Тема 3. Современные гуманистические концепции образования: личностно-ориентированный подход в образовании, педагогика свободы и ненасилия.
Тема 1. Проблемы дидактики и нравственного воспитания детей в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчака. Цель: Дать сравнительный анализ общего и отличительного в развитии проблемы дидактики и нравственного воспитания в трудах Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчака. Основные понятия: классно-урочная система, дидактика, принцип природосообразности, нравственное воспитание, идея свободного воспитания, гуманизм. План: 1. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки и дидактики. 2. Принцип природосообразности. Школа – мастерская гуманности. 3. Вопросы дидактики и нравственного воспитания в трудах Локка. 4. Руссо – обоснование теории свободного воспитания, пути ее реализации, особенности дидактики. 5. Гуманистические идеи Я. Корчака педагога-писателя. Обсуждение рецензии на одну из его книг. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, . Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, составление портфолио, написание эссе. Срс: Опишите, в чем вам видится сходство, а в чем отличие теоретических воззрений педагогов эпохи Возрождения от современной теории личностно ориентированного образования.
Литература: 1. Коменский Я.А. Великая дидактика. Гл. 1. С. 84; Гл. 23. С. 137-144. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. 2. Локк Д. Мысли о воспитании. Там же. С. 176-180,187-190. 3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. Там же. С. 203-205, 212-215. 4. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990. С. 4–17. Литература для рецензии: 1. Корчак Я. Когда я стану снова маленьким. Там же. С. 306-380. Лето в Михалувке. Там же. С. 389-445. 2. Шилина А.Н. Принцип природосообразности и его философско-педагогический смысл. Педагогика. 2001. № 1. Тема 2. Педагогическая теория и деятельность выдающихся педагогов советского периода Н.К. Крупской, Ленина В.И., Луначарского А.С. , СТ. Шацкого, Блонского Цель: Опираясь на предшествующий материал, дать общий анализ состояния российской школы перед октябрем 1917 г. и мероприятий советской власти по её реформированию на основе марксистской концепции воспитания. Раскрыть противоречивый характер первых декретов советской власти, последующих партийно-правительственных постановлений по народному образованию, конкретных мероприятий государства, сочетающих в себе прогрессивные идеи отечественной и мировой педагогической мысли и классово-политическую направленность, ограничивающую возможность их полноценного претворения в жизнь. Помочь студентам усвоить проблему коллектива и личности и её историческую судьбу в советской школе. Основные понятия: Единая трудовая школа, культурная революция, комплексные программы, лабораторно-бригадный метод обучения, самоуправление учащихся, детский коллектив, Академия педагогических наук РСФСР. План: 1. Н.К. Крупская. Ленин В.И., Луначарский. Педагогические идеи. Проблемы воспитания нового человека. 2. СТ. Шацкий, Блонский Педагогические идеи. 3. Цели воспитания. Идея всестороннего развития личности человека Нового типа: проблемы коллективизма, гуманистических отношений, воспитание общественной активности. 4. Проблемы политехнического образования, соединение обучения с трудом, связь школы с жизнью. Вопросы содержания образования. 5. Пионерское движение и вопросы школьного самоуправления. 6. Педагогическое мастерство. Подготовка учителя. 7. Вопросы воспитания в семье. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар.Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, . Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, подготовка презентации, написание аналитической записки.
СРС: Подготовить рецензии на педагогические произведения Н.К. Крупской, Ленина В.И., Луначарского А.С. , СТ. Шацкого, Блонского
Литература: 1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. Учебник для пединститутов. – М.: Просвещение, 1982. 2. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995 3. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение. 1986. Или его же: История педагогики в России. Хрестоматия. - М.: Academia,1999 4. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Сост. М.И. Анисов. – М.: Просвещение, 1972 5. Крупская Н.К. Детское самоуправление в школе / Избр. пед. произведения. М.: Просвещение, 1965. 6. Крупская Н.К. Общественное воспитание. Хрестоматия по педагогики. М: Просвещение, 1976. С. 195-196. 7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Так же. С. 198-201. 8. Шацкий СТ. Изучение жизни и участие в ней / Избр. пед. соч. в 2-х томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. 9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. С. 165-170, 199-202, 233-234. 10. Красавицкий М.Ю. Непроходящее в педагогическом наследии А.С. Макаренко // Педагогика. 2001. № 1. Тема 3. Современные гуманистические концепции образования: личностно-ориентированный подход в образовании, педагогика свободы и ненасилия. Цель: Помочь студентам правильно осмыслить объективный характер процесса интеграции современной мировой педагогической науки и практики при сохранении оригинальности и национальной самобытности школьных систем различных стран. Раскрыть возможности дальнейшей демократизации и гуманизации школы, повышения эффективности нравственного воспитания учащихся в условиях научно - технической и технологической революции . Основные понятия: Демократизация школьных систем , диверсификация и дифференциация образования, гуманизация воспитания, активность и самостоятельность учащихся в обучении, самообразовании, интеграция школьного воспитания и образования, интернациональное воспитание , поликультурное воспитание. План 1. Психолого-педагогическая концепция личностно-ориентированного типа И.С. Якиманской, личностно-ориентированная концепция культурологического типа Е.В. Бондаревской, концепция личностно-ориентированного обучения В.В. Серикова. 2. Понятие свободы в педагогической концепции В.В. Зайцева. 3. Педагогика и психология ненасилия (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов). Ненасилие как принцип гуманистической педагогики. 4. Психолого-педагогические условия формирования ненасильственного отношения к себе, к людям, к природе. Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар.Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, . Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, подготовка портфолио, написание эссе. Литература: Интернет источники. Печатные материалы в каб. №46. СРС: - Подготовить сообщение на тему «Современная система образования за рубежом» (на примере любой страны). - Написать реферат по одной из тем, указанных в конце программы. По желанию студента. Используется время по остаточному принципу (из отведенного на другие темы).
Лабораторные занятия:
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |