Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности



2019-08-13 339 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическая готовность к материнству

 

 

Выполнила:

студентка V курса математического факультета

Гайдай О.А.

Научный руководитель: 

кандидат психологических наук, доцент кафедры психология

Матвеева Е.В.

Рецензент:

старший преподаватель кафедры прикладной психологии

Полубейко О.К.

 

 

Допущена к защите в государственной аттестационной комиссии

«___» __________2005 г. Зав. кафедрой                                                     

«___»___________2005 г. Декан факультета

Киров

2005

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности. 7

к материнству. 7

1.1. Понятие «материнство» и его функции. 7

1.2. Определение понятия «Психологическая готовность к   материнству» и характеристика её составляющих. 10

1.3. Психофизиологическая готовность женщин к материнству. 25

Глава 2. Исследование степени психологической готовности к материнству женщин различных возрастов. 29

2.1. Цель, задачи, гипотеза, предмет исследования. 29

2.2. Методы исследования. 30

2.3. Описание выборки. 39

2.4. Результаты и их анализ. 39

Заключение. 77

Литература. 79

Приложение. 82


Введение

Изучение психологии материнства – одна из малоразработанных наукой областей. Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании факторов риска психической патологии ребёнка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (Брутман В.И., Северный А.А., Копыл О.А., Баженова О.В. и др.); в филогенетическом аспекте (Филиппова Г.Г.). Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери (Slade P., Macpherson S.), изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (Klos M., Jeranld R.).

Как указывает С.Ю. Мещерякова, при всём разнообразии подходов при изучении материнства систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось. Филиппова Г.Г., автор книги «Психология материнства», указывает: «проблема готовности женщин к материнству остаётся весьма проблематичной». «Ещё довольно много женщин, которые рожают детей не потому, что они счастливы в жизни, наполнены любовью и хотят передать это счастье и любовь детям, а просто потому, что они вышли замуж, и так положено, иметь детей», - отмечает Спиваковская А.С.

 Актуальность изучения психологической готовности к материнству продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.

Сакварелидзе Е.В. указывает, что если в 1945 году в России было примерно 678 тысяч детей-сирот, то сегодня их в два раза больше. Распространённость отказничества (около 20 тысяч случаев в год в России) несопоставима с распространённостью абортов (около 20 597 000 в 1997 году). Россия занимает первое место по количеству абортов (Т.П.Редникова). В каждой четвёртой российской семье имеют место факты насилия над детьми (Силасте Г.Г.).По данным ООН от произвола родителей ежегодно умирают примерно два миллиона детей в возрасте до четырнадцати лет (Л.С.Алексеева). Как ни странно, грубое насилие в отношении детей чаще практикуется со стороны матери (Арефьев А.Л.). Родные матери виновны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми (Кинард Э.М.). В современных условиях 89% женщин детородного возраста сознательно отказываются от рождения последующих детей, завершая свою репродуктивную функцию до 30-летнего возраста (Кульмухаметова Н.Г.).

Имеющиеся в научно-публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей (Титаренко В.Я., Мытиль А. и др.). Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины – этот тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные учёные. Женщина рожает ребёнка, но считает его обузой (Бердникова Т.В.). В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер. По мнению Матвеевой Е.В. возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству.

Филиппова Г.Г. указывает на то, что всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях развития ребёнка и своих функциях в уходе за ним. Кроме того, уменьшение количества детей ведёт к тому, что часто первый младенец, с которым встречается женщина, став матерью, - это её собственный ребёнок. В этих условиях помимо возникновения потребности в повышении родительской компетентности, происходит осознание недостаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств.

В ходе проведённых исследований Филиппова Г.Г. сделала вывод о том, что неготовность принятия материнской роли ведёт к наличию внутреннего конфликта, показателями, которого являются конфликтный и тревожный образ будущего ребёнка, объектное отношение к ребёнку со стороны матери, отсутствие эмоционального принятия себя, как матери, дискомфортное отношение к собственной материнской позиции.

Отечественные и зарубежные исследователи считают, что несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций ведёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии.

Перечисленные обстоятельства обуславливают актуальность работы.

Цель нашего исследования состояла в изучении степени психологической готовности к материнству российских женщин.

Объектом исследования являются женщины четырёх возрастных групп:

1) женщины в возрасте от 16 до 18 лет;

2) женщины в возрасте от 19 до 20 лет;

3) женщины в возрасте от 21 года 23 лет;

4) женщины в возрасте от 24до 26 лет.

Предметом исследования являются характеристики социально-личностной, когнитивно-операционной, потребностно-мотивационной готовности к материнству, составляющие психологическую готовность к материнству.

 Гипотезы исследования:

1) психологически более готовы к материнству женщины в возрасте 24-26 лет, так как женщина в этом возрасте в основном определяется в профессиональном плане. Происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно, к созданию семьи и рождению ребёнка. Кроме того, учёные-медики считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка;

2) наименее готовы к выполнению материнских функций женщины 16 – 18 лет, так как современной наукой установлено, что физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 16 – 18 лет не наступает.

Для поставленной цели решались следующие задачи:

1) раскрыть понятие «психологическая готовность к материнству» и определить его составляющие;

2) исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей;

3) подобрать, методический инструментарий для измерения психологической готовности к материнству;

4) провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей.

Методы и методики:

1) Метод анкетирования.

2)  Рисуночный проективный тест «Мой малыш».

3) Проективная методика «Родительское сочинение».


Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности

К материнству.



2019-08-13 339 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)