Представление чисел в различных системах счисления.
Практическое задание №2 включает в себя 6 задач 1, 2 - Задачи на системы счисления, используемые для работы над числами в ЭВМ, арифметические операции и формы представления чисел. Исходные данные к задачам в таблицах 2, 3. 3 – Задачи на кодирование чисел, операции над числами в различных системах счисления 4 - Схемы логических элементов, составление логических схем комбинационных цифровых устройств ЭВМ , решение задач анализа и синтеза логических устройств. 5 - Анализ работы и построение временных диаграмм цифровых устройств - триггеров. 6 - Схемы и принцип работы типовых узлов цифровой техники: регистров, счётчиков, АЦП/ЦАП, и т.д. Номер Вашего варианта совпадает с номером в учебном журнале.
Краткие теоретические сведения Логической схемой называется совокупность логических электронных элементов, соединенных между собой таким образом, чтобы выполнялся заданный закон функционирования схемы, иначе говоря, — выполнялась заданная логическая функция. По зависимости выходного сигнала от входного все электронные логические схемы можно условно разбить на: комбинационные схемы, выходной сигнал которых зависит только от состояния входных сигналов в каждый момент времени; накапливающие схемы (схемы последовательные), содержащие накапливающие схемы (элементы с памятью), выходной сигнал которых зависит как от входных сигналов, так и от состояния схемы в предыдущие моменты времени. По количеству входов и выходов схемы бывают: с одним входом и одним выходом, с несколькими входами и одним выходом, с одним входом и несколькими выходами, с несколькими входами и выходами. По способу осуществления синхронизации схемы бывают с внешней синхронизацией (синхронные автоматы), с внутренней синхронизацией (асинхронные автоматы являются их частным случаем). Практически любой компьютер состоит из комбинации схем первого и второго рода разной сложности. Таким образом, основой любого цифрового автомата, обрабатывающего цифровую информацию, являются электронные элементы двух типов: логические или комбинационные и запоминающие. Логические элементы выполняют простейшие логические операции над цифровой информацией, а запоминающие служат для ее хранения. Как известно, логическая операция состоит в преобразовании по определенным правилам входной цифровой информации в выходную. Можно считать, что элементарные логические функции являются логическими операторами упомянутых электронных элементов, т.е. схем. Каждая такая схема обозначается определенным графическим символом. (Элементы И, ИЛИ, НЕ, ИЛИ-НЕ, И-НЕ). В этом случае говорят, что этот набор образует базис. Функционально полными являются 3 простейших базиса: 1. «И-ИЛИ-НЕ» 2. «И-НЕ» 3. «ИЛИ-НЕ», с помощью которых можно записать любую, сколь угодно сложную функцию.
Представление чисел в различных системах счисления. Для представления в цифровых устройствах чисел, а также другой информации в процессе программирования наряду с привычной для нас десятичной системой счисления широко используются другие системы. Рассмотрим наиболее употребительные позиционные системы счисления. Числа в таких системах счисления представляются последовательностью цифр (цифр разрядов): … a5 a4 a3 a2 a1 a0 … Здесь a0, a1, . . . обозначают цифры нулевого, первого и других разрядов числа. Цифре разряда приписан вес pk где р— основание системы счисления; k— номер разряда, равный индексу при обозначениях цифр разрядов. Так, приведенная выше запись означает следующее количество: N = …+ a5×p5 + a4×p4 + a3×p3 + a2×p2 + a1×p1 + a0×p0 + … Для представления цифр разрядов используется набор из pразличных символов. Так, при р = 10 (т. е. в обычной десятичной системе счисления) для записи цифр разрядов используется набор из десяти символов: 0, 1, 2 ….. 9. При этом запись 72932410 (здесь и далее индекс при числе указывает основание системы счисления, в которой представлено число) означает следующее количество: . Используя такой принцип представления чисел, но выбирая различные значения основания р, можно строить разнообразные системы счисления. В двоичной системе счисления основание системы счисления р = 2. Таким образом, для записи цифр разрядов требуется набор всего лишь из двух символов, в качестве которых используются 0 и 1. Следовательно, в двоичной системе счисления число представляется последовательностью символов 0 и 1. При этом запись 10111012 соответствует в десятичной системе счисления следующему числу: . В восьмеричной системе счисления основание системы счисления р = 8. Следовательно, для представления цифр разрядов должно использоваться восемь разных символов, в качестве которых выбраны 0, 1, 2,…,7 (заметим, что символы 8 и 9 здесь не используются и в записи чисел встречаться не должны). Например, записи 7354608 в десятичной системе счисления соответствует следующее число: , т. е. запись 7354608 означает число, содержащее семь раз по 85 = 32768, три раза по 84 = 4096, пять раз по 83 = 512, четыре раза по 82 = 64, шесть раз по 81 = 8 и ноль раз по 80=1. В шестнадцатеричной системе счисления основание системы счисления р = 16 и для записи цифр разрядов должен использоваться набор из 16 символов: 0, 1,2…..9, А, В, С, D, Е, F. В нем используются 10 арабских цифр, и до требуемых шестнадцати их дополняют шестью начальными буквами латинского алфавита. При этом символу А в десятичной системе счисления соответствует 10, В – 11, С – 12, D – 13, Е – 14, F – 15. Запись AB9C2F16 соответствует следующему числу в десятичной системе счисления: , Для хранения n-разрядных чисел в цифровой аппаратуре можно использовать устройства, содержащие n элементов, каждый из которых запоминает цифру соответствующего разряда числа. Наиболее просто осуществляется хранение чисел, представленных в двоичной системе счисления. Для запоминания цифры каждого разряда двоичного числа могут использоваться устройства с двумя устойчивыми состояниями (например, триггеры). Одному из этих устойчивых состояний ставится в соответствие цифра 0, другому – цифра 1. Таблица 1.
Перевод из восьмеричной в шестнадцатеричную систему и обратно удобно осуществлять через двоичную систему с помощью триад и тетрад. Правила выполнения арифметических действий над двоичными числами такие же, как и в десятичной системе, и задаются таблицами двоичного сложения, вычитания и умножения (табл. 2). Арифметические действия над двоичными числами. Таблица 2.
При сложении двоичных чисел производится сложение цифр слагаемых в каждом разряде и единиц переноса из соседнего младшего разряда, если они имеются. При этом необходимо учитывать, что в двоичной системе переполнение разряда наступает при количестве единиц, больше либо равным двум. В случае переполнения нужно вычесть из текущего разряда число, равное основанию системы (в данном случае – двойку), и добавить единицу переноса в следующий старший разряд. При вычитании двоичных чисел, аналогично вычитанию десятичных, может возникнуть необходимость займа единицы из предыдущего старшего разряда. Эта занимаемая единица переносится в текущий разряд как двойка (количество единиц, равное основанию). Операции умножения и деления в двоичной системе счисления аппаратно реализовать проще, чем в десятичной системе. Их выполнение сводится к операциям сложения (вычитания) и сдвигу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ Задача № 1. Задачи на системы счисления, используемые для работы над числами в ЭВМ, арифметические операции и формы представления чисел. Число а = 17 10 перевести в двоичную систему счисления, а затем в шестнадцатеричную. Решение: Для перевода числа из десятичной СС в любую СС, необходимо делить число на основание СС до тех пор, пока остаток от деления не будет принадлежать СС. В данном случае мы будем делить на 2 до тех пор, пока в остатке не будет 0 или 1 (цифры, принадлежащие двоичной СС). Произведем проверку на правильность перевода: 100112 = 24 * 1 + 23 * 0 + 22 * 0 +21 * 1 + 20 * 1 = 16 + 0 + 0 +2 + 1 = 1910. Перевод произведен - верно. Перевод из двоичной СС в шестнадцатеричную СС осуществляется разбиением двоичного числа на тетрады (по 4 разряда справа налево). Каждая тетрада заменяется эквивалентом шестнадцатеричной СС (таблица эквивалента цифр десятичной системы счисления в двоичной и шестнадцатеричной системах счисления приведена в приложении 1). 100112 = 1316 . Ответ: 1910 = 100112 = 1316 .
Задача № 2.
а) Сложить два числа А = 01110, В = 01001
Для сложения воспользуемся правилами двоичной арифметики:
Для вычитания чисел принцип аналогичен, только происходит заем из старшего разряда при вычитании 1 из 0.
Ответ: 101112 .
Задача № 3. Синтезировать заданную логическую схему Упростить выражение: X = (a*b + b*c +c)*b + (a*c + a*b)*c и составить схему на элементах И-НЕ.
Решение: X = a*b +b*c +b*c + a*c +a*b*c = a*b + b*c + a*c + a*b*c = =a*b*(c +1) + b*c + a*c
Задача №4. По заданной схеме определите логическую функцию. В качестве примера ниже представлена несколько схем электрических функциональных логических преобразователей (комбинационных автоматов), реализующих логические функции Пример.1 Построить заданную логическую функцию в трёх функционально полных базисах из логических элементов И, ИЛИ, НЕ.
Ответ: Функция имеет вид:
Пример.2 Для базиса И, НЕ. Задача № 5 По заданным входным сигналам триггеров составить таблицы состояний и временные диаграммы (сигнал на выходе Q) Исходное состояние триггера 0 . Привести схему триггера и объяснить его работу. · однотактного несинхронизируемого (Q1)
Решение: Переключение асинхронного триггера происходит в моменты поступления импульсов на установочные входы S и R. Выход Q будет равен соответственно 1, либо 0. Синхронизируемый однотактный триггер переключается в момент прихода синхроимпульса С при наличии сигнала на входе S (Q2 = 1) или R (Q2 = 0). Двухтактный триггер переключается после окончания действия синхроимпульса. Временные диаграммы, отражающие состояние выхода Q для асинхронного триггера показаны на рисунке 3).
ЗАДАНИЕ К РАБОТЕ №2 ЗАДАЧА№1: Задачи на системы счисления, используемые для работы над числами в ЭВМ, арифметические операции и формы представления чисел. Решите примеры выданного вам варианта задания.
Вариант 1
1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 24510 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111001112 Перевод двоичного числа в восьмеричную систему 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1448 Перевод двоичного числа в шестнадцатеричную систему 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9AF16
Вариант 2
1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 24710 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111010012 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1468 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9B116
Вариант 3
1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 24910 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111010112 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1508 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9B316
Вариант 4 1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 25110 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111011012 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1528 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9B516
Вариант 5
1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 25310 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111011112 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1548 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9B716
Вариант 6 1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 25510 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111100012 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1568 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9B916
Вариант 7
1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 4910 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 101110102 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1508 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 12B316
Вариант 8 1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 25110 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 1011101102 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1128 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 12B516
Вариант 9 1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 25310 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 101 011112 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1548 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 14B716
Вариант 10 1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 25510 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111100012 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1568 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9B916
Отчет содержит: Название и цель практической работы Решение примеров по выбранному варианту с пояснениями выполняемых действий.
Контрольные вопросы по разделу: 1) Чем отличаются позиционные и непозиционные системы счисления? 2) Как рассчитывается вес позиции? 3) Как связаны основание системы счисления и количество цифр в системе счисления? Задача № 2. Синтезировать логическую схему, реализующую следующие логические функции: Вариант 1
Вариант 3 Реализуйте заданную логическую функцию в базисе И, НЕ.
Вариант 5
Вариант 9
Вариант 10
1. 2.
3.
4.
5.
Задача № 3 . По заданной схеме определите и запишите уравнение логической функции.
Вариант 9.
Вариант 10.
Задача № 4 По заданным входным сигналам триггеров составить таблицы состояний и временные диаграммы (сигнал на выходе Q), дать необходимые пояснения. Исходное состояние триггера 0 . Привести схему триггера и объяснить его работу.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
ЗАДАЧА № 5 Ответьте письменно на все вопросы и выполните задания
1. Двоичный счётчик. Нарисовать схему, объяснить принцип работы счетчика последовательного действия. Построить временную диаграмму, отражающую работу 4-х разрядного счетчика. 2. Двоичный счётчик, параметры, классификация счетчиков .Схема, принцип работы счетчика параллельного действия. Построить временную диаграмму, отражающую работу 3-х разрядного счетчика. 3. Двоичный реверсивный счётчик с модулем счёта к = 16 находился в состоянии 11012, после чего на него было подано N+ = 130 импульсов в режиме суммирования и N- = 92 импульса в режиме вычитания. В каком состоянии окажется счётчик? Описать работу реверсивного счетчика. 4. Реверсивный десятичный счётчик находился в состоянии N0 = 10112, после чего на него были поданы N+ = 200 импульсов в режиме суммирования и N- = 150 импульсов в режиме вычитания. Определить конечное состояние счётчика. Описать работу реверсивного счетчика. 5. Классификация дешифраторов, шифраторов. Назначение, схемы, принцип работы. Составить схему дешифратора на три входа. 6. Мультиплексоры и демультиплексоры. Классификация. Назначение, схемы, принцип работы. Составить схему мультиплексора на логических элементах. 7. Сумматоры и полусумматоры. Назначение, схемы, принцип работы. 8. Сумматоры последовательного и параллельного действия. Схемы, принцип работы. 9. Принцип работы асинхронного RS-триггера. 10. Принцип работы регистра параллельного действия, структурная схема. 11. Принцип работы регистра последовательного действия (регистр сдвига), структурная схема. 12. Построить временную диаграмму, отражающую работу4-ти разрядного регистра сдвига, если он хранит число равное (последние две цифры в зачетке) 10. Пояснить временную диаграмму. 13. Назначение, характеристики АЦП. Привести схему АЦП, объяснить принцип работы. 14. Назначение, характеристики ЦАП. Привести схему ЦАП, объяснить принцип работы. 15. Рассчитать время преобразования 10-ти разрядного АЦП последовательного приближения при частоте тактового генератора f (f в МГц равно последние две цифры в зачетке) .
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |