Тема: Звуковой анализ слова. Твердые и мягкие согласные
a дифференцировать твердые и мягкие согласные, упражнять детей в составлении схемы слова с мягкими согласными,
1. Подбор согласного звука, парного по твердости-мягкости. Дидактическая игра «Палочка-выручалочка» Карандаш: - Сегодня на занятие к вам я принес палочку-выручалочку. Она вас тоже выручит: поможет правильно подобрать мягкие звуки к твердым. Я буду называть твердый звук, а тот у кого палочка, парный мягкий звук. Если вы затрудняетесь подобрать пару, скажите: «Палочка, выручай!» М-МЬ П-ПЬ Р-РЬ Н-НЬ Ж- ? К-КЬ Г-ГЬ В-ВЬ Ф-ФЬ Ш- ? и т.д
2. Звуковой анализ слов ЛИМОН и САНИ, выкладывание схемы слова цветными фишками. - Как всегда, загадка поможет вам назвать слово, с которым мы сегодня будем работать.
КИСЛЫЙ, НО НА ВКУС ПРИЯТНЫЙ. КАК ХОРОШ С ЧАЕМ ОН. НАЗЫВАЕТСЯ … (Лимон) - Скажите слово ЛИМОН так, чтобы мы услышали первый звук. (Звук ЛЬ) - Звук ЛЬ произносится твердо или мягко? (Мягко) - Поставьте на схему фишку, которая обозначает мягкий согласный звук. - Поставьте фишки, обозначающие следующие звуки. - Сколько всего звуков в слове ЛИМОН? (Пять звуков). Прочитайте слово. - Назовите согласные звуки в этом слове и покажите их на схеме. (ЛЬ, М, Н) - Сколько в слове гласных? (Два гласных звука). На каких местах в слове они стоят? Назовите гласные. (И, О) - Какой слог ударный? (Слог МОН). Поставьте знак ударения. Какой по счету в слове ударный слог? (Второй) - Уберите со схемы фишки в следующем порядке. а) первый гласный б) второй гласный в) второй согласный г) третий согласный - Какой звук остался стоять на схеме? Расскажите все, что знаете об этом звуке. (Звук ЛЬ - согласный, звонкий, мягкий, стоит в начале слова) - Слушайте задание: самостоятельно составить схему слова САНИ
- Прочитайте слово. - Сколько звуков в слове САНИ? - Сколько слогов? (Два слога) - Какой слог первый? (Слог СА) - Какой первый звук? (Звук С). - Какой первый гласный звук? (Звук А) - Сколько согласных звуков в слове САНИ? (Два согласных звука) - Назовите твердый согласный звук в этом слове. - Назовите мягкий согласный звук. - Поиграем в «Живые звуки» (Педагог распределяет роли звуков между детьми и дает каждому звуку задания). 3. Образование слов путем замены твердого согласного звука мягким. Дидактическая игра «Принцесса на горошине» - Вспомните сказку Андерсена «Принцесса на горошине».Там была одна изнеженная принцесса, которую уложили спать на семь матрасов и перин, а она все-таки почувствовала под ними маленькую твердую горошину. А вот на картинке другая принцесса. Она лежит на словах с твердыми звуками. Как только мы сможем заменить их похожими словами с мягкими согласными, горошины превратятся в мягкие подушки. Попробуем? (Если слово названо правильно, педагог заменяет изображение горошины на картинке изображением подушечки) Слова-горошины: УГОЛ, ГАЛКА, ШЕСТ, ЛУК, БАНКА, КЛАД, МОЛ, МЕЛ (уточнить значение каждого слова)
4. Дифференциация слов с твердыми и мягкими начальными согласными - У нашей принцессы были два дяди-короля. Один из них правил в Государстве Твердых Звуков, а другой – в Королевстве Мягких звуков. И слова они любили разные: один – начинающиеся с мягких звуков, другой – с твердых. Догадайтесь, в чьем дворце были эти предметы. (Дети группируют картинки по начальному звуку названия предмета). Слова: ШКАФ, ДИВАН, СТОЛ, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, СТУЛ, КОМОД, ЗЕРКАЛО, ПОЛКА, БУДИЛЬНИК, КНИГИ, ЛАМПА, ЛОЖКА, ВИЛКА и т.д. 5. Постановка ударения в слове, определение ударного слога, первого и последнего звуков в слове. Дидактическая игра «Ромашка» - Принцесса, которой мы сегодня помогли, была очень красивая. Ей все дарили цветы. Мы тоже подарим этот цветок. Но чтобы он был еще прекраснее, нужно выполнить задания. Каждому из вас достанется слово-лепесток с картинкой. Назовите слово, определите в нем ударный слог, скажите, какой звук в слове первый и какой последний. Если задания вы выполните правильно, цветок расцветет. (При каждом правильном ответе педагог заменяет картинку белым лепестком
6. Составление предложения по предметной картинке. - Выберите любое слово-лепесток и составьте предложение с этим словом. Это предложение должно содержать вопрос. Вы не забыли, как нужно произносить предложения-вопросы? (Скрытая подсказка. Четкая интонация вопроса педагога напоминает детям интонацию вопросительного предложения). Назовите слова, обозначающие действия в ваших предложениях.
7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Гармошка»[1] ПОСМОТРИ: МОЯ ЛАДОШКА, ПАЛЬЧИКИ Я РАЗДВИГАЮ, Я ИГРАЮ, ПОСМОТРИ. ( Ладони лежат на столе, пальцы плотно сжаты. Ритмично раздвигать пальцы и сжимать, имитируя движение мехов гармошки) 8. Формирование графических навыков. Прописывание чередования больших и малых петель. «УЗОР ИЗ ПЕТЕЛЬ»
Занятие 29. Тема: Звуковой и слоговой анализ и синтез слов a учить дошкольников подбирать слова с начальным заданным звуком, совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, учить детей определять позицию звука в слове и фиксировать ее на схеме; упражнять в составлении предложения с использованием опоры в виде трех предметных картинок.
1. Подбор слов, начинающихся на заданный слог. Дидактическая игра «Не разорви бусы» - Сейчас мы будем нанизывать слова-бусинки на нитку. Последний слог в моем слове должен быть одинаковым с первым слогом вашего слова. Давайте попробуем. Я говорю: АСТ-РА, вы – РА-КЕ-ТА. Следующий называет слово с каким слогом? (Слогом ТА). Каждое слово – это бусина из наших бус. (Ребенок говорит слово и укрепляет на доске круг). Кто не смог подобрать слово – тот бусы разорвал.
АСТ-РА, РА-КЕ-ТА, ТА-РЕЛ-КА, КА-……. и т.д. 2. Звуковой анализ слов КИТ и ГУСЬ, выкладывание схемы слова цветными фишками. - Догадайтесь, схему какого слова мы будем сейчас составлять.
ЧЕРЕЗ МОРЕ-ОКЕАН ПЛЫВЕТ ЧУДО-ВЕЛИКАН, ПРЯЧЕТ УС В ОГРОМНОМ РТУ, РАСТЯНУЛСЯ НА ВЕРСТУ. (Кит) - Какое слово? КИТ - Выполните анализ слова самостоятельно. - Проверьте, правильно ли вы составили схему слова.(Сравнение с образцом на доске) - Прочитайте слово.
- Следующее слово – это … ШИПИТ, ГОГОЧЕТ
Я ИДУ, НЕ БОЮСЬ! КТО ЖЕ ЭТО?... (Гусь) - Составьте схему слова ГУСЬ. Чем она отличается от схемы слова КИТ. Сравните. - Расскажите о каждом звуке, который входит в состав слова ГУСЬ: а) звук Г – согласный, звонкий, твердый, стоит в начале слова б) звук У – гласный, ударный в) звук СЬ – согласный, глухой, мягкий , стоит в конце слова. 3. Формирование навыка слогового анализа. Дидактическая игра «Магазин» Карандаш: - Ребята, я думаю, что вы можете мне помочь. Мама отправила меня в магазин за продуктами и дала мне деньги. (Показывает карточки с цифрами – 1,2,3,4). Но чтобы купить продукт, нужно правильно его назвать и отдать столько денег, сколько слогов в слове. У меня ничего не получается. Помогите, пожалуйста.
4. Определение позиции мягкого согласного звука в слове - Выберите из названий продуктов те, в которых слышатся мягкие согласные звуки: ЛИМОН, ПЕРСИК, ХЛЕБ, ЧЕСНОК, ПЕРЕЦ - Покажите с помощью условных значков, какое место в слове занимает мягкий согласный звук – в начале, в конце или в середине слова.
ЛИМОН ПЕРСИК ХЛЕБ ЧЕСНОК
5. Подбор слов на определенный звук. Дидактическая игра «Звучащий кубик» Педагог показывает кубик, на гранях которого условные обозначения: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». - Сейчас этот кубик у нас заговорит. Вы будете его бросать по очереди и называть слова, начинающиеся с гласного, твердого согласного или мягкого согласного звука. Следите, какой значок будет на верхней грани кубика.
6. Развитие навыков звукового синтеза и анализа
ШКОЛА
ШПРИЦ КНИГА ОБРУЧ ЛУК АПЕЛЬСИН
БУКВА БУДИЛЬНИК УХО КРАН ВОЛЧОК АИСТ
7. Развитие навыков слогового синтеза. Дидактическая игра «Восстанови порядок» Карандаш: - Я хочу задать вам, ребята, сложную задачу. В словах перепутаны слоги. Интересно, сможете ли вы восстановить порядок.
НА-ШИ-МА - МАШИНА ТИ-НА-КАР – КАРТИНА ГА- КНИ – КНИГА ТА-ПАР – ПАРТА РА-ИГ – ИГРА ЛА- КУК – КУКЛА ЧИК-МЯ – МЯЧИК БИ-КУ-КИ – КУБИКИ и т.д.
8. Составление предложений по трем предметным картинкам - На столе лежат картинки, перевернутые лицевой стороной вниз. Каждый выберет любые три картинки и составит с этими словами предложение. - Посчитайте, сколько слов в вашем предложении. Назовите первое слово, назовите третье слово, назовите последнее слово. - Есть ли в вашем предложении слова со звуком Р? Назовите их. - Есть ли в вашем предложении слова, состоящие из трех слогов? Назовите их.
9. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Пальчики-непоседы» ЭТОТ ПАЛЬЧИК МОЙ ТАНЦУЕТ, ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЛОВКО СКАЧЕТ, БУДТО ЛЕГКИЙ, ЛЕГКИЙ МЯЧИК. А МИЗИНЧИК МОЙ МАЛЫШКА, НОГОТКОМ СКРЕБЕТ, КАК МЫШКА. СПАТЬ УЛЕГСЯ НА БОЧОК. (Выполнение названных движений пальцами обеих рук одновременно) 10. Формирование графических навыков. Прописывание петель на линии и под линией «ПЕТЛИ»
Занятие 30.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |