Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера



2019-08-13 180 Обсуждений (0)
Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 4. Руководство и лидерство. Содержание деятельности руководителя

1.Понятия лидерство и руководство, их сравнительная характеристика
2.Стили руководства.
       а) поведенческий подход
       б) ситуационный подход
3. Содержание деятельности руководителя

 

Понятия лидерство и руководство, их сравнительная характеристика

Лидерство (руководство) определяется, как способность индивида влиять на поведение других людей для достижения организационной цели. Лидерство – двусторонний процесс, происходящий между людьми.

Теория лидера пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидера оказываются наиболее эффективными и почему. Выделяют три подхода к определению значимых факторов эффек­тивного лидерства: с позиций личных качеств, поведенческий и ситуационный

Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера

Лидер, как и каждый человек, имеет большой набор потребностей, каждая из которых появляется в определенный момент времени и исчезает после удовлетворения или подавления, если ее оказалось невозможным удовлетворить. Однако, помимо общечеловеческих, имеются и специфические лидерские потребности, главными из которых являются:

— потребность во власти;

— потребность в контроле над событиями и людьми;

— потребность в достижении;

— потребность в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения.

Потребность во власти. Выделяют три типа причин, по которым власть для лидера желанна:

— чтобы доминировать над другими и (или) ограничивать действия других;

— чтобы другие люди над ним не доминировали и (или) не вмешивались в его дела;

— чтобы реализовать свои цели, для которых требуются усилия многих людей.

Если потребность во власти не реализована, или реализована не в полной мере, то может возникнуть опасность низкой самооценки, что для лидера губительно. Поэтому для коррекции самооценки он зачастую прибегает к бессознательной компенсации.

А. Джордж описал следующие типы компенсаций:

— чувство собственной незначительности компенсируется чувством уникальности;

— чувство моральной неполноценности компенсируется чувство превосходства;

— чувство слабости компенсируется чувством обладания высшей силой;

— чувство посредственности компенсируется чувством обладания высшими способностями;

— чувство интеллектуальной неадекватности компенсируется чувством интеллектуального превосходства и компетентности.

Эти чувства не всегда можно встретить в открытом виде, но при внимательном наблюдении за поведением руководителя можно определить симптомы их наличия.

Показателем потребности во власти является также занятие позиции, дающей формальную власть. Лидер проявляет беспокойство о престиже и престижных вещах, проявляет склонность к относительно высокому риску в азартных ситуациях и враждебность к другим лицам, имеющим высокий статус. Он окружает себя мало престижными друзьями, активен и влиятелен даже в малых группах.

Потребность в личном контроле над событиями и людьми проявляется в склонности к жесткому руководству. Потребность в личном контроле находится в противоречии с потребностью в достижении. На первый взгляд, они могут взаимно дополнять друг друга, но в действительности для их реализации требуются различные схемы поведения. При ориентации на личный контроль акцент делается на соперничество, а при ориентации на потребность в достижении акцент делается на сотрудничество с подчиненными. В первом случае эффективность деятельности зависит от одного человека, а во втором работает команда.

Потребность в достижении проявляется в заботе о совершенстве, мастерстве, поведении, направленном на достижение. Обычно потребность в достижении хорошо видна в предпринимательском поведении, когда бизнесмен склонен к умеренному риску, модифицирует свое поведение в зависимости от обстоятельств, использует советы экспертов. Потребность в достижении имеет отношение к мастерству, манипулированию, организации физического и социального окружения, преодолению препятствий, установлению высоких стандартов работы, соревнованию, победе над кем-либо. Психологи выделяют два мотива, связанных с потребностью в достижении:

— мотив достижения успеха;

— мотив избежания провала.

Причем, оба они рассматриваются в контексте вероятности успеха.

Потребность лидера в аффилитации, то есть в принадлежности к группе и получении одобрения, проявляется в заботе о близких отношениях с другими людьми. Лидера без последователей не существует. В силу этого лидер вынужден заботиться о группе, которую возглавляет.

Устойчивость к стрессу является неотъемлемой характеристикой лидера. Если человек не стресо-устойчив, то он лидером не может стать по определению, поскольку лидерская позиция предполагает более высокие, по отношению к последователям, психологические нагрузки.

Таковы основные особенности личности лидера, которые в значительной мере определяют его становление и успех в деятельности. Однако из всех личностных характеристик, которых учеными (Е. Богардус и др.) выделено значительное количество, не определен четкий набор, имеющийся у всех лидеров. Р. Стогдилл сравнил между собой более 120 исследований «черт лидерства» и пришел к выводу об отсутствии серьезных научных данных о закрепленных лидерских особенностях.



2019-08-13 180 Обсуждений (0)
Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)