Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и виды доходов



2019-08-14 876 Обсуждений (0)
Сущность и виды доходов 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 1. Теоретические основы исследования управления доходами организации и формирования кредитной политики

Сущность и виды доходов

В условиях рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет доход. Экономическая сущность доходов является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории. Более того, некоторые авторы в своих работах утверждают, что «понятие доходов - это, пожалуй, самое сложное и даже трагическое понятие в экономической науке»

Современные западные ученые понятие «доход» трактуют как разницу между доходом товаропроизводителей и издержками производства без анализа ее сущности и происхождения.

Доход - это особый систематически воспроизводимый ресурс организации, цель осуществления бизнеса, основной источник развития и роста рыночной стоимости организации; индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности организации; гарантия выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Доход - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы приводят к увеличению прибыли и капитала собственника только за счет прибыли, остающейся в распоряжении собственника и переданной экономическому субъекту для расширения деятельности и решения социальных проблем.

Деятельность хозяйствующего субъекта направлена на поддержание капитала собственника и его приумножение. Это достигается безубыточными финансовыми результатами и присоединением части полученной прибыли к капиталу собственника (реинвестирование).

Доход представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост дохода создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет него выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, доход становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Он характеризует вместе с тем сложную экономическую категорию, к определению которой в научной литературе имеется несколько подходов. В соответствии с экономическим подходом доход есть прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Тем самым доход можно исчислить либо на основе динамики рыночных оценок капитала, либо по данным баланса на начало и конец отчетного периода. Это касается как субъективности идентификации исходной базы для расчета, так и того, какие изменения собственного капитала можно считать элементами управления доходами.

Более обоснованным и реалистичным представляется бухгалтерский подход к определению дохода.

В данном случае четко идентифицируются элементы доходов, т.е. виды доходов и расходов, и ведется их обособленный учет. Кроме того, бухгалтерский подход признает доход как прибыль только после его реализации, в то время как экономический подход не делает различия между реализованными и нереализованными доходами.

Четкая классификация доходов и расходов является базой обоснованного определения чистого результата деятельности за определенный период. Помимо этого, классификация необходима для:

- определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода;

- разделения производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности;

- разделения постоянных и переменных расходов в целях управленческого и финансового анализа.

Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на:

- основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия);

- финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других кампаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.);

- чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).

Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.

Таким образом, доход как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности.

Как известно, доходами считаются увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников. Доходы включают такие статьи, как выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, роялти и т.п., а также прочие доходы (поступления от продажи списываемых объектов основных средств и других активов.

Расходами считаются уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями по решению собственников. Расходы включают такие статьи, как затраты на производство проданной продукции (товаров, работ, услуг) с учетом затрат на оплату труда работников, амортизационных отчислений, управленческих и коммерческих расходов, а также потерь (убыток от продажи и иных случаев списания объектов основных средств и других активов, изменений валютных курсов и др.).

Доходами организации считается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы предприятия - это та часть поступлений денежных средств и иного имущества, которая:

· поступает на безвозвратной основе;

· становится собственностью предприятия;

· не связана с увеличением имущества за счет вкладов участников или собственников предприятия;

· включается в финансовую отчетность предприятия «Отчет о прибылях и убытках» и подлежит включению в налогооблагаемую прибыль (за исключением чрезвычайных доходов и в соответствии с требованиями налогового учета).

В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации доходы подразделяются на:

1) доходы от обычных видов деятельности;

2) операционные доходы;

Два последних вида доходов организации образуют группу прочие доходы, в которую могут входить и чрезвычайные доходы.

Доходами не являются поступления от других юридических и физических лиц:

· налогов и аналогичных обязательных платежей;

· по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала;

· в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

· авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг.

Любая коммерческая организация строит свою деятельность исходя из перспективы устойчивого генерирования прибыли в среднем. Поскольку в мире бизнеса и конкурентной борьбы никто не застрахован от собственных ошибок и появления более умелых и удачливых (к сожалению) конкурентов, нельзя заранее предсказать с определенностью, какова будет прибыль в будущем, хватит ли доходов предприятию для расчетов со своими контрагентами, будут ли удовлетворены собственники уровнем рентабельности и др. Именно поэтому степень эффективности текущего управления финансами определяется не только и не столько значимостью полученных доходов (убытков) в отдельные годы, сколько устойчивостью генерирования прибыли в среднем. Если предприятие постоянно имеет прибыль (возможно, и не супербольшую, но устраивающую в среднем инвесторов), обремененную, естественно, приемлемым уровнем риска, становится возможным принятие стратегических финансовых решений прогнозного характера, в особенности в отношении привлечения дополнительных источников финансирования. Иными словами, не только текущее финансовое состояние, но и решения стратегического характера в значительной степени зависят от эффективности постоянной рутинной деятельности, суть которой является генерирование прибыли. Устойчивая текущая прибыль служит индикатором правильности выбранного курса, стратегическая цель которого - повышение уровня благосостояния собственников предприятия.

