Регулярные и нерегулярные аффиксы. Продуктивные и непродуктивные аффиксы
В качестве значимой части слова аффиксы воспроизводятся по-разному: одни — регулярно, другие — нерегулярно. Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно и образуют определенную словообразовательную или формообразующую модель. Слова с регулярными аффиксами составляют всегда определенные группы слов (с точки зрения состава и количества, правда, различные), входящие в одни лексико-грамматические ряды. Именно поэтому регулярные аффиксы выступают в подавляющем большинстве случаев как морфемы, имеющие то или иное значение не только в качестве части словесного целого, но и взятые отдельно, вне слова. Напр. суффиксы -тель, -н(ый), -нича(ть), -и (в наречиях типа дружески), приставки по-, де-, пра-, арки-, не-, из-, окончания -ом, -е (В словах типа харьковчане), -ут (-ют), -ого и т. п. Нерегулярные аффиксы в составе слов встречаются редко и воспроизводимой модели не образуют. Их семантика устанавливается только путем определения связей и соотношений содержащих их слов с родственными словами и сравнения с регулярными моделями, образуемыми словами того же словообразовательно-семантического плана. Напр. в существительных любовь и свекровь выделяются суффиксы -овь. Эти нерегулярные суффиксы имеют не свободное, а связанное значение Напр. суффиксы –ниј (е) (страдание) и -ниц- (писательница) , Оно существует у суффиксов -овь (это явно разные суффиксы в указанных выше словах) только в содержащих их словах. Как суффикс имени действия суффикс -овь определяется при анализе соотношений между словами любить и любовь (тождественных тем, которые наблюдаются в регулярных моделях, вроде страдать — страдание, молотить — молотьба и др.). Как суффикс лица женского пола суффикс -овь определяется при анализе соотношений между словами свекровь и свекор (тождественных тем, которые наблюдаются в регулярных моделях, вроде писатель — писательница, кондуктор — кондукторша и др.). Как по своей прикрепленности к определенному слову, так и по семантике нерегулярные аффиксы напоминают слова, известные лишь в пределах фразеологических оборотов: Напр. кромешный (ад) бразды (правления) В качестве примеров нерегулярных аффиксов можно назвать суффиксы -таш (0) (в слове патронташ), -ичок (0) (в новичок), -арник (0) (в кустарник), -ютк (а) (в малютка) Наличие регулярных и нерегулярных аффиксов и моделей в современной словообразовательной системе языка объясняется тем, что последняя представляет собой продукт целого ряда эпох, явление не только функционирующее, но и развивающееся, в котором рядом с актуальными моделями и типовыми структурами существуют также и словообразовательно изолированные слова, своеобразные структурные «единоличники». Говоря орегулярности или нерегулярности аффиксов, мы имели в виду их воспроизводимость в целом разряде слов или в отдельных, единичных словах, выступающих в качестве словообразовательно изолированных. Говоря же об их продуктивности или непродуктивности, следует иметь в виду свойственную им разную производительность в создании слов и форм, различный (для каждого аффикса и модели свой собственный) творческий характер [6,с.27]. Между понятием регулярности-нерегулярности и продуктивности-непродуктивности определенные взаимоотношения существуют, (регулярные аффиксы являются всегда одновременно и непродуктивными), однако понятие регулярности не покрывается понятием продуктивности. Среди регулярных служебных морфем имеется немало таких, которые продуктивными уже не являются. Регулярность многих ныне непродуктивных аффиксов объясняется их яркой производительностью в прошлом. О продуктивности или непродуктивности того или иного аффикса можно говорить, лишь сравнив количество и состав содержащих его слов в данной языковой системе с тем, что наблюдалось в языке в предшествующие эпохи его развития. Продуктивными являются такие аффиксы, которые выделяются в целом ряде недавних по своему появлению в языке образований. Напр. Суффиксы – к (а) Для образования наименований лиц женского пола от соответствующих слов мужского рода -о Для образований наречий и прилагательных -ыва (-ива) Для обозначения глаголов сов. вида [6,с. 28]. Непродуктивные аффиксы представляют собой служебные морфемы, с помощью которых в настоящее время новые слова и формы или не образуются, или образуются очень редко. Напр.Приставки су- (сумрак, суглинок) Низ- (низводить) Суффиксы - ствиј(е)(спокойствие) - знь(болезнь) Окончание – ьми- (сущ. в тв.п. мн.ч. костьми) Вопросы о том, почему одни аффиксы и модели в настоящее время продуктивны, а другие — непродуктивны, чем объясняется тот факт, что продуктивные ранее служебные морфемы и типы словообразования становятся непродуктивными и наоборот, разработаны пока что недостаточно, однако некоторые выводы можно сделать. · Аффиксы могут превращаться в непродуктивные или малопродуктивные в силу связанных с развитием общества изменений в лексике в целом, а также в системе и способах наименования. Напр.В СРЛЯ стали непродуктивными « ^ жены» - ш(а) , - их(а) Генеральша, мельничиха[2,с.29]. Это связано с тем, что в советскую эпоху женщины стали полноправными членами общества, специалистами в той или иной области общественной деятельности . Женщины стали называться не по мужу, а по приобретенной профессии. · Иногда непродуктивность аффикса объясняется узостью круга тех слов, с основами которых он может сцепляться в процессе словообразования. Напр. ^ -ат- - словообразовательные связи данного суффикса ограниченны сущ – и, обозначающими части тела человека или животного ( горбатый, пузатый)[6, с. 29]. · Аффиксы могут становиться непродуктивными по чисто языковым причинам, в частности в результате вытеснения их из сферы продуктивных служебных морфем другими, синонимичными им, но в то же время более приспособленными для образования слов соответствующего значения. Напр. ^ – от(а), -ин(а) , -ств(о)в конце 17 века оттеснены ^ -ость[6,с.30]. · В ряде случаев аффикс становится непродуктивным потому, что архаизуется соответствующая формообразующая модель. Напр. ^ многократности –ыва-, -ива- (в глаг. читывать, говаривать, хаживать) в 16-17 в.в. бывший продуктивным [6,с.30].
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (896)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |