Тема: Звуковой и слоговой анализ слова.
Т.В. ПЯТНИЦА ГРАМОТА? ДА! Подготовка к обучению грамоте Детей дошкольного возраста Часть 3 Минск 2005 Тема: Слог. Деление слов на слоги a закреплять представления детей о слоге как части слова, упражнять дошкольников в делении слов на слоги, в выделении начального звука в словах, изменении слов путем удаления одного звука.
1. Развитие зрительного восприятия. Дидактическое упражнение «Незаконченный рисунок» - Художник не закончил рисовать картинку. Посмотрите и догадайтесь, кого хотел он нарисовать?
2. Звуковой анализ слов ЛУНА и АИСТ, выкладывание схемы слова цветными фишками.
ЛАМПА НОЧЬЮ НАД ДЕРЕВЬЯМИ ВИСИТ,
- Что нарисовано на ваших карточках? (Луна) - Сколько звуков в этом слове? (Четыре звука) - Как вы догадались? - Отметьте первый звук в слове. Назовите его. (Звук Л) - Этот звук гласный или согласный? (Согласный) - Какого цвета фишку надо поставить на схему? (Синюю) - Какой звук второй? (Звук У). Скажите об этом звуке. (Это гласный звук, его нужно обозначить красной фишкой) - Назовите и обозначьте третий звук в слове (Звук Н, синяя фишка) - Какой звук завершает слово? (Звук А). Какую фишку вы выберите для этого звука? Почему? - Сколько гласных звуков в слове ЛУНА? (Два гласных звука) - Сколько согласных звуков в слове ЛУНА? (Два согласных звука) - А теперь самостоятельно составьте схему слова АИСТ. Будьте внимательны. Это интересное слово.
- Сколько звуков в слове АИСТ? - Сколько гласных звуков? Какие гласные? - Сколько согласных звуков? Какие? - На каком месте в слове стоят гласные звуки? - Посмотрите, дети, какая у нас получилась интересная схема слова: сначала две красные фишки, потом две синие. Почему? ( В слове сначала стоят рядом два гласных звука, а потом - два согласных звука) - Поиграем с живыми звуками. Сегодня звуками будут … (называются имена детей). Звуки, станьте друг за другом и составьте слово АИСТ. - Подойдите ко мне звуки в такой последовательности: первый звук, четвертый звук, второй звук, третий звук. Дети, придумайте задания для звуков. - Звуки, уберите фишки со схемы. (Последовательность: Т, С, И). Какой звук остался на схеме? (Звук А)
3. Деление слов на слоги. Карандаш: - Посмотрите, ребята, что я принес. Вы знаете, что это? (Топор) - Для чего нужен топор? (Топор нужен, чтобы рубить дрова) - А я принес вам волшебный топор. Он умеет рубить слова на части. Вспомните, как называются части слов? (Слоги) - Возьмите в руки свои «топоры» (Пальцы рук сложить в замок – это «топорик», им ударяют по столу – делят слова на слоги) - Слушайте слова и рубите их на слоги. ТУФ-ЛИ СА-ПО-ГИ БО-ТИН-КИ ТА-ПОЧ-КИ КЕ-ДЫ ВА-ЛЕН-КИ БО-СО-НОЖ-КИ и т.д.
4. Определение первого звука в слове, деление слов на слоги. Дидактическая игра «Звуковое лото» Каждый ребенок получает карту с шестью предметными картинками (можно использовать любое лото) и фишки. - Я буду показывать символы звуков, а вы закрывайте фишками те картинки, слова-названия которых начинаются с названных звуков. Победителем станет тот, кто первым закроет фишками все картинки.
После определения победителя детям предлагается снимать с карты предметные картинки, называть их и определять, сколько слогов в каждом слове.
5. Преобразования слов. Дидактическая игра «Фокус» - Дети, вы хотели бы стать фокусниками? Это легко. Мы сейчас будем превращать одно слово в другое. Для этого нужно убрать из слова только один звук. Называйте слово, которое у вас получилось, и звук, который оказался лишним.
СТОЛБ – СТОЛ, УГОЛ – ГОЛ, УКОЛ – КОЛ, ВОЛК – ВОЛ, СТОЛ – СТО, ХЛЕВ – ЛЕВ, ГРАД – РАД, ОЛЕНЬ – ЛЕНЬ, УТОЧКА – ТОЧКА, ЩЕЛЬ – ЕЛЬ, ЗУБР – ЗУБ, БЕДА – ЕДА. 6. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Мы писали» МЫ ПИСАЛИ, МЫ ПИСАЛИ, НАШИ ПАЛЬЧИКИ УСТАЛИ. ВЫ СКАЧИТЕ, ПАЛЬЧИКИ, КАК СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ. ПРЫГ-СКОК, ПРЫГ-СКОК, ПРИСКАКАЛИ НА ЛУЖОК. ВЕТЕР ТРАВУШКУ КАЧАЕТ, ВЛЕВО, ВПРАВО НАКЛОНЯЕТ. ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ВЕТРА, ЗАЙКИ, ВЕСЕЛИТЕСЬ НА ЛУЖАЙКЕ. (Руки стоят, упираясь локтями в стол. Поочередное сгибание и разгибание пальцев рук, повторяемое 4-6 раз. Затем продвижение рук вперед с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Повторить 6 раз с постепенным нарастанием темпа выполнения) 7. Формирование графических навыков. Прописывание «восьмерки» одним росчерком с опорой на вспомогательную линию под счет: 1-2-3-4. «ПРОПЕЛЛЕРЫ»
Занятие 24. Тема: Звуковой анализ слова. Ударение. a формировать у детей представление об ударении в словах, учить произносить слова интонационным выделением ударного звука и слога, упражнять дошкольников в соотнесении схемы со словом
1. Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Найди свое место». - Внимание: сейчас слева от меня встанут те дети, в имени которых – 2 слога (ТА-НЯ, ВА-НЯ, справа – в имени которых 3 слога (ДА-НИ-ЛА, МА-РИ-НА) - Глеб, почему ты остался стоять на месте? (В имени «Глеб» один слог). - Ребята, подумайте, можно ли изменить ваше имя так, чтобы поменять свое место. (ТАНЯ – 2 слога, ТАТЬ-Я-НА – 3 слога; ВАНЯ – 2 слога, И-ВАН – тоже 2 слога, но можно изменить имя – И-ВА-НУШ-КА – 4 слога).
2. Звуковой анализ слова ПАУК, выкладывание схемы слова цветными фишками. - Отгадайте загадку. Со словом-отгадкой мы сегодня будем играть.
СЯДЕТ И ДОБЫЧУ ЖДЕТ. КТО ЭТО? (Паук)
- Составим с помощью фишек схему слова ПАУК. - Прочитайте слово. - Сколько звуков в слове ПАУК? (4 звука) - Сколько согласных звуков в этом слове? (2 согласных звука). Назовите согласные звуки. (Звук П, звук К). - Звуки П и К звонкие или глухие? (Глухие). - Сколько слогов в слове ПАУК? (2 слога). Как это проверить? (Нужно посчитать, сколько гласных звуков, потому что слогов в слове столько же, сколько гласных) - Какой первый гласный звук в этом слове? (Звук А). Назовите первый слог. (Слог ПА) - Какой второй гласный? (Звук У). Назовите второй слог. (Слог УК). - В каком порядке расположены гласные и согласные звуки в слове ПАУК 3. Фонематический синтез слова ПАУК. Дидактическая игра «Живые звуки» - Поиграем с живыми звуками. (На роли звуков назначаются четыре ребенка) Задания для звуков: 1. Станьте друг за другом так, чтобы получилось слово ПАУК. 2. Звук П, назови имя мальчика, которое бы начиналось с твоего звука. (Паша, Петя) 3. Звук К, назови слово, которое бы заканчивалось твоим звуком (Мак, рак, сок) 4. Звук А, подбери слово, в котором было бы два слога. 5. Звук У, подбери слово, состоящее из трех слогов.
4. Формирование представлений об ударении в словах Карандаш: - Послушайте, ребята, какие слова я вам скажу: РУКА, ЛИСА, ПАУК (произносит с ударением на первом слоге) - Вы разве не знаете этих слов? (Нет) - А если я скажу так: РУКА, ЛИСА, ПАУК? (Произносит с ударением на втором слоге) - Вы не узнали знакомые вам слова, потому что я их произнес неправильно. Я неправильно поставил УДАРЕНИЕ. В любом слове один слог произносится протяжнее и чуть-чуть громче, чем остальные. Это называется УДАРЕНИЕМ, а сам слог носит название УДАРНОГО СЛОГА. - Давайте произнесем самое любимое слово всех детей – МАМА. Из каких слогов это слово состоит? (МА-МА). Эти слоги одинаковые? (Да). Но произносятся они по-разному. Послушайте, если я протяжно произнесу первый слог: МААА-МА. Произнесите вместе со мной. А теперь протяжно произнесу второй слог: МА-МААА. Скажите так же. Правильно мы сказали? (Нет). Значит в слове МАМА ударение падает на первый слог. Первый слог МА – ударный. Мы как будто ударяем этот слог незаметным молоточком – голосом. Есть стихотворение об ударении:
ОН НАЗВАН ТАК НЕДАРОМ… ЭЙ, НЕВИДИМКА-МОЛОТОК, ОТМЕРЬ ЕГО УДАРОМ! И МОЛОТОК СТУЧИТ-СТУЧИТ, И ЧЕТКО РЕЧЬ МОЯ ЗВУЧИТ! (А. Шибаев) 5. Определение ударного слога в словах. - Давайте поучимся ставить ударение в словах. Вот вам музыкальные молоточки. Они помогут определить ударный слог. (При произнесении слова ударный слог отбивается музыкальным молоточком). Называйте ударный слог.
6. Подбор слов с заданным слогом. Дидактическая игра «Угадай слово» На наборном полотне тыльной стороной к детям расположены предметные картинки. - Отгадайте, что изображено на этой картинке. Первый слог этого слова – ТА. Дети подбирают слова с названным слогом. Когда кто-нибудь отгадает название предмета, то получает картинку-приз и право загадать следующее слово. По окончании игры определяется победитель, получивший наибольшее количество картинок.
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Ну-ка, братцы, за работу!..» НУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ! ПОКАЖИ СВОЮ ОХОТУ. БОЛЬШОМУ – ДРОВА РУБИТЬ, ПЕЧИ ВСЕ – ТЕБЕ ТОПИТЬ, А ТЕБЕ – ВОДУ НОСИТЬ, А ТЕБЕ – ОБЕД ВАРИТЬ. А МАЛЫШКЕ – ПЕСНИ ПЕТЬ, ПЕСНИ ПЕТЬ ДА ПЛЯСАТЬ, РОДНЫХ БРАТЬЕВ ЗАБАВЛЯТЬ. (Пальцами левой руки поочередно загибаются пальцы правой руки, начиная с большого) 8. Формирование графических навыков. Прописывание петель «СТРУЖКИ» Занятие 25. Тема: Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог. a формировать представления о словообразовательной роли ударения, учить дошкольников определять ударный слог и ударный гласный звук, упражнять восуществлении звукового анализа слов и составлении схем слова. 1. Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Испорченный микрофон». Карандаш показывает детям игрушечный микрофон. Карандаш: - Что это? (Микрофон) - Для чего нужен микрофон? (Чтобы усиливать звуки, чтобы тихие звуки становились громкими и были всем слышны). - Этот микрофон наверно, неисправный, у него почему-то исчезает звук. Помогите мне, пожалуйста, его исправить. Вы должны произнести громко слова, договорить те слоги, которые микрофон не усилил. Чтобы вам помочь, я буду показывать картинки с изображением предметов. (При назывании слова, педагог один из слогов произносит шепотом – «выключился звук») Слова: СО(ба)КА, КО(ро)ВА, (те)ЛЕНОК, ЖЕРЕ(бе)НОК, ОВ(ца), КОТЕ(нок) и т.д.
2. Звуковой анализ слова МУКА, выкладывание схемы слова цветными фишками. Один ребенок работает у доски, остальные – самостоятельно.
- Какие звуки составляют слово МУКА? (Звуки М, У, К, А) - Какой слог в этом слове ударный? (Слог КА) - Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог и ударный гласный звук А. - На схеме ударение обозначают черточкой над ударным звуком. Обозначьте ударный гласный звук А. - Что получится если в каком-нибудь слове изменить ударение? (Получается неправильное слово, которого нет в русском языке) - Давайте попробуем изменить ударный слог в слове МУКА. Я передвигаю черточку ударения на схеме. Что получилось? (Получилось МУКА). - Как вы думаете, есть такое слово – МУКА? (Есть) Да, так говорят, если что-нибудь не получается, когда кто-нибудь страдает, мучается. Вот послушайте стихотворение о том, как девочка Нина лепила из глины пирог, у нее ничего не получалось, она мучалась. ПЕРЕСОХЛА ГЛИНА, РАССЕРДИЛАСЬ НИНА: - НЕ МУКА, А МУКА, ПОВАРАМ НАУКА!
- Запомните, ЕСЛИ В СЛОВЕ ИЗМЕНИТЬ УДАРЕНИЕ, МОЖЕТ ПОЛУЧИТСЯ НОВОЕ СЛОВО. ИЗМЕНЯЯ МЕСТО УДАРЕНИЯ, МЫ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ СМЫСЛ СЛОВА 3. Закрепление представлений о словообразовательной роли ударения - Послушайте сказку: СОБРАЛИСЬ ОДНАЖДЫ СЛОВА НА СОВЕТ, СТАЛИ ГОВОРИТЬ, КАКИЕ ОНИ ВСЕ ПОЛЕЗНЫЕ И ЗНАЧИМЫЕ. НО ЗАБЫЛИ СЛОВА ПРИГЛАСИТЬ НА СОВЕТ УДАРЕНИЕ. И ОНО ОБИДЕЛОСЬ. КОГДА СЛОВА СТАЛИ ВЫСТУПАТЬ, УДАРЕНИЕ ВДРУГ ВЫСКОЧИЛО ОТКУДА-ТО И ЗАКРИЧАЛО: - ЧТО ВЫ БЕЗ МЕНЯ ЗНАЧИТЕ? ЕСЛИ Я ЗАХОЧУ, ВОЗЬМУ И ИЗМЕНЮ ЗНАЧЕНИЯ У КАЖДОГО ИЗ ВАС! СЛОВА, КОНЕЧНО, НЕ ПОВЕРИЛИ. ВЫШЕЛ ВПЕРЕД ЗАМОК И СКАЗАЛ: - Я ТЕБЯ НЕ БОЮСЬ, Я ТАКОЙ СИЛЬНЫЙ И ТЯЖЕЛЫЙ, ЧТО СПРАВЛЮСЬ С КАКИМ-ТО УДАРЕНИЕМ. ВЕДЬ УДАРЕНИЕ – ЭТО ЖЕ ПРОСТО ЧЕРТОЧКА! УДАРЕНИЕ РАССЕРДИЛОСЬ И ВДРУГ ПРЫГНУЛО С ПОСЛЕДНЕГО СЛОГА НА ПЕРВЫЙ, И ИСЧЕЗ ЗАМОК И ПЕРЕД ВСЕМИ ПРЕДСТАЛ ЗАМОК.
ВИДЯТ СЛОВА, ЧТО ДЕЛО ПЛОХО – НЕ ОБОЙТИСЬ ИМ БЕЗ УДАРЕНИЯ! ОТВЕЛИ ЕМУ ПОЧЕТНОЕ МЕСТО НА СВОЕМ СОБРАНИИ И С ТЕХ ПОР ОТНОСЯТСЯ К УДАРЕНИЮ С БОЛЬШИМ УВАЖЕНИЕМ. (По И. Подгаецкой) - Рассмотрите пары картинок. Произнесите слова сначала с ударением на первом слоге, а потом на втором. Что обозначает каждое слово? Слова: СТРЕЛКИ – СТРЕЛКИ ХЛОПОК – ХЛОПОК КРУЖКИ – КРУЖКИ
4. Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Выставка цветов» - Сегодня мы открываем выставку цветов. Экспонаты выставки разместим в трех вазах. Если название цветка состоит из одного слога, мы поставим его в первую вазу, если название цветка состоит из двух слогов, поставим его во вторую вазу, а если название из трех слогов - в третью вазу. Подходите к доске, берите картинку с изображением цветка, называйте выбранный вами цветок и ставьте его в одну из ваз.
5. Подсчет количества звуков в словах. Дидактическая игра «Молчанка». - Мы с вами организовали красивую выставку цветов. Давайте рассмотрим получше, какие цветы попали во вторую вазу. Определите, сколько звуков в каждом слове-названии. Не говорите ответ вслух, а покажите цифровую карточку. Это будет игра «Молчанка». Кто заговорит, тот проиграл.
6. Составление предложений по сюжетной картинке. Педагог делит детей на две команды. - Посмотрите на картинку. Составьте предложения о девочке и кошке. Выиграет та команда, которая составит больше разных предложений.
(Каждая команда составляет схему одного из предложений)
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Пальчики» ДРУЖАТ В НАШЕЙ ГРУППЕ, ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ. МЫ С ВАМИ, ПОДРУЖИМСЯ, МАЛЕНЬКИЕ ПАЛЬЧИКИ. РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ, БУДЕМ СНОВА МЫ СЧИТАТЬ. (Демонстрируются ладони с разомкнутыми пальцами сначала левой, потом правой руки. пальцы обеих рук касаются подушечками и постукивают друг о друга: большой палец касается большого, указательный - указательного и т.д.) 7. Формирование графических навыков. Прописывание петель с крючками «ПЕТЛИ»
Занятие 26. Тема: Звуковой и слоговой анализ слова. a учить дошкольников осуществлять звуковой и слоговой анализ слова, определять наличие заданного звука в словах и его место в слове; учить детей подбирать слова с заданным количеством слогов, определять позицию звука в слове.
1. Определение ударного слога в слове. Дидактическая игра «Эхо» - Поиграем в «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только ударный слог. Не забывайте, что эхо может быть громкое и тихое. Повторяйте слог так, как вам подсказывает условный значок (тихо, громко, очень громко, голосом нормальной громкости) Слова: ГРОЗА, РАДУГА, СНЕГ, МОРОЗ, СНЕЖИНКА, КАПЛЯ, ДОЖДЬ и т.д.
- Почему эхо повторило слова СНЕГ и ДОЖДЬ целиком? (В этих словах один слог) 2. Звуковой анализ слов ИГЛА и СЛОН, выкладывание схемы слова цветными фишками. - Отгадайте, схему какого слова мы сейчас будем составлять.
ХВОСТ ЛЬНЯНОЙ. (Игла)
- Сегодня каждый из вас составляет схему самостоятельно. Педагог в процессе выполнения дает задания: а) произнесите слово б) обозначьте первый звук фишкой в) обозначьте остальные звуки г) поставьте знак ударения в слове д) прочитайте слово е) проверьте правильность выполнения задания ж) снимите со схемы фишки в следующей последовательности: А, Л, Г, И.
У НЕГО БОЛЬШИЕ УШИ, ДЛИННЫЙ ХОБОТ НОСИТ ОН,
- Сколько звуков в слове СЛОН? - Сколько гласных звуков? Назовите его. - Сколько слогов в этом слове? - Почему можно глядя на схему сразу сказать, что в слове СЛОН один слог (Потому что один гласный звук) - Сколько согласных звуков в слове СЛОН? Назовите их. - Убирайте со схемы фишки в таком порядке: Л, О, Н. Какой звук еще нужно убрать? (С) - Звук С глухой или звонкий? (Глухой)
3. Подсчет количества слогов в слове, подбор слова с заданным количеством слогов. Дидактическая игра «Вкусные слова» Карандаш:
4. Подбор слов с заданным звуком с опорой на предметные картинки. Дидактическая игра «Выбери подарок» - Ребята, вы знаете, что на день рождения принято дарить подарки. Давайте отправимся в магазин и выберем для Алисы подарки. Выбирайте те предметы, в названии которых есть любимый звук Алисы – звук Р. Слова: МАРКИ, РАСЧЕСКА, ШКАТУЛКА, АЛЬБОМ, КАРАНДАШИ, КРАСКИ, МОЗАИКА, РОЗЫ, КАРТИНА и т.д.
5. Определение позиции заданного звука в слове На наборное полотно выставляются все картинки со звуком Р, отобранные в предыдущем задании. - Ребята, давайте определим место звука Р в слове: в начале слова, в конце или в середине слышится этот звук. Разложим все картинки на три группы:
Звук в начале слова Звук в середине слова Звук в конце слова
- Ребята, запомните эти обозначения. Как обозначается звук в середине слова? (Показ) - Что говорит нам это условное обозначение? (Звук в начале слова) 6. Формирование навыка фонематического синтеза. Образование новых слов путем добавления звука в начале, конце или середине слова - Добавьте к моему слову один звук, чтобы получилось новое слово. Условные значки вам подскажут, в начале, конце или середине должен находится добавленный вами звук. РОЗА - - ГРОЗА ЛАПА - - ЛАМПА ДАР - - УДАР СТОЛ - - СТОЛБ РУБКА - - ТРУБКА КЛАД - - СКЛАД ШАР - - ШАРФ УСЫ - - БУСЫ УКУС - - УКСУС 7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Этот пальчик – Я» ЭТОТ ПАЛЬЧИК – ДЕДУШКА, ЭТОТ ПАЛЬЧИК – БАБУШКА, ЭТОТ ПАЛЬЧИК – ПАПОЧКА, ЭТОТ ПАЛЬЧИК – МАМОЧКА, ЭТОТ ПАЛЬЧИК – Я, ВОТ И ВСЯ МОЯ СЕМЬЯ. (Пальцы сжаты в кулак. Отгибается сначала большой, затем указательный, средний, безымянный и мизинец) 7. Формирование графических навыков. Прописывание элементов из двойных петель «УЗОРЫ НА ЛЬДУ» Занятие 27. Тема: Звуковой анализ слова. Твердые и мягкие согласные. a формировать у детей представления о твердых и мягких согласных звуках, об их соответствии друг другу, совершенствовать навыки звукового анализа и звукового синтеза.
1. Образование новых слов путем замены начальных звуков в слове - Замените первый звук в словах на звук С. Какие слова получатся? (Уточнить значение каждого слова) Слова: КЛАВА (Слава) ТОНЯ (Соня) МОДА (сода) КОМ (сом) БОК (сок) БОР (сор)
2. Звуковой анализ слов БАНКА и БАНЬКА, выкладывание схемы слова цветными фишками. - Составим схему слова БАНКА. Что обозначает это слово? (Выполняется полный разбор слова с определением количества звуков и слогов, количества и позиции гласных звуков, количества и позиции согласных звуков, с определением ударного слога, с называнием звонких согласных) - Составим схему слова БАНЬКА Карандаш: - А можно я составлю схему слова БАНЬКА? Она у меня уже готова, посмотрите. (Дети сравнивают и замечают несоответствие)
- Стоп, Карандаш! Что-то здесь не так! Слова-то разные, а схемы получились одинаковые. Давайте сравним каждый звук в этих похожих словах: Б-Б, А-А, Н-НЬ, К-К, А-А. Вот где ошибка! В слове БАНКА третий звук Н, а в слове БАНЬКА – НЬ. Звук НЬ произносится мягко, его надо обозначить на схеме по-другому, чтобы было видно, что это разные слова. Давайте заменим синюю фишку, которая обозначает твердый звук на зеленую. ЗЕЛЕНОЙ ФИШКОЙ МЫ БУДЕМ ОБОЗНАЧАТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ МЯГКО.
3. Формирование представлений о твердых и мягких согласных. - Послушайте, я расскажу вам о твердых и мягких согласных звуках. Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары: Б-БЬ, В-ВЬ, М-МЬ. Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие звуки, спинка нашего языка поднимается вверх, к небу. А еще сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, нерезко. Не у всех твердых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки-одиночки. Согласные Ж, Ш, Ц всегда твердые, а согласные Ч, Щ, Й – могут быть только мягкими.
4. Различение на слух твердых и мягких согласных - Слушайте звуки, если услышите мягкий звук, поднимите вверх зеленый сигнал. Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ, Й
5. Формирование навыка фонематического синтеза, составление слова из звуков. Дидактическая игра-пантомима «Поймай слово» - Я сейчас буду бросать вам воображаемые звуки. Постарайтесь их «поймать» и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков. Педагог и дети имитируют игру с мячом. При каждом «броске» педагог называет звук, а тот, кто ловит воображаемый мяч, звук повторяет. Когда все звуки слова произнесены, дети называют слово целиком. П-Л-А-Т-О-К, Ш-А-ЛЬ, Н-О-С-К-И, К-О-Ф-Т-А, Ш-У-Б-А, П-Л-А-Щ, Ш-А-П-К-А и т.д.
6. Составление предложения по сюжетной картинке с заданным количеством слов
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |