Способы, виды и принципы стилизации.
На современном этапе развития искусства и дизайна, стилизация находит все более широкое применение. Для стилизации характерно абстрагирование , мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения автора произведения признаков, с целью выявления более значимых, отражающих суть предмета элементов. Стилизация может применяться и как способ намеренной имитации формальных признаковобразной системы чего – либо (художественного стиля эпохи, авторского стиля художника) в новом, необычном художественном контексте. Стилизация применяется в проектной деятельности (дизайн) и художественных произведениях (декоративная живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство). Самой высокой степени локализации и объединения видов стилизации из всех форм искусства достигает дизайн. Это проявляется в модернистских направления искусства (супрематизм, сюрреализм). Стремление дизайна довести все созданные формы до высокой степени обобщения является воплощение современного понимания задач дизайна. Именно это направление художественной деятельности ведет поиск соответствия художественной концепции воплощенной форме, отметая все лишнее. Сегодня есть направления дизайна, которые , которые ведут поиск своей образной выразительности в нарастающей декоративности форм. Примером могут быть поиски дизайнеров – ювелиров в создании современных ювелирных изделий с привлечением декоративных стилей прошлого. Стилизация является обязательным, а часто и главным средством художественной выразительности в дизайне. Основными принципами стилизации в создании художественного произведения являются: ПРИНЦИП УПРОЩЕНИЯ. Упрощение создает условия для художественного выявления наиболее значимых качеств изображаемого объекта путем отбрасывания несущественных деталей и усиления форм, служащих целям создания художественного образа изображаемого объекта. Стилизация имеет направленный характер художественной деятельности по изменению видимого мира для достижения цели художественного произведения и построения художественного образа. ПРИНЦИП НАРАСТАЮЩЕЙ ДЕКОРАТИВНОСТИ. Усложнение изображения также является видом стилизации и усиливает декоративность графического листа с помощью деталей проработки элементов, применения разнообразной графической фактуры, усиления цветовой интенсивности. ПРИНЦИП ОБЪЕДИНЕНИЯ УПРОЩЕНИЯ И ДЕКОРАТИВНОСТИ. В решении художественного пространства часто происходит взаимодействие двух принципов стилизации: с одной стороны упрощение общего силуэта композиции для достижения целостности ее восприятия, с другой стороны усиление и усложнение декоративных принципов решения образа. Одновременное упрощение и усложнение позволяет достигать образной выразительности в решении задач стилевого единства композиционного поля и силуэта. Модель стилизации «ГРАНИЦА». Стилевой образец сам является результатом стилизации. Один из признаков композиционного стиля нарочито преобразуется в самостоятельную тему – способ сборки новой композиции, куда врисовываются конкретные стилевые детали. Такая стилизация обязывает вводить в структуру художественного образа конфликт драмы, что на практике означает обязательное сопровождение каждого объемно – пространственного движения его контрдвижением. Похожесть в целом достигается артикулированным использованием любого из признаков. Эффект стилизации может быть достигнут, если в новую структуру встраивать «подходящие для ситуации» цитаты. Модель стилизации «ГРИМАСА». Художественный стилевой образец может быть почти без изменения вписанным в новую композицию. «Почти без изменения» - свободная прорисовка деталей методом артикуляции композиционных связей, выявленных стилевых образцах. Модель стилизации «ПЕРЕСКАЗ». Стилизация образца заключается в умении продолжить его линии, формы, объемы как бы за пределы видимой картины, или не выходя за пределы, углубляться в картину, артикулируя композиционные связи образца на уровне деталей. Модель стилизации «ДВОЙНИК». Формируется двухчастная композиционно – стилевая структура. Одна часть – узнаваемый объект мастера, другая – узнаваемый образец этого объекта. Между частями – видимый композиционный диалог. Как результат – двухчастная композиционная форма. Образец и его стилизация пристраиваются друг к другу, единство достигается буквальным обнажением процесса превращения одного в другое. Создавая образец композиции стилевого образца, стилизатор обязан определиться с характером отношения к нему. В модели «двойник» это отношение показано процессом, в остальных моделях - уже состоявшимся результатом. С понятием «стиль» в изобразительном искусстве достаточно тесно связано понятие «стилизация». Общее здесь в том, что творческая стилизация обязательно носит индивидуальный характер, подразумевает авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей действительности и как результат отображение их с элементами новизны. Наряду с творческой стилизацией существует и ее более низкий уровень, так называемая подражательная стилизация, которая предполагает наличие готового образца для подражания и заключается в подражании стилю той или иной эпохи, известным художественным течениям, стилям знаменитых мастеров, стилям и приемам творчества того или иного народа. И все же не смотря на уже имеющийся образец подражательная стилизация не должна иметь характер прямого копирования. Подражая тому или иному стилю, создатель стилизованного произведения должен стремиться внести в него , на сколько это возможно, свою индивидуальность, например, избранным сюжетом, новым видением колорита или общим композиционным решением. Именно степень этой художественной новизны и будет, как правило, во многом определять ценность стилизованного произведения. В целом стилизация, в первую очередь творческая, является одним из плодотворных методов изобразительного искусства, который основан на другом, отличном от реалистического способе реальной интеграции при осмыслении и отражении окружающей жизни. Широко известны знаменитые стилизованные произведения Ван Гога, Сезанна, Пикассо, Матисса, Леже, Лентулова, Филонова, Куприна, Сарьяна и многих других зарубежных и отечественных мастеров. СТИЛИЗАЦИЯ – намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи, что зачастую предполагает свободную трактовку содержания и стиля искусства послужившего прототипом. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля. В изобразительном искусстве и преимущественно в декоративно прикладном искусстве, дизайне, обобщение изобразительных фигур и предметов с помощью условных приемов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора. Стилизация – это видоизменение, переработка мотива с использованием художественного обобщения условных декоративных качеств. Цель творческой стилизации в декоративно – прикладном искусстве - создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Теоретической основой для творческой стилизации нужно считать положение, согласно которому создание подлинно нового - это создание того, чего напрямую нет в природе, хотя главным и единственным источником для этого нового должна служить все та же природа. Отсюда возникает общее понятие декоративной композиции. Декоративная композиция – это композиция с высокой степенью выразительности и явными признаками декоративности, имеющая модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые, придавая ей декоративный вид, усиливают ее чувственное восприятие. Таким образом, главной целью декоративной композиции является достижение ею максимальной выразительности и эмоциональности с частичным или же полным отказом от достоверности, которая становится излишней или даже мешающей. Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, - простота форм, их обобщенность и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность. В первую очередь декоративной стилизации свойственны обобщенность и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения все лишнее, второстепенное, мешающее четкому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное. Высшей формой отказа от изображения несущественных реалистических деталей объектов декоративной композиции с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация, которая существует в двух видах: абстракция, имеющая реалистический образец в окружающем мире, и абстракция, не имеющая такого образца, - воображаемая (беспредметная) абстракция. В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип – художественная трансформация реальных природных объектов с помощью самых различных изобразительных средств и приемов. Чаще всего такая трансформация производится с помощью изменения и упрощения формы реальных объектов флоры и фауны, укрупнения или уменьшения характерных частей этих объектов, изменения количества характерных деталей объектов в большую или меньшую сторону, изменения природного цвета объекта. Довольно часто стилизованное изображение предполагает объединение различных частей, каждая из которых скопирована с какого – либо объекта природы или окружающей среды и творчески видоизменена. Например, цветок конкретного растения изображается не с целью точной передачи оригинала, а создается формализованным, с использованием отдельных деталей, присущих цветку этого конкретного растения. Или, например, лист клена изображается таким образом, что его форма приобретает геометрическую форму шестиугольника. Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель – превращение реальных природных форм в стилизованные. 22. Художественные стили в истории искусства: наименование, периодика Стиль, лат. stylus - палочка, которой писали, совокупность характерных черт литературы или искусства той или иной эпохи, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Понятие "стиль" формируется в средние века как система правил создания художественного произведения. Тогда доминирующая роль принадлежала архитектуре, и понятие стиля, а точнее стилей - романского и готического, применялось исключительно в архитектуре. В средние века во всех сферах человеческой жизни господствовала церковная культура. Теоцентризм был определяющим и в искусстве. Устремленный ввысь готический собор стал осью мироздания. С XII начинается процесс секуляризации и новая эпоха, подарившая миру гениальные и неподражаемые творения живописи и архитектуры - эпоха Возрождения. Рождается стиль ренессанс, который возвращается к канонам античного искусства. Эпоха абсолютизма открывает поражающий своей эмоциональностью стиль барокко. Экспрессия, динамизм форм, полукруглые очертания и вместе с тем несдержанность, обилие, вычурность. На смену пышному барокко приходит сдержанный классицизм со свойственными ему строгостью форм, ясностью пространственного решения, мягкостью цветов и лаконизмом внешней и внутренней отделки. Завершающим аккордом классицизма становится стиль ампир - стиль имперский, торжественный, где преобладает тема героизма, патриотический настрой. Вместе с XIX веком приходит эпоха позитивизма, характеризующаяся полистилизмом. На закате века в права вступает модерн с присущим ему эклектизмом. Модерн - стиль новаторства, неожиданных решений. С конца XX века господствует постмодернизм и бесстилие. Периодизация, наименование, примеры I. Эпоха средневековья, IV - XIV века. Романский (IX - XI века) и готический (XII - XIII века) стили Характерные черты: теоцентризм, стиль рыцарского замка, стрельчатость, устремленность вверх, "каменное кружево" Примеры: церковные росписи: Романика: Мастер перикоп Генриха II. Апостол Петр принимает ключ; Готика: Мастер Псалтирь Людовика Святого. Валаамова ослица, миниатюра Пергамент. II. Возрождение (Ренессанс), XII - XVI века. Характерные черты: гуманизм, антропоцентризм, секуляризация Примеры: Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», «Мадонна Бенуа», «Иоанн Креститель» Боттичелли «Весна», «Паллада и Кентавр», «Рождение Венеры». Тициан «Вознесение Марии», «Даная», «Любовь земная и Любовь небесная». Микеланджело «Распятие Св. Петра», «Положение во гроб» Рафаэль «Сикстинская Мадонна», «Три Грации», «Святой Михаил и дьявол» III. Абсолютизм, XVII век. Барокко - (причудливый, странный, склонный к излишествам; порт. perola barroca — жемчужина с пороком) - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Характерные черты: дворцовый стиль; обилие декора, лепнины, орнамента, изогнутых линий; обилие золота и света; пышность, вычурность, изобилие; детальность; динамизм форм; преобладание чувства над рассудком Примеры: Караваджо «Распятие святого Петра» Динамическое барокко: Рубенс «4 континента» Реалестичное барокко: Рембранд «Снятие с креста», Валаскес «Шуты» Классическое барокко: Пусен «Поклонение золотому тельцу» Классицизм (XVII-XIX) Характерные черты: достоверность изображаемого, торжественность и строгость, борьба разума и эмоций, героизм, гармония и соразмерность частей, логическая стройность композиций и лаконизм, простота сюжета Примеры: Грёз Жан Батист «Избалованное дитя», Жак-Луи Давид «Клятва Горациев», Карл Брюллов « Девушка, собирающая виноград»,Никола Пуссен «Танец под музыку времени» Ампир (XVII)- стиль империи (от фр. "empire") - высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд классицистического направления. Стиль опирался на художественноем наследие архаической Греции и императорского Рима, черпая из негмо мотивы для воплощения величественной мощи: монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы). Характерные черты: упорядоченность частей, строгая симметрия; парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль; богатый декор с мотивами военной эмблематики, подчеркнута монументальность. Примеры: Жак-Луи Давид «Раздача знамен на Марсовом поле», Франсуа Жерар «Императрица Жозефина», Жан-Баттиста Вика «Королева Джулия Бонапарт с детьми» IV. Просвещение, XVIII век Рококо (XVIII), Просветительский классицизм (XVIII), Сентиментализм (XVIII) Характерные черты: рационализм, космополитизм, научность, культ природы Примеры: Рококо: Ватто «Капризница», Буше «Спящая постушка», Фрагонар «Задвижка», Сентиментализм: Ж. Б. Грёз «Наказанный сон», В. Л. Боровиковский. «Лизынька и Дашинька», В. А. Тропинин. «Мальчик, тоскующий об умершей птичке». V. Позитивизм, XIX век Романтизм (нач. XIX века - 30-ые гг.) – живопись, обличающая внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Характерные черты: двоемирие, свежесть восприятия мира Примеры: Делакруа «Алжирские женщины», Айвазовский «Девятый вал», Гойя «Зонтик», Кипренский «портрет Пушкина» Критический реализм (30-ые - 60-ые гг.) -кудожественное направление, возникшее в сер. 19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее цельюправдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам. Характерные черты: объективная действительность Примеры: В. Г. Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе», И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». Натурализм (60-ые - 80-ые гг.) - движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии. Характерные черты: физиологичность, утрированный реализм Примеры: Люсьен Фрейд. Женщина с собакой, Филип Перлстайн. Обнаженная в кресле Импрессионизм (60-ые - 80-ые гг.) Художественная концепция импрессионизма строилась на стремлении естественно и непринужденно запечатлеть окружающий мир в его изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления Характерные черты: впечатление, эксперимент. Примеры: Клод Моне. «Терраса в Сент-Адрессе», О.Ренуар. «Завтрак гребцов» Модерн и символизм (90-ые гг.) Характерные черты: экстравагантность, эклектизм (смешение стилей) Примеры: Модерн: А.Муха «Времена года», реклама сигарет, театральные плакаты Г. Климт «Поцелуй», «Девы» Символизм: Васнецов «Радость праведных о Господе», Врубель «Царевна-лебядь», Рерих «3 радости», Мунк «Глаза в глаза», Малевич «торжество неба» VI. Модернизм XX век (до 60-х гг.) - свободный взгляд мастера-творца, изменяющего видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. Характерные черты: новаторство, отрицание традиционного искусства, антивоенный настрой, изображение новой реальности Примеры: Марк Шагал. День рождения, Г Климт. Змеи, Ван Гог. Ночное кафе в Арле Течения: Фовизм– творчество "диких" художников, течение во французской живописи, создающее декоративные произведения, отличающиеся насыщенными, чистыми красками, четкими широкими контурами, обобщенными формами; контрасты дополнительных оттенков (восточная гравюра, средневековые витражи). Примеры: Матиз «Танец» Экспрессионизм - (лат. expression – выражение) – направление в искусстве, представители которого видели единственной реальностью субъективный духовный мир человека и старались отразить его в своих работах; характерна гротескная изломанность изображения; иррациональность образов, пронизанных яркими эмоциями; ярко выраженная антивоенная направленность. Примеры: Пауль Клее. «Предупреждение кораблей», Ван Гог. «Доктор Поль Гаше» Футуризм - (от лат. futurum – будущее) – направление, отвергающее все предшествующие завоевания искусства и культуры и связывающее свои творческие изыскания с индустриальным развитием эпохи; стремление к эмоциональному отображению реалий мира высоких скоростей; энергетические композиции с раздробленными на отдельные фрагменты геометрическими фигурами, пересеченными острыми углами; главный принцип их построения – симультанность (одновременное изображение нескольких моментов движения). Примеры:Умберто Боччони — Улица входит в дом Кубизм - модернистское течение, занимающееся формальным экспериментированием; создание геометризированных форм, конструирование объемных структур на плоскости, расчленение сложных фигур на множество более простых элементов; принцип анализа формы ("негритянская" пластика, коллаж). Примеры: Пикассо. Портрет девушки, Хуан.Натюрморт с бутылкой бордо Дадаизм -(dadaism) (франц. dada - деревянная лошадка), в переносном смысле - бессвязный детский лепет, авангардистское литературно-художественное течение в европейском и американском искусстве, возникшее как протест против традиционных моральных и культурных ценностей. Примеры: Марсель Янко «Дада в Цюрихе» Сюрреализм – литературно-художественное модернистское направление, возникшее как реакция на общественные потрясения, охватившие мир, протест; источник искусства – область бессознательного (сны, галлюцинации, гипнотический транс, инстинкты); замена логических связей иррациональными, субъективными ассоциациями, иллюзорность. Примеры: Эрнст «ангел очага», Дали «Постонство памти», «Жираф в огне» Абстракционизм – создание произведений используя формальные элементы: геометрические объемы и фигуры, линии, цветовые пятна и всевозможные отвлеченные конфигурации; постигали сущность интуитивно; выражение внутренних закономерностей, не видимых за реальными явлениями действительности; динамика цвета и красок – язык живописи Примеры: Дж.Поллок. Моби Дик Супрематизм– направление в авангардизме, разработанного художником К.С. Малевичем, считавшим, что главная цель живописи – посредством простейших форм выразить абсолютную реальность; сочетание окрашенных геометрических фигур. Примеры: Малевич «Супрематизм» Примитивизм– следование принципами нормам искусства "примитивов": первобытному искусству, народному творчеству, современному творчеству отсталых в культурном отношении народов; стилизация под народное творчество. Примеры: Руссо. Спящая цыганка Пуантилизм – в живописи письмо отдельными мазками в форме точек, мелких прямоугольников и квадратов; нанесенные таким способом на поверхность чистые краски, оптически смешиваясь в глазах зрителя, создают красочное изображение. Примеры: Жордж-Пьер Сёра «Сельская дорога» VII. Постмодернизм с 60-х гг. XX века. - постсовременность находит свое наиболее сильное выражение в искусстве постмодернизма. Здесь вполне отчетливо выделяются две основные тенденции: Первая из них преимущественно находится в русле массовой культуры. Она решительно противостоит модернизму и авангардизму. Ее участники отвергают авангардистскую страсть к экспериментированию, погоню за новизной, устремленность в будущее. Всему этому они противопоставляют эклектизм, смешение всех существующих форм, стилей и манер, используя для этого приемы цитирования, коллажа, повторения. Примеры: творческая группа «СВОИ» - это единый организм, собранный из разноплановых художников. Вторая тенденция связана со структурно-семиотическим течением и имеет менее выраженный постмодернистский характер. Она не столь решительно противостоит авангарду и модернизму, хотя также стремится к их преодолению, делая это более тонко, с помощью иронии, пародии и гротеска, а не просто отбрасывая. В ее основе лежит семиотический принцип, согласно которому под каждым изображением лежит другое изображение. Примеры: С. Киа, Ф Клементе, Э. Кукки, М. Палладино. К нему также примыкают художника Ж. Гаруст — во Франции, А. Пенк — в Германии, Д. Шнабел — в США. Это течение иногда называют неофовизмом и неоэкспрессионизмом. Декаданс (от франц. decadence или от лат. decadentia – упадок) – направление в литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв., отличающееся сопротивлением общественной «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, которая часто идёт наряду с эстетизацией греха и порока, двойственными переживаниями отвращения к жизни и искусного наслаждения ею. Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего Декаданс в живописи – явление противоречивое, оно так и не сумело оформиться в какое-то конкретное направление. Искусство декаданса не имело ничего общего с искусством энергии и юности. Тем не менее, упадок, аморализм, эстетизм, а также тоска по былым временам способствовали созданию выдающихся произведений. Именно недовольство «банальным прогрессом», культом наживы дикого капитализма и привели к открытию новых горизонтов в творчестве. Примеры: Обри Бердслея, Арнольд Беклин, Макс Клингер, частично Михаил Врубель и Борисов-Мусатов, а также Обри Бердслей, Густав Моро, Франц фон Штук, Эдвард Мунк, Н. К. КалмаковРаботы: «Саломея» Обри Бердслея, «Демон сидящий» Врубеля, «Христос в Олимпии», «Приговор Париса» Макса Клингера, «Терновый венок», «Кот в сапогах» Калмакова и другими. 23. Стилизация биоформ в дизайн-проектировании Стилизация - трактующееся в двух ипостасях: - свободное использование или намеренная имитация художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы и т.д.; - процесс работы, представляющий собой декоративное изображение объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Стилизация в изобразительном и прикладном искусстве известна с давних времен. Уже в первобытную эпоху сложились выразительные особенности плоскостных, рельефных и объемных изображений, выполненных на основе схематических знаков и геометрических фигур. Древний мир свободно, особенно на ранних этапах, оперировал художественным методом схематизации. Яркий пример стилизации - готические витражи в средневековых. Стилизация форм и знаковость в изображении нашла отражение в древнерусском искусстве - иконописи. Элементы стилизации встречаются в творчестве мастеров Возрождения и русском классицизме конца XVIII - начала XIX в., что было связано с возникновением историзма и стремлением привнести в современные произведения художественные принципы существовавших в прошлом культур. «В конце XIX - начале XX вв. стилизация использовалась в поисках национального стиля в ряде европейских стран (творчество назарейцев в Германии, архитектура “национального романтизма” и т.д.)». Стилизация - это один из художественных методов изобразительного искусства, основанный на способе творческой интеграции осмысления и отражения окружающей жизни, отличном от реалистического. Творческая стилизация - это воплощение художественного образа с ярко выраженной выразительностью и декоративностью, созданного на основе авторской переработки реалистических объектов с обязательным элементом новизны. В зависимости от степени изменения первоначальной формы стилизация подразделяется на три вида: - внешняя поверхностная (подражательная) стилизация, или репликация, предполагает незначительные изменения и упрощения готового образца; - декоративная стилизация подразумевает упрощение или трансформацию формы с сознательным отказом от несущественных элементов объекта изображения и его подробной деталировки; - абстрактная стилизация (беспредметная) направлена на замену реалистических деталей объекта изображения воображаемыми элементами. Подражательная стилизация часто используется в дизайне интерьера, графическом дизайне, одежде или изделиях прикладного искусства, повторяя в своих произведениях формы исторических стилей прошлого на основе прототипов и перенося их в новые условия и новые материалы. Декоративной стилизации свойственны условность, обобщенность и символичность изображаемых объектов, простота форм, орнаментальность, отказ от лишнего, второстепенного, несущественных деталей изображаемого объекта, мешающих четкому визуальному восприятию объекта. Абстрактная стилизация - это эмоционально-образное выражение художественного образа, построенного на различных ассоциациях, связанных с формой и ее назначением. «Ассоциация -психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом». Ассоциацию может вызвать как любое явление природы, так и музыка, звук, словосочетание слов, визуальная узнаваемость форм - силуэты, очертания, контуры и т.д. Абстрактная стилизация может создаваться на основе реалистического образца или быть воображаемой (беспредметной), не имеющей такого аналога. Беспредметные композиции могут выполняться на основе точек, пятен, линий, решаться в графическом и живописном варианте, а также в техниках коллажа, граттажа и монотипии. Проработанные и дополненные деталями абстрактные изображения наиболее ярко выявляют внутренний мир художника и позволяют создавать новые визуальноэстетические объекты дизайна и декоративно-прикладного искусства в соответствии с материалом и функциональным назначением. Биоформа – это форма тела живой природы, которая применяется при конструировании изделий в технике, архитектуре и дизайне. Бионика – это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализаструктуры и жизнедеятельности организмов. Б. тесно связана с биологией, физикой, химией, кибернетикой иинженерными науками - электроникой, навигацией, связью, морским делом и др. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо даВинчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц - орнитоптер. Появление кибернетики (См. Кибернетика), рассматривающей общие принципы управления и связи в живыхорганизмах и машинах, стало стимулом для более широкого изучения строения и функций живых систем сцелью выяснения их общности с техническими системами, а также использования полученных сведений оживых организмах для создания новых приборов, механизмов, материалов и т.п. В 1960 в Дайтоне (США) состоялся первый симпозиум по Б., который официально закрепил рождение новой науки. Стилизация в дизайне - это возможность на основе выявленной структуры и конструктивных особенностей изображаемых предметов и форм (набора, комплекса, ансамбля, среды) создать лаконичный, предельно обобщенный и выразительный художественный образ проектируемого объекта. Дизайнерская стилизация подразумевает: - использование признаков того или иного стиля при проектировании объектов («стайлинг»); - создание подчеркнуто декоративной формы объекта разработки путем «подражания внешним формам природных или созданных человеком объектов». Стилизация исходной формы является формообразующим приемом создания объекта дизайна и применяется не только для создания эстетичного облика утилитарного предмета, но и в поиске удобной, рациональной формы. Стилизация используется в дизайне предметов окружающей среды, одежды, посуды и т.д. Также большую значимость стилизация имеет в разработке пиктограмм, фирменного знака или логотипа, дизайне аксессуаров, сувениров, декоративного текстиля и т.д. 24. Дизайн в системе искусств Архитектура и дизайн относятся к выразительным искусствам, которые непосредственно не отражают действительность, а ее создают. В отличие от изобразительных искусств (живопись, графика, литература, театр, скульптура), художественным способом отражающих материальную и духовную действительность. Они существуют как самостоятельная группа искусств, служащих для удовлетворения не только эстетических запросов человеческого общества, но и утилитарных, каждодневных его потребностей. Архитектонические искусства наиболее приближены к человеку и выражают его духовные, культурные, эстетические и материальные запросы и возможности. В основе произведений архитектонических искусств лежат формообразующий фактор, структура, строение, выраженные в эстетически осмысленном, возведенном в художественный образ виде. Поэтому и архитектурное сооружение, и костюм не могут быть истинно красивыми, если в них нарушена логическая связь между строением, внешним видом и назначением. Дизайн - самое распространенное и самое «неожиданное» из искусств, порожденных неугомонно-новаторским XX веком. Потому что его принципы, его продукция, его дух сумели соединить извечное стремление каждого человека к красоте окружающих его вещей и пространств с колоссальными производственными возможностями и требованиями новейшего времени. В начале XXI в. воспринимается как самоочевидный факт влияние дизайна на развитие предметного мира всей материально-художественной культуры XXв., а также то обстоятельство, что формируя предметную среду в разных сферах жизнедеятельности людей, дизайн одновременно влияет на изменение их ценностных ориентаций, установок, идеалов, что обусловлено активным воздействием вещей и предметной среды на человеческое сознание. Способствуя расширению пространства художественного освоения самых разных сторон человеческого бытия, внедрения продукции художественно-технического творчества во многие области жизни общества, дизайн служит удовлетворению не только материальных, но и духовных (в том числе эстетических) потребностей людей. Тем самым он содействует формированию и возвышению различных сторон духовной культуры человека: эстетических ценностных ориентаций, эстетического и художественного вкуса, гуманизации социально-культурных отношений, ценностей стиля и образа жизни людей.
25. Существенные отличия дизайна и декоративно-прикладного искусства Дизайн и декоративно-прикладное искусство относятся к утилитарно художественным видам творчества. Т.е они решают утилитарные задачи – передвижения, организации быта, города, жилища, разных видов жизнедеятельности человека и общества. В отличии от художественного творчества (изобразительное искусство, литература, театр, кино, поэзия, скульптура) которые создают только духовные, культурные и эстетические ценности, не имеющие утилитарного значения. Дизайн, во-первых, отличается от декоративно-прикладного искусства возможностью технологического массового изготовления, то есть ориентированностью на промышленное производство, в то время как в дек.-прик. иск. основывается на ручном труде и ремеслах, и каждое произведение является неповторимым плодом художественно-образного мышления автора. Во-вторых, суть дизайна – в создании рациональной и экономичной формы изделия, которая бы максимально отвечала утилитарной функции, а дек.-прик. иск. – в создании предмета искусства в отрыве от ставки на исключительно утилитарную функцию. Дек.-пр. иск. чтит традиции, передающиеся из поколения в поколение, его технологии редко меняются, в то время как дизайн подчиняется стандартам и правилам и динамично развивается. 26. Виды современной дизайнерской деятельности Дизайн одежды и аксессуаров. Все большее развитие получает дизайн одежды. Еще недавно, в 60-70-е годы мода подразделялась на уникальные работы художника-модельера, выполненные индивидуально, зачастую на заказ; работы модельера-дизайнера - серийно выпускаемая продукция швейной индустрии. Сегодня и уникальные "от кутюр" (haute couture), и серийно выпускаемая продукция "пред-а-порте"(pret-a- porter) относят к дизайну одежды. Отчасти это и дань моде на дизайн, но во многом это объясняется и тем, что индустрия моды базируется на самых современных технологиях, материалах, становится все более демократичной и ориентируется на широкие слои населения, следя за вкусами своей публики и опережая их. Дизайн архитектурной среды. В современной дизайнерской деятельности все большее распространение получает дизайн архитектурной среды, который разделяют на интерьеры и дизайн внешней архитектурной среды. Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудование общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий. Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и определяет свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения. В интерьере общественных зданий, которые посещаются десятками и тысячами людей, первостепенными являются образно-семантические задачи: создание высокохудожественного образа уникального объекта. Поэтому особое внимание дизайнер уделяет отделочным материалам, которые во многом определяют внешний вид интерьера, его образ. Зачастую здесь используются ценные породы древесины, натуральный камень и другие дорогостоящие материалы с большим сроком службы в условиях интенсивной эксплуатации. В процессе своего развития дизайн постепенно стал выходить на улицы города. Сначала в виде автомобилей и киосков, затем торговых автоматов и телефонных боксов, пока не сменил традиционные "малые архитектурные формы" и вывески уличной мебелью и оборудованием, системой визуальных коммуникаций. Особо активное развитие дизайн городской среды или как его еще называют "городской дизайн" пол
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6050)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |