленить одного человека. Теперь преобладают индивидуальные фотографии, портрет героини может занимать целую полосу, например: портрет Павлы Лапшиной с ее любимым питомцем фермы Белой Муськой[21],фотография профорга Антонины Рязанцевой на первой странице за работой со шлифовальным станком[22], снимок сверловщицы Ирины Тарасовой.[23] Девушки и женщины чаще всего сфотографированы за работой, которую выполняют с удовольствием и внимательностью. Если говорить о семиотике образа женщины, то из снимков создается представление о сильной, умной девушке, любящей свою работу и востребованной в профессии. Через групповые фотографии передается атмосфера коллектива (дружные, сплоченные общей миссией подружки-работницы). Фотографии чаще всего с улыбающимися лицами и открытыми жестами, и конечно, индивидуальные изображения людей лучше и ближе знакомят читателя с героиней. Рассмотрим еще один выпуск, март 57-ого, здесь сразу три персонализированных материала «Спасибо Тоне», «Бригадир Антонина Бережная», «Надежда Константиновна Крупская»[31]. В первом и третьем, мы видим ярко выраженные гуманистические ценности. В статье о бригадире Антонине Бережной мы сталкиваемся со смешением «оттепельной» черты с традиционной советской журналистикой. Это подтверждает тезис о том, что «оттепель»- это лишь тренды, которые по-разному представлялись в средствах массовой информации. В статье о Антонине Бережной, уроженке маленького села Веденовка, рассказывается и о родителях, о ее детстве, о предательстве мужа, преодолении трудностей и ,конечно, счастливой жизни сейчас. Формально, мы знакомимся в первую очередь с бригадиром тракторной бригады, коммунисткой и депутатом Верховного Совета Казахской ССР, недавно получившей награду Герой Социалистического Труда, а неформально- с женщиной чуткой, доброй, трудолюбивой, некогда «проворной и крепкой девочкой, поющую песни с подружками о красоте казахстанских мест», а теперь бригадиром Веденовской МТС. Автор создает полноценный образ героини не только благодаря биографии и рассказам о ней третьих лиц («Ишь ведь. Какой у них бригадир! В работе любого мужика за пояс заткнет. а сейчас улыбается ласково, по-матерински, хлопочет возле стола»), но и включая ее прямую речь и случаи из жизни профессиональной и личной («Зато все, что в ее силах делает Бережная для своих трактористов. Недаром в ее бригаде самый уютный, чистый, с душем полевой стан. Если случится, что ко времени не поспевает обед, Антонина подвязывает фартук и сама становится к плите.). В тексте много «социалистических» реплик («Бережная мягко поправляет: - Не мой. Наш общий труд») и заканчивается он фразами типичными для советских изданий: «Трактористы знают своего бригадира. понимают и разделяют стремление Бережной ответить на высокую награду трудом, еще более высокой урожайностью.», но если вырезать из материала эти предложения, то получится замечательный рассказ о женщине сильной, доброй, строгой на работе и ласковой с людьми, и о жизни простых рабочих в Веденовке. То есть основной посыл материала в советском журнале «Работница»- показать женщинам пример в лице бригадира Антонины Антоновой, но достигается он по-новому: через описание ее личности, раскрытии ее не как просто работницы, а как человека, со своей историей, характером и привычками. Таким образом, мы обнаруживаем, что гуманное отношение к человеку сосуществует с с идеологическим контекстом в материалах. Эта особенность журнала «Работница» не является повсеместной для всех материалов того времени, и в выпусках 1968 года мы находим меньшее влияние идеологии на текстах, но естественно оно продолжает присутствовать ((«Азербайджанки»[32] 57 год, «Почему у них четвертый разряд»[33] 58 год , «Помощницы партии» 61 год [34], Председатель»[35] 63 год, «Братчанки»[36] 66 год, «На здоровье, на счастье людям»[37]). В-третьих, гуманизм «Оттепели» в журнале проявляется и в том, что внимание акцентируется на маленьком труде каждого человека. Подчеркивается личных вклад человека (а не группы/коллектива), о чем можно судить как по подписям к изображениям о заслугах и достижениях определенной девушки (о клейщице цеха Антонине Алексеевне Терентьевой, и подпись: «Тоня Тереньтева – одна из лучших работниц завода «Электрозолит»[38]), так и по самим текстам в журнале. Наглядный пример- материал «Будни маленького завода» .[39] Рассказывается о работницах Харьковского завода, которые улучшили производство лекарств благодаря своей инициативе: «Аппаратчица того же галенового цеха Зинаида Чвертак механизировала вывозку из цеха отходов горицвета и белладонны. Печатница ампульного цеха Дора Чишко предложила по-новому переставить машины для печатания этикеток на ампулах и теперь она управляется с тремя машинами...Этот список можно продолжать и продолжать». На примере текстов об Александре Раскиной[40], почетном металлурге Магнитогорска, или оператора блуминга Марии Шавиловой[41], журнал «Работница» доказывал, что каждый человек значим, и каждого должны выслушивать и принимать в счет, а любой, даже маленький, труд важен для государства. И притом, эти слова и посылы мы слышим из уст самих женщин: простая лаборантка Невиномысского химического комбината, прочитав сообщение Н.С.Хрущева об урожае, пишет в редакцию со словами «На полке в нашем магазине лежат буханки хлеба. В последнее время я частенько ловлю себя на том, что смотрю на эти полки с хлебом не просто ,как потре6итель, которому хочется белых булок, а как человек, который тоже в ответе за урожай. Хотя я не крестьянка, в деревне никогда не жила и хлеба не растила».[42] Н.Котельникова, лаборантка, занимается минеральными удобрениями, и чувствует личную ответственность за качество хлеба и работу хлеборобов. Это особенность в текстах «оттепельного» времени можно обозначить как- участие всякого человека в глобальной миссии, весомость личного вклада в масштабах страны. Как написал Ц.Голодный[43] в материале о Марии Игнатьевой, спасшей целый Октябрьский нефтяной завод от пожара, - «для нее, как и для миллионов советских людей, трудовой героизм дело само собой разумеющееся: «Это моя страна! Я делаю это для нее!»». Или трогательный рассказ про Анну Макарову, «тетю Нюру», как ее называют в бригаде: «Потому что за двадцать четыре года своей работы на стройках Москвы, она провела электричество в тысячи квартир. День за днем, год за годом тянула она из квартиры в квартиру нить проводов и словно подключала их к общему счастью, свету. Теплу. Это была ее работа, ее дело, а работать она умеет». Примеров материалов с таким смысловым стержнем очень много, и упоминание работы здесь не связано с пропагандой труда, потому что люди действительно верили во что говорили и верили в пользу своей трудовой деятельности. В-четвертых, гуманизм проявился на стилистическом уровне. Изменился в целом стиль написания статей, он стал более живым и «человечным».: даются отвлеченные повествования и рутинных и бытовых делах, описания чувств и эмоций, много живой речи и шуток. Е.Чайковская , например, в короткой новостной заметке «Делегат вернулся домой» пишет в самом начале о простых женских делах: « Девчачий «перекур... Можно поделиться новостями, посекретничать с подружкой, прикинуть, как сработали до перерыва, сговориться о том, чтобы всем вместе посмотреть новый кинофильм или просто молча посидеть, отдохнуть...». Как и говорилось, важны мысли и чувства человека: «Люблю я их! – сокрушенно, словно в какой слабости, признается Анна Яковлевна, рассказывая о своих девчатах и ребятах.». Гуманизм также выражается в заголовках и подзаголовках статей « Когда человек всем нужен»[44], « в борьбе за человека»[45] , «Тоня вновь с нами»[46], «Потому что я – человек!» [47], «Рядом растет человек» названий рубрик «Портреты и люди», «О хороших наших людях». В «Обзоре писем читателей» редакция выходит на открытый диалог с читательницами и рассуждает на разные темы. В обзоре , под названием, «Коллектив- это дружба» М.Воскресенская пишет «Здесь в людях должны воспитываться все новое и лучшее. А это процесс длительный. И не случайно уже с самого начало в заповедях передовых бригад говорилось не только о том, как будет трудиться рабочий, но и о том, каким он будет человеком». В истории медсестры «Ольга Ивановна» от нее мы слышим «Как же думаю так, что человек никому не нужен!, Не может так быть..». Таким образом, на примерах из самого журнала, становится очевидно, что «Оттепель», как явление в обществе, главным образом отразилась на журнале «Работница» через гуманизм, как ценность человека. Среди других черт «оттепели», в «Работнице» мы обнаруживаем вторую по важности черту- открытая дискуссионность и проблематичность в текстах. Журналисты смело поднимают вопросы об условиях труда и жизни, о строительстве детских садов, о свободе слова на работе, о стиле руководства на заводе, об отношениях в трудовом коллективе и т.д. В майском номере публикуется материал[48] про рабкоров газеты «Красный Сормов» , которые критикуют начальство в газете. И автор хвалит девушек, то есть журнал прямо заявляет: можно и нужно говорить правду. «Она возмутилась несправедливости, она не смолчала, в ней говорило чувство хозяина. Действенность --великая сила газеты. Именно от нее приходит к людям вера в силу печатного слова». В статье «Будни маленького завода» автор дает работницам открыто заявить о том, что они бы могли делать гораздо больше полезного : «Если бы с нами считались,- говорят работницы- чаще советовались, прислушивались бы, по нашему мнению». Таких слов мы бы не увидели в журнале 30-х годов точно, в этом есть требовательность и некоторая дерзость, чувство собственной важности. Ответное слово дают завкому завода, он оправдывается и доказывает. Что проводятся ежемесячные совещания по подведению итогов. На что журналист А.Присс говорит: «А совещания пусть бы занимались тем, к чему они призваны: обсуждением и решением текущих производственных вопросов, по-настоящему волнующих работниц, и притом не на скорую руку, а всерьез, основательно». Или пример из январского выпуска 1957 года, в котором оператор блуминга Мария Шавилова заявляет об отсутствии должных условий труда для женщин: «У нас в цехе немало женщин. И, конечно, хочется, чтобы общественные организации, администрация комбината проявляли больше заботы о дальнейшем улучшении условий труда женщин. А тут есть над чем подумать. Взять хотя бы наш обжимной цех. Помыться нам после смены трудно: в небольшой душевой очень тесно, приходится долго ждать в очереди. Нет у нас и комнаты женской гигиены. Правда, строится новое бытовое помещение, но работа там идет очень медленно»[49]. «Работница» практически в каждой статье, касающейся профессиональных успехов женщин на каком-то предприятии, затрагивает вопросы условий труда, наличия в нужном количестве детских садов и школ, работы профсоюзов, качества жилищных условий в общежитии/квартире, взаимоотношений с руководством и внутри трудового коллектива. Необходимо отметить, что с 1957 года благодаря журналу «Работница» возобновляется движение жен-общественниц, популярное в 30-е годы. Авторы издания вместе с читательницами определяли целые отрасли быта и производства, нуждавшиеся в контроле и общественной поддержке[50]. Все началось с материала И.Руденко «Волнения Полины Васильевной»[51], где женщина сетует, как в молодости жены были вдохновительницами и зачинателями многих хороших дел, а сейчас стали простыми домохозяйками. С тех пор в журнале появились «Страница общественницы» с сообщениями и письмами домохозяек, членов женсоветов: «Жены шахтеров», «Дел у нас много», «Контроль за стройками», «Будни одного женсовета» и др. Журнал буквально контролировал работу общественниц и следил за тем, чтобы проблемы устранялись и сообщались результаты работы: «в 9 журнале «Работница» " мы рассказали о том, что женские советы г. Тулы взяли под свой контроль заготовку и хранение овощей. Теперь сообщаем, что сделано за это время»[52]. Третья «оттепельная» черта связана с настроением журнала в целом: открытость и радость новым научным достижениям, чувство общности и причастности к масштабным изменениям, - мы обозначили это как «энтузиазм и радость в текстах» . Первая полоса журнала является ключевой для понимания позиции редакции, а также задающей настроение всему выпуску. В передовицах журнала «Работница» прочитывается энтузиазм, но в идеологическом контексте. Передовица «Жизненное дело миллионов», посвящена 23 съезду и новой пятилетке. Журналист рассказывает о съезде, принятых нормах, об участниках, делегатах и делегатках, о том, как познакомились с новым планом обыкновенный завод и какие мысли вызвал он у рабочих. И конечно, вера в будущее, вера партии в словах: «…Идет ленинский урок…Его слушатели- женщины в пестрых ситцевых кофточках, да светлых косынках, и мужчины в спецовках- прямо со смены. Общие у них заботы и дело. Вот и собрались вместе, что посоветоваться, поразмыслить над тем, что одинаково важно и дорого каждому. Новая пятилетка...Она касается их прямо и непосредственно. Касается их самих, их семей, их детей, их настоящего и будущего» [55]. Или в тексте «Невозможное возможно»[56] Елена Успенская, поздравляя с 47 годовщины Великого Октября, пишет: «Мне повезло: я родилась в самой лучшей, самой справедливой стране. Я видела много счастливых людей, счастливых не «счастьем» безделья или богатства, а настоящим трудовым счастьем. А мы-то знаем, что трудно- строить коммунизм. И мне хочется помолодеть, чтобы увидеть коммунизм. И я верю- доживу, увижу!» Также, отмечается тесная связь между такими настроениями, и научными достижениями и темой космоса. Передовица «Навстречу солнцу» пропитана гордостью советским народом после очередного покорения космоса: «Космический кораблю «Восход» отправился в рейс утром. Навстречу солнцу. В кабину корабля на огромную высоту долетали песни, славящие Ленина, партию, советский народ. И троим людям, находившимся на борту корабля казалось: она совсем близко, родная советская земля, пославшая их». Трогательные строчки о подвиге перетекают в рассказ о самих космонавтах, и заканчивается передовица советским пафосом: «прекрасна история нашей Отчизны, где впервые в мире пролетариат и трудовое крестьянство сбросили ярмо эксплуатации человека человеком. Мы знаем: крупнейшие достижения в науке, грандиозная победа, одержанная советскими космонавтами,- это продолжение великого подвига советского народа, который под руководством советской партии строит коммунизм». Как мы указывали выше, «Оттепельное время» характеризуется большей свободой слова и выражением авторского мнения. В журнале «Работница» эта черт а и не могла проявиться сильно, так как журнал был под влиянием советской власти. Однако «самостоятельность и инициатива, которые так приветствовались новым политическим курсом, нашли отражение в замене живым и деятельным «я» в публицистических текстах бездушного, обезличенного «мы».[60] Это значит, в статьях все больше субъективного мнения, комментариев. Особенно заметным это становится в материалах про людей, совершивших недостойные поступки. «Антипримеры»- это девушки, не уважающие старших или карьеристки, или гулящие, не аккуратные, не дружные и так далее.«Антипримеры» находятся почти в каждом выпуске, и в целях журналиста не только пристыдить человека, но и показать как помочь ему, какие ошибки он совершил и почему. Здесь также ярко выражается авторское мнение, например, в материале Е.Валиной «Расчеты делает машина», автор ругает рабочих Вичугской текстильной фабрики за их жалобы на новые счетные машины. Е.Валина пишет «И вместо того, чтобы всячески помогать новому делу, некоторые счетные работники злорадствуют по поводу каждой случайной ошибки. Ошибся оператор, недосчитали кому-то несколько копеек - "вот, все от этих машин!» Как будто раньше не могло быть такой легко исправимой ошибки! Почему руководителям Фабрики не собрать рабочих и не разъяснить им новую систему учета, не написать об этом в газете «Ногинец» , чтобы все было ясно для каждого рабочего!»[61]. Или в тексте 66 года «За что уважают седину»[62] Т.Александрова напрямую обращается к героине материла: «Взялась я за перо совсем не для того, чтобы прочесть Вам мораль или – боже упаси!- «прославить». Я пишу с единственной целью, чтобы Вы наконец задумались обо всем случившемся. Остановитесь де, Антонина Ивановна! В помощники лжи Вы взяли свою седину. Но седина сама по себе – это еще не заслуга перед людьми, жизнью. Она ко многому обязывает». Авторское мнение выражается и в вопросах благоустройства городов, журналисты предлагают свои решения и свободны в своих замечаниях руководству: «Мне рассказывали, как постройком профсоюза «делил» девяносто мест нового, пока единственного детсада для детей строителей на шестьсот заявлений. В министерстве энергетике и электрификации ССР , по-видимому, упорно продолжают считать, что строители и монтажники путешествуют по стройкам без жен и детей»[63]. Вматериале про плохое качество детской одежды, в котором виноват весь коллектив фабрики, М.Марголина пишет: «Почему бы, например, ее создать школу передового опыта, где занятия вели бы лучшие производственные фабрики? Наверное, следовало бы послать работниц ведущих участков на лучшие швейные предприятия страны для изучения передового опыта?». Или пример того, что журналистика 60-х годов была не просто социальной, но и очень ответсвенной по отношению к своим читателям. Под конец «оттепели» в журнале все чаще стали публиковаться такие сообщения редакции: «Редакция просит ответить на этот вопрос председателя Госстроя СССР Игиатия Трофимовича НОВИКОВА.» или кого-то другого. Потом в журнале публиковались отчеты деятельности или ответы этих должностных лиц. Свобода слова и дискуссионность дала журналистике возможность реагировать на запросы общества и связывать людей и власть на страницах журнала. Следующая черта «Оттепели» напрямую связана с журналисткой профессией- авторы работают с новыми способами подачи материалов. В журнале мы находим, ранее не используемые, жанры: репортаж, журналистское расследование, фельетон. Журналисты стали все чаще выезжать на места и писать оттуда репортажи. Например, в рубрике «У карты родной страны»[64], журналист отправляется на новую точку на карте страны, и знакомит читателя с жителями молодого города. В репортаже В.Константинова «Голубой дорогой» рассказывается о завершенном строительстве Волго-балтийского канала. В репортаже традиционно используются описательные элементы, эмоциональность, прямая речь, события в реальном времени. Тексты в этой рубрике пишутся примерно по одной схеме: дорога до города, описание города или строительства, его значимость для всех республик; знакомство с героями и героинями стройки вначале через рассказы о них третьими лицами, краткой биографии, а потом рассказ о личной встрече; посещение стройки, прогулка по городу и воодушевляющий финал. Появлялись и репортажи с каким-либо конкурсов, соревнований, например, с конкурса «Лучшая швея города Москвы» «Шестнадцать самых лучших и две самых-самых..»[65]. Следующей важной чертой «Оттепели», проявившейся в журнале стала тема Америки, стран Запада а также, стран-союзников Эта тема, имеющая четкий пропагандистский контекст, в начала «оттепели» подавалась как простые рассказы о женщинах в других странах, Германии, Испании, Италии. В середине 60-х годов эта тема становится особенно актуально и в повестке политики СССР, а вместе с этим и занимает прочное место на страницах журнала. Посыл один- нам нужен мир во всем мире, и мы не допустим войны. Мы будем дружить со всеми. И всем странам поможем. В журнале «Работница» «международная тема» делится на три части: всемирный фестиваль молодежи в 58 году, Всемирный конгресс женщин 63 года, политика мирного разоружения, мировые новости, рассказы женщин из коммунистических стран. Материалы располагаются в рубриках «Коротко о многом», «Что происходит в мире», или размещены самостоятельно. Много место уделено отношениям между СССР и Западом или Америкой. Об этом свидетельствуют статьи «Беседа с Американскими туристками» [71], «Руку, американки», [72] О Западе- «Вестники дружбы»[73] , «12 дней в Дуйсбрурге»[74], «Венгерские встречи»[75], другим странам- «География дружбы»[76] о Северной Корее, «Квартал отчаяния»[77] о Бразилии. Для примера рассмотрим, о чем писалось на страничке «Коротко о многом» в 1964 году, февральский выпуск: Первый подзаголовк «У наших друзей» сообщает о работе Национального совета румынских женщин в Бухаресте, и победе женщины в номинации «Поляк 1963-го года»; Гостьи из Италиии- заметка о делегации женщин Турина в Москву и их впечатлениях от России; Идеи конгресса в действии- о продолжающей работе женщин после завершения Всемирного конгресса; «Новости из..» Каира, Йоганнесбурга, Республики Мали, Буэнос-Айреса и Берегов Слоновой Кости- все объединены темой борьбы женщин этих стран за равноправие; подзаголовок «Пусть 1964 год станет годом разоружения» и заметка об американской организации «Женщины против войны»; приятные новости о деятельности благотворительного фонда во Франции алжирским детям в роддомах, и последняя новость на этой странице посвящена требованиями об освобождении двух женщин из Испанской тюрьмы. Повторимся, что новости строятся вокруг сюжета о женщинах и женских объединениях, но публикация мировых новостей- это политическая необходимость, особенно в темах, касающихся США.Материал «Тоскливый, тоскливый, тоскливый мир» рассказывает о положении женщин в Америке[78].Л.Видясова побывала в США в составе приглашенной делегации от общества «Женщины, боритесь за мир». Л.Видясова рассказывает о «выпавшем поколении» женщин старше 50-ти, появление такого понятие напрямую связано с политикой антикоммунизма, говорит о том, что «девочек воспитывают так, чтобы их инт
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1500)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |