Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


гуманистический идеал Высоцкого в гражданской поэзии



2019-08-14 190 Обсуждений (0)
гуманистический идеал Высоцкого в гражданской поэзии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В предыдущем параграфе мы рассмотрели выражение гуманистического идеала Высоцкого в военной поэзии, где основным мотивом является отрицание войны, призыв к миру, человеколюбие. В данной части работы мы рассмотрим вторую сторону гуманистических мотивов поэзии – честь и защита человека, выдвижение на первый план человеческого достоинства как основной ценности общества.

Гуманистический идеал поэта и его выражение легко прослеживается во многих социальных стихотворениях поэта, раскрывается, прежде всего, в произведениях, несущих разрушение идеологизированного сознания.

В центре гуманистического идеала поэта находится личность, свободная от идеологии. Именно такой герой – носитель гуманистического идеала.

В творчестве Высоцкого подобная личность противопоставлена Системе, массовому общественному сознанию. Высоцкий одним из первых в художественной форме, используя приемы комического, сумел вскрыть во многом ложный, идеологизированный характер массового сознания. [3]Одним из таких примеров является стихотворение «Про глупцов», где пальму первенства в глупости оспаривают тир великих глупца, стоящих у власти:

Первый выл: – Я физически глуп! –

Руки вздел, словно вылез на клирос, –

У меня даже мудрости зуб

Невзирая на возраст, не вырос!...

К синяку прижимая пятак,

Встрял второй: – Полно вам, загалдели!

Я способен все видеть не так,

Как оно существует на деле.

Эх! Нашел, чем гордиться, простак! –

Недостатком всего поколенья…

Тема одурманенности сознания, определенной болезненной искаженности его – одна из самых горьких в поэзии Высоцкого:

Я был и слаб, и уязвим,

Дрожал всем существом своим,

Кровоточил своим больным

Истерзанным нутром.

И словно в пошлом попурри,

Огромный лоб возник в двери

И озарился изнутри

Здоровым недобром…

Я лег на сгибе бытия,

На полдороге к бездне,

И вся история моя –

История болезни…

Вы огорчаться не должны, –

Врач стал еще любезней, –

Ведь вся история страны –

История болезни.

«История болезни»

Это стихотворение очень показательно, ведь главный герой настолько тонко чувствует общую боль, что переносит болезнь целой страны на себя. Высоцкий в этом стихотворении выводит героя – носителя своего гуманистического идеала – тонкого, чувствительного, совестливого, человека с глубоким внутренним достоинством и правильной нравственной позицией.

Поэт противопоставляет своего героя времени и обществу, в которому живет [3]:

Я никогда не верил в миражи,

В грядущий рай не ладил чемодана.

Учителей сожрало море лжи

И выбросило возле Магадана…

И нас хотя расстрелы не косили,

Но жили мы, поднять не смея глаз.

Мы тоже дети страшных лет России –

Безвременье вливало водку в нас.

«Я никогда не верил в миражи»


Или в стихотворении «Песня о России»:

Грязью чавкая, жирной да ржавою,

Вязнут лошади по стремена,

Но влекут меня сонной державою,

Что раскисла, опухла от сна.

В этих стихотворениях показано общество глазами Высоцкого, вся его противоречивость, условия, в которых личность задвигается на второй план, скрываясь за внешней, не самой красочной формой.

Герой – носитель гуманистического идеала поэта ищет в сосуществовании не общения или помощи, а самое себя. Поэтому он честен по отношению к самому себе, в нем заключен способ распознания человеком своих глубочайших потребностей, и возможность самореализации, и красота личных отношений.

Реализуется данный образ в противопоставлении высокой нравственности человека с властью с его предательством, низостью, стяжательством и иными подлостями человеческой натуры:

А если б наша власть была

Для нас для всех понятная,

Она бы счастие нашла

А ныне жизнь проклятая

Поэтому, выделяя гуманистические ценности у Высоцкого, на первый план выходит понятие «душа» как цельный признак героя-носителя гуманистического идеала:

Душу, сбитую утратами да тратами,

Душу, стертую перекатами, –

Если до крови лоскут истончал, –

Залатаю золотыми я заплатами –

Чтобы чаще Господь замечал!

В стихотворении «Я не люблю» слово «душа» рассматривается как нечто сокровенное, присущее тому человеку, который сохранил ее в себе:

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более – когда в нее плюют

И, наконец, крик о помощи, о спасении души:

Спасите наши души!

Мы бредим от удушья!

«Душа» героя-носителя гуманистического идеала – страдающая, заблудшая, потерянная, но всегда ищущая.

Главным критерием, которым руководствовался поэт в своем творчестве, была правда, та откровенная правда, которую выдержать мог не каждый. Он мог сказать о себе: «Ни единой буквы не лгу». И в этом сила его стихотворений, возможность реализации гуманистических идей Высоцкого.

Выделяя основные черты героя-носителя гуманистического идеала нужно отметить, что такие черты, как ложь, предательство, приспособленчество были для Высоцкого равносильны духовной смерти, а для него духовная смерть была страшнее физической. В стихотворении «Мне судьба до последней черты…» Высоцкий выразил свое кредо предельно ясно:

Даже если сулят золотую парчу

Или порчу грозят напустить – не Хочу, –

На ослабленном нерве я не зазвучу –

Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!

Лучше я загуляю, запью, заторчу,

Все, что ночью кропаю, – в чаду растопчу,

Лучше голову песне своей откручу, –

Но не буду скользить словно пыль по лучу!

Гуманистический идеал Высоцкого рождается не только в противопоставлении себя власти, но и в космических понятиях – борьбе противоположностей – Добра и Зла. Зло, как бы ни меняло свое обличье, на протяжении веков оставалось неизменным по своей сути [4]:

И во веки веков, и во все времена

Трус, предатель – всегда презираем,

Враг есть враг, и война все равно есть война.

Возможность выбора между добром и злом не ограничивается какой-либо конкретной ситуацией, она присутствует во всем многообразии жизненных явлений. Гуманистический идеал решается во мнении, что со злом надо бороться. Равнодушие и пассивное наблюдение – то же Зло, порок не меньший, чем подлость и предательство:

Если руки сложа

Наблюдал свысока

И в борьбу не вступил

С подлецом, палачом –

Значит, в жизни ты был

Ни при чем, ни при чем!

Герой-носитель гуманистического идеала поэта – не некий романтический герой, вступающий в схватку с «мировым злом». Это реальный, сегодняшний человек с его тревогами и радостями, сознательно избравший передовой край борьбы за правду, справедливость, творческую и личностную свободу, то есть реализатор глубоких гуманистических ценностей человека.


Заключение

 

В данной работе мы выделили основные гуманистические черты творчества Высоцкого, разобрали, каков гуманистический идеал поэта.

Гуманистический идеал как понятие – явление сложное и сводить его только к понятию «человеколюбие» наивно и неприемлемо. В него входят сложные философские, этико-эстетические моменты, затрагивающие нравственные установки и ценности личности. На примере гражданской поэзии Высоцкого мы выделили ценности героя-носителя гуманистического идеала, поняли, что основная его ориентировка – на внутреннюю, духовную свободу. Реализовывается гуманистический идеал в борьбе с внешними обстоятельствами (учитывая специфику времени, в котором творил поэт, прежде всего, в борьбе с бюрократическим строем).

В военной поэзии гуманистический идеал реализуется как отрицание войны и насилия. Основной нравственный посыл здесь – ценность человеческой жизни.


Список литературы

 

1. Владимир Высоцкий: Четыре четверти пути Сб. / Сост. А. Крылов. – М.,1988. С.136

2. Анчаров М. Сочинения / Сост. В. Юровский. – М., 2001. – С.37

3. Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Творчество Владимира Высоцкого в зеркале устной речи // Вопросы языкознания, 1993, №1, с 97 – 114

4. Макарова Б. Время Владимира Высоцкого не прошло // Народное образование, 1999, №10, с 191 – 199


 



2019-08-14 190 Обсуждений (0)
гуманистический идеал Высоцкого в гражданской поэзии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: гуманистический идеал Высоцкого в гражданской поэзии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)