Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. ОЛИГОПОЛИЯ



2019-08-13 640 Обсуждений (0)
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. ОЛИГОПОЛИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебное пособие и практические рекомендации по курсу экономики для

Геологических специальностей

2 часть

 

Допущено УМО по высшему образованию в области прикладной геологии в качестве учебного пособия по дисциплине ГСЭ.Ф.11 "Экономика" для студентов высших заведений, обучающихся по направлениям подготовки 130200 "Технологии геологической разведки" и 130300 "Прикладная геология". Решение № 12-14-УМО/42 от 12.12.13г

 

 

Москва, МГРИ - РГГРУ, 2016

 

Утверждено                                                            Советом ИЭПОН

                                                                                                                        26.04.2016      

 

 

Аполлонова Н.В., Курбацкая М.В., Экономическая теория. Учебное пособие и практические рекомендации по курсу экономики для геологических специальностей МГРИ -РГГРУ 2016г.

 

Рецензенты

К.э.н., .Б.М. Сейфуллаев
К.э.н., проф. В.Р.Шмидт

 

Данное учебное пособие создано на основе конспектов лекций по курсу «Экономики» (Экономическая теория) для студентов неэкономических специальностей РГГРУ. Пособие разработано для подготовки студентов по геологическим и горным специальностям.

Используя данное пособие при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, решить основные тематические задачи, ответить на типовые тесты, сформулировать примерную структуру ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данное пособие не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для сдачи экзамена.

 

МГРИ - РГГРУ

2016

Тема 9. МОДЕЛИ РЫНКОВ

Существуют 4 довольно несхожие модели рынка: 1) чистая конкуренция; 2) чистая монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия.

           Характерные черты четырех моделей рынка      

Табл. 9.1

Характерная

черта

Модели рынка

Чистая конкуренция (ЧК) Монополи­ стическая конкуренция (МК) Олигополия (О) Чистая монополия (ЧМ)
1. Число фирм Очень много (сотни тыс.) Много (сотни, тыс.) Несколько (до 10) Одна
2. Тип продукта Стандартизи­ рованный (однородный) Дифферен­ цированный Стандартизи­рованный или дифферен­цированный Уникальный, без близких заменителей
3. Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в доволь­но узких рамках Ограниченный взаимной зави­симостью; зна­чительный при тайном сговоре Значительный
4. Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнитель­но легкие Наличие существенных барьеров Блокировано
5.Неценовая конкуренция*’ Отсутствует Значитель­ный упор на рекламу, тор­говые знаки, марки и т.д. Очень типична, особенно при дифференциа­ции продукта Реклама в виде связи с обществен­ными органи­зациями
6. Примеры Сельское хозяйство, фондовая биржа, рынок иностранной валюты Розничная торговля, производст­во одежды, обуви и т.п. Производство стали, автомобилей, сложных бытовых приборов и т.п. Местные коммуналь­ные предпри­ятия «Де Бирс» «Газпром»

 

*) Неценовая конкуренция - конкуренция по поводу качества товара, дизайна, условий продаж, рекламы и т.п.

ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Отрасль с чистой конкуренцией включает большое число независимых фирм, производящих стандартизованный продукт (например, пшеницу или кукурузу). ЧК предполагает, что фирмы и ресурсы могут перемещаться между отраслями. Ни одна фирма не может воздействовать на рыночную цену (чистый конкурент - «ценополучатель»), т.к. кривая спроса фирмы совершенно эластична на рис. 9.1.

 

 

 

TR - валовый доход (PQ)

MR - предельный доход, т.е. добавочный доход, полученный от производства и продажи каждой следующей (одной) единицы продукции.

Т.к. каждая единица товара может быть продана по одной и той же цене, то MR (предельный доход) становится равным цене (MRn = TRn - TRn.i), т.е. MR=P - в условиях ЧК.

При фиксированной рыночной цене перед конкурентным производителем стоят 3 вопроса: следует ли производить? сколько? какая прибыль будет?

- Фирме следует производить в краткосрочном периоде, если она может получить либо: 1) экономическую прибыль, либо 2) убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки;

  - Фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыли или минимизирует убытки.

  При сравнении предельного дохода (MR) каждой дополнительной единицы продукции с ее предельными издержками (МС), решается вопрос о том, будем ли производить эту единицу или нет.

  Правило равенства MR и МС - «золотое» правило бизнеса: фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в точке, где MR=MC (для ЧК - MR=P, т.е. Р=МС).

  Результаты деятельности чисто конкурентной фирмы в краткосрочном периоде зависят от соотношения ее издержек и установившейся на рынке цены на производимый товар:

1) Фирма будет максимизировать прибыль, определяя точку производства по правилу MR=MC, если Р превысит величину АТС (средних валовых издержек), т.е. Р>АТС.

2) Фирма будет минимизировать убытки в соответствии с «золотым» правилом бизнеса, если рыночная цена (Р) попадает в интервал между АТС и AVC (средними переменными издержками), т.е. AVC<P<ATC, т.е. цена не покрывает всех издержек, но позволяет покрыть переменные издержки и возместить часть постоянных (минимальный убыток оказывается меньше, чем величина постоянных издержек фирмы).

3) Если рыночная цена (Р) не позволяет покрыть даже переменных издержек: P<AVC, то фирме не следует производить в этой ситуации вообще (зона «закрытия»).

Зона «закрытия» существует как ситуация краткосрочного периода только в условиях чистой конкуренции (см. рис. 9.2.).

      

 

Рис. 9.2. Критические точки фирмы

Таким образом, конкурирующая фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции, при котором MR(P)=MC при условии, что цена превышает минимальное значение средних переменных издержек (AVC).

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод, что отрезок кривой МС, который лежит выше кривой ее AVC является кривой предложения фирмы в краткосрочном периоде.

В долгосрочном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом АТС, потому что экономические прибыли заставят фирмы вступать в отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции (АТС).

Графически ситуации долгосрочного равновесия в условиях ЧК выглядят следующим образом на рис. 9.3.

 

 

В условиях ЧК в долгосрочном периоде фирмы не получают экономической прибыли. Они лишь покрывают свои валовые издержки, получая в качестве вознаграждения «нормальную прибыль» и, следовательно, нет инвестиций в НИР и НИОКР.

Эффективность ЧК:

1) Р=МС -характеризует эффективность распределения ресурсов между отраслями.

2) Р=АТС- характеризует производственную эффективность.            Таким образом, сточки зрения общества, в условиях ЧК товар

производится с наименьшими издержками в наибольших количествах и продается по наименьшей из возможных цен.


ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ.

Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Барьеры для вступления в отрасль бывают легальными и нелегальными (нечестная конкуренция).

Легальные барьеры.

- патенты,

- лицензии ;

- собственность на важнейшие источники сырья.

Соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых

конкурентов заблокировано посредством агрессивных, жестоких действий. Привычными примерами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства конкурентов.

Так как чистый монополист является отраслью, его кривая спроса, или продаж, представляет собой кривую отраслевого спроса. И кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, но, напротив, является нисходящей. Из этого следует:

1. Цена превышает предельный доход. Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход j для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина? Снижение цены будет относиться не только к дополнительной проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительная проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену - меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.

2. Тот, кто диктует цену. Второе значение нисходящей кривой спроса: там, где каждый объем производства связан с некоторой особенной ценой, монополист неизбежно определяется цену, решая, какой объем продукции произвести. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства.

3. Ценовая эластичность. Проверка валовым доходом ценовой эластичности спроса является основой для третьего вывода. Тест на валовой доход показывает, что, когда спрос эластичен, уменьшение цены будет увеличивать валовой доход. Также, когда спрос является неэластичным, падение цены уменьшит валовой доход.

Общее правило, вытекающее из этих наблюдений, состоит в следующем: что монополист никогда не выберет такую комбинацию цена-количество, при которой доход уменьшается (предельный доход является отрицательным). Иначе говоря, максимизирующий прибыль монополист будет всегда стремиться избегать неэластичного отрезка его кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена-количество на эластичном отрезке.

Возможные ситуации в краткосрочном периоде в условиях ЧМ: представлен на Рис. 9.4. и Рис. 9.5.

Рис. 9.4. Ситуация максимизация прибыли

 

Рис.9.5. Ситуация минимизации убытков

Чистый монополист будет наращивать производство до такого объема, при котором MR=MC. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не максимуму прибыли на единицу продукции.

Можно легко увидеть, что монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем сделал бы чистый конкурент. Максимизирующий прибыль объем производства монополиста имеет своим результатом недораспределение ресурсов; монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, чем является оправданным с точки зрения общества.

При определенных условиях монополист мог бы быть в состоянии использовать свое рыночное положение более полно и, таким образом, увеличить прибыли, назначая разные цены для различных покупателей. Поступая так, продавец занимается ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по более чем одной цене и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках.

Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов. Вообще ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются три условия.

1. Наиболее очевидно, что продавец должен быть монополистом или, обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование.

2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Это выделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса.

3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу. Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на участке рынка с высокими ценами, происходящее в результате снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами. Политика ценовой дискриминации, таким образом, была бы подорвана. Это верно означает, что отрасли услуг, например отрасль перевозок или юридические и медицинские услуги, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации.

Примеры: цена на билеты в кино днем и вечером, тарифы за электроэнергию для промышленных предприятий и для домохозяйств, стоимость телефонных звонков днем, ночью, в праздничные и выходные дни т.п. Монополист занимается ценовой дискриминацией для увеличения объема продаж и увеличения совокупной прибыли.

В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли называются естественными монополиями, и большинство из так называемых предприятий общественного пользования - электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи - могут быть классифицированы таким образом. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов в данной географической области правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. В частности, цены и тарифы, которые могут назначать коммунальные службы - железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, - определяются федеральными и местными регулирующими комиссиями.

 

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. ОЛИГОПОЛИЯ

Отрасли с МК характеризуются большим числом фирм, что ограничивает контроль над ценой, дифференцированным продуктом и различающимися условиями их продажи.

Кривая спроса в условиях МК является нисходящей, а кривая MR лежит ниже кривой спроса, но кривые спроса и предельного дохода являются более эластичными (более пологими), чем в условиях чистой монополии.

В краткосрочном периоде фирма в условиях МК попадает в те же 2 ситуации, что и при ЧМ: максимизация прибыли или минимизация убытков.

В общем случае. В долгосрочном периоде действует тенденция к работе в точке безубыточности и получению «нормальной прибыли». См. Рис. 9.6.

Дифференциация продукта обеспечивает способ, которым монополистический конкурент может компенсировать тенденцию приближения к нулю экономических прибылей в долгосрочном периоде. Посредством изменения продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут издержки.

 

Результаты деятельности МК не сильно отличаются от результатов чистой конкуренции, хотя в условиях МК не достигаются ни минимальные издержки, ни эффективное распределение ресурсов. Наличие дифференцированных продуктов способствует более полному удовлетворению разнообразных вкусов потребителей, чем в условиях ЧК, где производится однородная продукция.

 

ОЛИГОПОЛИЯ.

Рынок олигополии не поддается стандартному экономическому анализу, т.к. существуют жесткие (2-3 фирмы «держат» рынок) и мягкие (5-6 крупных фирм на рынке, а вокруг конкурентное окружение) олигополии; продукт, производимый в олигополистических отраслях, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным.

Существуют 4 модели олигополистического ценообразования:

1) Ломаная кривая спроса свойственна независимо действующим олигополистам, действия которых на самом деле являются взаимозависимыми: они должны предусматривать возможные ответные действия конкурентов. См. Рис.9.7.

Из-за того, что кривая спроса имеет перегиб в точке Р, кривая MR имеет разрыв, что иллюстрирует жесткость (негибкость) олигополистических цен.

2) Тайный сговор. Неопределенности, присущие ценообразованию в условиях олигополии, благоприятствуют тайному сговору. Олигополисты сговариваются о цене и объеме производства, делят рынок на сектора и действуют в своем секторе как монополисты, получая монопольные прибыли.

Препятствия к тайному сговору: различие в издержках, количество фирм, законодательное запрещение организаций, основанных на тайном сговоре (картелей), мошенничество.

3) Лидерство в ценах представляет собой менее формальное средство соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная фирма в отрасли изменяет цену гласно, а другие фирмы следуют за ней.

4) «Издержки плюс». Олигополисты, для того, чтобы определить цену, оценивают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом уровне производства и добавляют «накидку» в размере определенного процента.

По поводу эффективности олигополии мнения экспертов расходятся: одни считают, что итоги деятельности олигополии бывают хуже, чем при ЧМ (в случае тайного сговора); другие считают, что способность олигополии реализовывать прибыли способствует НТП и, следовательно, имеет результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие уровни выпуска и занятости, чем в более конкурентных моделях рынка.

Вопросы и задания

1. Укажите основные признаки ЧК, ЧМ, О и МК.

2. Что такое «золотое правило» бизнеса?

3. Что собой представляет предельный доход (MR)?

4. Почему кривая спроса монополиста нисходящая, а кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса?

5. Сформулируйте понятие ценовой дискриминации. С какой целью занимается ею монополист?

6. Какие монополии называются «естественными»?

7. Почему цены в олигополии называют «жесткими»?

8. Назовите и объясните 4 модели олигополистического ценообразования.

9. Каковы результаты деятельности монополистической конкуренции сточки зрения общества?

10.К какой рыночной модели можно отнести:

а) супермаркет, расположенный в вашем доме;

б) сталелитейная промышленность;

в) пшеничная ферма;

г) автомобильная промышленность;

д) РАО «Газпром»

11. Изобразите ситуацию долгосрочного равновесия в условиях чистой конкуренции? Что характеризует точка тройного равенства: Р=МС=АС?

12. Критически оцените и объясните следующие утверждения:         а) «Так как монополисты могут контролировать цену продукта, они всегда обеспечены прибыльным производством, просто назначая наивысшую цену, которую потребители будут платить».

б) «Чистый монополист стремится к объему производства, который принесет наибольшую прибыль на единицу продукции».

         13. По данным задания 6 из Темы 8, первой части Учебного пособия заполните таблицу 9.2, постройте графики для возможных уровней цены на продукт 32 дол., 41 дол., 56 дол.

Табл.9.2

Общее количество продукта Валовые издержки дол. Валовой доход при цене 32 дол. Прибыль при цене 32 долл. Валовой доход при цене 41 дол. Прибыль при цене 41 долл. Валовой доход при цене 56 дол. Прибыль при цене 56 долл.

 

а)      Используя таблицу 9.2 согласно принципу сопоставления предельного дохода с предельными издержками ответьте на вопросы: Будет ли фирма производить в краткосрочном периоде? Если будет, то какое количество?

б) заполните таблицу предложения и спроса в краткосрочный период.

 

 

Табл.9.3

Цена дол. Предложение одной фирмы Прибыль/убыток. дол. Предложение отрасли (1500 фирм) Общее требуемое количество в отрасли
26       17000
32       15000
38       13500
41       12000
46       10500
56       9500
66       8000

Определить цену равновесия.

14. Используйте следующую таблицу 9.4 спроса, чтобы определить валовые и предельные доходы для каждого возможного уровня продаж.

Табл. 9.4.

Р (долл.) Q TR (валовой доход) MR (предельный доход)
2 0    
2 1    
2 2    
2 3    
2 4    
2 5    

а) какой вывод можно сделать о структуре отрасли, в которой эта фирма действует?

б) изобразите графически кривые спроса, валового дохода и предельного дохода для этой отрасли.

14. Допустим, что чистый монополист сталкивается с графиком спроса, указанным ниже. Вычислите валовой и предельный доход (TR и MR). Изобразите кривые спроса, валового дохода и предельного дохода. Определите эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса. Определите максимизирующие прибыль цену и объем производства.

Табл. 9.5.

Р Qd АТС МС ТС PF MR
100 1 105        
83 2 72,5        
71 3 60,0        
63 4 52,5        
55 5 49,0        
48 6 47,5        
42 7 47,1        
37 8 48,1        
33 9 50,0        
29 10 52,5        

 

6. Изобразите графически ситуации максимизации прибыли и минимизации убытков в условиях чистой конкуренции, чистой монополии и монополистической конкуренции.

 



2019-08-13 640 Обсуждений (0)
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. ОЛИГОПОЛИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. ОЛИГОПОЛИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (640)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)