Амортизация основных фондов
Под амортизацией понимается процесс перенесения стоимости основных фондов на создаваемую продукцию. Осуществляется этот процесс путем включения части стоимости основных фондов в себестоимость произведенной продукции (работы). После реализации продукции предприятие получает эту сумму средств, которую использует в дальнейшем для приобретения или строительства новых основных фондов. Порядок начисления и использования амортизационных отчислений в народном хозяйстве устанавливается правительством . Различают сумму амортизации и норму амортизации. Сумма амортизационных отчислений за определенный период времени ( год, квартал, месяц) представляет собой денежную величину износа основных фондов. Сумма амортизационных отчислений, накопленная к концу срока службы основных фондов, должна быть достаточной для полного их восстановления (приобретения или строительства). Величина амортизационных отчислений определяется исходя из норм амортизации. Норма амортизации - это установленный размер амортизационных отчислений на полное восстановление за определенный период времени по конкретному виду основных фондов, выраженный в процентах к их балансовой стоимости.
(Амортизация — это постепенное перенесение стоимости основных фондов на производимую продукцию в целях накопления денежных средств для их полного восстановления на протяжении срока их полезного использования. Выделяют следующие функции амортизации: экономическая; налоговая. Экономическая роль амортизации состоит в фактическом возмещении действующих основных фондов. Налоговая роль амортизации состоит в финансовом возмещении основного капитала за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму амортизационных отчислений и получения налоговой скидки.)
9. Оборотные фонды предприятия. Оборотные производственные фонды принимают однократное участие в процессе производства, изменяя при этом свою натуральную форму. При этом их стоимость полностью переносится на стоимость готовой продукции. Одни предметы труда (напр., топливо) полностью используются в процессе производства и вещественно не входят в продукт труда. Другие (напр., сырье, основные материалы) вещественно входят в продукт труда и приобретают в процессе производства такую форму, в которой они могут быть использованы в дальнейшем. Оборотные фонды -- это обязательный элемент процесса производства, основная часть себестоимости продукции. Чем меньше расход сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции, тем экономнее расходуется труд, затрачиваемый на их добычу и производство, тем дешевле продукт. Наличие у предприятия достаточных оборотных средств является необходимой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики. Вещественные элементы оборотных фондов в процессе труда претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических свойств. Они теряют свою потребительную стоимость по мере их производственного потребления. Новая потребительная стоимость возникает в виде выработанной из них продукции, к ним относятся также те средства труда, срок службы которых меньше одного года. Оборотные производственные фонды состоят из трех частей: · - производственных запасов; · - незавершенного производства и полуфабрикатов собственного изготовления; · - расходов будущих периодов.
10. Риски (понятие, цена риска, долгосрочный риск, краткосрочный риск). Риск — это возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода производственно-хозяйственной или какой-либо другой деятельности. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «риск» определяется как «возможная опасность» и «действие на удачу в надежде на счастливый исход». Следовательно, риск предполагает возможность и неблагоприятного исхода. Риск -- это неопределенность в отношении возможных потерь на пути к цели.
Конечно, риска можно избежать, т.е. просто уклониться от мероприятия, связанного с риском. Однако для предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли. Хорошая поговорка гласит: «Кто не рискует, тот ничего не имеет».
Неблагоприятной ситуацией или неудачным исходом при этом могут быть: § упущенная выгода; § убыток (потеря собственных средств); § отсутствие результата (ни прибыли, ни убытка); § недополучение дохода или прибыли; § событие, которое может привести к убыткам или недополучению доходов в будущем. Проблема риска и прибыли -- одна из ключевых в экономической деятельности, в частности, в управлении производством и финансами. В специальной литературе обычно различают следующие общие для всех виды экономических рисков: -- производственный, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств перед заказчиком; -- кредитный, обусловленный невозможностью выполнения фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором; -- процентный, возникающий вследствие непредвиденного изменения процентных ставок; -- риск ликвидности, обусловленный неожиданным изменением кредитных и депозитных потоков; -- инвестиционный, вызванный возможным обесцениванием инвестиционно-финансового портфеля, состоящего из собственных и приобретенных ценных бумаг; -- рыночный, связанный с вероятным колебанием рыночных процентных ставок, как собственной национальной денежной единицы, так и зарубежных курсов валют. По периоду действия риски подразделяют на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочный локальный риск связан с перспективами развития предприятия. К нему можно отнести необоснованно малые отчисления на производственное развитие предприятия, отсутствие работы по созданию новой конкурентоспособной продукции и др. Краткосрочный риск или иначе его называют конъюнктурный может иметь место при выборе нерациональных форм организации расчетов, необязательного контрагента и т.п. Инфляционный риск — риск, вызванный непредвиденным ростом издержек производства вследствие инфляционного процесса. Реализация данной группы рисков является одной из наиболее существенных причин возникновения убытков фирмы. Они могут проявляться в следующих формах: 1) рост цен негативно отражается на качестве составления планов развития; 2) следствием инфляционных процессов является нежелание населения покупать некоторые товары, приобретение которых с его точки зрения недостаточно защищает его средства, что может привести к значительному снижению объемов продажи целого ряда фирм; 3) в условиях высокого уровня инфляции становится практически невозможным расширение деятельности предприятия (например, замена оборудования), в следствие сложности получения банковских кредитов и тому подобное; 4) инфляционные процессы являются причиной возникновения таких рисков, которые связаны с уменьшением покупательной способности потребителей, что негативно отражается на деятельности практически всех фирм-товаропроизводителей; 5) высокий уровень инфляции является причиной негативных изменений в инвестиционном климате экономики в целом. Таким образом, инфляционный риск, который практически всегда является присутствующим в условиях рыночной экономики, может явиться причиной значительных потерь для хозяйственных субъектов в случае его реализации.
a) падении уровня цен на товары и соответственно снижения прибылей фирм; b) вероятности повышения ставок налогов; c) вероятности повышения учетных банковских ставок, что особенно негативно может отразиться на прибыльности последних; d) вмешательство государства в вопросы, связанные с регуляцией внешнеэкономических связей предприятий. Таким образом, дефляционные процессы, также могут явиться причиной возникновения предпринимательского риска. Как свидетельствует мировой опыт, их прогнозирование в период макроэкономической стабилизации является важным для субъектов хозяйственной деятельности.
Валютный риск - это риск потерь при покупке-продаже иностранной валюты по разным курсам. Валютный риск, или риск курсовых потерь, связан с интернационализацией рынка банковских операций, созданием транснациональных (совместных) предприятий и банковских учреждений и диверсификацией их деятельности и представляет собой возможность денежных потерь в результате колебаний валютных курсов. Инвестиционный риск – это риск обесценивания вложенного капитала (потеря первоначальной стоимости) в результате неэффективных действий руководства предприятия или государства.
Риск упущенной финансовой выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхование, инвестирование капитала) или остановки хозяйственной деятельности. Риск упущенной выгоды относится к спекулятивным рискам, которые выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата. Инвестор, осуществляя вложение капитала, заранее знает, что для него возможны только два вида результатов: доход или убыток. Под риском упущенной выгоды понимается возможность неполучения прибыли от реализации инвестиционных проектов, отказ от этой реализации и каких-либо иных мероприятий. Объектом риска в данном случае выступают имущественные интересы лица - инвестора, вкладывающего в проект в той или иной форме свои средства.
По своей сути, банкротство является своеобразной защитой кредиторов предприятия, механизмом, который способствует решению финансовых проблем предприятия-должника. Кроме того, банкротство – это способ ликвидации организации, которая стала нерентабельной с максимально возможным погашением ее долгов. Таким образом, банкротство является следствием затруднительного финансового состояния предприятия. Из этого можно определить понятие риска банкротства. Риск банкротства – это высокая вероятность наступления финансового кризиса на предприятии, который невозможно преодолеть без инициации процедуры банкротства. Соответственно в понятие риска банкротства включается вероятность отсутствия возможности предприятия рассчитаться со своими кредиторами. Это могут быть поставщики товаров и услуг, банковские учреждения, работники предприятия, бюджет и т.д. Риск банкротства способен негативно отразиться не только на самом предприятии или его собственниках, но и на социально-экономической системе государства. Это выражается в массовой задолженности по выплате заработной платы, налогов и сборов, и т.д.
11. Инвестиционный процесс и его значение. Инвестиционный процесс (инвестирование, инвестиционная деятельность) – вложение инвестиций (денег и иных ресурсов) в реальные или финансовые активы в целях: обеспечения роста стоимости этих вложений в предстоящем периоде; - получения текущего дохода по ним; - решения определенных социальных задач. экономическое значение инвестиционного процесса заключается в возможности с его помощью быстро и в необходимом объеме мобилизовать денежные и иные инвестиционные ресурсы для обеспечения все возрастающих потребностей государства, компаний, частных лиц и других субъектов предпринимательской деятельности в инвестициях. 12. Бизнес-план. Структура и назначение бизнес-плана предприятия. Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план. Назначение бизнес-плана – показать реальные шансы реализации бизнес идеи. Он не только дает правдивую оценку возможностей и рисков, но показывает необходимость (или же отсутствие таковой) в привлечении дополнительных инвестиций, открытии кредитных линий. По сути, бизнес-план показывает успешность управления и пути развития предприятия для достижения поставленной цели.
13. Стандартизация. Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил и характеристик (обязательных для выполнения и рекомендуемых), обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области деятельности посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований и норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объект стандартизации – продукция, процесс или услуга, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих. Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение – область стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы изготовления машин, металлические материалы, типы двигателей и т. д.
14. Сертификация. Сертификация — это комплекс действий, проводимых с целью подтверждения соответствия определенным нормам ГОСТ и других нормативных документов. Согласно российскому законодательству соответствие товара определенному уровню качества подтверждается сертификатом соответствия. Обязательная сертификация в нашей стране осуществляется с 1993 г. в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг». Предметом сертификации является продукция, предназначенная для реализации на товарном рынке РФ. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, перечень показателей качества, обеспечивающих функциональное использование данной продукции, а также показателей, которые обеспечивают ее безопасность, утверждаются Правительством РФ. Кроме продукции объектами сертификации могут быть услуги, персонал, рабочие места и др. Подтверждение соответствия может быть добровольным (в форме добровольной сертификации) или обязательным (в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации). Сертификация — форма осуществления органом сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификат — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификат соответствия представляет собой бланк с регистрационным номером и печатью органа по сертификации. Он выдается в единственном экземпляре. В России преобладает обязательная сертификация. На сертифицированный товар выдается сертификат соответствия и наносится маркировка знаком соответствия
15. Типы и виды структур. Главными структурами, существующими в компании, являются: · производственная; · управленческая; · организационная. Организационной структурой предприятия называется совокупность подразделений, работающих в тесной взаимосвязи, чтобы обеспечить фирме нормальное функционирование и достижение поставленных целей, касающихся развития бизнеса. Организационная структура любой компании состоит из: · структуры управления; · структуры производства.
Существует несколько основных типов организационных структур управления предприятием: · линейная; · функциональная; · линейно-функциональная; · проектная; · дивизиональная; · матричная и некоторые другие.
1. Линейная структура управления. Это простая и ясная иерархия, где сильно выражены вертикальные связи (от руководителей к подчиненным) и практически не развиты горизонтальные (контакты между подразделениями). + К достоинствам линейного типа организационной структуры предприятия относятся: · четкие границы ответственности, полномочий и компетенций каждого; · простота контроля; · возможность принимать и реализовывать решения быстро и с минимальными издержками; · простота и иерархичность коммуникаций; · ответственность ложится на конкретные персоны, она носит личный характер; · полное воплощение принципа единоначалия. - Конечно, обладает данная модель и своими недостатками: · к управленцам всех уровней предъявляются повышенные профессиональные требования; · при этом им не нужны узкая специализация и глубокое понимание специфики работы; · стиль управления строго авторитарен; · управленцы всегда перегружены работой.
2. Функциональная структура. Функциональный подход к управлению компанией породил особый тип организационной структуры, где все исполнители находятся в подчинении у главного менеджера, отдающего распоряжения и ставящего им задачи в рамках собственной профессиональной компетенции. + Она обладает весомыми преимуществами: · все руководители должны быть высококлассными и опытными специалистами в своей области; · коммуникации осуществляются быстро; · высшее руководство не перегружено; · принимаемые управленцами решения всегда точны, конкретны и профессиональны. - Есть у функциональной организационной структуры и ряд минусов: · принцип единоначалия соблюдается не всегда; · сложно бывает подготавливать и согласовывать решения; · коммуникации и распоряжения могут повторяться; · контролировать такую систему довольно сложно.
3. Функционально-линейная организационная структура. Эта модель подходит для бизнеса, работающего как иерархия, в которой сотрудники подчиняются своим непосредственным начальникам, но конкретные функции выполняются отдельными вертикальными подсистемами. Например, директор, ведающий всем процессом производства и сбыта мужской обуви, имеет у себя в управлении нескольких менеджеров – по дизайну изделий, по производству, по продажам и т. д. Каждый из этих специалистов обладает штатом сотрудников, вплоть до уборщиц и работников конвейера. Между собой данные ветви вертикалей никак не связаны и не коммуницируют. Предприятия этого типа начали появляться в 20-х годах XX века, когда рынок был стабилен и нуждался в довольно узком ассортименте однородной продукции. Производители промышленных товаров царили на рынке, не конкурируя между собой. Этот период прекрасно характеризуется высказыванием Генри Форда о том, что автомобиль может быть любого цвета, но лишь при условии, что этот цвет – черный. + Главным плюсом предприятий с таким типом организационной структуры является стабильный уровень качества изготавливаемых товаров (при условии, что все производственные и управленческие процессы были правильно настроены и отлажены). - Линейно-функциональная модель имеет и свои типичные проблемы: негибкость, потеря части информации при прохождении через всю вертикаль, затянутый процесс принятия решений. В наше время такие структуры считаются устаревшими и неэффективными. Они остались только в компаниях-гигантах наподобие «Газпрома» и «Апатита», которые ни с кем не конкурируют и выпускают уникальный продукт. 4. Дивизиональная структура организации. Несколько позже, в 50-х годах XX века, на некоторых предприятиях в западных странах образовался еще один тип организационной структуры – дивизиональный. Это было время активного государственного стимулирования спроса на потребительские товары и зарождения индустрии рекламы. Проанализировав историю старых корпораций, работающих дольше века, можно отчетливо увидеть, как расширялся их ассортимент каждое десятилетие. Причины этого – повышение спроса и усиление рыночной конкуренции. Компании, ранее выпускавшие однородную продукцию (только мужскую и женскую обувь, например), начинают предлагать товары смежных типов (детскую обувь, кожаные аксессуары). Подразделения, наделенные самостоятельностью (дивизионы), управляются из штаб-квартир. Они могут формироваться по географическому, продуктовому, клиентскому (массовому, корпоративному) принципам. В России очень многие компании используют дивизиональную систему.
+ Плюсы этого типа организационных структур – высокая гибкость управления, качественный продукт и сервис. - Негативным моментом является большая финансовая нагрузка на предприятие: приходится содержать много директоров. Кроме того, контроль работы каждого дивизиона весьма сложен и требует высокой квалификации. 5. Проектная организационная структура. Данная модель относится к наиболее прогрессивным и современным. Предприятия, работающие в рамках проектного подхода, начали появляться в середине XX века, когда строительный рынок переживал период крайней нестабильности. Бизнесу приходилось ориентироваться на выпуск не какого-то одного типа продукции, а самых разных и не связанных между собой товаров, чтобы адаптироваться к ситуации и удовлетворить постоянно меняющийся спрос. Фактически на подобных предприятиях формируют новую отдельную организационную структуру для обслуживания каждого клиента (со своим руководителем проекта и всеми необходимыми подчиненными, стоящими на разных иерархических уровнях). + Преимущество проектной модели заключается в гибкости и высокой адаптивности к условиям рынка. - Недостаток – необходимость высоко оплачивать труд всех управленцев. 6. Матричная структура. Это один из самых модных типов организационных структур предприятия, но малоприменимый. Он появился в компании General Electric, когда с 1961 года и на протяжении 12 лет ее руководители пытались создать синтез линейно-функционального и проектного подходов к управлению. В результате появилась матричная организационная структура, где каждый элемент не только подчиняется непосредственному начальнику, но также является частью группы, выполняющей определенную функцию. + К преимуществам матричной модели относятся ее гибкость и возможность передавать информацию без потерь (чего лишены структуры линейно-функционального типа). - Однако есть и существенный минус: вероятность возникновения конфликта интересов на предприятии. Когда один работник принимает задачи сразу от нескольких начальников, не всегда понятно, чье поручение более приоритетно. 7. Компания-сеть. Сетевые предприятия (состоящие из множества отдельных дочерних фирм) выделились в самостоятельный тип организационных структур относительно недавно. Формирование такой модели было вызвано необходимостью адаптироваться к нестабильной экономической ситуации. В частности, General Motors отделила от головной компании все, что касалось производства, создав сеть из поставщиков различных составляющих и связав их между собой долгосрочными договорами, чтобы таким образом защититься от конкурентов. + Преимуществами сетевой организационной структуры являются высокая способность реагировать на внешние изменения и экономия, порой весьма ощутимая, на содержании штата менеджеров.
16. Бюджет.
Бюджет – это основное экономическое понятие, без которого не обойтись ни профессору, ни обычной домохозяйке. Это слово происходит от старонорманнского «bougette» — так называли кожаную сумку или кошелек, специальный мешочек, предназначенный для денег.
В современном понимании бюджетом называют определенную схему доходов и расходов любого экономического объекта, от одного человека или семьи до государства. Бюджет может быть дневным, недельным, месячным, годовым, квартальным – в общем, охватывающим любой разумный период времени. Это понятие является основным как для микро-, так и для макроэкономики. Бюджет – это баланс между общей суммой доходов и необходимыми расходами, планируемый на какой-то промежуток времени. Бюджет предприятия — это доходы, которое получает предприятие от своей деятельности и его расходы которые оно несет для осуществления деятельности.
Главное преимущество бюджета перед ситуативным экономическим поведением – его предсказуемость. Возможность планирования своих доходов и расходов позволяет при любом уровне доходов более уверенно смотреть в будущее, чем при хаотичном потреблении без оглядки на перспективу. На уровне семьи бюджет позволяет контролировать траты, планировать крупные покупки, копить на обучение детей, покупку автомобиля или недвижимости и т.д. На уровне компании бюджет вводит бизнес в предсказуемое русло, гарантирует выполнение обязательных платежей и повышает надежность предприятия в глазах партнеров и контрагентов.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |