Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности видов транспорта единой транспортной системы



2019-08-14 1473 Обсуждений (0)
Особенности видов транспорта единой транспортной системы 3.33 из 5.00 24 оценок




Тема 1.1 Особенности видов транспорта единой транспортной системы и технология их работы

Особенности видов транспорта единой транспортной системы

Под единой транспортной системой подразумевают совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотношениями. Каждый вид транспорта имеет свои особенности, следовательно, и свою сферу деятельности, свою сферу эффективного использования.

Разнообразие видов транспорта обусловлено территорией каждой страны, наличием естественных водных путей, разнообразием ландшафтов и т.п. В России присутствуют все известные виды транспорта, что связано с ее географическим расположением, значительной территорией, наличием морей, рек и крупных судоходных озер.

Железнодорожный транспорт — универсальный вид транспорта для обслуживания отраслей хозяйства и удовлетворения потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды, климатических условий и времени года. Железнодорожный транспорт — наиболее развитый и технически хорошо оснащенный вид транспорта, является основным средством массовых перемещений грузов и населения: на его долю во многих странах приходится основная транспортная работа в тонно-километрах, так как работает этот вид транспорта на средних и дальних расстояниях.

Используют железнодорожный транспорт для перевозки массовых недорогих грузов, в том числе сырьевых ресурсов. В пассажирских перевозках его используют прежде всего на средних расстояниях и в пригородном сообщении. Железнодорожный транспорт все больше вовлекается в интеграционные процессы, региональные и международные системы благодаря большой провозной способности, непрерывности функционирования и повышения скоростей при экологической чистоте, что делает его необходимым в построении мультимодальных систем.

Одно время во многих странах стали резко сокращать количество железнодорожных путей. Однако новые научные достижения, главным из которых является увеличение скорости пассажирских составов до 320 км/ч в ряде стран Европы, Японии и в США, вернули ведущую роль железных дорог в транспортном обеспечении отдельных отраслей экономики. Это связано, прежде всего, с экологической чистотой электрифицированных железных дорог. Железная дорога, особенно в нынешнем состоянии, становится важнейшим фактором развития мировых транспортных связей. Это требует создания сети дорог, охватывающей не только весь материк, но имеющей межматериковые связи (см.ниже рис. 1.4).

Скорость доставки грузов по железной дороге в 3 раза превышает скорости доставки морским транспортом, исключает дополнительную перевалку, а аварийные ситуации менее опасны.

Особенности и достоинства железнодорожного транспорта:

• высокая пропускная и провозная способности;

• низкие энергозатраты;

• надежность работы благодаря независимости от климатических условий, сезона и времени суток, что обеспечивает бесперебойную перевозку грузов в любое время года (95 % путей сообщения работает без сбоя при перепадах температуры; исключения приходятся на обрыв электрических проводов при стихийных бедствиях типа снежных заносов или буранов);

• возможность сооружения путей на любой территории, в том числе водной при наличии железнодорожных паромов;

• возможность непосредственной связи с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями различных отраслей экономики, что позволяет организовать систему доставки «от двери до двери»;

• массовость перевозок дешевых сырьевых ресурсов в сочетании с низкой себестоимостью;

• относительно высокая скорость доставки, особенно на большие расстояния;

• более короткий путь по сравнению с водными видами транспорта.

К относительным недостаткам нужно отнести следующее:

• ограниченная маневренность из-за «привязки» к колее;

• высокая первоначальная стоимость основных фондов;

• высокая металлоемкость;

• зависимость от географического расположения территорий, что затрудняет создание непрерывной сети для перевозок;

• необходимость переформирования поездов по пути следования.

Автомобильный транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя. Движитель (колеса, гусеницы) представляет собой устройство для преобразования работы двигателя или другого источника энергии в работу, обеспечивающую движение транспортного средства.

Автомобильный транспорт наиболее массовый для перевозки пассажиров и грузов на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности – перевозка грузов различной стоимости как в прямом, так и в мультимодальном (смешанном) сообщении, где он выполняет обычно подвозящую роль. И при этом для мультимодального сообщения и интермодальной технологии автомобильный транспорт – наиболее необходимый и удобный вид, как правило, обязательный компонент мультимодальной системы.

Применение современных технологий, например контейнерной, расширяет сферу эффективного применения автомобильного транспорта до 600 км в практике России и до 1 000 км в США.

Эффективным считают применение автомобильного транспорта и в международном сообщении, что приносит прибыль и ускоряет доставку экспортно-импортных грузов.

Автомобильный транспорт широко используют для перевозки специфических грузов, в том числе скоропортящихся, где сроки сбора грузов для отправки и сроки их перевозки должны быть минимальными, или крупногабаритных тяжеловесных, ограничения по которым несколько проще устранимы, чем на железной дороге.

Особенности и достоинства автомобильного транспорта:

• маневренность, мобильность, большая подвижность;

• доставка грузов и пассажиров по принципу «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;

• автономность движения единицы транспортного средства;

• высокая скорость доставки;

• широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

• возможность определенной регулярности, ритмичности;

• более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

К относительным недостаткам надо отнести следующие:

• большая себестоимость единицы продукции;

• большие топливо- и энергоемкость, металлоемкость;

• низкая производительность единицы подвижного состава;

• наибольшая трудоемкость, так как на единицу подвижного состава требуется 1-2 водителя;

• зависимость от качества дорожной сети и ее сооружений;

• значительное загрязнение окружающей среды.

Внутренний водный (речной) транспорт – один из старейших видов транспорта, особое значение имеет для регионов, прилегающих к рекам, и тех регионов, где низка плотность железных и автомобильных дорог. Движение транспортных средств осуществляется по фарватеру – безопасному проходу по водному пространству, характеризующемуся достаточной глубиной.

Особенности и достоинства внутреннего водного транспорта следующие:

• высокая провозная и пропускная способность глубоководных путей;

• сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % дешевле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевозка нефти в 3 раза дешевле, леса – в 5 раз);

• удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на железнодорожном транспорте и в 15-20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;

• высокая производительность;

• меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт (примерно в 10 раз);

• меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.

К относительным недостаткам внутреннего водного транспорта нужно отнести следующие:

• сезонность работы: на юге России примерно 240 дней из-за обмеления рек, на севере – 120-150 дней из-за ледостава; в других странах сезон длится больше благодаря лучшим климатическим условиям;

• невысокая скорость судов и большие сроки доставки грузов;

• разобщенность речных бассейнов;

• использование рек в естественном состоянии, характеризуемом неравномерностью глубин, извилистостью пути и др.;

• необходимость углубления фарватера для прохода судов большей грузоподъемности;

• применение специальной техники для продления сроков навигации;

• необходимость строительства гидротехнических сооружений;

• возможное воздействие воды и испарений, а также качки на грузы, что требует более сложных конструкций грузовых отсеков и транспортных средств;

• расформирование команды при окончании периода навигации.

Морской транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на внутренних и международных линиях. Внутренние (каботажные) линии подразделяют на малый каботаж, если плавание происходит в пределах акватории одного моря, и большой, если плавание происходит в пределах акватории нескольких морей. Морской транспорт используют как межконтинентальный на международных линиях для перевозки массовых навалочных и наливных грузов. В пассажирских перевозках имеет ограниченное значение и используется, прежде всего, как круизный.

Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специфично; это морские линии (линейное судоходство), т.е. определенные, заранее установленные направления, используемые для прохода судов.

Особенности и достоинства морского транспорта:

• возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота;

• небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;

• низкая себестоимость перевозки;

• незначительные затраты энергии (топлива) благодаря ровности пути;

• высокая производительность;

• практически неограниченная пропускная способность;

• высокий уровень механизации перегрузочных работ;

• при использовании большого каботажа в несколько раз эффективнее железнодорожных перевозок.

К относительным недостаткам нужно отнести следующие:

• довольно низкие скорости (для грузовых судов 18…20 узлов (1 Узел – 1 морская миля/ч (1 837 м/ч, или 0,514 м/с));

• некоторая зависимость от климатических условий: сильных туманов, ледоставов в устьях портов и др.;

• ограниченное применение в прямом сообщении;

• необходимость строительства дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;

• невысокая эффективность при использовании малого каботажа;

• возможные экологические проблемы при перегрузке грузов и обработке судов, особенно вне пределов порта;

• агрессивность морской воды и качка, что требует более тщательного отношения к сохранности груза и его упаковке и более сложных конструкций грузовых отсеков и транспортных средств, особенно для работы в открытых морях и океанах.

Воздушный транспорт используют преимущественно для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния и лишь отдельных видов грузов. Роль его повышается при недостаточной обеспеченности отдельных регионов транспортом или при его отсутствии. Объем грузовых перевозок незначительный, номенклатура ограничена. Воздушным транспортом перевозят ценные грузы; грузы, требующие скорой или срочной доставки, в том числе скоропортящиеся; гуманитарную помощь; медикаменты; почту; промышленные и продовольственные товары для удаленных территорий; грузы для чрезвычайных ситуаций.

Воздушный транспорт играет в единой транспортной системе особую роль в связи с возможностью производить работы, несвойственные другим видам транспорта. К таким специфическим работам относится монтаж строительных высотных конструкций, газо- и нефтепроводов, линий электропередачи; инспекция дорожного движения; сельскохозяйственные работы (полив, внесение удобрений, распыление пестицидов для борьбы с сорняками, предуборочное удаление листьев хлопчатника, аэросев трав, риса и др.); пожаротушение, особенно лесных массивов; связь с удаленными и труднодоступными районами; скорая медицинская помощь, в том числе переброска специалистов узкого медицинского профиля в экстренных случаях; обслуживание полярных районов; геологоразведка; аэрофотосъемка; разведка полезных ископаемых, в том числе нефти; ледовая разведка и проводка судов в районах Крайнего Севера и Северного морского пути; доставка рабочих к морским нефтяным промыслам при вахтовом методе работы и др.

Особенности и достоинства воздушного транспорта следующие:

• высокая скорость доставки грузов и пассажиров;

• маневренность и оперативность, особенно при открытии новых линий;

• возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотока;

• передислокация для помощи другим видам транспорта в случае аварий на них;

• высокая сохранность груза в пути при более простой таре и упаковке;

• более низкие размеры страхования груза в пути;

• большая беспосадочность перелетов (до 10 000 км);

• кратчайший путь следования;

• экономия общественного времени благодаря ускоренной перевозке на большие расстояния;

• неограниченные провозные возможности (ограничивается только мощностью аэропорта, как пункта приема-отправки);

• относительно небольшие капиталовложения (на 1 км пути примерно в 30 раз меньше, чем в железнодорожный путь).

К относительным недостаткам воздушного транспорта нужно отнести следующие:

• высокая себестоимость перевозок, делающая данный вид транспорта неэффективным для перевозки грузов;

• зависимость от погодно-климатических условий и работы наземных служб по безопасности движения;

• удаленность аэропортов от мест приема груза.

Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не полностью соответствует понятию «транспорт», так как подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в одно понятие «трубопровод». Возник с древних времен для перекачки воды, а в последние 50 лет развился очень сильно в связи с изменением топливно-энергетического баланса: доля угля, древесины и торфа снизилась с 80 до 22 %, а доля наливных грузов (прежде всего нефти) и газа увеличилась до 78 %.

Особенности и достоинства трубопроводного транспорта следующие:

• прокладка трубопроводов возможна на земле и над землей; под водой; на болотистых местах и участках вечной мерзлоты;

• неограниченность объемов перекачки;

• полная сохранность качества и количества грузов благодаря полной герметизации труб и специальных насосных и охлаждающих станций;

• отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;

• высокий уровень автоматизации операций по сливу-наливу и перекачке;

• самая низкая себестоимость перевозки грузов;

• эффективность на любых расстояниях;

• самая высокая производительность труда, что связано с небольшой численностью обслуживающих работников;

• независимость от климатических условий;

• непрерывность процесса перекачки;

• небольшие капитальные вложения;

• более короткий путь следования по сравнению с водным транспортом.

К относительным недостаткам трубопроводного транспорта нужно отнести следующее:

• неуниверсальность, т.е. перевозка грузов узкой номенклатуры, преимущественно жидких и газообразных;

• односторонняя транспортировка;

• необходимость одновременно больших капитальных вложений;

• возможность утечки жидкости или газа, т.е. экологическая проблема, особенно на удаленных участках трубопровода.



2019-08-14 1473 Обсуждений (0)
Особенности видов транспорта единой транспортной системы 3.33 из 5.00 24 оценок









Обсуждение в статье: Особенности видов транспорта единой транспортной системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)