Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Современные гуманистические концепции образования: личностно-ориентированный подход в образовании, педагогика свободы и ненасилия.



2019-08-13 390 Обсуждений (0)
Тема 3. Современные гуманистические концепции образования: личностно-ориентированный подход в образовании, педагогика свободы и ненасилия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Проблемы дидактики и нравственного воспитания детей в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчака.

Цель:

Дать сравнительный анализ общего и отличительного в развитии проблемы дидактики и нравственного воспитания в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчака.

Основные понятия:

классно-урочная система, дидактика, принцип природосообразности, нравственное воспитание, идея свободного воспитания, гуманизм.

План:

1. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки и дидактики.

2. Принцип природосообразности. Школа – мастерская гуманности.

3. Вопросы дидактики и нравственного воспитания в трудах Локка.

4. Руссо – обоснование теории свободного воспитания, пути ее реализации, особенности дидактики.

5. Гуманистические идеи Я. Корчака педагога-писателя. Обсуждение рецензии на одну из его книг.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, . Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, составление портфолио, написание эссе.

Срс:

Опишите, в чем вам видится сходство, а в чем отличие теоретических воззрений педагогов эпохи Возрождения от современной теории личностно ориентированного образования.

 

В чем двойственность мировоззрения Я.А. Коменского?  
В чем суть теории пансофии?  
Почему идея природосообразности стала одной из ведущих в Новое время?  
Какие положения теории Я.А. Коменского позволяют считать его основателем педагогической науки?  

 

Литература:

1. Коменский Я.А. Великая дидактика. Гл. 1. С. 84; Гл. 23. С. 137-144. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981.

2. Локк Д. Мысли о воспитании. Там же. С. 176-180,187-190.

3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. Там же. С. 203-205, 212-215.

4. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990. С. 4–17.

Литература для рецензии:

1. Корчак Я. Когда я стану снова маленьким. Там же. С. 306-380. Лето в Михалувке. Там же. С. 389-445.

2. Шилина А.Н. Принцип природосообразности и его философско-педагогический смысл. Педагогика. 2001. № 1.

Тема 2. Педагогическая теория и деятельность выдающихся педагогов советского периода Н.К. Крупской, Ленина В.И., Луначарского А.С. , СТ. Шацкого, Блонского

Цель:

Опираясь на предшествующий материал, дать общий анализ состояния российской школы перед октябрем 1917 г. и мероприятий советской власти по её реформированию на основе марксистской концепции воспитания.

Раскрыть противоречивый характер первых декретов советской власти, последующих партийно-правительственных постановлений по народному образованию,  конкретных мероприятий государства, сочетающих в себе прогрессивные идеи отечественной и мировой педагогической мысли и классово-политическую направленность, ограничивающую возможность их полноценного претворения в жизнь.

Помочь студентам усвоить проблему коллектива и личности и её историческую судьбу в советской школе.

Основные понятия:

Единая трудовая школа, культурная революция, комплексные программы, лабораторно-бригадный метод обучения, самоуправление учащихся, детский коллектив, Академия педагогических наук РСФСР.

План:

1. Н.К. Крупская. Ленин В.И., Луначарский. Педагогические идеи. Проблемы воспитания нового человека.

2. СТ. Шацкий, Блонский Педагогические идеи.

3. Цели воспитания. Идея всестороннего развития личности человека Нового типа: проблемы коллективизма, гуманистических отношений, воспитание общественной активности.

4. Проблемы политехнического образования, соединение обучения с трудом, связь школы с жизнью. Вопросы содержания образования.

5. Пионерское движение и вопросы школьного самоуправления.

6. Педагогическое мастерство. Подготовка учителя.

7. Вопросы воспитания в семье.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар.Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, . Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, подготовка презентации, написание аналитической записки.

 

СРС:

Подготовить рецензии на педагогические произведения Н.К. Крупской, Ленина В.И., Луначарского А.С. , СТ. Шацкого, Блонского

 

Литература:

1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. Учебник для пединститутов. – М.: Просвещение, 1982.

2. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995

3. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение. 1986. Или его же: История педагогики в России. Хрестоматия. - М.: Academia,1999

4. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Сост. М.И. Анисов. – М.: Просвещение, 1972

5. Крупская Н.К. Детское самоуправление в школе / Избр. пед. произведения. М.: Просвещение, 1965.

6. Крупская Н.К. Общественное воспитание. Хрестоматия по педагогики. М: Просвещение, 1976. С. 195-196.

7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Так же. С. 198-201.

8. Шацкий СТ. Изучение жизни и участие в ней / Избр. пед. соч. в 2-х томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1980.

9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. С. 165-170, 199-202, 233-234.

10. Красавицкий М.Ю. Непроходящее в педагогическом наследии А.С. Макаренко // Педагогика. 2001. № 1.

Тема 3. Современные гуманистические концепции образования: личностно-ориентированный подход в образовании, педагогика свободы и ненасилия.

Цель:

Помочь студентам правильно осмыслить объективный характер процесса интеграции современной мировой педагогической науки и практики при сохранении оригинальности и национальной самобытности школьных систем различных стран.

Раскрыть возможности дальнейшей демократизации и гуманизации школы, повышения эффективности нравственного воспитания учащихся в условиях научно - технической и технологической революции .

Основные понятия:

Демократизация школьных систем , диверсификация и дифференциация образования, гуманизация воспитания, активность и самостоятельность учащихся в обучении, самообразовании, интеграция школьного воспитания и образования, интернациональное воспитание , поликультурное воспитание.

План

1. Психолого-педагогическая концепция личностно-ориентированного типа И.С. Якиманской, личностно-ориентированная концепция культурологического типа Е.В. Бондаревской, концепция личностно-ориентированного обучения В.В. Серикова.

2. Понятие свободы в педагогической концепции В.В. Зайцева.

3. Педагогика и психология ненасилия (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов). Ненасилие как принцип гуманистической педагогики.

4. Психолого-педагогические условия формирования ненасильственного отношения к себе, к людям, к природе.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар.Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, . Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, подготовка портфолио, написание эссе.

Литература:

Интернет источники.

Печатные материалы в каб. №46.

СРС:

- Подготовить сообщение на тему «Современная система образования за рубежом» (на примере любой страны).

- Написать реферат по одной из тем, указанных в конце программы. По желанию студента. Используется время по остаточному принципу (из отведенного на другие темы).

 

Лабораторные занятия:



2019-08-13 390 Обсуждений (0)
Тема 3. Современные гуманистические концепции образования: личностно-ориентированный подход в образовании, педагогика свободы и ненасилия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Современные гуманистические концепции образования: личностно-ориентированный подход в образовании, педагогика свободы и ненасилия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)