Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация учебных занятий



2019-08-14 202 Обсуждений (0)
Организация учебных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

2.1.1 профиль Отечественная филология (русский язык и литература)

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины,

 практики и т.п.

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных 

форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя сам. раб. с использованием методических материалов текущий контроль (сам.раб.) промежуточная аттестация (сам.раб.) итоговая аттестация (сам.раб.)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Форма обучения: очная

Семестр 5 13 15   15         2     15 12       4 2
  2-100 10-25   10-25         10-25     10-25 1-1          
Семестр 6 15   2 15         2     30 4   4   50 2
  2-100   0-0 10-25         2-100     10-25 1-1   1-1      
ИТОГО 28 15 2 30         4     45 16   4     4

 

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

Формы

Сроки

Виды

Сроки

Виды Сроки

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Форма обучения: очная

Семестр 5

 

 

зачёт, устно, традиционная форма

по графику промежуточной аттестации

   
Семестр 6

 

 

экзамен, устно, традиционная форма

по графику промежуточной аттестации

   

 

 


 

 

2.2. Структура и содержание учебных занятий

Разделы курса:

1. Введение в проблематику истории русского литературного языка (далее - ИРЛЯ)

2.    Периодизация ИРЛЯ

3.    Проблема образования русского литературного языка в донациональную эпоху (характер языковой ситуации)

4.    Литературный язык Древней Руси XI - XIV вв., его стратификация: типы и жанрово-стилистические разновидности (регистры)

5.    Литературный язык Московской Руси и роль книжных «справ» XIV - XVII вв.

6.    Роль «второго южнославянского влияния» в кодификации церковнославянского (книжного) языка XIV - XV вв.

7.    Литературный язык юго-западной Руси XVI - XVII вв. Словарная и грамматическая кодификация ЛЯ.

8.    Изменение языковой ситуации и «демократизация» РЛЯ в XVII в. Реформы патриарха Никона и книжная «справа».

9.    Литературный язык Петровской эпохи.

10. Создание нового литературного языка, отношение к церковнославянскому, нормализаторская деятельность В. К. Тредиаковского.

11. РЛЯ в середине XVIII в. Стилистическая реформа М. В. Ломоносова.

12. Литературный язык во второй половине XVIII в. Словарь Академии Российской

13. Роль А. С. Пушкина в становлении норм современного литературного языка

14. Полифункциональность РЛЯ и формирование его функционально-стилистических разновидностей в 30-е - 90-е гг. XIX в. Связь языка литературы и литературной нормы.

15. Язык революционной эпохи (рубеж XIX - XX вв. - 1920-е гг.)

16. Язык советской эпохи (1930 - 1990 -е гг.)

17. Основные тенденции современного литературного языка. Динамизм нормы. Перестройка стилистической иерархии языка. Иноязычные заимствования и технизация.

 

1. Введение в проблематику истории русского литературного языка

Понятия «литературный язык», «норма», «функциональные стили» русского литературного языка. Литературный язык и общенародный язык. Литературный язык и диалект. Письменная и устная формы литературного языка.Соотношение «литературный язык», «стандартный язык», язык художественной литературы. Взаимодействие литературного языка с некодифицированными формами речевого общения на различных этапах общественного развития.

Типы литературных языков. Основные социолингвистические понятия в применении к истории и типологии литературных языков. Понятие «языковой ситуации».

Разработка теории литературного языка в отечественной и зарубежной историографии. Роль представителей «Пражского лингвистического кружка» (Н. С. Трубецкой, Б. Гавранек, В. Матезиус), исследований социального аспекта литературной нормы и «эстетической функции» языка (Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский, Б. А. Ларин, В. В. Виноградов) в становлении истории литературного языка как области исторической русистики.

Характеристика основных трудов и учебных пособий по изучаемой дисциплине. Характеристика основных дискуссионных вопросов истории РЛЯ.

2. Периодизация истории русского литературного языка

Внутрилингвистические и внелингвистические критерии периодизации. Связь истории литературного языка с основными историко-социальными и историко-культурными событиями в развитии нации и государства: роль христианизации Руси, централизация Московского государства, Петровские реформы и т. д., с одной стороны, и правка текстов Св. Писания при митрополите Киприане, создание Геннадиевской Библии, переводческая деятельность Максима Грека, книжная «справа» патриарха Никона как этапы «нормализации» языка книжных текстов - с другой.

Критерии выделения т. н. донационального (средневекового) и национального периодов в истории РЛЯ. Предпосылки возникновения РЛЯ в X или XI вв. (terminus ante quem) и формирования общенационального литературного языка в XVII в.

3. Проблема образования русского литературного языка в средневековую эпоху (характер языковой ситуации).

Историографический обзор. Концепции А. А. Шахматова, С. П. Обнорского, В. В. Виноградова, Б. А. Ларина, Н. А. Мещерского, Н. И. Толстого, Б. А. Успенского, Г. Кайперта. Церковнославяно-русский «монолингвизм», «билингвизм», «диглоссия» как типы языковых ситуаций в Древней Руси. Вопросы типологии славянских литературных языков.

Языковая ситуация в Slavia Orthodoxa. Кирилло-мефодиевское наследие у южных славян и на Руси: пути его изучения. Соотношение жанров общеславянской письменности и этнолокальных типов литературно-письменных языков (Н. И. Толстой).

4. Литературный язык Древней Руси XI – XIV вв.

Определение объекта и предмета изучения

Вопрос о начале письменности у восточных славян как предпосылки возникновения литературного языка. Роль церковнославянских переводов в формировании письменного языка Древней Руси. Вопрос о статусе языка деловой письменности (А. А. Шахматов, А. И. Соболевский, В. В. Виноградов, Н. А. Мещерский).

  Типы (регистры) и «жанрово-стилистические» разновидности литературного языка.

Церковнославянский язык на Руси.

Язык неконфессиональных повествовательных текстов.

Язык памятников деловой письменности.

Языковой статус памятников разных жанров. Типы текста (нарративные и ненарративные памятники), роль дискурса. Языковая формула как структурообразующий признак литературного языка.

5. Литературный язык периода 2-го южнославянского влияния: конец XIV – первая половина XV вв.

Значение и роль Москвы как столицы централизованного государства. Литургические реформы митрополита Киприана и справа богослужебных книг. Вопрос о «втором южнославянском влиянии» на русский литературный язык (графика, орфография, словообразование). Стиль «плетения словес» в агиографии, его истоки и расцвет в XV в. Творчество Епифания Премудрого и развитие русской агиографии.

6. Литературный язык Московской Руси второй половины XV – XVII вв.

Падение Византийской империи в 1453 г. и формирование на Руси идеи «Москва – 3-й Рим». Геннадиевская Библия 1499 г. Усиление и развитие языка деловой письменности на народной речевой основе. Формирование «приказного языка». Язык полемических сочинений XVI в. и эволюция стиля «плетения словес». Послания царя Ивана Грозного и кн. Андрея Курбского.

Начало словарной и грамматической кодификации церковнославянских книжных текстов. Деятельность Максима Грека. «Домострой». Начало книгопечатания.

7. Языковая ситуация Юго-Западной Руси.

Взаимодействие церковнославянского, русского, латинского и польского языков в книжных текстах. Формирование «простой мовы» как литературного языка.

Деятельность братских школ и Киево-Могилянской академии.

Грамматики и словари (Лаврентий Зизаний, И. Ужевич, Памва Берында и др.).

8. Формирование национального русского литературного языка в XVII в.

«Ученый» церковнославянский язык как результат влияния юго-западно-русского варианта литературного языка. Роль переводов с польского и латинского. Изменения в системе жанров письменности: появление стихотворчества и драматургии. Изменения признаков книжности. Т. н. «гибридный» книжный язык как результат демократизации литературного языка. Языковое творчество Симеона Полоцкого. Книжная «справа» патриарха Никона и реакция на нее. Язык демократической литературы. Язык произведений протопопа Аввакума и ранних старообрядческих сочинений. Народно-разговорная речь как основа национального литературного языка.

9. Русский литературный язык Петровской эпохи.

Проблема создания литературного языка «нового» типа. Петровские культурные реформы как основа противопоставления церковнославянского и русского языков. «Европеизация» словарного состава языка, иноязычные заимствования, формирование терминологии. Появление новых жанров (светская повесть, любовная лирика, публицистика) как предпосылка стилистической неупорядоченности литературного языка. Роль языка переводов с западноевропейских языков. Лексикография Петровской эпохи (Федор Поликарпов).

Проблемы нормализации «нового» литературного языка. Деятельность В. К. Тредиаковского, В. Н. Татищева. Вопрос о статусе церковнославянского языка.

10. Русский («словено-российский») литературный язык в середине XVIII в.

Полемика о месте славянизмов. Теория «поэтических вольностей».

«Российская грамматика» М. В. Ломоносова как первая русская нормативно-стилистическая грамматика.

Стилистическая теория М. В. Ломоносова и синтез церковнославянского и русского языков как основа развития функциональных стилей литературного языка.

Динамика «среднего» стиля как основы формирования полифункциональной нормы литературного языка.

11. Русский литературный язык второй половины XVIII в. - начала XIX вв.

Распадение ломоносовской теории «трех стилей» как отражающей свойства поэтики классицизма. Изменения в иерархии поэтических и прозаических жанров. Роль языка драматургии и журнальной публицистики. Языковое творчество Державина, Новикова, Фонвизина.

Карамзинская реформа литературного языка, его учение о «новом слоге». Общественная борьба «архаистов» и «новаторов». Новый взгляд на «славянизмы». Формирование устной формы литературного языка. Литературный язык и литературное направление.

Язык предпушкинской эпохи. Обогащение роли славянизма в языке А. Н. Радищева. Языковое творчество И. А. Крылова. Словарь Академии Российской.

12. Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка первой половины XIX в.

Развитие в языке А. С. Пушкина процессов, начавшихся в предпушкинскую эпоху. Участие в дискуссии «архаистов» и «новаторов». Функции славянизмов, «простонародного языка» и «просторечия», иноязычных заимствований в поэтических, прозаических и драматургических пушкинских текстах. Связь преобразований синтаксиса, начатых Карамзиным, европеизации русской литературной речи в творчестве Пушкина с новым принципом литературного употребления, в основе которого лежит принцип построения художественного текста. Становление грамматической нормы литературного языка, формирование самостоятельных функционально-стилистических разновидностей (стили литературного языка: публицистический, научный, художественный и т.д.).

13. Литературный язык 30-х - 90-х гг. XIX в.

Развитие философской и общественно-политической лексики и терминологии. Язык писателя и литературная норма. Становление историко-филологического научного знания как основа научной рефлексии. Формирование функционально-стилистических разновидностей литературного языка. Словарь Академии наук под ред. Я. К. Грота.

14. Литературный язык революционной эпохи (рубеж XIX - XX вв. - 1920-е гг.)

 Роль языка русской философии и литературы символизма. Революционные преобразования и язык марксистской литературы. Орфографическая реформа 1917 - 1918 гг. и ее историко-культурное значение. Дестабилизация нормы. Ликвидация неграмотности и ее последствия для литературного языка. «Демократизация» языка и вопросы культуры речи. Роль А. М. Горького и его «Литературная учеба». Языковые эксперименты в поэзии и прозе 1920-х гг.

15. Язык советской эпохи (1930-е – 1990-е гг.)

Пуристические тенденции в языковой политике. Судьба и роль славянизмов. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова как опыт кодификации литературного языка. Языковая традиция в литературе «соцреализма». Роль средств массовой информации в распространении норм русского языка. Русский литературный язык как средство межнационального общения в условиях СССР. Активизация роли разговорной речи. Дискуссии о культуре речи в 1960 - 1970-х гг.

16. Основные тенденции в русском литературном языке в постсоветскую эпоху.

 Разрушение стилистической иерархии, вариативность нормы, разрушение «высокого» стиля как результат деидеологизации общества. Разрушение границ между нормативным и ненормативным и оживление потенциальных свойств языковой системы в языке средств массовой информации, художественных текстах. Динамика словообразовательных процессов, тенденция к развитию аналитизма. Иноязычные заимствования и технизация языка. Перспективы развития литературной нормы.


 



2019-08-14 202 Обсуждений (0)
Организация учебных занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация учебных занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)