Меры борьбы с теневой экономикой в России
Теневая компонента экономической отрасли представляет собой весьма разнородное и многообразное явление, проникающее во все сферы жизнедеятельности общества. От масштаба нелегальной деятельности, её структуры и организации зависят способы борьбы с этим экономическим феноменом. Теневая экономика практически в каждой стране имеет свою национальную и культурную специфику. С учётом национального менталитета, особенностей местных обычаев и норм законодательства формируются способы борьбы с теневой экономикой. Основными субъектами, выступающими в борьбе с теневой компонентной, являются, в первую очередь, правительство, а также, легальные предприятия и общественные организации. Главным в борьбе с теневым бизнесом выступают, как правило, наиболее заинтересованные в его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации [16]. Меры борьбы првительства с теневой экономикой сосредоточиваются на трёх основных направлениях: 1. на предотвращении втягивания в теневую деятельность легальных организаций и наемных работников; 2. на мерах по сокращению численности контингента нелегальных организаций; 3. на формировании благоприятных условий для функционирования легальной деятельности [11]. Направление первого типа действует следующим образом: 1. Средствами рекламы и пропаганды создаётся негативный образ теневой деятельности, через СМИ подчёркивается его негативное воздействие на экономическую отрасль и общественную жизнь, указывается на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу. 2. Правоохранительными органами ведётся активная профилактическая работа по предотвращению незаконного предпринимательства. Со стороны второго направления можно выделить, пресечение нелегальной предпринимательская деятельность на стадии её формирования, а её организаторы ставятся на учёт и подвергаются административным и уголовным наказаниям. Со стороны третьего направления следует отметить, что правительство пытается улучшить условия для функционирования легальной деятельности следующим образом: 1. Переход на систему безналичных расчётов посредством электронных платёжных систем; 2. Снижение административного давления на легальный бизнес; 3. Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств структур криминального мира и недобросовестных государственных чиновников; 4. Помощь в кредитовании бизнеса; 5. Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах; 6. Создание системы обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов [18]. Необходимо в борьбе с теневым бизнесом поддерживать население. Данная поддержка осуществляется как отдельными активистами, так и при помощи включения в противостояние теневой экономики общественных организаций. В наши дни существует множество международных и национальных общественных организаций, прямо или косвенно противодействующих теневой экономике. В процессе осуществления деятельности, общественные организации вносят существенный вклад в работу по противодействию теневому бизнес. Также, для борьбы с теневой экономикой в России можно обозначить следующие меры: - постоянная корректировка правово‐хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму; - налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства; - реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности; - изменение доли распределения финансовых средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в пропорции 30‐35‐35%; - освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; - упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога; - перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи; - введение в практику так называемых «доходных индульгенций» ‐ юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств [2]. Таким образом, обобщив все вышеизложенное, можно говорить о том, что для эффективной борьбы с теневой экономикой следует обозначить следующие меры: - осуществление антикоррупционной политики; - усовершенствование нормативно-правовых документов, регулирующих систему выявления и наказания за нелегальную деятельность; - развивать меры по улучшению условий развития предпринимательского легального бизнеса. - меры, направленные на повышение уровня экономики и уровня жизни в обществе.
Выводы по главе 2: Исходя из всего вышеизложенного, можно говорить о том, что в 2018 году доходы населения значительно выросли, но при этом доля теневой экономики повысилась. По разным данным доля теневой экономики за 2017 год составляла 15% (статистика Росстата), или 33,7% (статистика МВФ), а за 2018 год статистика показала, что доля теневой компоненты экономического сектора выросла до 16% (Росстат), либо 40% (МВФ). Это связано в тем, что налоговая политика государства была направлен на введение ряда новых налоговой, что стало непосильным бременем для малых предприятий и населения. Это, в свою очередь, привело к невысокой степени доверия к правительству. Основным недостатком действующего российского законодательства ‐ отсутствие комплекса специализированных уголовно‐правовых, процессуальных, финансово‐фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей. Для борьбы с теневой экономикой в государстве правительству необходимо применить ряд мер, таких как: - осуществление антикоррупционной политики; - усовершенствование нормативно-правовых документов, регулирующих систему выявления и наказания за нелегальную деятельность; - развивать меры по улучшению условий развития предпринимательского легального бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе проделанной работы была достигнута поставленная цель и решены задачи: рассмотрена сущность теневой экономики и причины ее возникновения; проанализирована структура и факторы развития теневой экономики; изучены способы измерения теневой экономики; проанализировано состояние теневой экономики на современном этапе, а также, предложены меры борьбы с теневой экономикой в России. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: За последние десятилетия доля теневой компоненты в экономической отрасли значительно возросла. Помимо, экономической отрасли теневая экономика затрагивает и другие сферы жизни общества. Теневая экономика не имеет точного определения. Многие авторы по-разному характеризуют данное явление. Но в общих чертах ее можно охарактеризовать. На основании предложенных определений, можно говорить о том, что теневая экономика представляет собой экономическую деятельность, включающую в себя нелегальные виды экономики, и находящуюся вне государственного учёта и контроля. Теневая экономика представляет собой самоорганизующуюся систему, которая развивается по экономическим принципам. За существование и развитие любой структуры, в том числе и теневой, несет ответственность механизм саморегулирования, элементы и подсистемы которого обеспечивают непосредственное функционирование теневого сектора. На формирование и развитие теневой экономики в России влияют следующие факторы: 1. Экономические, к которым можно отнести повышение налогов, кризис системы финансов, деятельность нелегальных организаций, несовершенство процесса приватизации и так далее; 2. Социальные, включающие низкий уровень доходов населения, неравномерно распределение ВВП, высокий уровень безработицы; 3. Правовые, включающие несовершенство налоговой политики, несовершенство политики по борьбе с коррупцией и экономической преступностью. Теневую экономику можно структурировать по принципу пирамиды, в которой каждый субъект экономической отрасли занимает определенное положение. К способам измерения относится целый комплекс методов, что свидетельствует об отсутствие единой методики. Следовательно, для эффективного измерения и оценки объемов теневой экономики необходимо использовать комплекс методов. в 2018 году доходы населения значительно выросли, но при этом доля теневой экономики повысилась. По разным данным доля теневой экономики за 2017 год составляла 15% (статистика Росстата), или 40% (статистика МВФ), а за 2018 год статистика показала, что доля теневой компоненты экономического сектора выросла до 16% (Росстат), либо 50% (МВФ). Это связано в тем, что налоговая политика государства была направлен на введение ряда новых налоговой, что стало непосильным бременем для малых предприятий и населения. Это, в свою очередь, привело к невысокой степени доверия к правительству. Основным недостатком действующего российского законодательства ‐ отсутствие комплекса специализированных уголовно‐правовых, процессуальных, финансово‐фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей. Для борьбы с теневой экономикой в государстве правительству необходимо применить ряд мер, таких как: - осуществление антикоррупционной политики; - усовершенствование нормативно-правовых документов, регулирующих систему выявления и наказания за нелегальную деятельность; - развивать меры по улучшению условий развития предпринимательского легального бизнеса. Данные меры, которые носят исключительно рекомендательный характер, способны содействовать в уменьшении доли теневой экономики в стране.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5669)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |