Анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности.
Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Градостроитель-менеджер»
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Предметная область градостроительной деятельности не имеет четких границ. Законодательно градостроительная деятельность определена как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий. Градостроительный кодекс Российской Федерации также устанавливает следующие понятия: § территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения § градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов § устойчивое развитие территорий – обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений
Эти (и не только) определения свидетельствуют о многогранности и масштабности процессов, осуществляемых в рамках градостроительной деятельности. Недостаточное внимание к отдельным аспектам реализации градостроительных процессов может нанести несоразмерный ущерб настоящему и тем более будущим поколениям. Управление градостроительной деятельностью на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации и всей территории России как вид профессиональной деятельности требует своего нормативного закрепления в национальной системе квалификаций в виде профессионального стандарта.
Градостроительный менеджер – это специалист с высшим образованием способный сформировать долгосрочную градостроительную политику на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации (или его части) с целью эффективного использования имеющихся и воссоздаваемых ресурсов территории в интересах повышения уровня жизни населения. Данная задача может быть решена посредством комплексного подхода, объединяющего четыре основных компетенции: градостроительство, специализированное правоведение, экономика развитий территорий, социология. Анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности.
Основой профессиональных стандартов за рубежом является стандарт ИСО-9000, на котором базируются системы управления качеством. Процедура сертификации работников высокой квалификации является двухступенчатой. Первый раз она проводится по окончании вуза, второй – после нескольких лет профессиональной практики, в рамках деятельности негосударственных профессиональных институтов разного происхождения (профсоюзы, международные ассоциации, объединения работодателей). Характерным образом эта система проявляется в Великобритании и Германии, где советы по отраслевым навыкам (Sector Skills Councils) и система коллективных договоров (Tarifverträge) определяют профессиональные стандарты секторов экономики. Требования к профессиональной подготовке работника, таким образом, определяются национальными профессиональными стандартами, где сформулированы общие требования к компетенциям, получаемым на разных образовательных уровнях, и отраслевыми профессиональными стандартами. Современные национальные системы квалификаций, основанные на системе кредитов, принципах непрерывности и модульности, внедряются в практику с 90-х гг. ХХ в. В последнее десятилетие в развитии этих систем наметились следующие тенденции: § специальности, отвечающие за пространственное планирование городов и территорий, группируются с профессиями в сфере муниципального управления, а не с архитектурно-строительными или инженерными; § появляется возможность учитывать в перечне компетенций «неформальный» опыт работника наравне со знаниями, полученным в колледже или вузе; § профессиональные компетенции делятся на три категории: предметные, персональные и социальные; § функции специалиста в сфере пространственного планирования расширяются и включают элементы профессиональной деятельности политиков муниципального уровня, менеджера, экономиста, модератора процессов общественного обсуждения проектов развития города.
В Австралии компетенции, необходимые для планирования пространственного развития, объединены с профессиями, относящимися к местному самоуправлению (Local Government). Требования сгруппированы в три блока, из которых первые два описывают общие компетенции муниципальных служащих (обеспечение здоровья и безопасности населения, координация процессов развития и пр.), а третий – специализированные навыки градостроителя (использование геоинформационных систем, разработка транспортной политики, защита культурного наследия и пр.). Национальная рамка профессиональных квалификаций (Australian Qualifications Framework) описывает десять уровней квалификаций, а фактические требования к знаниям и умениям работников содержатся в секторальных реестрах (training packages), построенных по модульному принципу. В соответствии с политикой аккредитации вузовских образовательных программ, определяемой Планировочным институтом Австралии (Planning Institute Australia), навыки и знания разделяются на три группы. Первая описывает базовые личностные качества специалиста (владение навыками критического анализа, способность устанавливать связи между противоречивыми элементами, владение разнообразными видами презентации и умение работать в команде). Во второй описаны ключевые качества специалиста, относящиеся к организации и проведению проектных работ, в том числе их этические и юридические аспекты. В третьей обозначены сопутствующие области знаний: экономическое, средовое, социальное, транспортное планирование и дизайн городской среды.
В Великобритании для государственных служащих существует система тестов (Professional Skills for Government), разработанная в рамках деятельности Международного центра парламентских исследований, существующего под эгидой ООН (The International Centre for Parliamentary Studies). В эту систему включены группы компетенций: управление персоналом, финансовый менеджмент, клиентский менеджмент, менеджмент проектов, стратегическое мышление. В модель профессиональных компетенций введена система ценностей, включающая целостность, честность, объективность и беспристрастность. Необходимые компетенции и знания можно получить как с помощью традиционных образовательных программ по профилю Общественное управление (Public Management, Community and Local Governance), так и посредством курсов и программ дополнительного образования. Эти программы предполагают получение компетенций по таким направлениям как лидерство, электронное правительство, оценка средовых и социальных воздействий, управление человеческими ресурсами, разрешение конфликтов, ведение исследований. Образовательные программы по профилю городского и регионального планирования (Urban and Regional Planning) в Великобритании содержат следующие модули: ведение исследований, проектирование и управление местами, полевые исследования, теория и практика градостроительства, устойчивые города и сообщества, оценка климатических изменений, редевелопмент, землепользование, транспортные системы.
