Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции менеджера проекта



2019-08-13 502 Обсуждений (0)
Функции менеджера проекта 0.00 из 5.00 0 оценок




ВОПРОСЫ ДЛЯ ГЭК

Направление 54.04.01 «Дизайн»

1. Метод, Методика. Методология. Определение понятий в контексте общности и отличий

Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Метод - это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Методика - это совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте. Наука о методах обучения.

Конкретное воплощение метода - выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на базе конкретного материала и конкретной процедуры.

Для предварительной ориентировки в вариациях трактовки понятия «методология» приведем несколько ее характерных определений из разных источников:

Методология - учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

анализа сущности и взаимосвязи понятий «методология», «метод», «методика», необходимо отметить следующее. Методология, составляя основу исследования, определяет методы изучения и преобразования действительности, реализация которых предполагает применение определенных процедур, приемов (методики), включает в себя понятия метода и методики. Т.е. понятия «методология», «метод», «методика» соотносятся как целое и части.

2. Сущность метода предпроектного анализа в дизайн-проектировании

Теория и практика дизайна разработали специальную технологию проектного поиска новых решений, рационализирующую и ускоряющую этот процесс. Технология эта носит название - предпроектный анализ и имеет универсальный характер, т.к. действительна для проектных задач самого разного класса и типа.

Суть методики предпроектного анализа в средовом дизайне состоит в расчленении процесса исследования предлагаемой дизайнеру ситуации на ряд этапов, самостоятельных по целям и результатам работы.

Метод и методика в дизайне - порядок достижения проектной цели, решения поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приемов или операций, необходимых для получения искомого результата; система мер по оптимальной организации проектной (дизайнерской) деятельности. Включают несколько тесно взаимосвязанных разделов знания и комплексов работ: метод, «ноу-хау», уточняющих порядок и последовательность проектных работ от самых общих работ до конкретных технологий, обеспечивающих достижение проектной цели. Особенностью метода и методологии в дизайне является направленность проектных действий одновременно и на прагматический, и на художественный результаты, причем иерархия соответствующих установок и путей их достижения может меняться в процессе работы. Это означает, что метод и методика дизайнера должны содержать элементы, синтезирующие возможности и инженерно-технического, и художественного творчества, что предопределяет специфику его подготовки и технологии профессиональной работы».

3. Сущность метода «мозгового штурма» в дизайн-проектировании

Сущность метода мозгового штурма заключается в том, что отбирается группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все эксперты делятся на две группы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство экспертов, и считается правильной.

Метод "мозгового штурма":

 достаточно оперативен и надежен;

 это максимум идей за короткий отрезок времени;

 это отсутствие какой-либо критики;

 это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

Этот метод специально разработан для получения максимального количества предложений. Его эффективность поразительна: 6 человек за полчаса могут выдвинуть 150 идей. Бригада проектировщиков, работающая обычными методами, никогда не пришла бы к мысли о том, что рассматриваемая ими проблема имеет такое разнообразие аспектов.

4. Бионический метод в дизайн-проектировании

Бионика – это направление в первую очередь научное, а потом уже творческое. Применительно к архитектуре оно означает использование принципов и методов организации живых организмов и форм, созданных живыми организмами, при проектировании и строительстве зданий. Первым архитектором, работающим в стиле бионики, был А. Гауди. Его знаменитыми работами до сих пор восхищается мир (Дом Бальо, Дом Мила, Храм Святого Семейства, Парк Гуэля и др.). Основной ее задачей является изучение законов формирования тканей живых организмов, их структуры, физических свойств, конструктивных особенностей с целью воплощения этих знаний в архитектуре. Живые системы являются примером конструкций, которые функционируют на основе принципов обеспечения оптимальной надежности, формирования оптимальной формы при экономии энергии и материалов. Именно эти принципы и положены в основу бионики. Самые известные сооружений на основе бионики во всем мире: Эйфелева башня в Париже (повторяет форму берцовой кости); стадион «Ласточкино гнездо» в Пекине (внешняя металлическая конструкция повторяет форму птичьего гнезда)

5. Методология творческого процесса

Художественный метод в теории и практике искусства – это система принципов, управляющих процессом создания произведения искусства. Кроме того это способ отбора, обобщения, эстетической оценки и образного воплощения жизненного материала, связанный со способом познания и преобразования. Художественный метод вырабатывается каждым художником самостоятельно в ходе становления его профессионального мастерства, под влиянием мировоззрения как системы нравственных эстетических, философских и других убеждений.

6. Сущность художественного метода в дизайн-проектировании

Произведения дизайна, так же как и архитектурные, близки формам модернистского искусства, несмотря на то, что дизайн, относящийся к архитектоническому виду художественной деятельности, отделен от архитектуры и не тождественен искусству. Чтобы теоретически обосновать это предположение, сопоставим искусство и дизайн на уровне их творческих методов, а именно художественного и проектного, исследуем потенциал метода искусства в дизайн-проектировании.

Искусство является оригинальной, независимой, самодостаточной деятельностью. Чего нельзя сказать о дизайне, своеобразно соединяющем в себе как художественное, так и научно-техническое творчество. Из этого следует, что художественный метод является частью метода дизайнерской деятельности. Поскольку дизайн по своей сущности и происхождению производен от искусства, постольку очевидна первичность творческого метода искусства и того знания, которое он вырабатывает, по отношению к творческому методу дизайнерской деятельности и ее продуктам.

Художественное знание, зафиксированное в образах искусства, равно как и знание научное, выполняет инструментальную роль по отношению к практической дизайнерской деятельности. Диалектическое взаимодействие цели и средств позволяет теоретически и практически связывать разные виды деятельности: «То, что было целью в одной системе деятельности, становится средством в другой системе»

Образы искусства ХХ в. становятся в дизайн-проектировании средством, формирующим способности предметных форм выражать и абстрактно или предметно изображать определенные ценностные и смысловые значения. В особенности это заметно там, где мастеру, проектировщику, творцу необходимо добиться эстетически выразительных решений, приводящих к возникновению эмоций у воспринимающего. Определение сущности и границ художественного метода в искусстве и дизайне строится, с одной стороны, на рассмотрении этих видов эстетической формообразующей деятельности как элементов целостной системы историко-художественного процесса, а с другой стороны, на широком спектре смысловых значений философской категории «метод». художественный метод может реализоваться в трех формах: как метод познания, метод деятельности и метод творца, - каждая из которых имеет ограниченные возможности в искусстве и дизайне. Причем в дизайне эти значения художественного метода принимают модифицированный вид, по которому можно судить о способах использования метода искусства в дизайн-проектировании:

- как инструмента, связывающего искусство с дизайнерской практикой посредством художественного образа;

- как нормативного инструмента, управляющего дизайнерским формообразованием.

Рассмотрим специфическую роль художественного метода в двух первых его проявлениях относительно дизайна и искусства.

1. Художественный метод является инструментом образного познания и преобразования действительности. Художественная деятельность основана на чувствах, эмоциях, ощущениях, душевных переживаниях творца. Эту особенность творческого процесса отмечает В.В. Кандинский в работе «О духовном в искусстве», когда пишет: «В искусстве теория никогда не предшествует практике, а наоборот. Тут все, особенно же вначале, является делом чувства. Только чувством, особенно в начале пути, может быть достигнуто художественно верное». Эмоционально-образное отражение внутреннего мира человека, его мироощущения, эмоциональных переживаний помогает творцам создавать новые художественные формы, изменяя существующую реальность. Поэтому искусство формирует свой творческий метод с опорой на духовное содержание объектов, явлений, событий.

Дизайнер в отличие от художника строит свою проектную деятельность не столько на впечатлениях от того, что увидено, сколько на том, что познано. Знания о формах и смыслах приходят к нему не только через индивидуальный опыт, мастерство, умение и талант. Они формируются общественным и культурным опытом, создаваемым на протяжении всей истории человечества художниками, архитекторами, философами, психологами, социологами, инженерами-конструкто-рами. Для дизайна искусство является источником средств художественной образности предметных форм.

Художественный метод как метод познания иррационального вместе с тем оказывает влияние на рациональное дизайн-проектирование посредством художественных образов. Образы искусства, являясь основой художественности утилитарных предметных форм, позволяют дизайнерам выходить за рамки повседневности и создавать новые формы предметно-пространственной среды, обладающие эстетической значимостью, эмоционально-чувственным потенциалом. Это объясняет востребованность художественных образов в продуктивно-творческой деятельности дизайнеров, например при проектировании жилых и общественных интерьеров, городской среды, садово-паркового пространства, мебели, светильников и т. д.

Образы искусства, проникая в дизайн, позволяют гармонизировать предметно-пространственную среду сообразно представлениям человека о мире. При этом произведения дизайна так же, как и произведения искусства, выступают не только частью действительности, но и продуктом представления о человеке и человеческом, о социально значимых идеях и ценностях.

2. Перейдем к рассмотрению второго аспекта понятия «художественный метод», используя деятельностный подход, сообразно которому категория «метод» характеризует степень осознанности действий субъекта по отношению к объекту. Это своеобразная осознанная творческая установка, задающая направление художественно-творческого процесса. Анализ научных публикаций, освещающих проблему художественного метода с разных точек зрения, показывает, что в 1970-е гг. данный подход разрабатывает авторитетный отечественный эстетик М.С. Каган, изучая искусство как особый вид творческой деятельности, а также метод художественного творчества.

Теоретики, представляя деятельность как различные формы «человеческой активности», выделяют четыре типа субъектно-объектных отношений: преобразовательный, познавательный, ценностный, коммуникативный . Более того, согласно М.С. Кагану, искусство относится к специфическому пятому виду деятельности, в котором соединены в единое целое основные четыре вида деятельности, названные выше. По своей природе любая социальная деятельность, в том числе художественная, определяет характер установок субъекта.

Художники в своей деятельности опираются на определенное философское, религиозное мировоззрение. Поэтому они выбирают творческий метод на основе собственных представлений сущности, смысла, значимости окружающего мира.

творческий метод дизайна имеет две взаимно подчиненные составляющие: проектную и художественную, поэтому может называться проектно-художественным методом. Регулятивные принципы художественного метода влияют в известной степени на каждую из четырех проектных установок метода дизайна, внося в них художественность. Проектный метод дизайн-деятельности образуют установки, направленные на решение функционально-конструктивных, потребительских, социальных задач проектирования.

Многочисленные художественные методы ХХ в., используемые в дизайне и искусстве, приводят к творческому и историческому развитию этих видов формообразующей деятельности. Об этом свидетельствует образование большого количества художественных течений в искусстве ХХ в., а также разнообразие стилевых направлений в дизайнерском формообразовании, ставшее особенно заметным в конце ХХ в. Благодаря социально-исторической природе художественного метода, его изменчивости и непостоянству, дизайнеры располагают большим потенциалом в создании различных художественно-образных форм одного и того же предмета

7. Художественный и проектный образ в дизайне

Создание художественного образа- особенный для искусства способ осмысления действительности. Он способствует лучшему запоминанию и хранению в эмоциональной памяти какой- либо информации. Благодаря этому, когда человеку нужна какая-то информация об объекте, она возникает мгновенно. Поэтому одним из свойств художественного образа является одномоментность. Сюда же можно отнести и эмоциональность, ведь образ возникает в один момент, из-за эмоции, которая была в сознании человека или появилась. Итак, образ всегда эмоционально окрашен.            Художественный образ может существовать только в определенной среде, культуре, соответствующей его условиям. То есть художественный образ глубоко укоренен в культуре, его рождение и восприятие возможны лишь внутри определенной эстетической системы. Если художественный образ должен быть эмоционально окрашен, одномоментно воспроизводится в воспринимающем сознании, укоренен в культуре, то главным критерием существования проектного образа является понимание его потребителем и его готовность пользоваться воплотившей этот образ вещью(образ должен быть ориентирован на потребителя). В этом случае меняется система ценностей: человек уже может получать не только духовное удовлетворение, но и эстетическое и физическое. Если художественный образ, может содержать в себе какую-то недосказанность, загадку, поскольку его достоинства определяются лишь талантом автора, то проектный должен быть целостен, осмыслен, завершен, гармоничен. Образ в дизайне не должен противоречить функциональному смыслу и создаваться в ущерб рациональной форме, чтоб объект дизайна не превращался в фон, движение образа.В дизайне - проектный образ.

Проектный образ – это идеальный объект или модель, созданная воображением дизайнера, в которой отражается реальный мир; целостная и завершенная в своем строении форма, в которой все части согласованы друг с другом и с целым в соответствии с выраженным в этой форме содержанием; предметно выраженный смысл.

Проектному образу свойственно тиражирование, соответствие образа потребителю (субкультурной группе потребителей), каждый экземпляр – оригинал.

Разница в том, что:

• В отличие от художественного образа, проектный образ складывается на основе критического анализа.

• Художественный образ так же не зависит от потребителя в такой степени, как проектный образ, он вписан в потребительскую культуру, что переводит его из плоскости чистой созерцательности в плоскость взаимодействия с ним.

• Проектный образ связан с функцией вещи, в нем очень важен аспект морфологии, в отличие от художественного образа.

8. Понятие «проект». Общие признаки проекта

«Понятие «проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями».

общие признаки проекта:

• изменения - основное содержание проекта;

• ограниченная во времени цель;

• ограниченная временная продолжительность проекта;

• бюджет проекта;

• ограниченность требуемых ресурсов;

• новизна;

• комплексность;

• правовое и организационное обеспечение проекта;

• разграничение с другими намерениями и видами деятельности

9. Классификация проектов по видам и длительности

Проект - это комплексный системный процесс, который направлен на изменение различных областей жизни человека. Классификация проектов по длительности

1. Краткосрочный – от нескольких месяцев до 3-х лет (или до 2-х);

2. Среднесрочный - от 3-х до 5-ти лет;

3. Долгосрочный - свыше 5-ти лет.

10. Основные фазы жизненного цикла проекта

Типичный жизненный цикл проектасостоит из четырех фаз:

1. Начальная фаза (концепция).

2. Фаза разработки.

3. Фаза реализации.

4. Фаза завершения

1)           Начальная фаза - посвящена разработке концепции проекта и включает в себя:

• Сбор исходных данных и анализ существующего состояния

(предварительное обследование).

• Выявление потребности в изменениях (в проекте).

• Определение проекта:

 • цели, задачи, результаты;

• основные требования, ограничительные условия, критерии;

• уровень риска;

• окружение проекта, потенциальные участники;

• требуемое время, ресурсы, средства и др.

• Определение и сравнительная оценка альтернатив.

• Представление предложений, их апробация и экспертиза.

• Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.

2) Фаза разработки - разрабатываются основные компоненты проекта и осуществляется подготовка к его реализации. Основные работы этой фазы:

• Назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь ключевых членов команды.

• Установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельца проекта, других ключевых участников.

• Развитие концепции и разработка основное содержания проекта:

• конечный результат (ы) и продукт (ы),

• стандарты качества,

• структура проекта, основные работы,

• требуемые ресурсы.

• Структурное планирование, в т.ч.:

• календарные планы и укрупненные графики работ и обеспечения,

• смета и бюджет проекта,

• потребность в ресурсах,

• контроль,

• определение и распределение рисков.

• Организация и проведение торгов,

• Организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ по проекту. Представление проектной разработки.

• Получение одобрения на продолжение работ по проекту.

3) Фаза реализации - Выполняются основные работы, необходимые для достижения проекта. Данная фаза включает в себя:

• Организация и проведение торгов, заключение контрактов.

• Организация выполнения работ.

• Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта.

• Ввод в действие системы стимулирования (участников) проекта.

• Технические спецификации.

• Установление системы информационного контроля за ходом работ.

• Организация и управление материально-техническим обеспечением работ, в т.ч. запасами, покупками, поставками.

• Выполнение работ, предусмотренных проектом (в т.ч. производство строительно-монтажных и пуско-наладочных работ).

• качество работ и проекта,

• продолжительность и сроки,

• стоимость и другие показатели.

• Решение возникающих проблем и задач.

4) Завершающая фаза или окончание проекта - достигаются конечные цели проекта, подводятся итоги, разрешаются конфликты и проводится закрытие проекта.

11. Менеджер проекта. Его задачи и функции

Функции менеджера проекта

Менеджер проекта - главная фигура в процессе управления проектом. На эту позицию может быть назначен либо представитель организации, реализующей проект, либо представитель заказчика.

Заказчик, инвестор делегируют менеджеру проекта полномочия по руководству проектом: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта.

Функции менеджера проекта по управлению проектом в наиболее обобщенном виде:

1. Базовые функции:

• Предметная область

• Качество

• Время

• Стоимость

2. Интегрированные функции:

• Надежность и риск

• Трудовые (людские) ресурсы

• Контракты (материально-техническое - закупки, поставки)

• Коммуникации и информация.

12. Функции календарных планов выполнения работ

Календарный план является документом, который координирует деятельность большого количества организаций, предприятий и отдельных фирм. Он определяет последовательность и взаимозависимость, продолжительность и интенсивность работ, необходимость трудовых и технических, материальных и финансовых ресурсов. Календарный план выполняет функцию организации работы всего коллектива предприятия, при котором все взаимосвязаны и взаимно помогают друг другу. Одной из важнейших функций оперативного календарного планирования является разделение работы по рабочим местам, которое осуществляется поэтапно: сначала в цехах, потом на участках и только потом в бригадах. Это необходимо для четкого обеспечения выполнения заданий производственной программы, сохранения ритмичности работы предприятия, а также каждого структурного подразделения. Функции календарных графиков – контроль за выполнением работ, соблюдение сроков работ, соблюдение бюджета.

13. Функции матрицы ответственности участников проекта

Задание на разработку элементов системы качества должно включать ответственных, сроки и необходимую информацию о требованиях к данным элементам. Результатом распределения ответственности за элементы системы качества является матрица ответственности. Четкое описание ответственностей уже улучшает коммуникацию в организации. Функции – на этапе планирования проекта определить какой отдел или человек за какую часть работ отвечает, контролировать полноту и качество выполнения работ.

14. Понятие «художественная система» в историко-культурном процессе

Художественная система — основная и наиболее широкая форма конкретно-исторического развития искусства, позволяющая с достаточной определенностью исследовать и отношение искусства к другим областям общественной жизни на данном этапе исторического развития и собственные, внутренние закономерности и формы художественного развития. Принадлежность художественной системы к определенному типу общественной деятельности вносит ясность в характер партийности, классовости, народности художников данного типа1, выявляет общественную природу творческого метода. Вместе с тем понятие художественной системы нацеливает на исследование собственных особенностей художественного развития — художественной специфики творческого метода, собственной природы художественного содержания и его структурных показателей, художественных направлений, течений, видов искусства, жанров и стилей внутри данной художественной системы и ее связей с другими художественными системами.

15. Определение понятия «стиль».  Виды стиля (исторический, групповой, индивидуальный)

Стиль античные корни «стилос»- остро заточенная палочка для письма на восковых досках

Стиль- основная категория искусства, которая определяется как:

-общность образной системы средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленных единством идейно-художественного содержания. Понятие стиль имеет общее смысловое значение с понятиями композиция и творческий метод, однако они не являются вполне тождественными.

Исторический- стиль отдельных эпох или крупных художественных направлений, в нем единство содержания определяет общность художественно-образных принципов (ренессанс, готика, барокко). Носителем стиля является-архитектура

Индивидуальный- творческая манера, авторский почерк отдельного художника.

Групповой- творческая манера определенной группы, которая выделяется на фоне исторического стиля своей эпохи четко выраженным своеобразием композиций, приемов формообразования.

16. Общие характеристика стиля «модерн»

Отличительными чертами этого красивого пластичного стиля можно назвать отказ от прямых линий и углов в пользу естественных природных изогнутых плавных линий, широкое использование прикладного искусства, применение новых технологий (например, сложные железобетонные конструкции), использование металла, стекла.

Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Преобладающие и модные цвета

Приглушенные цвета — цвет увядшей розы и табачные, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона

Линии стиля модерн

Отказ от прямых линий, плавность, текучесть линий, подражание природным формам растений. Часто отказ от симметрии

Формы модерна

Плавность и текучесть форм, отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую

Характерные элементы интерьера модерна

Сочетание плоскостей, гнутая мебель. Мозаика, эмаль, золотой фон, расчеканенная медь и латунь

Конструкции стиля модерн

Часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас)

Окна стиля модерн

Прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин.

Двери стиля модерн

Прямоугольные, часто арочные. Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные

17. Модернизм в искусстве. Многообразие стилевых направлений в рамках модернизма

Модерни́зм, общее обозначение всех авангардистских направлений в изобразительной культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего». Модернизм можно рассматривать как ранню стадию авангардизма.

Возникновению модернизма предшествовали концепции искусство для искусства, тенденции эстетизма, субъективизма и формализма. Частично они коснулись таких направлений, как натурализм, импрессионизм и символизм. В полной мере модернизм обнаружил себя в экспрессионизме и кубизме, получив дальнейшее развитие в футуризме, абстракционизме и сюрреализме, а далее, — в формах современного антинскусства (поп-арт, минимальное искусство, концептуальное искусство и др.). Для течений модернизма характерны крайний субъективизм, разрыв с художественной правдой, полный отказ от классического наследия и реалистических традиций, элитарность и формализм.

Условной датой начала модернизма называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда вошли работы художников, не принятых к участию в официальном Парижском салоне. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание произведений, основанных на внутренней свободе, особом видении мира и формирующих новый изобразительный язык, где важной составляющей становится вызов устоявшимся художественным канонам.

Хронологическая периодизация модернизма очень сложна. В искусствоведении существуют расхождения мнений даже по вопросу об истоках модернизма: одни начинают его отсчет с символизма, другие видят его начало чуть ли не в середине XIX в. Дело усложняется еще и большим количеством как стилевых направлений, так и "внестилевых" мастеров. При этом каждое направление претендовало на абсолютную новизну изобразительных средств. Несмотря на это, модернизм как явление культуры необходимо рассматривать в целостности, что позволит выявить его специфику. Еще одна особенность, которая бросается в глаза при изучении модернизма, - его теоретичность и постоянное обращение к философским основам. К примеру, сюрреализм его идеолог А. Бретон считал не искусством, а методом познания. Все это усложняет определение точных временных рамок модернизма. Условно их можно определить с 1907 г. (возникновение кубизма) по конец 1960-х гг., когда модернизм плавно перешел в постмодернизм. Центрами модернизма исследователи считают Францию, Германию, Италию и Россию.

Кубизм условно можно считать первым направлением модернизма. Считается, что он начал свое существование с произведения Пикассо "Авиньонские девицы" (1907). Но это не значит, что Пикассо этой работой стремился создать новое направление. Напротив, оно возникло как осмысление уже сделанного. Начало кубизма знаменательно творчеством

двух мастеров - Пабло Пикассо (1881 -1973) и Жоржа Брака (1882-1963). В качестве отклика на "Авиньонских девиц" Брак пишет свою "Обнаженную".

В своем развитии кубизм прошел три этапа. Первый этап (1907-1909) получил название сезанновский, за ним следует аналитический (1911 -1912), для которого характерно дробление больших масс в картине, использование "веерообразных" структур. Благодаря ритмической согласованности частей картины форма "начинает жить самостоятельной жизнью". Примером может служить "Портрет А. Воллара" П. Пикассо. Следующий этап - синтетический (1913- 1914) - отличается чередованием и наслоением объектов на плоскости, когда за одним объектом просматривается другой. Еще одна особенность - введение в живопись инородных материалов. Впервые в живопись вводится текст, напечатанный на бумаге. Новаторство принадлежит Ж. Браку, создавшему знаменитый кубистический коллаж. Этому нововведению есть объяснение - в начале века мир стал более "разговорчив": появляются телефон, телеграф, газеты. Поэтому в кубистических произведениях появляется много цифр, отдельных слов, "плавающих" в пространстве. На полотнах можно увидеть песок, уголь, железо, стекло, опилки - при таком приеме картина приобретает некую трехмерность, рельеф. Кубизм все больше становится интеллектуальной игрой форм. Появился и так называемый декоративный кубизм, который отличался свободной комбинацией пластических и красочных элементов.

Рождение футуризма относят к 1909 г. Его центром была Италия. Футуризм отличался своей воинственностью, даже некоторой агрессивностью. Он имел свои лозунги, программы, манифесты и начался именно с них, а не с художественных экспериментов, как кубизм.

В формировании футуризма определенную роль сыграла философия Ф. Ницше, который видел ценность мира в возможности интерпретации; так появляется понятие многомерности при его осмыслении: "Мир не есть нечто фактическое, он течет, он - нечто становящееся". Футуризму присущ культ движения, поэтому художники всеми средствами пытаются изобразить эту динамичность, ускорение темпа жизни, дисгармонию мира, возникшую вместе с вторжением машин в жизнь человека. Художники-футуристы - Умберто Боччони, Джино Северини, Карло Kappa, Луиджи Руссоло - считали своим идейным вождем литератора Филиппе Маринетти.

Для футуристической живописи характерны урбанистические мотивы, нарушение цветового единства, сочетание тусклых и кричащих тонов.

Экспрессионизм как направление возник в начале XX в. в немецком искусстве и вырос в одно из самых сложных художественных явлений первой половины XX в., оставившее глубокий след во всем последующем развитии искусства XX столетия. Центрами экспрессионизма стали Мюнхен, Дрезден.

В 1905 году в Дрездене сложилась группа художников "Мост". В нее вошли Э. Кирхнер (инициатор), К. Ротлуф, О. Мюллер, М. Пехштейн и другие художники, очень разные по темпераменту, но объединенные общими идеями поиска новых художественных

приемов. В своих исканиях они часто обращались и к народным образам, и к искусству других народов, и к творчеству Ван Гога, Гогена, и к эстетике примитивизма. Предметом их искусства была не окружающая действительность. Они выступили против импрессионизма, с одной стороны, и против официального искусства Германии - с другой. Простота и незамысловатость сюжета картины компенсировались предельной экспрессивностью выразительных средств - дисгармонией цвета и света, резкими контрастами, изогнутостью линий, резкостью контуров или, напротив, их отсутствием. Важный момент - мастерская передача движения, ритма. Экспрессионисты с большим мастерством передавали бурю, ветер, мерцание и блеск воды. Другое известное объединение, "Синий всадник", продолжило линию "Моста". Его основоположником стал В. Кандинский. В 1912 г. в Мюнхене выставили свои работы В. Кандинский, Ф. Марк, Л. Фейнингер. На этой выставке впервые был употреблен термин "экспрессионизм", хотя в творчестве Кандинского уже ясно виделись черты абстракционизма.

Абстракционизм возник в 1910 г. Словарь абстрактной живописи, изданный в Париже в 1953 г., гласит, что "живопись должна называться абстрактной, когда мы ничего не можем узнать в ней от объективной реальности". Воспроизведение, доведенное до такой степени, когда ничто в произведении не позволяет обнаружить исходный природный объект, воспроизведение, которое при взгляде на него ничем не напоминает воспроизводимое, будет иметь право называться абстракцией. Абстракционизм можно считать кульминационным моментом модернизма в смысле отхода от предметности, разрушения формы предметов. Основоположником этого направления по праву считается В. Кандинский, а первым абстрактным произведением - его акварель, написанная в 1910 г., в которой, по словам французского критика Ш. Брю, "первый раз в истории живописи невозможно было что-либо заметить или узнать на картине". Теоретические положения этого направления Кандинский высказал в книге "О духовном в искусстве" (1910).

В 1912 г. Пит Мондриан (1872-1944), голландский художник, начинает экспериментировать с геометрическими формами. Этот эксперимент он чуть позже назовет "неопластицизмом". Вся его живопись была сведена к сочетанию вертикальных и горизонтальных линий, соединенных под прямым углом. Основные цвета - красный, желтый, синий. Линии обычно черные или серые. Черный и серый Мондриан называл "нецветами". Главной своей задачей он считал устранение из живописи эмоционального начала, считая, что "божественное живет только при температуре ниже нуля".

В 1913 г. в рамках абстрактного искусства возникает направление, названное супрематизмом (от франц. "господство", "превосходство"). Его инициатором стал художник Казимир Малевич.

18. Супрематизм как новая композиционная система в искусстве

Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и

теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич. Сам термин никак не отражает сущности супрематизм. Фактически, в понимании Малевича, это оценочная характеристика. супрематизм — высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного в



2019-08-13 502 Обсуждений (0)
Функции менеджера проекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции менеджера проекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)