Подготовку рекомендаций, выполнение которых позволит максимально возможно увеличить доход владельцев предприятия в предстоящем периоде, целесообразно выполнить в два этапа.

На первом этапе необходимо определить динамику изменения за прошедший период основных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, а именно:

- дохода владельцев предприятия и его составляющие;

- рентабельности производства, как в среднем для всех видов изготавливаемых изделий, так и для каждого из них.

Причем продолжительность расчетного периода должна быть не менее 6 - 8 шагов расчета. Шаг расчета: квартал, полугодие или год. Если расчетный период содержит менее 6 шагов, то статистическая обработка исследуемых параметров становится неэффективной и их тренды определяются на основе экспертной оценки. Выполнение рекомендаций, полученных на основе 1 - 2 шагов расчета, может привести к негативным для фирмы последствиям.

Анализ и статистическая обработка данных за прошедший период позволяют оценить не только устойчивость текущей платежеспособности фирмы, а также рекомендовать оптимальную величину необходимых запасов: готовой продукции и материальных ресурсов.

Весьма важный вопрос, который может быть рассмотрен на этом этапе, - оценка возможности снижения себестоимости производимых изделий в основном за счет снижения наиболее затратных ее составляющих. Что позволит на следующем этапе подготовить план модернизации используемых технологий.

Таким образом, на основе анализа полученных результатов может быть дана оценка эффективности управления фирмой, ее привлекательности для деловых партнеров и выявлены основные проблемы, которые необходимо решить в предстоящем периоде.

Основная задача второго этапа состоит в подготовке на долгосрочный период (5 - 10 лет) наиболее доходного для владельцев фирмы плана финансово-хозяйственной деятельности. Такой план может быть разработан с помощью экономико-математической модели, используя которую проводится анализ возможных вариантов развития фирмы и определяется оптимальная инвестиционная и дивидендная политика. Для реализации стратегии развития на длительный срок необходимо использовать скользящий метод планирования, который предполагает разработку на основе долгосрочного плана среднесрочного и краткосрочного планов.[2, с.45]

Среднесрочный план (на 2-3 года) предоставит возможность своевременно провести мероприятия, необходимые для повышения эффективности производства товаров или оказания услуг.

Программой действий для руководства фирмы является краткосрочный план на полугодие - год, выполнение которого позволит продвинуться в направлении достижения намеченных долгосрочных целей. При тщательной подготовке исходных данных расхождение фактических результатов выполнения краткосрочного плана от расчетных может не превышать 2-3%. При увеличении срока прогноза ошибка планирования финансово-хозяйственной деятельности существенно возрастает за счет изменений возможных темпов инфляции и ценовой структуры. Кроме того, в предстоящем периоде у фирмы могут появиться и новые возможности, например за счет технического прогресса в смежных областях: появления более совершенного оборудования, разработки новых материалов и технологий, позволяющих уменьшить себестоимость производства, усовершенствовать и расширить потребительские качества производимой продукции или оказываемых услуг.

Суть скользящего метода планирования состоит в том, что по фактическим результатам выполнения очередного краткосрочного плана в случае необходимости среднесрочный и долгосрочный планы уточняются, а краткосрочный составляется заново.

Использование такого подхода позволит управлять доходом владельцев фирмы за счет:

- управления номенклатурой и объемами производства работ;

- планомерного снижения себестоимости производимых работ;

- разработки порядка и сроков замены малопроизводительного оборудования и внедрения новых технологий;

- оптимизации величины быстро ликвидных активов, резервного фонда и материальных запасов;

- определения приемлемых условий привлечения кредитов и дополнительного акционерного капитала;

- разработки наиболее доходной инвестиционной и дивидендной политики предприятия;

- подготовки оперативных и долгосрочных планов развития производства;

- сравнения и выбора для реализации наиболее перспективных и доходных инвестиционных предложений и проектов;

- оценки надежности и привлечения новых деловых партнеров, например, производителей, более качественного сырья или комплектующих.

Основным доходом для торговой организации является доход от реализации, представляющий собой сумму торговых надбавок и торговых скидок, приходящихся на реализованные товары. Следовательно, по источникам образования различают доход, полученный за счет торговых надбавок, и доход, полученный за счет торговых скидок.

Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключаются в следующем: валовой доход является источником формирования прибыли; за счет валового дохода возмещаются издержки производства и обращения; валовой доход служит источником пополнения собственных оборотных средств; за счет валового дохода формируются различные бюджетные и внебюджетные фонды (сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога пользователей автодорог и сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда); за счет валового дохода предприятия уплачивают акцизы и таким образом участвуют в формировании бюджета страны. Валовой доход предприятия измеряется в абсолютных и относительных величинах. В абсолютных величинах валовой доход характеризуется суммой, выраженной в денежных единицах, в относительных величинах - уровнем. Уровень валового дохода (Ув. д) рассчитывается как отношение суммы валового дохода к валовому товарообороту, выраженное в процентах.

 

На предприятиях рекомендуется исчислять валовой доход по продукции собственного производства и покупным товарам.

Как известно, за счет валового дохода предприятия уплачивают целевые сборы и платежи. В связи с этим необходимо определять и оценивать валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия, или чистый валовой доход. Его величину можно определить так:

ЧВД = ВД - ЦС, (4)

где ЧВД чистый валовой доход, млн. руб.;

ЦС - целевые сборы и платежи.

Чтобы найти уровень чистого валового дохода, следует его сумму разделить на валовой товарооборот и умножить на 100:

Уч. в. д = ЧВД: Т x 100

Одним из источников валового дохода предприятий является торговая надбавка. Ее величина должна покрыть величину издержек обращения предприятий. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к оптовой свободно-отпускной цене. Механизм формирования торговых надбавок предусматривает их регулирование исполнительными органами власти.

Небезынтересно узнать, что в развитых зарубежных странах используется более 20 различных скидок и надбавок. Наиболее распространенные из них - скидки на количество работ предприятия (услуг), которые могут достигать 30% цены; бонусные скидки или скидки за оборот, которые предоставляются постоянным партнерам; дилерские скидки, предоставляемые производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту; сезонные скидки; скрытые скидки в виде оказания бесплатных услуг, обучения персонала, предоставления бесплатных образцов и др.

Предприятия самостоятельно рассчитывают торговую надбавку (но не выше предельного размера) исходя из издержек, установленных налогов и неналоговых платежей и прибыли. При определении размера средней торговой надбавки рекомендуется использовать следующую формулу:

Тн = ИО + К + Р + Н + СО, (6)

где Тн - уровень торговой надбавки, %;

ИО - плановый уровень издержек обращения, кроме процентов за кредит, %;

Н - налоги и отчисления в % к товарообороту; СО - отчисления на пополнение собственных оборотных средств в % к товарообороту;

К - проценты за кредит в % к товарообороту;

Р - рентабельность в % к товарообороту.

Другим важным элементом валового дохода предприятия является наценка на работы предприятия (услуги) и покупные товары. Размер наценок зависит от категории предприятия, места и времени реализации продукции и покупных товаров. Наценка на продукцию предназначена для покрытия издержек производства предприятия. Она устанавливается в % к розничной цене. По размеру наценок предприятия делятся на шесть категорий: супер-люкс, люкс, высшую, первую, вторую и третью. Самый высокий уровень наценок на предприятиях категории люкс, самый низкий - на предприятиях третьей наценочной категории. Расчетный уровень наценки может быть определен на основе себестоимости и нормативного уровня рентабельности:


Унац = РУи + РУр, (7)

где РУи - расчетный уровень издержек производства и обращения (РУи = И / С х 100);

РУр - расчетный уровень рентабельности;

И - фактические издержки за период, предшествующий планируемому;

С - стоимость сырья в розничных ценах за период, предшествующий планируемому:

С = Т - Н, (8)

где Т - товарооборот за период, предшествующий планируемому;

Н - наценка за этот же период.

Расчетный уровень рентабельности определяется по формуле:

РУр = П: С x 100, (9)

где П - прибыль.

Показатели доходности характеризуют доходы и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Показатели доходности являются важными характеристиками факторной среды формирования доходов предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По мнению других авторов, доходность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Так или иначе, доходность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли.       

Доходность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокого дохода и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому доходность можно рассматривать как один из критериев качества управления. По значению уровня доходности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение доходность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели доходности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

 

 

1.2. Понятие кредитной политики

Кредитная политика предприятия – это совокупность мероприятий по управлению дебиторско - кредиторской задолженностью и определению оптимальных условий предоставления и получения коммерческих кредитов и кредитов кредитующих организации.

Содержание данной политики заключается:

  • в выборе оптимального уровня и рациональной структуры оборотных активов с учетом специфики деятельности каждого предприятия;
  • в определении величины и структуры источников финансирования оборотных активов.

Целями эффективной кредитной политики являются:

  • увеличение объемов реализации продукции в краткосрочном и долгосрочном периоде для достижения требуемой прибыльности;
  • максимизация эффекта (дохода) от инвестирования в дебиторскую задолженность;
  • достижение требуемой оборачиваемости дебиторской задолженности;
  • ограничение относительного роста просроченной дебиторской задолженности, в том числе сомнительной и безнадежной задолженности в структуре дебиторской задолженности.


2019-08-14 876 Обсуждений (0)
Сущность и виды доходов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и виды доходов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (876)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)