В США с начала 90-х гг. ХХ в. действует кодекс профессиональной этики чиновников, закрепляющий такие поведенческие правила как честность, отсутствие конфликтных финансовых интересов, беспристрастность к частным интересам, невозможность одновременной работы на другом месте и пр. Специалисты для работы в государственных органах получают образование по программе Master of Public Administration. Количество кредитов и содержание курсов отличается в разных университетах, но в общем виде сосредоточено на формировании компетенций по следующим направлениям: процесс принятия решений, управление персоналом, количественные методы оценки в BigData, лидерство и этика, стратегическое планирование, городское планирование и редевелопмент, управление финансами и экономикой предприятий, мониторинг и реализация планов развития, информационные технологии, исследование и презентация. При приеме на работу в муниципальные органы работодатели США проявляют заинтересованность в наличии у кандидатов навыков в таких сферах, как руководство изменениями: прогнозирование и конструирование будущего, управление конфликтами, ведение переговоров и создание партнерств. К необходимым личностным качествам муниципального градостроителя относят стремление к постоянному обучению, гибкость в подходах, умение работать в команде, предприимчивость, решительность, ориентированность на конечных потребителей услуг. Вышеназванные сферы знания и персональные качества требуется раскрыть в рамках сертификации, проводимой Американским институтом сертифицированных планировщиков (American Institute of Certified Planners). Она проводится в форме экзаменационного написания трех эссе, где необходимо детально описать личный опыт организации градостроительных проектов.
В России становление и развитие национальной системы квалификаций, ориентированной на стандартизацию требованиям к квалификациям в рамках определенного вида профессиональной деятельности и согласования на этой основе результатов образования, продолжается уже более 10 лет. В области профессиональной деятельности «Строительство и ЖКХ» разработан и утвержден ряд смежных профессиональных стандартов: 1) профессиональный стандарт 10.006 Градостроитель (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.03.2016 № 110н) в качестве цели вида профессиональной деятельности определяет организацию, планирование и осуществление разработки градостроительной документации, использование такой документации в процессе градостроительной деятельности для пространственного обустройства территорий; 2) профессиональный стандарт 10.008 Архитектор (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2017 № 616н) описывает квалификацию специалистов по созданию архитектурного объекта, включающего в себя творческий процесс создания авторского архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции, авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность по организации профессиональной деятельности архитекторов; 3) профессиональный стандарт 10.003 Специалист в области инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2015 № 1167н) описывает деятельность в области инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности, нацеленную на организацию, планирование, выполнение работ по разработке технической документации (проектной продукции) на строительство, реконструкцию, ремонт объектов градостроительной деятельности (включая необходимые обследования и мониторинг технического состояния), получение и использование результатов выполненных работ в процессе градостроительной деятельности, в том числе для оценки и подтверждения соответствия установленным требованиям. Таким образом, данные документы определяют трудовые функции специалистов в области проектирования для осуществления градостроительной деятельности, но не деятельность по управлению градостроительным развитием территории муниципального образования или субъекта РФ, осуществляемую муниципальными или государственными служащими – специалистами в данной области профессиональной деятельности.
Для формирования предпосылок постепенного перехода к модульной системе, а также в связи с многообразием объектов и инструментов деятельности градостроителя-менеджера, в разрабатываемый профессиональный стандарт были инкорпорированы элементы смежных профессиональных стандартов. В частности, описание действий умений и знаний в сфере градостроительных исследований, разработки технических заданий на градостроительную документацию соотносится с профессиональным стандартом «Градостроитель»; элементы функциональной карты по организации и проведению общественных слушаний и соучаствующего проектирования – профессиональным стандартом «Специалист в области медиации». Расширенные требования к знаниям в сфере социологии и конфликтологии были внесены в состав профессиональных функций в связи с наметившейся тенденцией активного вовлечения граждан и заинтересованных сторон в проекты по развитию городской среды.
При разработке проекта профессионального стандарта рабочей группой было принято решение, что требования к персональным качествам специалиста, по аналогии с зарубежными стандартами, имеет смысл выдвигать на этапе становления профессии. Это будет иметь смысл в будущем при актуализации профессионального стандарта «Градостроитель-менеджер» и смежных с ним.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |