Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Среда функционирования предприятия



2019-08-14 438 Обсуждений (0)
Среда функционирования предприятия 2.92 из 5.00 12 оценок




 

В рыночных условиях определяющим фактором успешного функционирования предприятий является грамотная реализация системы управления (СУ). Для успешной реализации СУ на предприятии в первую очередь необходимо введение механизма эффективного управления. При таком подходе, предприятие всегда сможет адекватно реагировать на изменения внутренних и внешних факторов, способные существенно повлиять на эффективность функционирования.

Внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений, в то время как внешние факторы являются факторами среды, находящиеся вне предприятия, которые оказывают серьезное влияние на его успех. К ним следует отнести крупных конкурентов, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и другие изменения. Хотя внешние факторы находятся вне контроля руководства, но в тоже время руководство должно стремится сделать так, чтобы их предприятия реагировали на изменения в конкретной внешней среде, если предприятие намеревается достичь поставленных целей. На рисунке 2 представлена структура и место внешнего и внутреннего окружения предприятия.

 

Рис. 2. Структура внешней и внутренней среды предприятия.

 

Предприятия функционирует в окружении, в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами, акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности, правительство с его налоговыми и законодательными требованиями, партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства, меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников, деятельность конкурентов, последствия экономических кризисов. Среда влияет на предприятие и накладывает свои требования. Руководитель должен учитывать это значительное влияние.

Внешняя среда (окружение бизнеса) не может быть постоянной, она изменяется. Можно выделить среду, параметры которой изменяются медленно, и такую, которая меняется резко и непредсказуемо. В таблице 1 приведены основные типы и характеристики внешнего окружения предприятия.

 

Таблица 1

Основные характеристики внешнего окружения предприятия

1 Стабильная внешняя средадлительные циклы жизни товаров (услуг); большие складские помещения для сырья и продукции; возможность длительных сроков разработки продукции.
2 Предсказуемая внешняя среда продолжительные циклы жизни товаров (услуг); наличие большого времени на разработку новых технологий; массовое производство товаров; средние складские помещения для сырья и продукции.
3 Изменчивая внешняя среда характеризуется повышенной неустойчивостью и непредсказуемостью; поведение менеджеров сильно усложняется по сравнению с их действиями в среде 1и 2 типов; правила, согласно которым предприятия должны действовать, быстро и непредсказуемо меняются; на первое место выходит способность предприятий к повышенной приспособляемости и выживанию.
4 Глобальные изменения. резкое укорочение жизненных циклов товаров; невыгодность содержания складов; изменение отношений заказчик-изготовитель; потребитель диктует поставщику; ужесточение конкурентной борьбы.
5 Турбулентная среда уменьшение размеров предприятия; частая реорганизация предприятия; постоянное отслеживание ситуации во внешней среде; немедленная реакция на изменения внешней среды.

 

Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к предприятию факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить перечень факторов, воздействующих на успехи и провалы предприятия, где находится это предприятие, где оно должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство.

На рисунке 3 приведены результаты предварительной оценки степени влияния основных факторов внешнего воздействия на предприятие, полученные путем качественного анализа особенностей функционирования предприятий в условиях стабильной внешней и внутренней среды. Необходимо отметить, что степень влияния факторов внешнего воздействия на предприятие в значительной мере определяется типом внешнего окружения, видом выпускаемой продукции, принятыми управленческими решениями.

 

Рис.3 Факторы внешнего воздействия

 

Анализ внешней и внутренней среды (т.е. полное информационное обеспечение) позволяет предприятию создать перечень опасностей и возможностей, с которыми оно сталкивается в этой среде. Только на основе собранной информации приведя внутренние возможности предприятия в соответствие с внешним окружением, руководство сможет осуществлять эффективное управление.

Курсовая работа выполнена по материалам ООО "Рутен". В соответствии с Уставом ООО "Рутен" учреждено 19 февраля 2001 г. в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Приложение 3). Место нахождения общества: Республика Татарстан, г. Казань, Сибирский тракт, д.34.

Общество создано с целью удовлетворения общественных потребностей в товарах, работах, услугах и получения прибыли.

В соответствии с уставом, общество может осуществляет следующие виды деятельности:

организация наукоемких производств и реализация их продукции;

переработка сырья и отходов промышленности и сельского хозяйства;

оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;

оптовая торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями;

оптово-розничная торговля;

торгово-закупочная и посредническая деятельность;

проведение ремонтных, архитектурных и дизайнерских работ;

строительство и капитальный ремонт;

редакционно-издательская, полиграфическая и рекламная деятельность;

транспортные услуги, перевозка грузов;

проектные, научно-исследовательские и изыскательские работы;

оказание дилерских и иных услуг;

организация и участие в проведении выставок, ярмарок, аукционов, конкурсов и других рекламных мероприятиях;

создание и эксплуатация ресторанов, торговых домов, досуговых, культурных и спортивных центров;

организация и эксплуатация сети продовольственных, промтоварных и специализированных магазинов;

купля-продажа объектов интеллектуальной деятельности, патентов, ноу-хау;

осуществление благотворительной деятельности;

производство продукции производственно-технического назначения;

производство товаров народного потребления, в том числе продуктов питания;

внешнеэкономическая деятельность, в порядке, установленном действующим законодательством, экспортно-импортные операции;

иные виды деятельности, не запрещенные федеральными законами.

В настоящее время ООО "Рутен" имеет три структурных подразделения: типография, торговля химпрепаратами и лакокрасочный цех. Ассортимент изделий, вырабатываемых на предприятии, насчитывает 38 наименований. ООО "Рутен" насчитывает в общей сложности 78 штатных сотрудников. Деятельность, попадающая под лицензирование не ведется.

 

Организационная структура управления представлена на рисунке 4.

 

Рис.4. Организационная структура управления ООО "Рутен"

 

Эффективность деятельности ООО "Рутен" находится в прямой зависимости от работы каждого из специалистов предприятия. Так, например, общее руководство ООО "Рутен" осуществляет директор. Он организует и координирует работу предприятия в целом и его подразделений, несет ответственность за состояние производства. В непосредственном подчинении директора находятся старший технолог, начальник отдела сбыта и главный бухгалтер.

Старшему технологу подчиняются два технолога, кладовщик сырья и операторы оборудования. Технологи руководят процессом производства.

Начальник отдела сбыта осуществляет работу по реализации готовых изделий, а также товаров для продажи, отвечает за их сохранность на складах готовой продукции и оптовом складе, а также руководит процессом погрузки и транспортирования продукции и товаров.

Главный бухгалтер осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия, ведет контроль над выполнением плановых заданий. В его подчинении находятся три бухгалтера и кассир.

Основным направлением работы предприятия является типография - печать по заказам предприятий, а также оптовая торговля

Экономическую характеристику деятельности ООО "Рутен" можно представить посредством анализа основных показателей его хозяйственно-финансовой деятельности (Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках - Приложение 1 и2) (таблица 2).

 

Таблица 2

Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности

ООО "Рутен" за 2006 - 2008 гг.

Показатели

2006

2007

2008

Темп роста,%

 

Объем производства, т. 1578,5 1146,4 767,53

72,6

67 48,6
Товарооборот в фактических ценах, тыс. руб. 8215 9980,5 10422,3

121,5

104,4 126,9
Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. руб. 8215 8317,1 8337,8

101,2

100,2 101,5
Себестоимость реализуемой продукции, тыс. руб. 7685 8390,5 9682

109,2

115,4 126
Прибыль, тыс. руб. 530 590 740,3

111,3

125,5 139,7
Рентабельность,% 6,5 5,9 7,1

-0,6

+1,2 +0,6
               

 

Анализируя данные таблицы 2, можно сделать ряд выводов. Объем производства в 2007 г. по сравнению с 2006 г. снизился на 27,4%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. - на 33%. В целом же за анализируемый период объем производства сократился на 51,4% и составляет 767,53 т. в год.

Несмотря на то, что объем производства сократился, товарооборот от реализации в действующих ценах в 2007 г. по сравнению с 2006 г. вырос на 21,5%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. - на 4,4%. За анализируемый период товарооборот от реализации в действующих ценах увеличился на 26,9%.

Для того чтобы рассчитать товарооборот от реализации 2007 г. и 2008 г. в ценах 2006 г., необходимо разделить показатели товарооборота в действующих ценах на соответствующие индексы цен. Так, в 2007 г. он составил 1,2, а в 2008 г. - 1,3. Таким образом, при рассмотрении товарооборота от реализации в ценах 2006 г. наблюдается тенденция к его росту. Так, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. он увеличился на 1,2%, затем происходит увеличение на 0,2%. В целом за период с 2006 г. по 2008 г. товарооборот в сопоставимых ценах вырос на 1,5%.

Процессы роста товарооборота были связаны с ростом себестоимости. Так, себестоимость в 2007 г. по сравнению с 2006 г. повысилась на 22,2% и составила 8390,5 тыс. руб., в 2008 г. по сравнению с 2007 г. - на 3,1% и составила 9682 тыс. руб. В целом за анализируемый период себестоимость повысилась на 26%. Прибыль в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась на 11,3% и составила 590 тыс. руб., а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. - на 25,5% и составила 740,3 тыс. руб. В целом же за период с 2006 г. по 2008 г. прибыль увеличилась на 39,7%.

Такие показатели как выручка и прибыль являются показателями экономического эффекта, то есть они являются абсолютными, объемными показателями и не дают нам полного представления об эффективности деятельности предприятия. В целом за истекший период произошло увеличение значений показателей, кроме объема производства.

Нами также проведен SWOT-анализ сильных и слабых сторон ООО "Рутен". Выявлены способности и возможности построения стратегии, обоснованные полученными результатами и возможностями внешней среды (таблица 3).

 

Таблица 3.

SWOT-анализ ООО "Рутен"

Сильные стороны Слабые стороны
Наличие квалифицированного персонала, имеющего опыт работы в данной области Наличие старого, изношенного оборудования на предприятии
Наличие производственных мощностей, позволяющих поддержать новое производство за счет существующего оборудования Возможные рассогласование по срокам при одновременной реализации проекта и покупке нового цеха
Хорошие деловые связи с потребителями продукции и поставщиками материалов и комплектующих Трудности в организации сбыта большого объема продукции
Низкая трудоемкость производства Отсутствие источников финансирования
Завоеванная доля рынка производства - 5%, оптовой торговли 25% Существующая низкая эффективность процесса отгрузки потребителям продукции
Удобное месторасположение предприятия относительно районов с предприятиями нефтехимической промышленности Нечетко оформленные условия договора
Близость к транспортным магистралям (шоссейная дорога проходит на расстоянии 0,5 км, ж/д ветка - через территорию цеха) Затягивание сроков партнерами при поставках оборудования, предоставления нового цеха
Обеспеченность нового цеха всеми необходимыми коммуникациями  
Накопленный многолетний опыт работы на рынке производства  
Высокое качество продукции, соответствующее европейскому уровню  
Активная маркетинговая политика  
Наличие лидера проекта и управленческой команды  
Высокая маржинальная рентабельность производства на новом технологическом оборудовании  
Сравнительно быстрая окупаемость и высокая эффективность проекта  
Наличие деловых контактов со структурами, способными поддерживать продвижение проекта на всех этапах его реализации  
Внешние благоприятные возможности Внешние угрозы предприятию
Спрос на реализуемую продукцию и товары достаточно высок и имеет устойчивую тенденцию к увеличению Нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств в Российской Федерации
Увеличение рентабельности, контроль над зартатами Снижение общей платежеспособности предприятий
Сложившийся имидж у потребителей Задержка роста инвестиционной активности
Желание зарубежных фирм поставлять оборудование на Российский рынок Снижение денежной составляющей в расчетах с потребителями продукции
Снижение кредитной процентной ставки Нестабильная политическая сит
Небольшое количество достаточно сильных конкурентов Изменение налогового законодательства и намеченная деноминация рубля
Желание зарубежных поставщиков оборудования содействовать привлечению инвестиций для реализации проекта Возможен приход Крупных московских строительных компаний

 

Также нами проанализированы основные поставщики сырья и товаров ООО "Рутен". Основные поставщики ООО "Рутен" представлены в таблицах 5 и 4.

 

Таблица 4

Поставщики основного сырья в 2006-2008 гг.

сырьё

Поставщики по годам

2006 2007 2008
Бумага: краска клей реактивы ОАО"Генезис" ЗАО "Кама" То же ООО "Экофарм" ОАО"Генезис Агро", ЗАО "Риф" То же ООО "Экофарм" Казанский КХП, ЗАО "Кама" То же ООО "Этилен"

 

Таблица 5

Поставщики дополнительного сырья в 2008 г.

№ п/п сырьё поставщики
  1 2 3 4 5 6 7   Скобы Мелованная бумага Мешки Красящий порошок Лабораторная посуда Мебель лабораторная Канцтовары   ООО "Риэл-печать" ООО "Риэл-печать" ООО "Полиграф" ЗАО "Стандарт" ЗАО "Экофарм" ЗАО "Экофарм" ЧП "Иванова Л.В."

 



2019-08-14 438 Обсуждений (0)
Среда функционирования предприятия 2.92 из 5.00 12 оценок









Обсуждение в статье: Среда функционирования предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)