Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Представление чисел в различных системах счисления.



2019-08-14 477 Обсуждений (0)
Представление чисел в различных системах счисления. 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическое задание №2 включает в себя 6 задач

1, 2 - Задачи на системы счисления, используемые для работы над

числами в ЭВМ, арифметические операции и формы представления чисел. Исходные данные к задачам в таблицах 2, 3.

3 – Задачи на кодирование чисел, операции над числами в различных системах счисления

4 - Схемы логических элементов, составление логических схем комбинационных цифровых устройств ЭВМ , решение задач анализа и синтеза логических устройств.

5 - Анализ работы и построение временных диаграмм цифровых устройств - триггеров.

6 - Схемы и принцип работы типовых узлов цифровой техники: регистров, счётчиков, АЦП/ЦАП, и т.д.

Номер Вашего варианта совпадает с номером в учебном журнале.

 

 

Краткие теоретические сведения

Логической схемой называется совокупность логических электронных элементов, соединенных между собой таким образом, чтобы выполнялся заданный закон функционирования схемы, иначе говоря, — выполнялась заданная логическая функция.

 По зависимости выходного сигнала от входного все электронные логические схемы можно условно разбить на:

комбинационные схемы, выходной сигнал которых зависит только от состояния входных сигналов в каждый момент времени; накапливающие схемы (схемы последовательные), содержащие накапливающие схемы (элементы с памятью), выходной сигнал которых зависит как от входных сигналов, так и от состояния схемы в предыдущие моменты времени.

 По количеству входов и выходов схемы бывают: с одним входом и одним выходом, с несколькими входами и одним выходом, с одним входом и несколькими выходами, с несколькими входами и выходами.

По способу осуществления синхронизации схемы бывают с внешней синхронизацией (синхронные автоматы), с внутренней синхронизацией (асинхронные автоматы являются их частным случаем).

Практически любой компьютер состоит из комбинации схем первого и второго рода разной сложности. Таким образом, основой любого цифрового автомата, обрабатывающего цифровую информацию, являются электронные элементы двух типов: логические или комбинационные и запоминающие.

Логические элементы выполняют простейшие логические операции над цифровой информацией, а запоминающие служат для ее хранения. Как известно, логическая операция состоит в преобразовании по определенным правилам входной цифровой информации в выходную.

Можно считать, что элементарные логические функции являются логическими операторами упомянутых электронных элементов, т.е. схем. Каждая такая схема обозначается определенным графическим символом. (Элементы И, ИЛИ, НЕ, ИЛИ-НЕ, И-НЕ). В этом случае говорят, что этот набор образует базис.
         

Функционально полными являются 3 простейших базиса: 1. «И-ИЛИ-НЕ» 2. «И-НЕ» 3. «ИЛИ-НЕ», с помощью которых можно записать любую, сколь угодно сложную функцию.

 

 


 

Представление чисел в различных системах счисления.

Для представления в цифровых устройствах чисел, а также другой информации в процессе программирования наряду с привычной для нас десятичной системой счисления широко используются другие системы. Рассмотрим наиболее употребительные позицион­ные системы счисления. Числа в таких системах счисления представляются последователь­ностью цифр (цифр разрядов): … a5 a4 a3 a2 a1 a0

Здесь a0, a1, . . . обозначают цифры нулевого, первого и других разрядов числа.

Цифре разряда приписан вес pk где р— основание системы счисления; k— номер разряда, равный индексу при обозначениях цифр разрядов. Так, приведенная выше запись означает следующее количество:

N = …+ a5×p5 + a4×p4 + a3×p3 + a2×p2 + a1×p1 + a0×p0 + …

Для представления цифр разрядов используется набор из pразличных символов. Так, при р = 10 (т. е. в обычной десятичной системе счисления) для записи цифр разрядов используется набор из десяти символов: 0, 1, 2 ….. 9. При этом запись 72932410 (здесь и далее индекс при числе указывает основание системы счисления, в которой представлено число) означает следующее количество:

.

Используя такой принцип представления чисел, но выбирая различные значения основания р, можно строить разнообразные системы счисления.

В двоичной системе счисления основание системы счисления р = 2. Таким образом, для записи цифр разрядов требуется набор всего лишь из двух символов, в качестве которых используются 0 и 1.

Следовательно, в двоичной системе счисления число представляется последовательностью символов 0 и 1. При этом запись 10111012 соответствует в десятичной системе счисления следующему числу:

.

В восьмеричной системе счисления основание системы счисления р = 8. Следовательно, для представления цифр разрядов должно использоваться восемь разных символов, в качестве которых выбраны 0, 1, 2,…,7 (заметим, что символы 8 и 9 здесь не используются и в записи чисел встречаться не должны). Например, записи 7354608 в десятичной системе счисления соответствует следующее число:

,

т. е. запись 7354608 означает число, содержащее семь раз по 85 = 32768, три раза по 84 = 4096, пять раз по 83 = 512, четыре раза по 82 = 64, шесть раз по 81 = 8 и ноль раз по 80=1.

В шестнадцатеричной системе счисления основание системы счисления р = 16 и для записи цифр разрядов должен использоваться набор из 16 символов: 0, 1,2…..9, А, В, С, D, Е, F. В нем используются 10 арабских цифр, и до требуемых шестнадцати их дополняют шестью начальными буквами латинского алфавита. При этом символу А в десятичной системе счисления соответствует 10, В – 11, С – 12, D – 13, Е – 14, F – 15.

Запись AB9C2F16 соответствует следующему числу в десятичной системе счисления:

,

Для хранения n-разрядных чисел в цифровой аппаратуре можно использовать устройст­ва, содержащие n элементов, каждый из которых запоминает цифру соответствующего разряда числа. Наиболее просто осуществляется хранение чисел, представленных в двоичной системе счисления. Для запоминания цифры каждого разряда двоичного числа могут исполь­зоваться устройства с двумя устойчивыми состояниями (например, триггеры). Одному из этих устойчивых состояний ставится в соответствие цифра 0, другому – цифра 1.

Таблица 1.

Десятичная, основание 10 (Dec) Римская Двоичная, основание 2 (Bin) Восьмеричная, основание 8 (Oct) Двоичная (триады) Шестнадцатеричная, основание 16 (Hex) Двоичная (тетрады)
0   0 0 000 0 0000
1 I 1 1 001 1 0001
             
2 II 10 2 010 2 0010
3 III 11 3 011 3 0011
4 IV 100 4 100 4 0100
5 V 101 5 101 5 0101
6 VI 110 6 110 6 0110
7 VII 111 7 111 7 0111
             
8 VIII 1000 10 001 000 8 1000
9 IX 1001 11 001 001 9 1001
             
10 X 1010 12 001 010 A 1010
11 XI 1011 13 001 011 B 1011
12 XII 1100 14 001 100 C 1100
13 XIII 1101 15 001 101 D 1101
14 XIV 1110 16 001 110 E 1110
15 XV 1111 17 001 111 F 1111
             
16 XVI 10000 20 010 000 10 0001 0000
17 XVII 10001 21 010 001 11 0001 0001

Перевод из восьмеричной в шестнадцатеричную систему и обратно удобно осуществлять через двоичную систему с помощью триад и тетрад.

Правила выполнения арифметических действий над двоичными числами такие же, как и в десятичной системе, и задаются таблицами двоичного сложения, вычитания и умножения (табл. 2).

Арифметические действия над двоичными числами. Таблица 2.

Таблица двоичного сложения Таблица двоичного вычитания Таблица двоичного умножения
0+0=0 0+1=1 1+0=1 1+1=10 0-0=0 1-0=1 1-1=0 10-1=1 0×0=0 0×1=0 1×0=0 1×1=1

При сложении двоичных чисел производится сложение цифр слагаемых в каждом разряде и единиц переноса из соседнего младшего разряда, если они имеются. При этом необходимо учитывать, что в двоичной системе переполнение разряда наступает при количестве единиц, больше либо равным двум. В случае переполнения нужно вычесть из текущего разряда число, равное основанию системы (в данном случае – двойку), и добавить единицу переноса в следующий старший разряд.

При вычитании двоичных чисел, аналогично вычитанию десятичных, может возникнуть необходимость займа единицы из предыдущего старшего разряда. Эта занимаемая единица переносится в текущий разряд как двойка (количество единиц, равное основанию).

Операции умножения и деления в двоичной системе счисления аппаратно реализовать проще, чем в десятичной системе. Их выполнение сводится к операциям сложения (вычитания) и сдвигу.

           

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Задача № 1. Задачи на системы счисления, используемые для работы над числами в ЭВМ, арифметические операции и формы представления чисел.

Число а = 17 10 перевести в двоичную систему счисления, а затем в шестнадцатеричную.

Решение:

 Для перевода числа из десятичной СС в любую СС, необходимо делить число на основание СС до тех пор, пока остаток от деления не будет принадлежать СС. В данном случае мы будем делить на 2 до тех пор, пока в остатке не будет 0 или 1 (цифры, принадлежащие двоичной СС).
19/2=9 – остаток 1
9/2=4 – остаток 1
4/2=2 – остаток 0
2/2=1 – остаток 0 и цифра 1 принадлежит двоичной СС, поэтому деление на 2 больше не производим. Записывается число снизу вверх – 100112.

Произведем проверку на правильность перевода:

100112 = 24 * 1 + 23 * 0 + 22 * 0 +21 * 1 + 20 * 1 = 16 + 0 + 0 +2 + 1 = 1910. Перевод произведен - верно.

Перевод из двоичной СС в шестнадцатеричную СС осуществляется разбиением двоичного числа на тетрады (по 4 разряда справа налево). Каждая тетрада заменяется эквивалентом шестнадцатеричной СС (таблица эквивалента цифр десятичной системы счисления в двоичной и шестнадцатеричной системах счисления приведена в приложении 1).   100112 = 1316

Ответ: 1910 = 100112 = 1316 .

 

 

Задача № 2.

 

а) Сложить два числа А = 01110, В = 01001
Решение:

 

Для сложения воспользуемся правилами двоичной арифметики:
0+0=0
0+1=1
1+1=0 и «1» переносится в старший разряд числа.
 Поэтому при сложении А+В, получаем:

 

 

       Для вычитания чисел принцип аналогичен, только происходит заем из старшего разряда при вычитании 1 из 0.

 

Ответ: 101112 .

 

Задача № 3.

Синтезировать заданную логическую схему

Упростить выражение: X = (a*b + b*c +c)*b + (a*c + a*b)*c и составить схему на элементах И-НЕ.

 

Решение:
Воспользуемся правилами алгебры логики: A * A = A; A +A = A; A + 1 = 1; А * 1= А; А + 0 = А; А * 0 = 0

X = a*b +b*c +b*c + a*c +a*b*c = a*b + b*c + a*c + a*b*c = =a*b*(c +1) + b*c + a*c
    Для реализации полученной логической функции потребуется три двухвходовых элемента И и трёхвходовой a*b + b*c + a*c и элемент ИЛИ. Так как схему необходимо составить с использованием только элементов И-НЕ, воспользуемся правилом Де Моргана:


     По итоговой формуле построим схему на логических элементах. Схема, соответствующая полученному выражению, приведена рисунок 1.


Ответ:

 

 

Задача №4.

По заданной схеме определите логическую функцию.

В качестве примера ниже представлена несколько схем электрических функциональных логических преобразователей (комбинационных автоматов), реализующих логические функции

Пример.1 Построить заданную логическую функцию в трёх функционально полных базисах из логических элементов И, ИЛИ, НЕ.


 

Ответ: Функция имеет вид:


Пример.2 Для базиса И, НЕ.

Ответ:

Задача № 5

По заданным входным сигналам триггеров составить таблицы состояний и временные диаграммы (сигнал на выходе Q) Исходное состояние триггера 0 . Привести схему триггера и объяснить его работу.

·  однотактного несинхронизируемого (Q1)

  • однотактного синхронизируемого (Q2)
  • двухтактного (Q3)

Решение:

Переключение асинхронного триггера происходит в моменты поступления импульсов на установочные входы S и R. Выход Q будет равен соответственно 1, либо 0. Синхронизируемый однотактный триггер переключается в момент прихода синхроимпульса С при наличии сигнала на входе S (Q2 = 1) или R (Q2 = 0). Двухтактный триггер переключается после окончания действия синхроимпульса. Временные диаграммы, отражающие состояние выхода Q для асинхронного триггера показаны на рисунке 3).

 

ЗАДАНИЕ К РАБОТЕ №2

ЗАДАЧА№1: Задачи на системы счисления, используемые для работы над числами в ЭВМ, арифметические операции и формы представления чисел. Решите примеры выданного вам варианта задания.

 

Вариант 1

 

1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 24510  

 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111001112   

 Перевод двоичного числа в восьмеричную систему

3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1448    

Перевод двоичного числа в шестнадцатеричную систему

 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9AF16 

 

Вариант 2

 

1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 24710   

 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111010012    

 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1468    

 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9B116  

 

Вариант 3

 

1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 24910   

 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111010112   

 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1508    

 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9B316  

 

Вариант 4

 1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 25110  

 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111011012   

 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1528   

 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9B516 

 

 Вариант 5

 

1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 25310 

 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111011112    

 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1548    

 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9B716 

 

 

Вариант 6

 1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 25510   

 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111100012   

 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1568  

 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9B916  

 

Вариант 7

 

1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 4910   

 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 101110102   

 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1508   

 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 12B316

 

 Вариант 8

 1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 25110  

 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 1011101102   

 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1128   

 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 12B516  

 

 Вариант 9

 1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 25310 

 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 101 011112   

 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1548   

 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 14B716 

 

Вариант 10

 1) Перевести десятичное число в в 2-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 25510  

 2) Перевести двоичное число в 10-ую, 8-ую и 16-ую системы счисления: а) 10111100012   

 3) Перевести восьмеричное число в 2-ую, 10-ую и 16 –ую системы счисления: а) 1568  

 4) Перевести шестнадцатеричное число в 2-ую, 8-ую и 10-ую системы счисления: а) 9B916 

 

Отчет содержит: Название и цель практической работы Решение примеров по выбранному варианту с пояснениями выполняемых действий.

 

Контрольные вопросы по разделу: 1) Чем отличаются позиционные и непозиционные системы счисления? 2) Как рассчитывается вес позиции? 3) Как связаны основание системы счисления и количество цифр в системе счисления?

Задача № 2. Синтезировать логическую схему, реализующую следующие логические функции:

Вариант 1
1. Реализуйте заданную логическую функцию в базисе И, ИЛИ, НЕ.

1
2
3
4
5 Вариант 2 1. Реализуйте заданную логическую функцию в базисе И, ИЛИ, НЕ.
1.
2.
3.   4.   5.

Вариант 3

 Реализуйте заданную логическую функцию в базисе И, НЕ.

 

1
2
3
4   5.   Вариант 4  Реализуйте заданную логическую функцию в базисе И, НЕ.
1.  
2.
3.
4.
5.

Вариант 5
 Реализуйте заданную логическую функцию в базисе ИЛИ , НЕ

 

1

2

3

4

5

    1.

Вариант6
 Реализуйте заданную логическую функцию в базисе ИЛИ , НЕ

2.

3

4.

5.

 

Вариант 7
 Реализуйте заданную логическую функцию в базисе ИЛИ, НЕ

1.
2.

3.


4.

 

5.

 

Вариант 8
 Реализуйте заданную логическую функцию в базисе И, ИЛИ, НЕ

 

1. 2. 3. 4. 5.

 

       

Вариант 9
 Реализуйте заданную логическую функцию в базисе И, ИЛИ, НЕ

 

 

Вариант 10
 Реализуйте заданную логическую функцию в базисе И, ИЛИ, НЕ

 

1.

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 


Задача № 3 .   

По заданной схеме определите и запишите уравнение логической функции.

Вариант1.
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8

Вариант 9.

 

Вариант 10.

 


Задача № 4

По заданным входным сигналам триггеров составить таблицы состояний и временные диаграммы (сигнал на выходе Q), дать необходимые пояснения. Исходное состояние триггера 0 . Привести схему триггера и объяснить его работу. 

 

Вариант 1

 

Вариант 2

Вариант 3

 


Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 8

                          

Вариант 9

       

Вариант 10

ЗАДАЧА № 5

Ответьте письменно на все вопросы и выполните задания

 

1. Двоичный счётчик. Нарисовать схему, объяснить принцип работы счетчика последовательного действия. Построить временную диаграмму, отражающую работу 4-х разрядного счетчика.

2. Двоичный счётчик, параметры, классификация счетчиков .Схема, принцип работы счетчика параллельного действия. Построить временную диаграмму, отражающую работу 3-х разрядного счетчика.

3. Двоичный реверсивный счётчик с модулем счёта к = 16 находился в состоянии 11012, после чего на него было подано N+ = 130 импульсов в режиме суммирования и N- = 92 импульса в режиме вычитания. В каком состоянии окажется счётчик? Описать работу реверсивного счетчика.

4. Реверсивный десятичный счётчик находился в состоянии N0 = 10112, после чего на него были поданы N+ = 200 импульсов в режиме суммирования и N- = 150 импульсов в режиме вычитания. Определить конечное состояние счётчика. Описать работу реверсивного счетчика.

5. Классификация дешифраторов, шифраторов. Назначение, схемы, принцип работы. Составить схему дешифратора на три входа.

6. Мультиплексоры и демультиплексоры. Классификация. Назначение, схемы, принцип работы. Составить схему мультиплексора на логических элементах.

7. Сумматоры и полусумматоры. Назначение, схемы, принцип работы.

8. Сумматоры последовательного и параллельного действия. Схемы, принцип работы.

9. Принцип работы асинхронного RS-триггера.

10. Принцип работы регистра параллельного действия, структурная схема.

11. Принцип работы регистра последовательного действия (регистр сдвига), структурная схема.

12. Построить временную диаграмму, отражающую работу4-ти разрядного регистра сдвига, если он хранит число равное (последние две цифры в зачетке) 10. Пояснить временную диаграмму.

13. Назначение, характеристики АЦП. Привести схему АЦП, объяснить принцип работы.

14. Назначение, характеристики ЦАП. Привести схему ЦАП, объяснить принцип работы.

15.   Рассчитать время преобразования 10-ти разрядного АЦП последовательного приближения при частоте тактового генератора f (f в МГц равно последние две цифры в зачетке)  .

 

 



2019-08-14 477 Обсуждений (0)
Представление чисел в различных системах счисления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Представление чисел в различных системах счисления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)