УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ТЕКТОНИЧЕСКИМ СТРОЕНИЕМ, РЕЛЬЕФОМ И МЕСТОРОЖДЕНИЯМИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Цель работы: совершенствовать умения устанавливать взаимосвязи между тектони-ческими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми нашего края; за-крепить знания о причинах, которые обусловливают эти закономерности; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.
Оборудование: картографическое приложение «Луганщина»
Ход работы
Задание 1.Вспомните, как формирование рельефа зависит от тектонического строе-ния. Установите соответствие между тектоническими структурами и формами релье-фа.
Задание 2. Наблюдаются ли сейсмические явления на территории нашего края?
Объясните, почему вы так думаете?
Задание 3.Определите,накакой крупной тектонической структуре находится террито-рия Луганщины?
Задание 4.Определите,на какой тектонической структуре находится ваш населенныйпункт.
Задание 5.Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, релье-фом и полезными ископаемыми на территории Луганщины.
Восточно-Европейская платформа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Склоны Воронеж- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
ского кристаллическо- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
го массива | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Днепровско- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Донецкая впадина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Донецкая складчатая | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
область | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 6*.Составьте краткую характеристику геологического строения и рельефасвоей местности по плану:
1. Где находится территория?
2. К какой геотектонической структуре приурочена?
3. Какого возраста горные породы ее слагают?
4. Как это отразилось в рельефе?
5. Как изменяются высоты по территории?
6. Каковы максимальные и минимальные отметки высот?
7. Какие внешние ведущие процессы участвовали в формировании рельефа?
8. Какие полезные ископаемые добываются в вашей местности? Почему?
Задание 7*.Совершите воображаемое путешествие вглубь веков,на машине времени.Свои «впечатления» о путешествии запишите в тетрадь. Постарайтесь включить в свое описание наиболее спокойные и тревожные моменты путешествия, связанные с осо-бенностями геологического развития территории. Не забудьте отметить, когда про-изошло образование важнейших полезных ископаемых Луганщины. Удачного Вам пу-тешествия!
Вывод. Какова зависимость между тектоническим строением,рельефом и полезнымиископаемыми нашего края?
Практическая работа № 9
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНЕРАЛОВ И ГОРНЫХ ПОРОД СВОЕЙ МЕСТНОСТИ ПО ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ
Цель работы: закрепить знания о видах горных пород; формировать умения по внеш-ним признакам определять осадочные, магматические и метаморфические горные по-роды, классифицировать их по происхождению.
Оборудование: образцы горных пород, фотографии горных пород, фарфоровая пла-стинка, раствор кислоты (7% -ной уксусной или 10% -ной соляной), пипетка.
Ход работы
Задание 1.А.Заполните таблицу, поместив в пустые колонки перечисленные нижегорные породы в соответствии с их происхождением: гранит, пемза, галька, песок, глина, поваренная соль, каменный уголь, торф, мел, известняк, мрамор, гнейс, базальт.
Магматические | Осадочные | Метаморфи- | ||||
| ческие | |||||
излившиеся | глубинные | неорганические | органические | |||
обломочные | химические |
Б. Найдите соответствие между горными породами и их происхождением и примене-нием.
1) | базальт | А) метаморфическая |
2) | гнейс | Б) осадочная химического происхождения |
3) | каменный уголь | В) осадочная органического происхождения |
4) | поваренная соль | Г) используется для получения электроэнергии |
5) | гранит | Д) широко применяется в строительстве |
Е) образуется в процессе метаморфизации из рыхлого слоя песчаника | ||
Ж) является сырьем для изготовления соды | ||
З) магматическая |
Задание 2. Определите отличительные признаки приведенных в задании горных пород(по плану характеристики). Составьте цепочку превращений горных пород
а) торф - … б) известняк - …
в) песчаник - … г) гранит - …
План характеристики
1. Плотная или рыхлая горная порода?
2. Кристаллическая или зернистая?
3. Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зерен). Выбери подходящее:
•Крупнозернистая – более 2 мм;
•Среднезернистая – 1-2 мм;
•Мелкозернистая – 1 мм (пыль).
4. Текстура (строение породы). Выбери подходящее:
• Массивная;
• Слоистая;
• Со следами течения;
• Волокнистая.
5. Твердость: твердая или мягкая?
6. Масса: легкая или тяжелая?
7. Наблюдаются ли остатки организмов?
Задание 3. Заполните таблицу.Опишите горные породы по плану,используя памяткусвойств горных пород.
Свойства горных | Образец 1 | Образец 2 | Образец 3 | Образец 4 |
пород: | ||||
цвет | ||||
прозрачность | ||||
Блеск | ||||
Излом | ||||
Твердость | ||||
Вес | ||||
Происхождение |
1. Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.
2. Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выде-ляют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускаю-щие свет подобно матовому стеклу.
3. Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы
с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блес-ка – матовые.
4. Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: зернистый, плотный, землистый (оставляет след на руках).
5. Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.
6. Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий
Задание 4.Сравните горные породы.
Отличительные признаки: | Гранит | Мел |
цвет
прозрачность
блеск
излом
твёрдость
вес
происхождение
Задание 5.Гранит и базальт–магматические горные породы.Проанализируйте,что уних общего, а чем они отличаются.
Горные породы | Сходство | Различие |
Гранит
Базальт
Задание 6.Определите горные породы по их свойствам с помощью определителя ивпишите название каждой в таблицу.
Образец 1 | Образец 2 | Образец 3 | Образец 4 |
2019-08-14 | 757 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ТЕКТОНИЧЕСКИМ СТРОЕНИЕМ, РЕЛЬЕФОМ И МЕСТОРОЖДЕНИЯМИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы