Понятие розничного товарооборота
Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается – он поступает в сферу потребления. Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой – сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети. Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации1 розничным товарооборотом является продажа товаров населению; кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения. Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках. Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка. Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота – объем реализации в денежном исчислении, качественная – структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота – это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж: • выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле; • товарооборот предприятий общественного питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку; • выручка от реализации медикаментов в аптеках; • выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др. Необходимо четко разграничить понятия "состав" и "величина" товарооборота: состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина – из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). Структура товарооборота
Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров. Структура продовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп: мясо и мясопродукты; рыба и рыбопродукты; жиры; молоко и молочные продукты; яйца; сахар; кондитерские изделия; чай; соль; хлеб и хлебобулочные изделия; мука, крупа и макаронные изделия; картофель; овощи; плоды, фрукты, ягоды, арбузы и дыни; другие продовольственные товары; сопутствующие товары. Система показателей товарооборота
К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относятся: - объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах; - объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах; - ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб., проценты); - однодневный объем товарооборота (руб.); - объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы; - объем товарооборота на 1 м2 общей площади, в том числе торговой площади; - время обращения товаров, дни оборота; - скорость товарооборота, число оборотов.
Анализ товарооборота
Задачи анализа товарооборота: - изучение динамики показателя; - анализ и оценка ассортиментной структуры; - определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота; - анализ товарооборачиваемости. Методы анализа: - построение динамических рядов; - использование относительных и средних величин; - сравнение; - индексный метод; - построение трендовых и регрессионных моделей динамики; - цепная подстановка; - балансовая увязка показателей; - построение графиков и др. Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития. В процессе анализа динамики товарооборота используют систему индексов: индекс физического объема товарооборота (Iф); индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах (Iт); индекс цен (Iц). Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя. Индекс рассчитывают по формуле:
где р0 – цена i-го товара в базисном периоде; р1, – цена i-го товара в отчетном периоде; q 0 – количество i-го товара, реализованного в отчетном периоде; q 1 – количество i-го товара, реализованного в базисном периоде; i – вид товара; п – число видов товаров. Индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора – количество реализованных товаров и динамика цен. Индекс рассчитывают по формуле:
Использование индекса цен в анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценения денег и роста цен, приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода. Индекс рассчитывают по формуле:
Между рассмотренными индексами существует математическая зависимость:
Таблица 1.
Исходная информация для расчетов
Рассчитаем: индекс физического объема товарооборота Iф = (5 х 300 + + 8 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (1900 : 1800) = 1,055; индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах Iт = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (2400 : 1800)= 1,333; индекс цен Iц = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 300 + 8 х 50) = =(2400: 1900) = 1,263. Проверим выведенную ранее зависимость между изучаемыми показателями: Iф= Iт : Iц, или 1,055 = 1,333 : 1,263. Способом цепной подстановки можно определить степень влияния на объем товарооборота отдельных факторов: количества реализованных товаров и изменения цен на них. В приведенном примере прирост товарооборота составил 600 млн. руб. (2400 – 1800). За счет изменения реализации товаров товарооборот увеличился на 100 млн. руб. (рi0 – рi1): в том числе по товару "А" прирост составил 500 млн. руб. (5 х 300 – 5 х 200), а по товару "Б" отмечается уменьшение – 400 млн. руб. (8 х 50 – 8 х 100). За счет изменения цен товарооборот возрос на 500 млн. руб. (p i1 qi1 – p i0qi1) в том числе по товару "А" – на 300 млн. руб. (6 х 300 – 5 х 300), по товару "Б" – на 200 млн. руб. (12 х 50 – 8 х 50). Для наглядности сведем полученные данные в таблицу 2: Таблица 2.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |